Отчёт о восхождении и первопроезде российской команды райдеров Marmot с вершины Казбека

Kir A Лента автора 24 Мая 2015 (00:07) Просмотров: 2032 19
Хочу сразу же сказать, что восхождение, да и всё время, что мы провели в районе Казбека, прошли при довольно плохой и нестабильной погоде, поэтому не ждите много красивых фото –многое из задуманного не получилось, но главную задачу мы выполнили!

Для начала – немного общей и технической информации

Казбек  потухший вулкан, высочайшая вершина Грузии и один из пятитысячников большого Кавказа, высота главной вершины 5033 м, расположен в ГКХ на границе Северной Осетии и Грузии.

По количеству восхождений и популярности это вторая вершина на Кавказе после Эльбруса.

казбек 1.jpg

Казбек 5033 м

Классические маршруты восхождения на Казбек:

- со стороны Северной Осетии, через Кармадонское ущелье;
- со стороны Грузии, от села Казбеги (Степанцминда).

С Казбекского массива во все стороны спускаются мощные и сильно разорванные ледники. На юго-восток стекает Гергетский ледник, на северо-запад с Майлийского плато в Геналдонское ущелье стекает красивым ледопадом ледник Майли, превосходящий по ширине все ледопады Кавказа.

Маршрут со стороны Грузии – самый популярный и технически несложный 2а, при этом очень красивый. Со стороны Осетии, через Кармадон – восхождение посложнее, 2а категории сложности.

Наш маршрут подъёма и спуска  по юго-восточному склону Казбека, от хижины Бетлеми, категория сложности 3б, перепад высот от базового лагеря до вершины  1300 м.

Крутизна склона:
От 4100 м нижняя треть 40-45˚;
средняя треть 45-50˚;
верхняя треть 50-52˚.

Состояние склона  снег, фирн, скальный участок около 20 м перепада с уклоном 60-70
Время подъёма  около 8 часов, спуск  около 40 мин.
Способ подъёма – скитур  от 3600 до 4100 м, передвижение в кошках 4100-5033 м.

Снаряжение – скитур, кошки, ледорубы, верёвка 50 м, набор альпснаряжения: обвязка, карабины, ледобуры, спусковое устройство.

Погода – переменная облачность, туман, ветер на предвершинном гребне до 40 м/с

казбек фото.jpg

Красным  маршрут подъёма,зелёным  спуска

Этот спуск я задумал, ещё когда в первый раз попал на грузинскую сторону Казбека, пару лет назад. И из села Казбеги, и из базового лагеря на 3600 в первую очередь видишь как раз этот красивый и логичный вариант спуска с самой вершины до хижины Бетлеми, маршрут хорошо просматривается на всём протяжении, и конечно мне захотелось узнать, кто и как здесь спускался. И с удивлением узнав, что есть только одно описание такого спуска  от австрийской команды, которая 3 года приезжала и пыталась это сделать  я понял, что у нас есть шанс сделать первопроезд!

При планировании такого рода маршрутов сразу возникают 2 главных вопроса: первый – с кем? А второй – когда? Для такого спуска желателен небольшой коллектив людей с альпинистским опытом и большим опытом фрирайда и катания по сложному рельефу.
И так случилось, что я осенью поделился мыслями о таком восхождении с Сергеем Шестихиным
гидом и фотографом из Кировска, и оказалось, что он тоже задумывался об этом маршруте, когда сходил на Казбек со стороны Кармадона! Решение было принято почти сразу после разговора решено, едем в апреле-мае 2015 года, после акклиматизации в Приэльбрусье!

И наконец, уже весной к нам присоединился третий участник – также прорайдер Мармот. Лыжник и парапланерист Андрей Абрамов. Его привлекла идея слететь с с вершины на cпидглайдере, к сожалению, в итоге так и не осуществившаяся...

Такой командой мы и отправились в Казбеги, предварительно отлично походив и покатавшись в Приэльбрусье.

Андрей Абрамов, Сергей Шестихин, Кирилл Анисимов

Второй вопрос, всегда актуальный при планировании сложных спусков – правильный выбор времени для восхождения. Снежные и фирновые склоны с уклоном 40-50 градусов опасны и лавинами, и вероятностью падения. Зимой на Кавказе, как правило, склоны от 4000 до 5000 м покрыты жёстким фирном и ветровой коркой, а свежий снег либо сдувается, либо сходит в виде лавин. Летом снега на таких высотах обычно больше, но после продолжительного периода хорошей погоды и солнца, а также ветров, образуется жёсткий фирн, местами переходящий в лёд. А после дня солнечной погоды вполне вероятны мокрые лавины, тем более что склон юго- восточный. Ситуация осложняется тем, что этот склон практически весь имеет приличный уклон, без перегибов, карманов и безопасных вариантов подъёма и спуска, в случае лавины или падения на фирне – вариантов остановиться или уйти в безопасное место в реальности нет.

Поэтому мы решили, что оптимальное время для нашего восхождения – это середина апреля- май, в крайнем случае начало июня. И в итоге наш выбор оказался правильным, ещё очень помогла затяжная, снежная и холодная весна, выдавшаяся в этом году на Кавказе. Казбеги встретил нас дождём со снегом, снег даже ложился на дорогу и не таял в течение 1-2 дней –напомню, это высота 1800 м и 14 мая! Неудивительно, что устойчивый снежный покров в такой ситуации начинался на 100 м выше храма Гергети, откуда и начинается подход к базовому лагерю. Так что почти весь путь от храма до хижины мы шли в тумане  на скитуре, с жалостью наблюдая за двигавшейся перед нами большой группой поляков, которые всю дорогу тропили по колено в свежем снегу.

Ближе к вечеру, когда мы уже вышли на ледник Гергети, туман рассеялся и мы наконец увидели нашу вершину – вся в снегу, и вроде бы, к нашей радости, без следов больших лавин и без ледяных участков... К хижине мы подошли уже в темноте…

На следующий день мы решили отдохнуть и прогуляться на скитуре на ближайший к хижине гребень, с перепадом метров 200, на вершинке которого расположена необычная часовня – что характерно для Грузии, храмы здесь можно встретить практически везде…

Долго мы просидели около часовни, пытаясь в разрывах облаков получше просмотреть маршрут... выбора у нас особого не было, прогноз обещал небольшое окно на следущий день, а затем опять период непогоды... Поэтому решение было принято однозначное – старт завтра в 6 утра, а там посмотрим, второй попытки, скорее всего, не получится…

День восхождения

Стандартная овсянка в пакетиках, чай, сбор снаряжения – и вперёд! Группа поляков ушла в 3 ночи, но мы всё-таки рассчитываем на более короткий и быстрый вариант подъёма, поэтому стартуем в 6:30. Погода пока радует  солнце, нобольшой ветер, Сергей успел с крыльца хижины сфотографировать склон с нашими вчерашними следами…

До примерно 4100 м – низа кулуара – удалось дойти на скитуре, что, конечно, здорово сэкономило время и силы. Затем – лыжи на рюкзак, сразу надели кошки, и начался длинный подъём…

Снега на удивление много, так что тропили всю дорогу по очереди, местами проваливались по колено, но чаще было 10-15 см свежего снега или корки, под ней фирн в общем, идти не очень сложно, но трудоёмко. Уклон, по ощущениям, 40-45 градусов, лавиноопасность небольшая, снег держится хорошо. Видно, что за несколько дней до нас сходили приличные лавины  язык лежит почти до 4000 м, это немного успокаивает – значит, склон всё-таки разгрузился после больших снегопадов.

Проходим кулуар, затем среднюю часть – она оказалась длиннее, чем казалось снизу – до скального пояса шли мы часов 5. За это время погода явно испортилась, солнце скрылось, переменная облачность почти всё время скрывала вершину и соседние гребни.

Временами видимость ухудшалась до 30-100 м, и стало понятно, что на красивый спуск по солнечному склону рассчитывать не придётся. Зато полностью оправдался исходный план подниматься по планируемому маршруту спуска  хотя были предложения подняться по классике, через казбекское плато, или через полку правее. В ситуации с плохой видимостью нам наверняка пришлось бы спускаться по пути подъёма  а значит, не сделать то, ради чего всё и затевалось...
Полчаса мы потратили на прохождение ключевого участка маршрута  скального перешейка, здесь пришлось немного потренировать навыки склолазания – но в кошках и с лыжами за плечами, не самый комфортный вариант. Затем остался участок около 300 м перепада до вершины, с уклоном до 50-52 градусов, видимость здесь уже совсем испортилась, и мы ориентировались по джипиэс и по отдельным камешкам…

Осталось 100 м, затем 50, вот уже прибор показывает 5000 – и тут в тумане вырисовывается контур гребня, за ним, очевидно, вершина. Я начинаю узнавать местность, в разрывах облаков просматриваются знакомые скальные ребра и кулуары. Но перевалив через гребень, мы попадаем в зону очень сильного ветра, от которого нас заслонял склон, по которому мы поднимались. И хотя вершина уже практически видна  мы понимаем, что надо валить! Ветер буквально кладёт нас на склон, с трудом мы снимаем кошки и пристёгиваем лыжи, снятая на минуту перчатка гаранирует 10-минутное отогревание замёрзшей руки...

НО ВСЁ ЖЕ – МЫ ПОНИМАЕМ, ЧТО МЫ НА ВЕРШИНЕ! ТЕПЕРЬ СПУСК!

Андрей давно оставил мысль улететь с вершины на крыле, поэтом спускаемя втроём, аккуратно, ориентируясь на подъёмные следы.

Из-под лыж ползут небольшие осовчики, местами корочка и фирн, но в целом снег на удивление отличный!

За полчаса мы сбрасываем почти 800 метров, здесь уже становится что-то видно, и мы делаем несколько фото на лыжах… снег зимний, в других условиях получились бы настоящие паудер-терны... Затем кулуар, потом склон немного выполаживается, и вот в 3 часа дня мы подъезжаем к хижине, откуда стартовали 9 часов назад…

следы на казбеке.jpg

А Казбек так и скрыт в облаках, в этот раз он нам показался совсем ненадолго…

Затем сборы, обед, прощание с хозяевами хижины и поляками – они так и не сходили на вершину, из-за погоды повернули обратно – и спуск ещё почти на полтора километра вниз –правда, с тяжёлыми рюкзаками, но всё равно, ехать – не идти, и к 9 вечера мы спустились к храму, пройдя пешком всего метров 150 перепада...

Вот такой май в этом году – давненько не помню я такого количества снега в это время!

В заключение хочу сказать, что это восхождение и спуск не получились столь красивыми и «фановыми», как хотелось бы, но это был один из тех дней, которые остаются в памяти надолго. Мы были первыми россиянами, проехавшими этот маршрут и, скорее всего, вторыми за всю истроию спусков с Казбека.
Если это не так, буду благодарен за любую информацию от тех, кто сделал аналогичный спуск или читал об этом.

Для меня этот спуск стоит в ряду первого спуска по восточному склону Эльбруса, спуска по северной стене пика Ленина и некоторыми проездами кулуаров на Кавказе – такие дни стоят сотен дней «обычного» катания, дают новое ощущение жизни и понимание величия и красоты гор…

Спасибо Сергею Шестихину, Андрею Абрамову – за отличную компанию, профессиональную работу и азарт, за красивые фото – я их выложу немного попозже, после того, как Сергей их обработает.

команда мармот.jpg

Спасибо фирме Marmot и Black Diamond и компании Mountech – за многолетнюю поддержку и отличную одежду и снаряжение!

До новых встреч в горах!

Кирилл Анисимов

Источник: snowadventure
Mr.XX    24 Мая 2015 (00:54)   #

Спасибо Кирилл!

Обалденная линия!!!!

Даже в голове не держал, что там можно съехать.

Это действительно дорогого стоит....

terminator1    24 Мая 2015 (01:09)   #
Молодцы!
ЕЖ    24 Мая 2015 (01:16)   #

Спасибо biggrin.png

Карина и ЕЖ

jul    24 Мая 2015 (11:28)   #
Заинтересовался крутизной. Гугль земля показывает вот такой профиль. 72% это много или мало?))

Mr.XX    24 Мая 2015 (11:38)   #

Однако гугль будет давать некоторые усредненные значения.

Локальная крутизна может быть намного больше

zorb    24 Мая 2015 (11:43)   #

супер! good.gif

комментарий удален
Kir A    24 Мая 2015 (17:00)   #

Народ, чтобы не было путаницы в названиях и терминологии- мы поднимались тоже со стороны казбеги и метеостанции, сейчас бывшая метеостанция называется хижина бетлеми. просто классика на казбек- это длинный траверс в полгоры, начиная от метеостанции, и заходишь на вершину практически с обратной стороны, через Казбекское плато. А наш маршрут просто от хижины в лоб.

Насчет уклонов- я привел те, что есть в описании маршрута, сами мы не меряли но по ощущениям  почти везде где то от 40 до 45, ближе к вершине может до 48.

jul    24 Мая 2015 (18:05)   #

Kir A   вс. 24 Мая 2015 (17:00)   #

Насчет уклонов- я привел те, что есть в описании маршрута, сами мы не меряли но по ощущениям почти везде где то от 40 до 45, ближе к вершине может до 48.

Гугль конечно усредняет, да к тому же у него шаг графика по вертикали и по горизонтали адаптируется под размер страницы. Вот если его попорциональным сделать будет такая картинка.

Так что это очень КРУТО! Молодцы!
skiernik    24 Мая 2015 (20:21)   #

С Горой! И красивым спуском! good.gif

Отчёт хорош... Сдержанно и мощно! smile.png

комментарий удален
4ELOVEK    25 Мая 2015 (10:54)   #

Отличный спуск!Давно засматриваюсь)))

Кирилл,но разве австрийцы  не спустились тогда?

Kir A    25 Мая 2015 (14:28)   #
Да, спустились но я вроде написал сразу что мы были первыми из россиян а не вообще первыми кто проехал этот маршрут... сорри если кого то ввел в заблуждение )))
МАУГЛИ    25 Мая 2015 (15:29)   #
Гвозди бы делать из этих людей
Крепче б не было в мире гвоздей

wink
tulenius    25 Мая 2015 (15:38)   #
yesyesyes
kot-obormot    26 Мая 2015 (14:21)   #

Поздравляю! Очень круто!

Rustam Ibragimov    31 Мая 2015 (14:11)   #
Странно, что никто его не проезжал. Т.к. я тоже смотрел и думал про него, но в этом году, то  спогодой, то с работой не складывалось. Молодцы. Поздравляю!
Vitaliy Rage    2 Июня 2015 (17:49)   #
Поздравляю. Думал в этом году тоже на эту линию сходить, но у нас в Заилийском Алатау сезон выдался великолепный - никуда ехать не пришлось. Я бы конечно слово первопроезд в заголовке поменял бы на "повтор линии". Да и ссылку на австрийцев можно было бы дать - http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id =2986