Прямой эфир

В Пензе появится горнолыжный комплекс за 300 миллионов рублей
Уже в который раз вижу, что в новостях о строительстве нового горнолыжного курорта указываются все возможные... Miroving 28.07.2016
Кавказ vs Альпы
ИМХО: Чегет = Ля Грав Эльбрус трассовый = Питцталь Эльбрус фрирайдный = Белая Долина Шамони У меня... DimaSto 28.07.2016
Шерегеш , ноябрь(вторая половина)... Ноябрь 2016 - Декабрь 2016 Шерегеш

Кризис не распугал горнолыжных инвесторов

Николай Проценко, Лента автора 3 Февраля 2016 (23:04) Просмотров: 3109 0
На фоне инвестиционного спада во многих отраслях российской экономики отечественные горнолыжные курорты продолжают сохранять привлекательность для капиталовложений со стороны как государственных, так и частных компаний. Внутренний туризм оказался одним из немногих сегментов, где пресловутое импортозамещение заметно невооруженным взглядом, однако растущую популярность российских курортов стимулирует не только падающий курс рубля, но и активно развивающаяся инфраструктура. После курортов Красной Поляны, получивших основные инвестиции в период подготовки Олимпиады в Сочи, новыми точками роста на  горнолыжной карте России стали еще четыре курорта – Архыз, Приэльбрусье, Кировск и Шерегеш.  

Кавказский стартап

Архыз – первый крупный горнолыжный курорт Северного Кавказа, построенный за постсоветский период, - в этом году отметит десятилетие «творческого замысла». Еще в сентябре 2006 года руководство Карачаево-Черкесии на международном инвестиционном форуме в Сочи подписало первое соглашение с екатеринбургской группой «Синара» о строительстве курортного комплекса «Архыз» в нескольких километрах от одноименного поселка, который еще с советских времен является популярным местом летнего отдыха. Общий объем инвестиций «Синары» в тот момент был определен в 78 млрд рублей.

Главная сложность в создании курорта заключалась в том, что на его будущем месте не было никакой инфраструктуры. Решение этого вопроса взяло на себя государство в рамках федеральной целевой программы «Юг России», однако из-за кризиса 2008-2009 годов строительство коммуникаций заняло больше времени, чем планировалось первоначально. Открытие первой канатной дороги в Архызе состоялось в марте 2012 года.

За последующие четыре года новый курорт стал одной из главных точек инвестиционной активности в республиках Северного Кавказа – в первую очередь благодаря созданной здесь особой экономической зоне туристско-рекреационного типа (ОЭЗ). По состоянию на сентябрь прошлого года в ОЭЗ было зарегистрировано девять резидентов, заявивших инвестиции в гостиничную и развлекательную инфраструктуру. А ключевым инвестором в собственно горнолыжную инфраструктуру является госкомпания ОАО «Курорты Северного Кавказа» (КСК). Как сообщил ее генеральный директор Олег Горчев, в 2015 году в развитие Архыза КСК было вложено около 3,3 млрд. рублей.

К нынешнему горнолыжному сезону Архыз подошел, имея порядка 14 км трасс с системами искусственного оснежения и три канатные дороги (одна гондольная, две кресельные) пропускной способностью 6600 человек в час. В конце прошлого года были открыты объекты второй туристической деревни «Лунная Поляна». Отельная инфраструктура курорта сейчас включает две гостиницы – «Романтик» на 105 номеров и «Вертикаль» на 80 номеров, объем инвестиций в последний проект составил порядка 266 млн рублей собственных вложений инвестора, без привлечения заемных средств. В сезоне 2015/2016 также планировалось открыть комплекс из 30 трехкомнатных шале формата ski-in/ski-out, однако сдача этого объекта была отложена на конец текущего года из-за неготовности подводящей инфраструктуры.  
Учитывая сложную ситуацию в российской экономике, можно сказать, что Архызу, в отличие от большинства других курортов, запланированных в рамках туристического кластера Северного Кавказа, крупно повезло. Новый курорт в Карачаево-Черкесии начал активно строиться еще до нынешнего кризиса, что позволило ему стать первым в своем сегменте претендентом на скудеющие бюджетные средства.

В ходе недавнего визита в Архыз курирующий Северный Кавказ вице-премьер Александр Хлопонин сообщил, что курорт продолжит развиваться, и средства на это заложены в бюджете. На следующем этапе планируется строительство еще одной канатной дороги на южном склоне до отметки 3000 метров, а также проектируются объекты на северном склоне – пять трасс «красной» и «синей» категории и еще одна гондольная канатка. Оптимизм властей явно основан на данных о посещаемости курорта: как сообщил Александру Хлопонину Олег Горчев, в прошедшие новогодние праздники общее число гостей Архыза составило порядка 30 тысяч человек, или на 35% больше, чем годом ранее.

Миллиард для Приэльбрусья

Вторым счастливым обладателем господдержки среди горнолыжных курортов Северного Кавказа в прошлом году стало Приэльбрусье (Кабардино-Балкария). Здесь в преддверии сезона 2015/2016 состоялось долгожданное открытие третьей очереди канатной дороги на Эльбрусе от станции «Мир» до станции «Гара-Баши» на отметке 3847 метров, которая считается самой высокой в Европе (если, конечно, считать европейской вершиной номер один именно Эльбрус, а не Монблан). Параллельно на Эльбрусе велись работы по расширению трасс и обеспечению безопасности на склонах, начавшиеся еще в 2014 году.
Объем инвестиций КСК в развитие Приэльбрусья на 2015 год был обозначен в размере 1 млрд рублей, но приход госкомпании в Кабардино-Балкарию оказался весьма непростым – этот сюжет может служить наглядной иллюстрацией всех сложностей инвестиционного процесса на Северном Кавказе.
Модернизация горнолыжной инфраструктуры Приэльбрусья началась еще в прошлом десятилетии, когда на Эльбрусе (поляна Азау) были запущены две очереди новой канатной дороги. В качестве инвестора выступил региональный бюджет, но из-за нехватки средств процесс затормозился. Новые надежды на масштабные вложения в Приэльбрусье появились с возникновением проекта туристического кластера Северного Кавказа, но на их пути встала серия обстоятельств.

Сначала, в феврале 2011 года, боевики напали на группу московских туристов, направлявшихся в Приэльбрусье, после чего курорт на несколько месяцев был закрыт в связи с проведением контртеррористической операции. А затем у руководства Кабардино-Балкарии возник конфликт с тогдашним председателем совета директоров КСК Ахмедом Билаловым, который намеревался развернуть курортное строительство на землях, традиционно используемых для скотоводства. В результате полноценное вхождение госкомпании в республику состоялось лишь в 2014 году, после того, как сменилось руководство и Кабардино-Балкарии, и самих КСК.    
Официальные прогнозы развития Приэльбрусья также весьма оптимистичны: в 2016 году здесь ожидают принять 200 тысяч туристов – для сравнения, в 2014 году курорт принял 135 тысяч человек. Но с точки зрения инвестиционного процесса, ситуация в Кабардино-Балкарии существенно отличается от Карачаево-Черкесии – у Приэльбрусья, в отличие от Архыза, по-прежнему нет «якорного» частного инвестора, и в этой ситуации вся финансовая нагрузка, по сути, ложится на «Курорты Северного Кавказа».  

Заполярный магнит

Наиболее показательный пример развития горнолыжной инфраструктуры в регионах силами крупного частного бизнеса дает Мурманская область, где несколько лет назад в качестве «якорного» инвестора в сфере туризма заявила о себе компания «ФосАгро». Один из ее ключевых активов – горно-обогатительный комбинат «Апатит» - расположен в городе Кировске Мурманской области, где по совместительству находится и крупнейший на сегодняшний день горнолыжный комплекс на севере европейской части России.

Активизация туристического потенциала Мурманской области началась после того, как ее губернатором в 2012 году была назначена Марина Ковтун, имевшая значительный опыт работы в отрасли (на протяжении ряда лет она работала в комитете по физкультуре, спорту и туризму Мурманской области, а затем в Ростуризме). Уже в конце 2013 года правительство области, администрация Кировска и АО «Апатит» подписали соглашение о намерениях по развитию горнолыжного курорта и туристическо-рекреационного кластера «Хибины».
Наиболее значимым начинанием, реализованным в Кировске в рамках этого соглашения, стало строительство двух новых подъемников – кресельного и гондольно-кресельного с пропускной способностью 1750 и 2500 человек в час соответственно. Они расположены на склоне горы Айкуайвенчорр на курорте «Большой Вудъявр», развитием которого занимается «ФосАгро» (в настоящее время общая протяженность трасс курорта составляет 35 км). Объем инвестиций составил 408 млн рублей, поставщиком оборудования выступил швейцарский производитель Bartholet Maschinenbau AG, а само строительство заняло рекордно короткие сроки – сдача гондольно-кресельного подъемника протяженностью 1615 метров состоялась в ноябре 2014 года.
Следующий туристический проект «ФосАгро» в Мурманской области - лыжный комплекс «Тирвас», включающий 3.7 км освещенных трасс и сервисную инфраструктуру – был сдан в конце 2015 года. Его реализация велась компанией совместно с администрацией Кировска – инвестиции участников проекта составили, соответственно, 27 и 10 млн рублей.

Параллельно ведется развитие транспортной инфраструктуры для увеличения туристического потока, прежде всего аэропорта Кировск/Апатиты (Хибины). В конце 2014 года аэропорт объявил о намерениях получить статус международного, для реализации этого плана «Фосагро» вложила порядка 40 млн рублей в модернизацию его инфраструктуры. В декабре прошлого года аэропорт «Апатиты» принял первый «Боинг-737» из Москвы, на котором в Кировск прибыли представители туристического бизнеса для оценки потенциала горнолыжного курорта. По оценке правительства Мурманской области, рост туристического потока на горнолыжные курорты региона в этом сезоне может достигнуть 30-50% - за две недели до Нового года в отелях Кировска было забронировано 80-90% номеров, а открытие новогодних продаж состоялось еще в августе.  

Сибирское открытие

В азиатской части России наиболее активные инвестиционные процессы происходят на горнолыжном курорте  Шерегеш в Кемеровской области. Еще в середине 2014 года курорт был включен в федеральную программу развития внутреннего и въездного туризма до 2017 года, в рамках которой на развитие курорта планировалось привлечь порядка 7 млрд рублей (в том числе 1,29 млрд из федерального бюджета, 1,23 из регионального и 4,14 – средства частных инвесторов). Сразу же после этого администрация Кемеровской области провела конкурс на составление мастер-плана Шерегеша до 2025 года, который выиграла компания «Денеба Групп», пригласившая в качестве подрядчика канадскую Ecosign. Последняя организация разрабатывала проекты десятков горнолыжных курортов, в том числе курорта «Роза Хутор» на Красной Поляне. Появление мастер-плана должно привести курорт к «общему знаменателю», поскольку до определенного момента он развивался весьма стихийно. Среди первых результатов этой работы – введение единого ски-пасса в сезоне 2015-2016.

Предполагается, что благодаря инвестициям в инфраструктуру Шерегеша туристический поток вырастет здесь в полтора раза – до 1,2 млн человек в год. До недавних пор Шерегеш воспринимался почти исключительно как курорт для жителей Сибири – из-за большого расстояния от европейской части России ожидать здесь большой поток горнолыжников из центральных регионов было сложно. Однако уже в конце 2014 года, в момент резкого падения курса рубля, операторы курорта отметили значительный всплеск спроса со стороны туристов из Москвы и близлежащих регионов. А вслед за ними интерес к Шерегешу стали проявлять новые инвесторы.
Ведущим частным оператором Шерегеша долгое время выступала компания «Каскад Курорт» бизнесмена Игоря Прокудина, президента Кузбасской топливной компании. Однако в прошлом году на курорте появился новый крупный игрок – компания «Шория-Про», объединившую группу предпринимателей во главе с известным хоккеистом Сергеем Зиновьевым. Летом 2015 года эта структура выиграла у «Каскад Курорта» аукцион на освоение 7 га земли в новом секторе «В» и заявила о планах инвестировать порядка 1 млрд рублей, построив три новые канатные дороги и отель на 150 мест. 

Еще одним новым инвестором в инфраструктуру Шерегеша должна выступить местная холдинговая компания «Кем-Ойл». В конце прошлого года она заявила о намерениях построить до 2018 года два кресельных подъемника мощностью по 2 тысячи человек в час на гору Утуя и гондольную дорогу на гору Курган длиной 3,4 км и пропускной способностью 2,4 тысячи человек в час. Тем самым в секторе «Е» курорта планируется реализовать концепцию замкнутого цикла катания. Объем вложений в этот проект пока не называется.
 
+11
Для того, чтобы оставить комментарий необходимо войти или зарегистрироваться.