На скитуре от Архыза до Домбая

Аня Ханкевич Лента автора 29 Мая 2013 (21:43) Просмотров: 3593 6

Рассказ о небольшом, но запоминающемся походе по маршруту Архыз - Домбай.

Рассказ этот не стоит считать описанием, поскольку у автора географический кретинизм в последней степени в сочетании с отвратительной памятью на названия и патологической привычкой путать право и лево…

Но, если в тексте все-таки встретили указание направления, это по ходу! Слово «орографически» слишком сложное-).

Нитка нашего маршрута выглядела так.

Архыз - ущ. реки София - Ледниковая ферма - пер. Софийское седло - р. Кизгыч - пер. БугойЧат - р. Маруха - пер. Халега - р. Аксаут - руч. Джаловчат - пер Алибек- а/л Алибек - пос. Домбай, общая протяженность 37 км.

Встречались в Невиномысске, после сборов добрались до Архыза. Дальше дорога существенно хуже, раздолбанная грунтовка, и машина должна быть соответствующая. Вверх по дороге в сторону Софийской поляны, насколько удастся заехать — зависит от состояния снега.

Надо сказать, что у нас сборы были долгие. Сначала я решила таки поехать на соревнования в Румынию, потом Алексей добирался из Поляны к нам. В итоге мы выдвинулись достаточно поздно, а еще и сезон в целом был бесснежный. Так что снега было мало! И мы добрались прямо до поляны, по пути спугнув большого такого волка, кушающего оленя. Он с явным неудовольствием прервал свою трапезу, только когда мы подъехали к нему совсем близко.

Заночевали на поляне, чрезмерно загаженной еще с прошлого лета, ведь в сезон сюда приезжают «на шашлыки».

День первый

Утром стоит низкая облачность. Но у нас есть надежда, что слой облаков заканчивается близко и чуть выше нас светит солнце… Но, если наша надежда не оправдается, будет нехорошо, поскольку съезд с перевала мы представляем лишь примерно. Mы решаем выдвинуться наверх с хитрым планом — что, если видимость в стороне спуска так и не улучшится, спустимся обратно на место ночевки, благо Юра, наш водитель, согласен ждать.

Но через полчаса выходим выше облаков, становится видна София.

Встречаем первые следы медведя, и встречать мы их — к моему неудовольствию, — будем постоянно.

С перевала открывается отличный вид на массив Кара-кая, к которому мы  и направляемся.

Видимости в следующей долине нет, но мы решаем продолжать и начинаем спуск в долину Кизгыча.

Надо отметить, что эта территория является заповедной и летом туристов сюда не пускают.

Подтверждением статуса заповедника был встреченный нами зубр. Далеко и маленький, но все же-).

Сам спуск лишь на треть был снежный. Остальную часть мы продвигались сначала по крутому кулуару, а потом вообще забурили в жуткий кустобродинг, напомнивший мне январскую школу гидов-).

Вышли на приятную поляну с домиком. Дальше предстояла переправа, особо горячие мужчины преодолели ее дважды, сделав дубль на камеру!

Вообще первый день был самым сложным для меня. Мы много шли пешком и совсем мало ехали.

После первого перевала встал концептуальный вопрос — идти в лыжных ботинках, что менее удобно, или же идти в кроссовках, а ботинки нести на себе. Парни выбрали второй вариант, они же лоси, то есть олени. Я же пошла в лыжных ботинках, хорошо, что разношенные были, иначе бы ноги точно стерла.

Несколько часов подъема по еловому лесу со слабо просматривающейся тропой, —- и мы недалеко от перевала, встаем на ночевку.

Приятный бонус — что ночуем не на снегу.

День второй

Утром на палатке толстый слой инея. Встаем пораньше, чтобы пройти побольше. Забыла сказать, что один из нас, а именно Алексей Букинич, вскоре после похода собирался участвовать в забеге на Эльбрус и ему надо тренироваться…

Но чем раньше встаешь, тем быстрее сборы! От холода прямо-таки не терпится побыстрее вщелкнуться в скитур. Непосредственно при подъеме на перевал Богуй-чат мнения разделились. Каждый пошел своей дорогой. Сергей, как истинный мастер скитура, зашел наверх по крутому жесткому снежнику траверсами в лыжах. Алексей прошел по каменной гряде слева, неся лыжи на себе — поскольку был без кошек и соскальзывал. Ну, а я выбрала самый дурацкий вариант — сначала попробовала на скитуре, нуна так и нуна эдак, но с талией за 100 на крутяках не особо приятно… При перестежке упустила вниз палку, сходила за ней и пошла по правым скалкам, которые заканчивались ровно на середине подъема. А дальше встала перед крутым жестким снежником, на котором не рекомендуется поскальзываться по причине крутизны и продолжительности. Ну, и понятное дело, что ледорубов мы не брали — экономия… Короче, не спеша, я так и ползла наверх и, если бы не Сергей, пришедший мне на помощь, — так бы и ползла до сих пор.

В итоге выяснилось, что лучше было забирать сильно левее и выходить на ребро, если соберетесь — пишите в личку, объясню подробно.

А с перевала наконец уже открылись нормальные снежные просторы. Цирк Маруха, печально известный со времен войны обилием кровопролитных сражений.

Виды — грандиозны. Во все стороны никакого присутствия человека. И со спуском тоже повезло — было рано, около десяти утра, и снег чуть отпустило, но не раскисло. Прокатились очень приятно.

А дальше переход на перевал Халега, обходя стороной Марухский ледник и не спускаясь ниже линии снега. Пожалуй, это был лучший день чистого скитура! Но вот солнце припекало невыносимо. Этот цирк вообще кажется очень перспективным для скитурных прогулок, вот только с логистикой беда.

На подъеме видели совсем интересные следы — двое молодых медведей, явно фрирайдеров в душе, дали такого дропа с надува!

Обедали на озере Патронном — еще одно напоминание о войне. При подходе на Халегу погода испортилась.

При взгляде на другую сторону перевала родилась поговорка «Аксаут — Whiteout». Спускались по «самому длинному хели проезду в районе» по заверениям Сергея, он несколько сезонов работал тут. Но, конечно, снега уже сильно меньше, чем зимой. И примерно треть перепада шли пешком, но по пристойной тропе.

Вышли к свеже-отстроенным домикам как раз в тот момент, когда начался ливень. Гостеприимные хозяева пригласили на ночь. Они сами приехали на выходные поохотиться, но им погода тоже помешала. Как и нам…

День третий

С утра шел дождь. А выходить из сухих домиков — при том, что времени и еды у нас с запасом — крайне сложное решение. В итоге до полудня мы маялись бездельем и выдвинулись после обеда. Пограничники долго разбирались с нашими пропусками, пытаясь связаться по старой рации с центром. Но в качестве моральной компенсации провели нам экскурсию в ближайшую шахту. Вообще раньше на этом месте был шахтерский поселок по добыче вольфрама, теперь одни развалины.

От погранцов надо подняться вверх ровно на 23 поворота серпантина. Но выяснилось, что у нас проблемы с математикой и по нашим расчетам это был 21-ый поворот. Заночевали поблизости, и вечером пошел снег. Для приятных вечерних посиделок разожгли костер, и я в бессмысленных попытках просушить ботинки дожгла внутренник, который уже был подпален еще на печке в Лужбе.

День четвертый

Тропа на перевал Алибек летом идет траверсом по левому борту долины. В наше время снега было уже немного, хотя буквально парой недель раньше я бы не решила траверсировать так спокойно этот склон.

Вообще этот перевал, на мой взгляд, был самым сомнительным в плане безопасности, примерно посередине подъема надо подниматься по склону, явно простреливающемуся с Сулахат…

Сам подъем идет по полке, не читающейся при подходе, но она там есть-).

Ну, и спуск не очевиден. Забирать влево по ходу не рекомендуется, там крутые склоны, где снег лежит на траве и лежит плохо. По центру вроде ручей с водопадом. В итоге мы забирали вправо, там было много кустов. Уже к часу мы спустились в альплагерь, но не сезон — кафешка с вожделенным пивом была закрыта. И машин тоже не было. В итоге финальный рывок до Домбая, — и мы снова в цивилизации, хочется нам того или нет...

Спасибо моим компаньонам за интересную прогулку.

И, конечно, моим спонсорам Columbia, Volkl, Julbo, Ortovox, RosaKhutor.

Фото участников похода.

skibars22    31 Мая 2013 (16:30)   #
Аня, тебе надо будет со временем издать книгу - сборник твоих очерков! С фотографиями обязательно! 100-пудово... Говорю, как сын опытного редактора!... smiley
Аня Ханкевич    31 Мая 2013 (17:28)   #
А ты бы знал, сколько еще материала покоится в моих архивах и ждет своего часа для выхода-))) Вот по Южной Америке например и половины не рассказано!
skibars22    31 Мая 2013 (17:31)   #

Я и говорю - это будет успех! Я сам первый возьму читать... Ещё такие фото!.. И молодёжи будет полезно. Кто ж им так ещё расскажет и покажет?.. Давай, давай, копи!.. Это дело, как вино - со временем только вкуснее и полезнее становится.

Plavnik    8 Июня 2013 (00:22)   #
да, правда интересно!!!
JIAY    11 Июня 2013 (00:12)   #
+++ Да...!!! "есть еще лыжники в наших селеньях", МОЛОДЦЫ!!! Бывал я на перевалах Кавказа, Марух, Санчар...., Ваши фото душу греют, СПАСИБО!!!