26.04.2024 /
Дэйв Райдинг: Адаптация лыжного спорта к изменению климата
26.04.2024 /
Решение Церматта сильно ударило по Ларе Гут-Бехрами: что теперь?
26.04.2024 /
Юрий Бородавко: «Большунов не только Олимпиадой 2030 года интересовался, но и 2034‑го! Он стремится выступить там»
SKIGU.RU:Десятка альбомов.
SKIGU.RU:Старты Любительской Лиги
Теги не найдены
Совершенствование слаломной техники
Теги: слалом | slalom
04.11.2014
Кто знает, как много слаломных поворотов изучил главный тренер мужской сборной США Саша Ририк (Sasha Rearick) за время своей карьеры, но весной и летом прошлого года он увидел достаточно, чтобы приступить к работе над тем, что он назвал “слаломная перекалибровка” (slalom re-calibration). Согласно мнению Саши, это то, чем необходимо заняться в США, чтобы стать более конкурентоспособными в слаломе на мировой арене.
“Необходимо начать с базового уровня в спортивных школах, - говорит Ририк.- Мы должны сосредоточиться на основах.”
Ририк считает, что фундаментальные основы горнолыжного спорта и, в частности, слалома, не меняются.
Бросив взгляд назад, вы найдете Ририка, его тренеров и членов команды профессиональных горнолыжных инструкторов США (PSIA) анализирующими старые видеозаписи чемпионов разных лет: Килли, Стенмарка, Фила Марэ, Томбы, Штангассингера, Бурааса, и классифицирующими те коренные аспекты слалома, которые никогда не менялись.
Ририк определил одну цель, которая достигается благодаря соблюдению двух условий. Цель состоит в том, чтобы провести центр масс по самой короткой линии. А достигается она благодаря чистому ведению и давлению в линии падения.
Ририк поместил эти основные условия наверх пирамиды. Нижняя часть пирамиды включает принципы, которые опираются друг на друга.
Равновесие и стойка
Фундаментом пирамиды являются "равновесие и стойка". Ририк описывает лыжника находящегося в равновесии, как "пребывающего в состоянии сделать что-либо в любое время." Необходимость поддержания равновесия в трех плоскостях (профильной, фронтальной и горизонтальной) приводит лыжника к спортивной стойке. Для каждого из видов равновесных состояний: передне-заднего, бокового и вращательного есть соответствующее положение тела, которое наиболее успешно обеспечивает соблюдение равновесия. Чтобы быть сбалансированным, горнолыжник должен уравновешивать внешние силы равными внутренними. Например закантовываясь, для совершения поворота по необходимой траектории, спортсмен вынужден совершить определенные движения. Они могут быть как очевидными, типа наклона всего тела внутрь поворота, так и менее очевидными, как движения стопы внутри горнолыжного ботинка. Спортивная техника служит делу поддержания тела горнолыжника в равновесии и уравновешивания внешних сил, возникающих в поворотах.
"Дисциплинированная" верхняя часть тела
Стабильность, которую обеспечивает верхняя часть тела, имеет важное значение для всех вышестоящих частей пирамиды. Мышцы верхней части тела выполняет функцию якоря для нижней части тела. Будучи и рычагом и шарниром, своими противовращениями, верхняя часть тела обеспечивает горнолыжнику необходимую свободу. Слаломные повороты очень быстры. Полный поворот совершается менее чем за секунду, и верхняя часть тела не может быть просто невоспитанным пассажиром. Она должна быть активным участником, помогая нижней части тела равными противоположно направленными движениями в каждой плоскости.
С внешней на внешнюю
В слаломе, из-за биомеханики лыжника и физики поворота, внешняя лыжа имеет доминирующее значение. Совершить поворот не нарушив равновесия можно и другими путями, но львиная доля поворотов должна быть сделана на внешней лыже. Движение с внешней на внешнюю - навык, который необходимо приобрести молодым спортсменами. Он должен включает удержание равновесия не только при движении на внешней лыже, но и во время перехода.
Ранняя активация голени
Это фундаментальная основа, которая потребовала больших усилий Ририка и его коллектива прошлой весной. Все понимали, что это такое, но долго не могли прийти к согласию, как описать несколькими словами. На первый взгляд это то, что лучшие слаломисты мира делают с лыжами. Наперекор скорости они мягко выводят лыжу на кант, создавая прочное сцепление со склоном, в то время как другие срывают дугу.
Ранняя активация голени - движение лодыжками, которое нашли лучшие лыжники. “Ранняя” относится к цели получения ранней закантовки и раннего давления, которого можно добиться, начав поворот движением лодыжками. “Активация” - подразумевает напряженность в голени и лодыжках, которая должна быть превентивной, а не реакцией на качество сцепления кантов со склоном.
Сцепление лыж со снегом
Спортсмен может планировать, где его лыжи нарисуют свой след, но лыжи не повернут и не изменят путь лыжника без контакта со склоном. Контакт - это то, что создает поворот. На Кубке мира слаломный поворот длится всего 85 сотых секунды. Чем больше времени лыжи могут находиться в контакте со склоном, тем круче может быть его дуга, а чем круче его дуга, тем короче линия движения центра масс.
Использование палок
В горнолыжной технике хотелось бы разделения между верхней и нижней частями тела, что повлекло бы независимую работу ног и таза. Когда бы эти части тела были раздельны, тело могло бы действовать намного более ловко. Слалом уникален тем, что использование рук является техническим элементом. Когда у рук нет разделения от торса, это заканчивается тем, что они влияют на действия туловища. А по свидетельству слаломистов, которые наклоняют тело в сторону ворот, действия, которые перемещают туловище, в конечном итоге приводят к "падению" на внутреннюю лыжу.
Лыжные палки больше, чем средство для очистки траектории движения от вешек. В то время как горнолыжники не должны становиться зависимыми от палок, они должны быть опытными во многих видах уколов, касаний и размахов. Спуски с гор осуществляются на лыжах; палки помогают и позволяют горнолыжникам работать с большими амплитудами, чем если бы их руки были пусты.
Мы можем видеть, что уровни пирамиды тесно связаны и каждый из низлежащих необходим для исполнения расположенных выше. Спортсмен не может работать "с внешней на внешнюю" без "дисциплинированной" верхней части тела, которая невозможна без удержания равновесной спортивной стойки. Это то, почему 90 процентов поворотов Микаэлы Шиффрин не драматичны. Они содержат поток эффективности, опираясь на основные принципы.
Автор: Ron Kipp. USSA Alpine Sport Education Manager
Фото: Lester Keller
Статья опубликована в журнале SkiRacing 14.10.2014 года
Перевод: HappyNY
Другие статьи по теме:
16 |
Степанычъ
| ||
| ||
Степанычъ
| ||||
| ||||
merry_candy
| ||
| ||
Skimonster
| ||
| ||
Степанычъ
| ||||
| ||||
merry_candy
|
Переваливание - это без разгрузки, там опускать ЦМ между поворотами вообще нет смысла. Есть смысл, если потом оттолкнуться и сделать разгрузку, но это уже не переваливание. |
Степанычъ
| ||
А мужику так нравится, он слегка глиссирует, чтоб не разнесло., т.е не четко на кантах. Я так тоже умею | ||
merry_candy
|
Ниче не поняла. И почему это переваливанием называется у вас? |
Степанычъ
| ||
С ростом скорости наклон тела в дуге увеличивается и там наступают более сложные эффекты. | ||
merry_candy
|
Тогда получается, что он присел, чтобы ускориться, а как только ускорился, то и приседать перестал |
Степанычъ
| ||
| ||
alphavill
| ||
| ||
Jora
| ||
| ||
Степанычъ
| ||||
| ||||
Bitus
| ||
А чего меня спрашивать, спросим сразу у младшего..))) На видео с ГО-про слалом в цермате, 12-я трасса, уклон первой части- 15 град., второй-30. Прерход уклона не виден- специфика объектива го-про, но поверьте на слово- уклоны я мерял айфоном, есть такая прога в компасе. Снижение скорости на крутом - очевидно. | ||
Степанычъ
| ||||
Вот, тебе еще один совет. Воспользуйся. Может еще быстрее поедешь)) «Для фанатов спортивной техники - весь поворот выполняется после ЛПС.» | ||||
alphavill
| ||
| ||
GeorgeG
| ||||
Как будто я спорил с тем, что на крутом бывает медленнее.. нет.. как поставят. А что Витек там пампил весь положняк до крутяка? Я вообще то говорил о том, что пампинг это не та ГЛ техника, которую нужно совершенствовать в первую голову и особенно новичкам. точка статья то про совершенствование.. А Степанычу лиш бы про что. Ну, а уж потом говорил, что на КМ сие применять практически не нужно, и про положняк я говори конкретно, когда на трассе попадается несколько ворот более пологих(иногда в конце), никто на них спецом не разгоняется, ну если конечно выше не встал и не ошибся.. | ||||
GeorgeG
| ||
А тебе Степаныч, еще раз, читать внимательнее. Когда после крутяка, всего неск ворот на пологом, я ни разу не видел, или точно часто не видел, чтоб на км тут же все пампить начинали.. Даж вот в Леви где и пологих участков много скорость везде приличная, путь только длиннее на крутяке.. Разница не то что б 40 и 50.. на глаз разница меньше.. Ну вот скажи, если ты с крутого попал на 3 ворот на пологом, попытался укориться и ошибся что тебе это даст? Выгоднее просто прсокользить, скорость может и наберется, но не за счет пампинга а за счет гладгоко вырезания, см. видос с хиршером выше.. | ||
Степанычъ
| ||
она может стать выше за счет действия двух факторов -1 либо, просто,за счет перепада высоты 2-либо за счет дополнительного ускорения Пока ты будешь ждать 3-4 ворот, чтобы скорость возросла за счет перепада высот, а она может даже упасть,соперник в первых воротах на более пологом ускорится до новой крейсерской скорости. НО начало дискуссии, все таки, было связано с вопросом, что должен делать недостаточно квалифицированный лыжник , т.е едущий медленно, условно 3-й разряд, после флага:сгибать колени или , наоборот. распрямлять, Я утверждаю. что он должен распрямлять колени, если хочет освоить спортивную технику. А распрямление коленей соответствует пампингу. Поэтому и зашел разговор о пампинге. | ||
GeorgeG
| ||
Да и в разных поворотах после флага нужно делать разное, я за подготовку к разгрузке в конце поворота новичками | ||
Bitus
| ||
Сальвааг, к примеру, так пампил на пологом и до крутяка и после- просто любо дорого.. И герой Леви- Кристоферсон тоже. Да и Саня бежал -ого-го! Леви выигрывается на пологом. А проигрывается на крутом .. Разница в скорости очевидна. Иначе невозможно доехать, если на крутом будет так же быстро как на пологом. В леви еще характерно то, что верх- он совсем-совсем пологий. Как Новлянки в Шу. И крутое- не самое крутое. 27 градусов. К примеру, на видео с Витьком- 31 грд, если быть точным. Ну и разница в классе. Чем выше класс лыжника, тем с меньшей разницей он едет пологое и крутое и тем более крутое он может ехать как пологое. Но у всех есть предел. И разница тоже всегда есть. И 40 и 50 - это далеко не максимум этой разницы. И самый главный для нас практический вывод из всего этого- это то, что крутое и пологое надо ехать в принципе по-разному. На крутом скорость вынуждено надо регулировать, на пологом- добывать изо всех сил. И даже если ты абсолютно гениален и можешь крутое ехать ка пологое- тебе постановщик не даст,- крутое и закрывается круче. Если, конечно, постановщик- не дебил. (что, к сожалению, иногда встречается(((( | ||
Степанычъ
| ||||
ЧТО ДОЛЖЕН ДЕЛАТЬ ЕДУЩИЙ НЕДОСТАТОЧНО БЫСТРО ЛЫЖНИК ПОСЛЕ ВЕШКИ:СГИБАТЬ ИЛИ РАСПРЯМЛЯТЬ КОЛЕНИ,ЧТОБЫ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ СПОРТИВНУЮ ТЕХНИКУ? При чем тут перворазрядник? Третьеразрядник не собирается сейчас побеждать перворазрядника-он хочет совершенствоваться. | ||||
Bitus
| ||
Витек пампил. И даже я пампил. Пологое нельзя не пампить. Средний уклон можно. Крутой пмпить невозможно и не нужно. Все понятия крутой-пологий-средний- весьма относительны и для каждого -свои. Кто-то и 3 склон в Шукогово считает крутяяком | ||
Bitus
| ||
И почему? | ||
Степанычъ
| ||||
Квалифицированный выходит из дуги на "коротких"ногах, если это стандартная ситуация , а не пампинг, а низкоквалифицированный всегда на "длинных". если хочет стать высококвалифицированным | ||||
GeorgeG
| ||||
Что то какие то беголыжи везде получаются если так.. Не могу поверить.. У нас же горные лыжи, они с горки и так быстро едут.. | ||||
Bitus
|
Анатолий Степаныч, давайте отделим раз и навсегда два понятия- высоту ЦМ над снегом и расстояние от ЦМ до лыж. Высота ЦМ над снегом меняется именно так, как Вы говорите. А вот расстояние от ЦМ до лыж, или степень распрямления коленей- это другое дело. У хорошего лыжника это вообще в противофазе. В апексе или в линии падения- наинизшее по высоте положение ЦМ, но максимально за поворот распрямленные ноги. И наоборот. Между поворотами- ЦМ максимально высоко от снега, но колени максимально согнуты. Это если он разгоняется. Если поддерживает набранную скорость, есть момент амортизации усилий в апексах и легкое просаживание. Это, кстати, видно в в приведенных Вами выше графиках. Пампинг это когда до ЛПС ноги распрямляешь. а после- пускаешь их под себя, позволяя перекрестить траекторию лыж с траекторией корпуса и ЦМ. Если распрямлять ноги после апекса поворота, это не ускоряет, а тормозит, тем сильнее, чем круче склон. И это очевидно и можно проверить на роликах по прямому асфальту. В принципе, некоторое продолжение распрямления ног после апекса или даже флага может ускорять , если трасса имеет большой развод по горизонтали. Степаныч, если тут что-то совпадает с учением гг, это не значит, что это неверно. Что-то и у него правильно. Например, что ехать надо не задом наперед.. |
merry_candy
| ||||
Хотя, не исключено, что ссылка на тему была дана с другой провокаторской целью | ||||
GeorgeG
| ||
Концентрация только "на после вешки" и/или только на том, что делать с коленями заведет не туда по моим ощущениям. | ||