+8

Учим ребенка горнолыжной технике — советы инструктору

isiarussia Лента автора 8 Августа 2013 (13:12) Просмотров: 1237 0
Выдержка из пособия по подготовке инструкторов,
подготовлена специалистами Национальной Лигой инструкторов


Для горнолыжных школ дети являются очень перспективными клиентами. По статистике примерно 60% клиентов службы инструкторов — дети.

Выбирая место для зимнего отдыха, родители обязательно будут учитывать наличие и качество детских развлечений, в частности, отдавая предпочтение какому-либо горнолыжному курорту, они в первую очередь, оценят службу инструкторов. Как правило, выигрывает та служба, которая имеет широкий арсенал для работы с детьми: детские игровые площадки, специально оборудованные склоны, рассчитанные на разный уровень катания, наличие в штате службы инструкторов по обучению детей, регулярное проведение анимационных занятий и праздников.

Наличие инвентаря, склонов и площадок, широкая реклама данной услуги с позитивными отзывами, а также оперативность и профессионализм административной работы — это те условия, которые необходимо создать руководству инструкторской службы, чтобы родители выбрали именно её. Но на непосредственном рубеже общения между ГЛЦ и родителями детей, а также оправдывать ожидания родителей и детей предстоит инструктору по обучению детей, а не кассиру или администратору. Если ему удастся внушить доверие к службе и к себе лично, то в следующий раз родители вновь обратятся в эту службу и к этому инструктору, а также будут рекомендовать его своим друзьям и знакомым. Следовательно, от качества работы инструктора зависит не только его репутация, но и общее впечатление от службы и курорта.

К сожалению, многие инструкторы избегают работы с детьми. Причины для этого могут быть разными:
  • нежелание или лень, так как эти занятия требуют неординарного подхода и физических сил в прямом смысле этого слова;
  • неуверенность в своих творческих силах и способностях;
  • незнание особенностей методики обучения детей;
  • незнание детской психологии (незнание, как реагировать на поведение ребёнка в разных ситуациях);
  • отсутствие опыта общения с детьми;
  • отсутствие мотивации в работе инструктора (например, если оплата труда не дифференцирована и бывает ещё и ниже чем при работе со взрослым клиентом);
Всё это провоцирует инструктора отказаться от данного вида работы.

Избавиться от нежелания или лени вряд ли возможно, но остальные причины можно устранить, если получить определённые знания. При этом не играет особой роли любовь или нелюбовь к детям, потому что трудно остаться равнодушным, когда виден результат работы, глаза ребёнка горят от радости, родители улыбаются от умиления, записываются на следующие занятия.
Нужно помнить, что занятия с детьми существенно отличаются от занятий со взрослыми. При работе с ребёнком, особенно младшего возраста, от инструктора требуется умение превращать любое действие в увлекательную игру, быть спонтанным, импровизировать. Если инструктор развил эти две способности, ему будет гораздо легче найти выход из разных ситуаций, которые будут возникать во время занятий с детьми. Более того, это поможет компенсировать неглубокие профессиональные познания в области детской психологии. Что касается опыта общения с детьми, то он будет накапливаться постепенно и придавать инструктору уверенность.

Совет: во время занятий с детьми инструктору необходимо активно включаться в процесс, так как именно его энтузиазм будет определять успех и результат обучения. Действует простая формула: интересно инструктору = интересно ребёнку.

Необходимо понимать разницу между занятиями в спортивной школе и индивидуальными занятиями с инструктором.

Основные отличия детских занятий в спортивной школе от занятий с инструктором
Характеристика Спортивные занятия Занятия с инструктором
Учебные организации Детско-юношеские спортивные школы, спортивные клубы и др. Инструкторские службы в ГЛЦ
Цель занятия Сознательное обучение определённому виду спорта с целью достижения спортивного результата Приобщение к данному виду отдыха, то есть обучение детей кататься ради удовольствия и общего развития
Систематичность занятий Регулярные занятия Как правило, нерегулярные занятия

Мы рассматриваем четыре основные функции детского инструктора:
  1. обучать катанию, развивая физические и психические способности ребёнка, при необходимости воспитывать;
  2. обеспечивать безопасность ребёнка;
  3. следить за физиологическими потребностями ребёнка (еда, питьё, туалет, защита от неблагоприятных погодных условий);
  4. опекать ребёнка, заменять ему родителей на время занятий.

Необходимо рассмотреть реализацию каждой функции отдельно.
  1. Обучать катанию, развивая физические и психические способности ребёнка, при необходимости воспитывать.
Обучение катанию — это основная цель занятия. Реализация данной цели во многом будет зависеть от возраста, физического состояния, настроения ребёнка. Развитие физических способностей будет происходить естественным образом во время выполнения упражнений, которые инструктор должен постепенно усложнять. Развитие психических способностей подразумевает формирование в ребёнке таких важных качеств, как: активность, смелость, добросовестность, дисциплина, решимость, терпение, упорство, и целеустремленность. Данные качества очень пригодятся ребёнку в жизни, инструктор словами и действиями способен повлиять на их формирование, даже, несмотря на не долговременность занятия.

Что касается воспитания, то инструктору нужно воспитывать ребёнка не замечаниями, а на своём примере: вести себя с ребёнком так, как необходимо в той или иной ситуации и в отношении к окружающим. («Золотое» правило здесь как нельзя кстати: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе.) Реализация воспитательной функции особенно важна при организации поведения детей внутри группы, а также для соблюдения общественного порядка.
  1. Обеспечивать безопасность ребёнка.
С начала и до конца занятия с детьми инструктор берёт на себя ответственность за их безопасность. Если занятие индивидуальное, то инструктор несёт ответственность за ребёнка с момента «получения» ребёнка и до передачи его родителям или администратору школы. Обеспечение безопасности напрямую зависит от организации процесса обучения.
  1. Следить за физиологическими потребностями ребёнка (еда, питьё, туалет, защита от неблагоприятных погодных условий).
Нужно обратить особое внимание на то, что дети не всегда могут самостоятельно отследить своё состояние, поэтому инструктор должен периодически интересоваться ощущениями и следить за потребностями ребёнка.
  1. Опекать ребёнка
Это значит заменить ребёнку на время занятия родителей, проводить занятия так, чтобы ребёнок не хотел уходить с него. Так, чтобы он не почувствовал фальши в вашем голосе и интонации. Ребенку и вам должна стать интересной одна и та же игра, ответы на вопросы должны не разъединять, а объединять вас. Вы должны найти с ним общие интересы.


Работа с родителями

Немаловажная часть в деятельности инструктора — работа с родителями, так как профессионализм его действий будет напрямую влиять на мнение родителей о нём и об инструкторской школе. Поэтому инструктор должен:
  • быть вежливым и внимательным;
  • вызывать доверие;
  • уметь дать обоснованную оценку уровня катания ребёнка и возможности его дальнейшего повышения;
  • быть конкретным при обсуждении организационных моментов.
Нужно учитывать, что некоторые родители ждут от занятий слишком много и сразу. Не стоит вступать с ними в спор — лучше спокойно обосновать, почему то или иное их желание невозможно реализовать в данный момент.

Читайте в следующих статьях: «Особенности занятий с детьми (подготовка, занятие, его завершение)», «Возрастные особенности развития детей», «Варианты детской анимации», «Правила подъёма с детьми на разных типах подъёмников», «Правила обеспечения безопасности детей на занятии»…
+8