В поисках настоящего Севера

george Лента автора 22 Сентября 2015 (12:28) Просмотров: 1064 3
Мое сердце стучало, я внезапно проснулась. В ужасе. Холодно, я села прямо в своем толстом пуховом спальном мешке. Я знаю звук, который разбудил меня: это рычание! До начала этой экспедиции я думала только лыжах, которые захватили мое воображение, но сейчас…

Текст: Джулия Ньювенхейс - Julie Nieuwenhuys
Фото: Каролина Вантхофф - Caroline Vanrhoff

...сейчас это уже история о белых медведях, из-за которых я не смыкаю глаз по ночам. На Шпицбергене белые медведи - это реальная опасность. На самом деле их здесь больше, чем людей (медведей около 3000), и винтовка обязательна, если вы уезжаете из города. Настораживаюсь, но в палатке все спокойно и мои спутники, кажется, крепко спят. Мой пульс замедляется.

Инфракрасная сигнализация «белый медведь» не сработала, и хаски Ярле, который сторожит нас снаружи, не беспокоится. Уфффф, ложная тревога…

Шпицберген

Кэролайн и я, две голландских журналистки без какого-либо опыта горных зимних походов, вошли в состав интернациональной группы авантюристов - лыжной экспедиции на Шпицберген. Мы в надежных руках нашего опытного гида, Тобиаса Люте. Как и мы, он совмещает свое увлечение с работой; он - горнолыжный гид и профессор университета Шур, Швейцария. Он и организовал это знакомство с дикой природой. Наша лыжная экспедиция на Шпицбергене началась со встречи и знакомства с прекрасной хаски по кличке Ярле, которая должна защитить нас от белых медведей. Она всегда на поводке, потому что обладает сильнейшим охотничьим инстинктом.

Сразу после завершения подготовки мы отправились в путь на крошечной надувной лодке. Вода во фьорде не замерзла, и мы очень быстро пересекли его - мы буквально летели по ледяному фьорду. Мы высадились в 40 километрах к северо-востоку от столицы Лонгйир, с собой у нас были двое санок ('pulkas'), на которых мы везли все наше снаряжение: две палатки, еда, три винтовки и очень немного запасной одежды. Лучше меньше, да лучше - иначе как мы будем тащить эти санки и возвращаться назад в Лонгйир целых пять дней.

В тот момент, когда мы ступили на землю, за спиной послышалось тяжелое дыхание и мы увидели мелкие брызги воды, вылетающие наподобие фонтанов. Это группа белых китов сказала нам "Добро пожаловать!" Хотя нам очень хотелось увидеть, что вокруг нас, сначала мы ставим палатку и идем в свой первый лыжный поход. А еще вырыли яму достаточно далеко от палатки, чтобы сохранить там нашу еду и удержать белого медведя на расстоянии.

Ночной перекус

Винтовка прочно привязана к моему рюкзаку, и мы выходим на яркое солнце. Хотя уже почти 9:30 вечера, время не имеет значения в этом красивом месте. Так далеко на севере, на 78 градусе северной широты и всего в 1338 км от Северного полюса, в начале мая день длится в течение 24 часов, и поэтому нет необходимости следить за часами, чтобы вернуться в лагерь до темноты. Мы любуемся бескрайними пейзажами, в которых доминируют десятки острых пиков, возвышающихся среди фьордов, как треугольные пирамиды, в резком контрасте с ясным голубым небом. Шаг за шагом мы продолжаем свой путь в полной тишине.

В этом безбрежном пространстве мы так остро почувствовали, что крепко связаны с матерью-природой и сразу расслабились. Ближе к полуночи мы добрались до вершины высотой 935 метров. Далеко внизу мы видим крошечный треугольник на льду: наши палатки. Солнце, север, на фьорд падает золотой луч света. Тобиас снимает камусы и говорит с широкой улыбкой: «Вам не надо бояться, что вы увидите чью-то лыжню. Единственный след, который вы увидите, мог оставить белый медведь.» Спуск на лыжах по целине через этот захватывающий дух пейзаж, в середине ночи, когда солнце все еще согревало мое лицо… я определенно никогда не забуду!

Исследование диких мест

Тобиас оказался мастером на все руки. Мало того, что он лыжный гид, он профессор, а еще у него есть свой собственный экологичный горнолыжный бренд под названием Grown, помимо всего прочего он организует научно-исследовательские экспедиции в несколько разных районов. За вкусным ужином из семги и картофельного пюре он рассказал об изменениях, свидетелем которых стал на Шпицбергене в последние несколько лет.

Еще недавно основным занятием людей, работающих на Шпицбергене, была горнодобывающая промышленность, но все меняется: сегодня Шпицберген ежегодно посещает более 40 000 пассажиров множества круизных судов. Из-за экстремального климата Арктики большинство живущих здесь уезжает через несколько лет. Как следствие, здесь практически нет местных жителей, и отсутствие тесного сообщества затрудняет любые структурные планы долговременной защиты этого дикого места. Но все же что-то сделать может каждый. Мы, например, решили не использовать во время нашей поездки популярные снегоходы, стремясь оставить как можно меньше следов своего пребывания в этих местах.

Холодный как лед

Ледяной ветер и температура минус 16 градусов заставляют постоянно оставаться активными. Когда мы не ходим или не катаемся на лыжах, мы катаемся на кайте, пьем много горячего чая и занимаемся арктической аэробикой. Оглядываясь назад, скажу, что это была, безусловно, наиболее экстремальная поездка, которую мы когда-либо совершали. Но мы уже планируем наше следующее приключение на Шпицберген, ведь мы теперь знаем, что нужно будет взять с собой!

Дополнительная пуховка и брюки для ношения в лагере имеют решающее значение, а еще - сухие носки и теплый спальник. Если вы предпочитаете немного больше комфорта, еще один хороший вариант - сесть на лодку, плыть вокруг побережья и начинать свои походы от берега.

Но можно получить опыт путешествий по Норвегии и без ночевок в условиях арктических холодов и ожидании визита белых медведей, например - на острове Сенья, который расположен к северу от Лофотенских островов.

Сенья Лодж

«В долине есть еще два или три лыжника», - говорит Бент, наш норвежский гид, с широкой ухмылкой, «но я ни разу не встретил их за весь сезон.» Неудивительно, что Бент – единственный гид UIGIAM на острове Сенья, где находится более 180 гор. Это второй по величине остров Норвегии, он известен как «остров приключений» или «маленькая Норвегия», и все еще относится к местам, в значительной степени не открытых туристами. Большинство лыжников отправляются в более известных направлениях, таких как Люнгенские Альпы или Лофотенские острова.

Сенья - это настоящий рай, где вы можете заняться ледолазанием, скалолазанием, каякингом, серфингом, походами, рыбалкой и, конечно, горнолыжными турами! Когда мы приехали, Бент с гордостью показал нам свой Сенья Лодж - уютный старый рыбацкий домик, который примостился прямо возле фьорда с прекрасным видом на окружающие горы. Здесь комфортно, есть собственная кухня и лодж, место идеально подходит для группы друзей, которые хотят кататься на лыжах в удивительной местности по доступной цене.

Йети

Во время нашего первого выхода Бент взял с нами своего лучшего приятеля. Тот продолжал вилять хвостом все время нашего длительного похода. Йети, аляскинский маламут, пробегает как минимум в два раза больше нашего, пока Кэролайн и я погружаемся в красивые пейзажи: мы видим белоснежные пляжи, скалистые утесы с идеальными лыжными кулуарами, ярко-зеленый мох и лазурно-голубой фьорд, усеянный судами рыбаков. Мы настолько близки к морю, что чайки летают рядом с нами, и мы ощущаем запах и соленый привкус морской воды. Поднявшись на вершину спустя несколько часов, мы наслаждались захватывающим дух видом трех разных фьордов и открытого моря. «Красиво, правда?» - сказал Бент, подмигнув. Как и мы, Йети предпочитает спуск, и носится взад и вперед, пока мы летим вниз по склонам, и трудно сказать, кто получает больше удовольствия: Йети или мы.

Голодными не останетесь

По пути домой мы прошли мимо гавани с огромной рыбной фабрикой, где покупаем два килограмма трески и полкило креветок, всё это выловили во фьорде всего несколько часов назад. Рыбалка – основной доход Сенье, здесь вылавливают массу трески, сельди, креветки и лосося. В пик сезона остров экспортирует около 150 тыс. тонн лосося. Вернувшись в лодж, мы готовим нашу рыбку, а Бент рассказывает о руководстве, которое пишет. Эта книга будет издана на английском осенью 2015 года и охватит 45 различных горнолыжных маршрутов.

После пива Бент приглашает нас вернуться в декабре, чтобы лично забрать по экземпляру изданной им книги. Он приводит еще несколько аргументов, которые убеждают нас приехать еще раз именно в декабре: мы сможем покататься в сторону фьорда под огнями зелено-фиолетового Северного Сияния, а во фьорде в это время плавают сотни касаток и китов! Нас не нужно просить дважды, мы вернемся.

Горный фестиваль Мюркляйк в Мюркдалене

Чуть дальше на юг, всего в полутора часах езды от Бергена и в двух шагах от более крупного и более известного горнолыжного курорта Восс, расположилась деревня-открытка Мюркдален. Чуть более десяти лет назад здесь были только холмы и выпас скота, но как оказалось, на самом деле здесь есть все необходимое, чтобы сделать идеальный горнолыжный курорт. В среднем здесь выпадает 8 метров снега за сезон, так что будущие инвестиции в инфраструктуру будут надежно защищены от капризов погоды и изменений климата.

Элегантная деревня выглядит так, как если бы она стоит здесь в течение сотен лет. А ведь недавно все началось с горстки домов и одного подъемника. Сначала было запланировано, что подъемник протянется еще на 300 метров вверх, но позже в план были внесены коррективы, позволившие сохранить территорию привычных маршрутов северных оленей. Сегодня это полноценный горнолыжный курорт, с превосходными широкими трассами и большими возможностями занятий ски-альпинизмом и фрирайда. В этом апреле впервые состоялся горный фестиваль Мюркляйк, программа которого включала ознакомительные ски-туры, лавинные курсы, обучение первой помощи и зимний кемпинг. Апре-ски заключалось в барбекю на солнце, концерте прилетевшей из Лондона группы, показе интересных фильмов, увлекательных лекциях и вечеринках до утра с местными норвежцами, одетыми в традиционные костюмы.

Мы приехали сюда кататься на лыжах, и наш выбор времени не мог быть лучше благодаря 20 см свежего снега, выпавшего за ночь. Неплохо для середины апреля! Мы провели время, наслаждаясь превосходным подъемом через березовый лес. А наверху - на плато, мы были вознаграждены прекрасным видом на горы с фьордами на заднем плане. Вверху мы быстро пообедали и совершили великолепный спуск, пока весенний снег еще не стал слишком мягким. После феерического спуска мы расслабились на весеннем солнышке с заслуженным местным пивом… Skål!

Ссылки:
Шпицберген
science-experience-wilderness.net/
tobiasluthe.de
grownskis.com
Arctic ski & sail: flory-kern.de/skitouring/spitzbergen-arctic-ski-and-sail
Шпицберген туризм: visitsvalbard.com

Сенья
Бент - это не только замечательный гид, он и Йети также являются замечательными хозяевами. Всего за 350 евро в сутки он поведет группу до шести человек. Всего за 40 евро за ночь на одного человека вы можете жить в его Сенья Лодж, и это, безусловно, самый дешевый и очень удобный вариант в этом районе: senjalodge.com

Хамн и Сенья это естественная гавань с абсолютно новыми, современными рыбацкими коттеджами, расположенными всего в 30 минутах езды от Сенья Лодж. Большинство гостей – рыбаки, и за 135 евро за ночь можно остановиться в номере люкс с двуспальной кроватью с частным причалом для солнечные ванны после долгой экскурсии: hamnisenja.no

Мюркдален
myrkdalen.no
fjordnorway.com

Туризм Норвегия visitnorway.com или northernnorway.com

От аэропорте Тромсе до Сенья всего 3 часа езды на машине.

Связаться с авторами можно через сайт carolinevanthoffphotography.viewbook.com
Или через ФБ facebook.com/Juulski-Carolinevanthoff-photography-ski-journalists-200031673464843
Источник: ски ру
arrant    24 Сентября 2015 (10:37)   #
ВСЕГО  135 евро за ночь...
Pokatuha    3 Октября 2015 (08:46)   #
Очень красивый отчёт! Порадовалась :)
AWolf    3 Октября 2015 (09:14)   #
Интересно, Тобиас лыжи сам делает?