Лыжебодер!
Будь в курсе!
Отписаться можно будет в один клик

Прямой эфир

"Подснежные камни" Приэльбрусья. Интервью со Славой Руничем
Читайте комментарии маэстро в блоге (ссылка наверху), а не в форуме.   ну а нафига тогда форум?... TheSkier 03.12.2016
"Подснежные камни" Приэльбрусья. Интервью со Славой Руничем
Фельдмршал! Ну хватит уже флудить. Напишите что ли лучше про Швейцарию. А то Ваши комменты "человека... Mr.XX 03.12.2016

Первопроезд маршрута «По Лапе» на п. Молодежном (D, 5.1, E3, III)

Alex Kuzmitskiy, Лента автора 15 Июня 2015 (07:39) Просмотров: 613 11

Пик Молодежный (4147) в Туюксу — самый посещаемый в районе, особенно среди фрирайдерной братии. И это вполне объяснимо: расположен близко от города, красивый, восходить на него легко (1Б), да и наличие прямо у подножия гляциологической базы Т1 тоже способствует популярности. Летом можно подъехать практически под гору прямо на машине.

И тем удивительнее, что из десятка линий, которые просматриваются на «Молодежке», катают лишь 3-4, остальные — потенциальные первопроезды. В том числе и самая центральная линия, по, т.н. «Лапе» (висячий ледник в форме лапы зверя). Выглядит бодро, мягко говоря. Зацепила эта линия меня в прошлом году, так что решил не откладывать, а попробовать проехать. Что из этого получилось — в небольшом отчете ниже.

LAPA_line

 

 

Средний уклон в этой части горы довольно комфортный, градусов 40-45, вряд ли круче. В отличие от соседних линий слева и справа, где местами бодрые 45-50+. Благодаря висячему леднику и создается такой комфортный угол. Но если бы все так было просто… Есть 4 существенных нюанса, которые собственно и определяют эту линию.

1. Сложное ориентирование. Начав спуск ты уже не очень понимаешь где именно едешь и над какими из сбросов в данный момент находишься. Поля огромные, много плавных форм, уводящих влево-вправо. Требуется хорошая видимость и навигирование райдера наблюдателем снизу. Иначе может получиться «неаккуратненько».

2. Резкое увеличение крутизны в конце, вплоть до 90 градусов. Требуется вовремя остановится (а это не так просто — учитывая качество спуска, хочется ехать и ехать…).

3. Высокие требования к кондиции и стабильности снежного покрова. Если нет уверенности в том что снег стабилен — ехать нельзя. Инициировать лавину в нижней части спуска очень просто. Последствия очевидны.

4. Все заканчивается 30-50 метровым ледовым сбросом. Требуется спуск с использованием альпснаряжения (дюльферы на прошивках Абалакова или «самовыкрутах»).

 

Если снега много и он лежит до самого края ледника, то, ювелирно зайдя в нужную точку (есть пара подходящих мест), можно обойтись 20-30-метровым дюльфером. Но, когда снега много, сильно лавиноопаснее, да и поди ты на 50-градусном склоне подъедь точно куда нужно, учитывая что ни черта не видно и под тобой сбросы. Так что, в стандартной ситуации ориентируемся на 40-50 метров спуска по ледовым сбросам.

 

Еще на этапе планирования маршрута было принято решение ехать прямо вниз, целясь на левую треть Лапы. Там и снег ниже опускается и лед более монолитный (для дюльферов это важно) и под тобой, не дай бог что, снежный склон, а не скальные выходы. Шансы выжить есть. Хотя падение с такой высоты здоровья явно не добавит.

 

Вместе с нашей командой взошли на вершину, дальше я ребят подстраховал на их спуске и пошел к своей точке старта, готовиться. А они в это время переместились по леднику в сторону удобного места на морене, откуда хорошо просматривается вся Лапа.

На фото: Пузан офигивает от происходящего. И хотя он уже прошел альп-курс, опытный лыжник, да и катаем уже две недели в Туюксу весьма бодрые линии, но все равно, — такое ему в новинку.

 

На пике Молодежном самый сложный альпинистский маршрут — 3А к.с., ледово-снежный. Собственно, по Лапе он и проходит.

 

Можно было бы обойтись 2-3-мя дюльферами по 25-30 метров, собственно я так и планировал. Но ребята перестраховались и остановили меня чуть раньше. Наверное и к лучшему, толщина снега на льду там резко уменьшалась. Там где я остановился было 15-20 см, а там где планировал и куда пришел после одного дюльфера уже 7-10 см, то есть на пределе.

 

Так что в итоге получилось 4 куска по 25-30 метров, то есть суммарно порядка 100-110 метров дюльфера (веревка 60 метров, на спуск складывается пополам).

Высота старта — 4140, точка остановки на Лапе — 3730, конец дюльфера — 3670, конец спуска у морены — 3500.

Если оценивать по классификации фрирайд-спусков, то это D, 5.1, E3, III (общая категория, сложность спуска, риски, подходы). Общая сложность спуска, на мой взгляд, проще, но последняя секция, перед сбросами обязывает.

 

Сам спуск мне очень понравился. Сочетание сложности, фановости и общего какого-то задора — что надо. Но повторять без должной подготовки и общего понимания что делаешь не рекомендую. Это тот самый случай, про который можно достаточно уверенно сказать «если ошибешься —  умрешь».

P.S. Про классификацию фрирайд-спусков — напишу в отдельном материале, на днях.

P.P.S. Спасибо Виталику Рейджу (Алма-Ата), за то что в свое время подкинул идею «Лапы».

* * *

Текст: Алекс Кузмицкий
Фото: Алена Симонова, Иван Бетанов

 
+16
Для того, чтобы оставить комментарий необходимо войти или зарегистрироваться.
  • 1
  • 3
  +1  
skibars22   15 Июня 2015 (14:38)   #
На главном фото линия смотрится очень красиво. Но много дюльфера разрывает само понятие "линия"... Не сплошной проезд, как мы привыкли видеть на таком, относительно небольшом, перепаде. Гора красивая - действительно, просит...  Очень опасно, мне думается! Эта линия - с задержками на дюльфер, особенно. Явно больше шансов нарваться...  Снег прям-таки висит!..
  • 20
  • 2
  0  
Alex Kuzmitskiy   19 Июня 2015 (12:46)   #
На самом деле дюльфера на фрирайд-линиях давно уже не что-то выдающееся. В тех же Альпах повсеместно такие маршруты, многие из них уже являются "классиками" фрирайда. Достаточно посмотреть любой из подобных списков: http://www.lucapandolfi.com/lines/
  +1  
Volk1   15 Июня 2015 (15:44)   #

Если лед был нормальный то можно вешать дюльфер на ледовые проушины,  они очень надежны, и бросаешь только петлю.
Выкручиваюшиеся ледобуры вещь в себе, по опыту у нас они не очень выкручивались. Ну может сейчас они стали более совершенные.     

Три перестежки "на стене" в одно рыло это достойно.

  • 20
  • 2
  0  
Alex Kuzmitskiy   19 Июня 2015 (12:48)   #
Да, дюльферял на прошивках Абалакова, но лед был наипоганейший (дырчатый, плюс много включений), так что делал даже не двойные, а тройные прошивки, для надежности. Так что тут геройство скорее не сам спуск, а именно то что за часик с небольшим получилось 4 дюльфера с 10-12 прошивками. Хорошо рука набитая...
  • 41
  • 15
  • 8
  +1  
jul   15 Июня 2015 (17:52)   #
И что в итоге и ледобуров там не оставил? Или все таки оставил?
 
  • 20
  • 2
  0  
Alex Kuzmitskiy   19 Июня 2015 (12:49)   #
Только метров 15 репшнура, суммарно на 4-х станциях. 
  0  
irbes   15 Июня 2015 (23:59)   #
Мог оставить и заглушки алюминевые , с петлями. Цена копейки.
А веревка какая была? 
  • 20
  • 2
  0  
Alex Kuzmitskiy   19 Июня 2015 (12:49)   #
Веревка "половинка" 8.4 мм диаметром, 60 метров. Жаль не было 2-й)). 
  • 41
  • 15
  • 8
  0  
jul   19 Июня 2015 (13:07)   #
То есть все таки ледовые проушины?

?Ирбис, а что за алюминиевые заглушки? То, что вставляется в след ледобура?
  • 17
  • 5
  • 5
  0  
Mr.XX   19 Июня 2015 (14:13)   #

Линия красивая.

Поздравляю!!!

 

Сейчас практически все сложные линии с дюльферами - всё остальное давно раскаталиbiggrin.png

  0  
Максим Георгиевич   2 Июля 2015 (18:15)   #
Аж дух захватывает. Просто необходимейше будет когда-нибудь оказаться там.