Хочу получать самое
популярное на SKI.RU
Отписаться можно будет в один клик

Главный лыжный вопрос

Не скажу ничего нового: в свое время все вставали на лыжи в первый раз. Кого-то угораздило родиться в лыжной семье, кого-то заботливые взрослые быстренько определили в спортивную школу - и те, и другие теперь катаются, не имея ни малейшего представления, как этому научились. Остальным повезло меньше - они успели вырасти, прежде чем влюбиться в снег, и теперь должны сами найти ответ на главный лыжный вопрос: как, все-таки, научиться кататься? Обращаться ли к инструктору или учиться самому, опираясь на школьный курс физики и фильмы Миллера?

Я попробую рассказать, что такое "научиться кататься" и как оно получается. Сначала немного отвлечемся. Как мы, например, ходим? Ведь каждый шаг состоит из многих скоординированных движений под постоянным контролем чувства равновесия, мышечного чувства, зрения, слуха... А мы шагаем себе, общаемся с попутчиком, сочиняем диссертацию... И вмешиваемся только для того, чтобы изменить скорость или направление.

А садясь за руль - задумываемся ли мы о движениях рук и ног, необходимых для троганья с места или переключения передач? Конечно, нет, иначе некогда будет смотреть на дорогу!

Автоматизм - одно из самых гениальных изобретений мамы Природы: если последовательность движений повторяется много раз, она обретает самостоятельность и превращается в стереотип, работающий без участия сознания. Из простых стереотипов строятся более сложные: например, шаг-шаг-поворот - это уже вальс. Разучив танец, можно больше не думать, куда ставить ногу, а посвятить внимание партнерше или, допустим, музыке.

В стереотипы "упаковано" почти 90% движений взрослого человека: гвоздь забить - стереотип, прикурить - стереотип, выпить из стакана - стереотип... Везде стереотипы! Их запуск и переключение могут происходить также без участия сознания: боксер уходит от удара, не прерывая наблюдения за соперником, а пальцы музыканта оказываются в нужной позиции сразу же, как только зрение распознает следующую ноту в партитуре.

Техника любого вида спорта - это тоже сложная система стереотипов: например, като восточных единоборств могут состоять из тысяч движений, выполняемых автоматически, без участия сознания. Техническое же мастерство спортсмена определяется количеством освоенных стереотипов, быстротой переключения и способностью сознательного вмешательства в их работу "на ходу". Иначе нельзя, ведь сознание работает медленно, да и спорт - это не только движения: соревнующийся спортсмен должен решать тактические задачи, а любитель - тащиться, т.е. радоваться своему занятию и любоваться окрестностями.

Вернемся к лыжам и посмотрим, какие там есть стереотипы. Множество! Из простых движений строятся элементы - разгрузка/загрузка, закантовка, ангуляция, знаменитый "заклон" и т.д.; из элементов составляются приемы - коньковый шаг, простые повороты, торможения. Даже ритмичная "змейка" на однородном участке склона может превратиться в сложный стереотип и выполняться без участия сознания... А если опытному лыжнику показать видеозапись спуска, в его мышцах фиксируется активность - очень слабая, но полностью соответствующая усилиям при реальной езде! Тело включается само и без всякой команды рвется в работу - вот что такое "научиться кататься" в полной мере.

Теперь подумаем, как достичь этого, и чем может помочь инструктор.

Чтобы последовательность движений стала стереотипом, мало просто повторить ее много раз, нужно также, чтобы при каждом повторении сохранялись постоянные соотношения между силами, амплитудами и длительностями отдельных простых движений. Специально для этой цели придуманы упражнения - ситуации, которые заставляют выполнять движения строго определенным образом. Читатели, которые имели удовольствие учиться музыке, помнят, наверное, сколько раз нужно сыграть гаммы и отвратительные этюды, прежде чем пальцы начнут подчиняться не голове, а зрению и слуху. Упражнения, необходимые лыжнику, можно найти в любом учебнике или фильме, но можно попросить кого-то показать их.

Чтобы контролировать правильность разучиваемых движений, нужна еще и обратная связь. У музыканта для этого есть слух, а у лыжника? Одно из двух: либо поставить телекамеру и упражняться, наблюдая свои мучения на экране, либо кто-то должен следить и командовать.

Между прочим, способность к формированию стереотипов зависит от типа темперамента: флегматики учатся медленно, им нужно гораздо больше раз повторить упражнение, зато приобретенный навык сохраняется надолго. Холерики вырабатывают стереотип быстро, но еще быстрее устают от однообразия, им необходимо часто менять упражнения. Обостренное восприятие меланхоликов позволяет им учиться очень быстро, но выработанный стереотип непрочен - уже на следующий день может оказаться, что от него ничего не осталось. Значит для эффективного изучения техники сначала нужно правильно определить тип темперамента и подобрать нужную последовательность упражнений... Ничего сложного тут нет, можно справиться и самостоятельно. А можно положиться на того, кто умеет это делать.

Случается, что какое-то ненужное движение мешает соединить уже усвоенные приемы в один: часто, например, выход из одного поворота ну никак не хочет соединяться со входом в следующий. Здесь опять два пути: можно сделать видеозапись и поискать ошибку среди многих своих нелепых движений, но можно, чтобы кто-то указал ее и помог исправить.

Кстати, кроме технических ошибок, связанных с неверными движениями, существуют еще трудности общего порядка: например, страх скорости или возможного падения, скованность от ощущения своей неловкости и т.д. Бывает, что из-за таких мелочей люди бросают занятия лыжами, хотя преодолеть все это несложно. Существуют методики на основе аутотренинга, специальные дыхательные упражнения и многое другое - каждый может изучить подходящий метод и победить свои трудности. А можно обратиться к тому, кто знает, как помочь.

Как видите, есть два способа научиться кататься: можно освоить все, что должен знать и уметь квалифицированный инструктор, а затем научить себя. Или можно найти готового квалифицированного инструктора и учиться у него. Выбирайте!

Вообще-то, можно и вовсе не учиться, а ездить себе, как ездится, топыриться, колбаситься и "получать, типа, адреналин". Но это, как говорится, уже совсем другая история.



Другие статьи автора на сайте:
Откуда берутся травмы?
Живописцы, окуните ваши кисти
Как помочь коленям?