+22

LeapRus 3912 и другие символы перемен в Приэльбрусье

kuba Лента автора 9 Января 2014 (15:55) Просмотров: 7729 9

Приэльбрусье — это и мама и папа нашей истории альпинизма и горных лыж не только на Кавказе, но и по всей территории Советского Союза. Это культовое место издавна притягивает людей, любящих горы и снег. Сколько поэтов, писателей, спортсменов, космонавтов, альпинистов бывали, катались в этих местах, слагали стихи и песни. А сколько легенд сложено об этой Великой горе! Начиная с Тамерлана…
 

И было очень больно, когда здесь случилась большая беда, и Приэльбрусье закрылось для туристов и горнолыжников. Но, есть ощущения, что самые худшие времена позади!

В последнее время наметилась позитивная тенденция восстановления и обновления инфраструктуры этого региона:
  • отремонтировано полотно дороги Баксан – Терскол;
  • открываются новые гостевые дома и отели с современными удобствами;
  • возводятся противолавинные сооружения на Чегете и Азау;
  • строится третья очередь канатной дороги на Эльбрус;
  • сделано, наконец, аварийное убежище на седловине Эльбруса;
  • подготавливается реконструкция канатных дорог на Чегете;
  • обновлены фасады многих домов в Терсколе;
  • наконец-то по поселку не бродят животные.
И еще делается много неброских вещей, меняющих облик Терскола в лучшую сторону.
Один из проектов реконструкции Приюта 11 и строительство 3-й очереди гондольной дороги близко к завершению
Среди прорывных проектов по обустройству Эльбруса самый значимый — строительство Эко-отеля LEAPRUS 3912. Это не новая «бочка» или очередной брутальный приют с минимумом удобств, а современное, базирующееся на высокотехнологичных инновациях жилище для экстремальных условий, полностью автономное и экологичное.
 
Я следил за развитием этого проекта с момента первого сообщения о нем. Эльбрус, хорошие новости для туристов. Горный приют LEAR на Эльбрусе. Мечты сбываются.

И вот я своими глазами увидел, как это сделано и как это работает.

ТТХ
  • Общая площадь отеля — 139 кв м.
  • Пять модулей (пятый — экологический септик).
  • Заполняемость: штатная 40 (36 гостей + 4 персонал), максимальная — 48 спальных мест.
  • Срок службы 50 лет.
  • Солнечные батареи мощностью 8,6 квт/ч.
  • Дизельный генератор 25 квт/ч.

Место
Схемы расположения LeapRus 3912

Ближайший населенный пункт — п. Терскол, Кабардино-Балкарская Республика, Южный склон Эльбруса.

Высота — 3912 метров.
Расстояние от верхней станции канатной дороги «Гарабаши» около 1,7 км и от строящейся 3-й очереди примерно в 600-700 м.

Перепад высот до Приюта11 — 220 метров.

Отель располагается несколько в стороне от трассы подъема восходителей на Эльбрус, примерно в 350-400 метрах и слегка за перегибом. Так что с трассы отель не видно. Это имеет свои преимущества — нет шума от проезжающих  ратраков и снегоходов. Но для спуска на Гарабаши придётся пройти метров триста по пологой полочке с контруклоном.

В планах есть строительство бугеля от третьей очереди гондольной дороги до отеля.

Предыстория

Горные приюты начали строить с незапамятных времен, чтобы путники могли отдохнуть или спрятаться от непогоды в горах. А с развитием массового альпинизма горные убежища, хижины, приюты, отели стали обыденными, как вокзалы.

У нас наиболее известным приютом долгое время был «Приют 11», который был построен в 30-х годах, пережил немецкую оккупацию, Советский Союз, но не перенес лихие времена 90-х и сгорел в 1998 году по дурости и разгильдяйству.


Но наступили иные времена и пришло время возрождать туризм на Северном Кавказе. ОАО «Корпорация развития Северного Кавказа», созданная в 2010 году для инвестирования в проекты различной направленности на Северном Кавказе. В рамках своей деятельности КРСК совместно с «Северо-Кавказким Горным клубом» построили в 2013 году Эко-отель LEAPRUS 3912.

Реализация проекта заняла 10 месяцев. Это можно считать рекордом.

Стоимость проекта по экспертной оценке специалистов составляет 200 млн рублей.

Его основные функции — предоставлять проживание альпинистам, лыжникам, сноубордистам и всем? пожелавшим провести время в самом высокорасположенном отеле России.

Отель представляет собой последнее слово в достижениях автономности, экологичности, энергосбережения и других отраслях высоких технологий.

Архитектура
Внешний вид отеля футуристичен и в определенных ракусах напоминает проекты марсианских станций. Это сходство ему придают иллюминаторы. Сделаны они круглыми, исходя из соображений прочности, герметичности и термоизоляции, но весьма вписались в общий архитектурный облик, в котором торжествует цилиндрический дизайн.



А ночной пейзаж уносит в космос...
 
Монтаж
Проектирование, сборку, комплектацию и монтаж производила итальянская фирма Leapfactory, которой и принадлежит идея создания подобных отелей. У нее есть выполненные объекты — бивуак Gervasutti на склонах Монблана (Курмайор).



Модули изготавливаются из композитных сэндвичей (жесткая обшивка-каркас снаружи и изнутри, термоизолятор между ними).

Первоначально детали блоков производились на фабрике Leapfactory и тут же собирались в готовые конструкции. Затем после всех доводочных операций и испытаний модули опять разобрали и отправили в Россию, для для них готовились фундаменты.
 

Монтаж производили с помощью вертолетов. Распакованные детали доставлялись к месту строительства, там уже ждали 15 итальянских специалистов совместно с нашими. Наверное, впервые с возникновения Эльбрус увидел людей в белых спецовках.laugh

 


https://youtu.be/b22TZyHrfdo

И вот работы закончены, отель открылся и принимает первых клиентов.
 
 
План и... факт 
Добро пожаловать в Эко-отель LEAPRUS 3912
Вот принципиальная схема отеля:

 



Сердцем и мозгом является неприметный технологическо-бытовой модуль.

Здесь находятся туалеты, умывальники, душевая, есть даже стиральная машинка.  Туалеты (3 штуки) отчасти напоминают самолетные.

Душевая кабинка без излишеств, но вполне комфортная. Единственно, что смущает, — что она одна. А если вечером 40 человек захотят помыться после катания или восхождения? Но, по-любому — ближе Терскола таких удобств нет.

От технологического модуля идут сливные шланги в «пятый» модуль — септик. По биотехнологиям на выходе из него должна выходить нормальная вода и твердые отходы. Учтен ли при этом окружающий температурный режим, особенно в зимнее время?

С южной стороны на модуле располагается термобак для воды. По крайней мере, при солнечной погоде он эффективен, это видно по растаявшему вокруг него снегу.


Вторая техническая половина состоит из нескольких блоков: из водотаятельного отделения (снег забрасывается прямо через люк в стене модуля), полученная вода используется для санитарно-гигиенических целей. Тут же фильтры для очистки и подготовки воды.
Далее бокс для управления электрикой, начинка для управления системой «умного дома» и аккумуляторная с инверторами и мудрой техникой. Добавлю, что система подает напряжение 220 вольт для клиентов круглосуточно, системы освещения и отопления  работают на отдельном контуре.

Немного о системе «умного дома». Она основана на обратной связи с датчиками тепла, освещенности и управляет вентиляцией (подаваемый воздух фильтруется), освещением (все светильники выполнены с применением светодиодов, в редко посещаемых помещениях с применением датчиков движения) и отоплением (системы отопления смонтированы в полу) модулей в индивидуальном порядке. Вентиляция в модулях может управляться и в ручном режиме. Это очень актуально в пургу и мороз, когда режим проветривания «дверь открой» проблематичен.

Система находится не только под контролем дежурного персонала, но и мониторится через спутниковый канал связи.

В крайнем боксе находится 25 квт дизель-генератор IVECO. Насколько я понял, он тоже должен работать в связке с «умным домом», но на данный момент взаимодействие еще не отлажено. В боксе сделана хорошая звукоизоляция и работающий дизель почти не слышен.

Для проживания гостей предназначены два модуля LeapRus Night.



Несколько странно выглядит компоновка первого жилого модуля (мне больше нравится название хижина, романтично и вернее по определению) — около пятой части занимает рецепшен.

 



Честно говоря, так ли он нужен? Зато очень интересна планировка спального отсека — в ней имеется зона релакса перед панорамным окном в торцовой части.
 

В наших «бочках» не до такого «барства». Хорошо продуман дизайн и эргономика интерьера и мебели. Используется технологии, не позволяющиеся скапливаться грязи в труднодоступных местах. Все материалы обладают антибактериальными свойствами.
Зато полный восторг вызывает «кают-компания»!

 

 Это уютная столовая-кухня с максимальным остеклением. Кроме панорамного торца с северной стороны (вершинной) вся стена в панорамных окнах. Большая площадь остекления — отличительная черта отеля. Все приюты на Эльбрусе практически минимизированы по оконным проемам в целях теплосбережения. Здесь же даже двери прозрачные. Это создает особую атмосферу позитива, общения с природой, визуального релакса вместо сумрака старых приютов.

 

Зону релакса можно использовать как двухместный номер
Вот только все остекление однослойное — насколько оно сберегает тепло? Обладает ли оно антиотпотевающими свойствами, не будет ли обмерзать? Достаточно ли ударопрочные пластиковые стекла? На все эти вопросы ответит эксплуатация в бижайшую зиму.

Несколько слов о кухне.

Не сказать, что она большая, но проектировщикам виднее. Тем более, что, насколько я понял, гостям будет предлагаться особое высокогорное меню, легко усвояемое и калорийное. Это сублиматы, изготовленные по особой технологи. Местный шеф-повар Максим обещал мне открыть секреты этой горной кухни. Приготовление пищи происходит на электрической плите/микроволновке и газовой плите.

Численность обслуживающего персонала при максимальном заполнении — четыре человека.Большое внимание уделяется пожаробезопасности модулей. Все конструкции и мебель соответствуют максимально степени огнестойкости А1.

Итог
Это очень смело назвать LeapRus отелем. По крайней мере, двухэтажным койкам и 18-местным кубрикам больше будет соответствовать определение люкс-хижина или приют повышенной комфортности. Что же должно привлекать сюда гостей? Конечно, в первую очередь комфорт.
  Многие альпинисты из Европы такой уровень считают вполне разумеющимся. Учитывая, что иногда погодного «окна» для восхождения приходится ждать несколько дней, то удобства играют немаловажную роль. Наших соотечественников, привыкших жить «за 3 рубля» и привыкших к спартанскому быту вряд ли прельстят теплые сортиры и горное меню. Однако есть люди, для которых комфорт дороже денег, — им такой уровень сервиса актуален.

Лыжники, сноубордисты? Сомневаюсь. «Горные лыжи — это комплекс мероприятий» в том, числе и вечерних апрески. Если только ночку для экзотики. Все-таки ночевки на такой высоте не прибавляют здоровья, хорошего самочувствия и восстановления организма от дневных нагрузок.

Туристы? Если иметь в виду «пальтошников», то им однозначно не рекомендуется ночевать на такой высоте без акклиматизации. Бессоница и полный набор симптомов горной болезни гарантирован. Многие даже на поляне Азау чувствуют себя неважно, несмотря на то, что это почти на 1,5 км ниже.

Тренированные путешественники, ищущие экзотики, это хорошие гости. Почему бы и не переночевать ближе к звездам на вечных снегах Эльбруса.

Стоимость за проживание с питанием — 2600 рублей (со скидкой до Нового года 1820 рублей), трехразовое питание 1200 рублей, выглядит вполне адекватной. Надеюсь, что «Северо-Кавказкому Горному Клубу» удастся поддержать высокий стандарт сервиса, ведь для многих новых аналогичных проектов это станет определенной планкой, ориентиром ниже которого не стоит опускаться.
 
Перспективы
Логичным кажется, что следующим объектом для развития инфраструктуры горных приютов станет восстановление культового «Приюта 11». Он находился на высоте 4130 метров и был оптимальным местом для начала восхождения на Эльбрус. Восстановить приют пытались несколько раз, начиная с начала 2000-х, но дальше фундамента, заложенного в 2007 году, дело не сдвинулось. И планы такие имеются.

Также есть перспективы строительства аналогичного отеля в Северной Осетии на склонах Казбека — второй по высоте вершины Кавказа, 5033 м. В планах КРСК профинансировать еще 4-5 модульных отелей вместимостью 20 человек на Северном Кавказе.


Использованы фотографии автора, Арсения Болдырева, Владимира Копылова и с сайтов www.caucasus.ru, www.elbrus1, www.woozily-studio.ru.
Большое человеческое спасибо за помощь Юлии Наумовой, Дарье Шестаковой и Михаилу — администратору LeapRus.
+22
  • 10
  • 7
  • 2
+1  
skibars22    9 Января 2014 (16:23)   #
Очень обстоятельно и интересно. Спасибо!... Все бы относились к подаче информации так внимательно и тщательно. Если даже и реклама, то интересная...
+1  
balkaria    9 Января 2014 (18:27)   #
При полном отсутствии конкурентов в классе это безусловно не реклама, а очень интересная информационная статья. Мы, кстати, с ними обсуждали как-то следующий вопрос: можно ли подниматься на одну ночевку на такую высоту в день приезда в Терскол? Есть такая экстремальная технология подъема на Эльбрус - на следующий день после приезда - на "нижнем" кислороде. Но это "практикующие альпинисты". А как для штатских?
  • 1
  • 1
0  
alxsnow    15 Января 2014 (19:54)   #
Присоединяюсь с вопросом по поводу экстремальной технологии! Пожалуйста, киньте ссылочки на соответствующие статьи, если кто знает :-)
  • 10
  • 4
  • 2
0  
Temych    10 Января 2014 (21:50)   #
Саш, все очень здорово и интересно. Но вот такой факт из личного опыта - в прошлом году в марте возвращался с Домбая. Соседом в купе оказался парень из Нальчика, зам.директора ЧОПа. разговорились о Приэльбрусье, о сложившейся ситуации. Так вот он мне сказал так : " Мы местные очень любим Приэльбрусье, но сейчас не ездим туда отдыхать из соображений безопасности" 
+1  
JIAY    10 Января 2014 (22:42)   #
 " Мы местные очень любим Приэльбрусье, но сейчас не ездим туда отдыхать из соображений безопасности"  Полная бредятина, живу 350 км, от Эльбруса. Езжу часто, крайний раз, 14,15 дек. катал на Эльбрусе, брал ски-пасс с 9:00 до 13:00, станция Мир - Кругозор, 15 спусков, примерно 36 км. полного драйва!! ВСЁ ОСТАЛЬНОЕ ВРУТ!!! 
0  
wld))    19 Марта 2014 (21:36)   #
Это не местный, это только чужой мог сказать! Ложь и клевета на регион!
  • 4
  • 5
  • 6
0  
bm    10 Января 2014 (22:33)   #
Ну конечно))) У начальника ЧОПа, вероятно, есть причины не ездить)) А вообща из Нальчика все больше и больше приезжает людей покататься, щас там это модным становиться.
 
  • 211
  • 91
  • 82
+1  
kuba    13 Января 2014 (22:14)   #
нет тут джинсы...
ведь как обычно: кто то выискивает во всем негатив, а я верю, что все движеться к лучшему...
может и не замечаю чего - то...
но горы настраивают на позитив...
ведь я там не живу и каждая встреча с горами для меня праздник, где бы они не находились...
вот теперь впереди тянь-шань, казбек, а перед этим опять кавказ...
в предвкушении)
+1  
JIAY    13 Января 2014 (23:12)   #
19 февраля 2011 г., взорвали опору на второй очереди, станция Кругозор - Мир, на Эльбрусе. Я, в это время, был в Терсколе, всё закрыли (естественно), думал, больше на Эльбрус не вернусь, ан нет, после КТО, катаю там, каждый сезон,тянет туда, на Эльбрус и Чегет!!!