Армения. Фрирайд и бэккантри. Февраль 2017

shitoryu Лента автора 1 Июня 2017 (17:04) Просмотров: 3397 12

Название темы такое, что многие наверное даже открывать не захотят и сразу начнут кидаться тапками, мол какой фрирайд в Армении, автор наверное со стула упал и больно ударился головой. Я конечно падал и даже головой бился много и много раз, но название темы менять не стану))

И так, поехали. В Армении я провел 2 недели, поехал, собственно, с целью найти таки пухляк и фрирайд. Заранее запланировал поездку, изучил местные горы, познакомился с нужными людьми, труда мне это все не составило, так как я сам родом оттуда, но зимой бывал там в далеком детстве. К сожалению, бюджет был ограничен, и я не смог взять в аренду машину, поэтому покатал только по трем горам и у меня все еще еще впереди.

Выложу сначала все ролики, а потом уже будет словестно-изобразительная часть.

Бэккантри на гору Тегенис, которую ошибочно путают с курортом Цахкадзор, это таки разные горы.

Бэккантри на гору Атис. Часть 1.

Бэккантри на гору Атис. Часть 2. (Северные поля)

Один раз побывал в Цахе, хотел для себя понять, что это такое и с чем его едят

В связи с тем, что многие его хают, хотел сделать максимально честный обзор.

Курорт Цахкадзор больше подходит начинающим райдерам или семьям с детьми. Для этой категории катающихся неделя, проведенная на курорте, запомнится хорошими трассами и возможностью прокачать свои навыки. Для продвинутых наиболее интересна верхняя очередь, которая из-за сильных ветров (кататься они совершенно не мешают) часто отключается, и лес, к которому ведет левый подъемник (смотрим на вершину) на видео, к сожалению, он отсутствует. И то больше 2-3 дней там делать нечего.

Резюмируя все увиденное и сказанное...

Если помимо каталки предполагается культурная программа, то неделя - полторы, проведенные в Армении, пролетят быстро и незаметно и Вы обязательно захотите вернуться сюда вновь. Если же Ваша основная цель - покататься, и Вы любите фрирайд, то стоит обратить внимание на более серьезные местные горы и обилие качественных гидов, а Цахкадзор оставьте для разминки.

Далее обзорная часть.

Бэккантри на гору Тегенис.

Гора Тегенис, одна из многих трехтысячников Армении, кстати, гуглкарты утверждают, что это та гора, на которой находится курорт Цахкадзор, но это в корне неправильно.

Собрав с вечера рюкзак и закрепив на него снегоступы, которые я взял в аренду у моего хорошего знакомого Сурена, между прочим, вице президента федерации альпинизма Армении, в 7 утра я стоял в назначенном месте и ждал своих спутников, о которых чуть позже.

На пути к вершине...

Забегая вперед скажу, что разобраться со снегоступами у меня получилось только к концу маршрута, лыжники, которые составили мне компанию то и дело ждали меня, так как сначала снегоступы тонули в рыхлом снегу, а потом отстегивались поочередно, что создавало немало проблем на пути к вершине. Однако, потом я, таки разобрался с техникой подъема, но все равно лыжи, конечно, шли намного уверенней, сноубордистам приходится со многим мириться на пути к вечному, белому и пушистому...

А лыжниками были мои новые друзья Даниэл, такой же любитель фрирайда, как и я и Геворк, гид, знающий армянские горы, как свои пять пальцев, без него, сегодняшний день был бы серым и унылым.

Геворк, безуспешно пытается запустить дрон, а у Даниэла перекур.

Первой остановкой был привал возле руин церкви, безумно красивое место и очень атмосферное:

Нечасто увидишь, как молодой человек свободно разъезжает по церкви на лыжах, но и вы не увидите, так как я не успел сфотографировать).

Где-то там вдали, между холмами, находится пик.

После 2000 м погода начала портиться, пошел снег, а пространство вокруг нас окутал туман, на жаргоне называемый молоком. К 2500 м видимость стала совсем плохой, к тому же, по пути мы увидели 2-3 самосхода (лавина, которая сходит без участия человека). Снег выпал свежий и не успел схватиться, помимо этих лавин, мы отчетливо слышали, как сходили новые, звук схода похож на эхо от выстрела, снег оседает, раздавливая воздушную подложку и под своей тяжестью скользит вниз. Несмотря на то, что нам оставалось каких-то 500 м, было решено начать спуск по живописному ущелью с выходом на пешую тропу по которой мы совершали подъем. Спуск был достойным вознаграждением после преодоления шестиста метров перепада высот. Правда, в конце, он стал совсем пологим, но тут мне на выручку пришла смекалка, я достал телескопические палки и погнал по прямой, как заправский лыжник)).

На все про все ушло 6,5 часов, из которых подъем занял 3,5 - 4 часа. Несмотря на то, что это был мой первый опыт в Армении, я смело могу сказать, что фрирайд тут есть, есть снег по пояс и глубже, есть лавины и есть отличные углы, но, чтобы все это зацепить, нужна не дюжая физическая подготовка, но мне можно сделать скидку, так как это была первая проба, которая, к тому же, заменила собой неспешные акклиматизационные прогулки. А впереди еще больше снега и острых ощущений...

Ара лер. Гора с самым армянским названием.

В далеком 2014-ом по пути на Арагац, по правую руку я приметил гору занятной, конусообразной формы. Как оказалось это и была гора с необычным названием Ара. Именно в тот момент я и решил во чтобы то ни стало посетить ее. И вот, спустя 3 года, закинув в машину сноуборд и все теплые вещи, которые оказались под рукой, я с дядей и его другом ехал в ближайшую к горе деревню Сараланж, в надежде найти там ночлег у местных жителей.

Спустя некоторое время мы сидели в теплой гостиной, единственной теплой комнате двухэтажного деревенского дома Шаво и его семьи. Комнату отапливала печь, в которую поочередно забрасывали, то полешки, то коровий помет, который, как оказалось, долго горит и дает хорошее тепло. На печке постоянно стоял чайник с чаем из шиповника, а рядом с ним варился ароматный и безумно крепкий кофе.

Фото с телефона, простите за низкое качество.

На первый взгляд сложилось ощущение, что нас ждали в гости, стол был накрыт подобающим образом, домашний деревенский сыр, выпечка, самодельное вино и водка. Не дав сказать и слова, нас принудительно усадили за стол, немедля наполнив рюмки и бокалы. Меня, конечно же, согласились принять, ни о каких деньгах и речи не шло (уходя, я тайком на столе оставил некую сумму, которую посчитал достаточной), сказали, чтобы я чувствовал себя, как у родного дяди дома, ничего не стеснялся и брал из еды все, что на столе лежит и чем, собственно питаются сами хозяева. За те сутки, которые я там провел, меня от души накормили два раза, чаще не вышло, так как я был все остальное время в горах, в перерывах же, я с хозяевами дома грелся у печки, пил и ел.

Проводив дядю и его друга, я тут же переоделся, взял с собой весь комплект снаряжения и пошел в гору на разведку. Топал вверх, пока не начало садиться солнце, после чего встегнулся в крепы и покатил вниз, в сторону деревни.

Это фото абсолютно не передает глубину снежного покрова.

Жизнь в деревне тяжелая, но люди не отчаиваются, довольны тем, что имеют. Все лето, а точнее всю теплую половину года, они впахивают, сеют, жнут, сажают, собирают, что бы потом пережить зиму. Семья показалась очень дружной, тяжелые условия сплачивают. Вечера проводили за просмотром индийского сериала, все у той же печки, все с тем же кофе, чаем и фруктами и выпечкой.

И так, в 6:30 прозвенел будильник, несмотря на то, что я ночью особо не спал, так как мысли бегали хаотично в голове, на досуге меня все старательно запугивали тем, что на горе водятся медведи, волки и кабаны, не говоря уже о змеях, а что делать при встрече с медведем я и понятия не имел, не думаю, что я смог бы повторить сцену с Ди Каприо из фильма “Выживший”. С такими мыслями я проворочался до утра, позавтракал, выпил горячий кофе и с первыми лучами солнца начал свой путь наверх. Несмотря на то, что я солидно утеплился, спустя полчаса я почувствовал, что у меня мерзнут пальцы на руках в двух парах перчаток. но чуть позже, когда солнце вошло в зенит, я почувствовал облегчение и приятное тепло, которое пробегало по всему телу, да так, что пришлось расстегнуть ворот, чтобы не вспотеть.

Моей главной ошибкой было то, что я не взял с собой никакой жидкости, Хотел подняться налегке, даже фотоаппарат оставил дома. Когда меня настигла жажда, я знал, что поедание снега меня не спасет, но все равно съел его целую горсть, чтобы хоть как-то обмануть мозг. Мои новые знакомые, рассказывали мне, что снег очень мягкий и рассыпчатый, они были тут примерно за неделю до меня. Судя по всему, именно их следы я и видел и именно им я и следовал, как потом сказал мне Шаво зря, так как если бы я взял метров на 50 левее, то спокойно бы поднялся миновав труднопроходимый лес.

Внизу деревня Сараланж, а за ней деревня Ара.

В один прекрасный момент, следы лыжников закончились, аккурат перед тем, как и начался этот самый лес. Я же решил, чего бы это мне не стоило, взойти на вершину, забегая вперед скажу, что не дошел я каких-то 200 м. перепада. Судя по GPS, я почти прошел лес, но так как на тот момент, время в пути уже составило 7 часов постоянного подъема, а глубина снега в лесу варьировалась от “по пояс” до “по шею”, еще к этому можно прибавить хороший уклон, да такой, что делая 5 шагов вверх, на 2 шага я соскальзывал, а снегоступы тонули сантиметров на 30, а то и 40, я таки заставил себя отступиться от навязчивой идеи идти дальше и решил сменить снегоступы на сноуборд.

Поднялся я с 1700 м. до 2300 м. над уровнем моря. Вершина находится на 2500 м.

Спуск по лесу также не доставил мне неописуемого удовольствия, а начался он с неминуемого падения, цепляясь за ветки, кое-как удалось встать, руками не упереться, в такие моменты чувствуешь себя беспомощным ребенком, но зато потом, попав на нетронутые склоны, я словно на серфе плавно скользил по глубокому паудеру, это ощущение нельзя передать словами и 7 часов суровых физических нагрузок окупились с лихвой. Моя мечта сбылась, я прокатился по снегу полтора метра глубиной, длинее бы склон и острее угол, эх... Всегда хочется больше того, что ты имеешь, но надо уметь довольствоваться тем, что есть и стремиться достичь большего в ближайшем будущем.

Спуск с остановкой на перекус занял около 3 часов, в конце сноуборд пришлось опять поменять на снегоступы, однако, если бы я внес все ту же поправку в 50 метров, я без проблем доехал бы до деревни. А пока, спустя день после восхождения, за бутылкой пива, я пишу эти строки и вновь переживаю те ощущения, которые испытывал тогда и, которые собираюсь испытывать и дальше.

Горнолыжные курорты сродни конвейеру, я ничуть не хочу принизить их достоинства, я посещал их, посещаю и собираюсь посещать в будущем, они помогают поставить технику и сэкономить силы, но их никак нельзя сравнивать с теми ощущениями, которые дает тебе бэккантри.

Штраф за неправильную парковку, на лобовом стекле...
Мидвед    1 Июня 2017 (21:50)   #
Пора приобретать сплитборд, и горы станут ещё более доступными. Тоже чтоль зимой в Армению сгонять )))))))))))

shitoryu    2 Июня 2017 (09:06)   #
В ближайшую зиму планирую серьезней подготовиться и поехать еще раз с компанией, присоединяйтесь. Еще достаточно много мест подходящих для отличной каталки с хорошими углами, но надо ехать на машине, что бы не зависеть от местных, быть мобильным и жить в Ереване, который находится относительно равноудаленным. Я приметил много еще отличных мест, но не хватило времени.

Сплитборд это отлично, надо копить)
Мидвед    2 Июня 2017 (13:22)   #

Банзай, на связи )))

shitoryu    15 Января 2018 (11:11)   #
В этом году планирую повторить поездку, выезжаю на машине в начале февраля.
Андрей Яновский    20 Ноября 2018 (10:04)   #
Добрый день! Подскажите, Вы с гидом катали или без? Если да, можете поделиться контактами?
shitoryu    20 Ноября 2018 (10:19)   #
Добрый день. Катал и со знакомыми гидами и один, некоторые горы знаю сам, бываю там 1-2 раза в год,Э так как от туда родом.
Вот отличный гид, лыжник, устраивает бэккантри и скитуры по всей Армении, можете смело писать ему и договариваться
Anji99    2 Июня 2017 (14:57)   #
Класс! Были тоже в феврале, снега было много!!!
mcluck    12 Февраля 2018 (15:57)   #
еще есть отличный фрирайд на Арагаце. С подъемом на снегоходах. Были в мае 2017. В этом году тоже собираемся. правда сезон там апрель-май, до апреля сложности с дорогой до места, откуда могут стартовать снегоходы
AnnaShavykina    14 Марта 2018 (19:10)   #

Добрый день! Удалось ли побывать в Армениив этом году? В каком месяце и в каких местах? Снег был?

shitoryu    15 Марта 2018 (10:07)   #
Был в середине февраля, в городе была весна +10, травка зеленая и птички пели, а в горах был снег, но надо знать куда идти и даже с какой стороны. Вас бэккантри интересует или Цах?
AnnaShavykina    15 Марта 2018 (17:24)   #
Уже не первый год ходим в Армению в лыжные походы. Но в этом году идем поздно, в конце марта и говорят, что в горах мало снега. Поэтому и интересен опыт этого года и места, которые удалось посетить.
Ссылки на наши путешествия прошлых лет:
лыжный поход
поездка с детьми

BadSanta    20 Ноября 2018 (10:58)   #

Могу порекомендовать еще отличного гида, спортсмена и просто моего друга Аро.