0

Церматт, март 2005

Reports Лента автора пт. 29 Апреля 2005 (01:22) Просмотров: 439 0
Про Швейцарию вообще и про Церматт, в частности, я слышал отзывов немного, и все положительные. Но как всегда бывает, реальные впечатления ничто заменить не может. Поэтому в самом начале рассказа скажу: если есть возможность, то обязательно включите в план своих путешествий эту прекрасную страну.

Своё повествование я хотел бы условно разделить на две части. Первая - рассказ о восприятии всего путешествии, а вторая - впечатление от катания на горных лыжах.

Начну с того, что мы поехали в Швейцарию семьёй впервые. До этого пришлось побывать в Австрии, Германии, Франции, Финляндии и в нескольких стандартных странах для летнего отдыха.

Что удивило сразу в аэропорту - это отсутствие тележек в зоне выдачи багажа. То есть они есть, но чтобы их добыть, надо очень активно поработать локтями. На моих глазах в очереди за тележками произошла отвратительная сцена. В жестокой рукопашной схватке сцепились мужчина и женщина. Причем, по живой разговорной речи была понятна их принадлежность к одной из немецко-говорящих стран. Бой закончился после того, как "немец" треснул свою оппонентку в ухо. Та немного посопела, а потом опять встала в очередь. Пришлось проявить благородство и пожертвовать своей только что добытой телегой в пользу побитой фрау. Это было очередным подтверждением того, что в Европе часто отсутствует бережное отношение со стороны мужчин к женщинам и со стороны всего взрослого населения к детям и старикам. Очень часто нам приходилось сталкиваться на подъемниках с тем, что взрослые тетки наперегонки несутся занять место по головам маленьких детей, а здоровые парни крайне редко и неохотно уступают место пожилым.

Одной из особенностей поездки было то, что нам надо было добираться до Церматта на поезде самостоятельно. Как я понял, это самый распространенный метод передвижения в этой стране. Повторно добыв дефицитную тележку, мы вышли из зоны прилета. Кстати, тележки в аэропорту Женевы бесплатные и рассчитаны на то, что с ними можно перемещаться по ступенчатому эскалатору. По указателям определили, куда идти на железнодорожный перрон. По пути сразу поменяли деньги на местные франки. Надо отметить, что это был очень правильный шаг. У вас без проблем почти везде примут доллары, евро, карточку, но при этом курс пересчета будет менее выгодным, чем, если поменять деньги в банке. Пример такой: при обмене евро франки в банке дают по курсу 1,51, при расчете же в ресторане или магазине наличными евро или карточкой вам посчитают по курсу 1,4.

Увеличить Увеличить
Поезд для бедных: 2 класс, 2 этаж
Поезд на Горнеград: здесь на автомобиле не проехать точно

Платформу с поездом нашли очень легко. Поезда в Швейцарии - это тема отдельной песни. Я её петь целиком не буду, скажу кратко. Даже если вы не владеете никаким языком, кроме русского, а просто умеете сравнивать написанные слова и понимать картинки, то вы смело можете путешествовать на поезде по всей Швейцарии. Благо, сеть железных дорог в ней превосходит по своей разветвленности автомобильную. Во многие места на машине доехать нельзя в принципе, а на поезде - без проблем.

Увеличить
Горнеград

Путь от аэропорта до отеля со всеми пересадками и ожиданиями занял у нас 4 часа.

К полезным советам можно отнести:

  • Полфранка - очень маленькая, но ценная монетка, если сравнивать её размер и платежеспособность;
  • 2 франка и 5 франков тоже представляют ценность. Во многих местах тележку для багажа можно взять, только оставив в залог эту монетку. После того, как тележку вернешь на место её штатной "парковки", монетку можно забрать.
  • Все поезда имеют первый и второй класс с курящей и некурящей зонами. Эта информация изображена на вагоне. Первый класс, конечно, просторней, но и второй очень даже неплох.
  • Билет можно купить прямо в поезде у кондуктора. В каждом составе обычно два кондуктора. Они очень важные, но приветливые. Продают билеты так, как будто заняты реализацией бриллиантов. У них можно узнать всю интересующую информацию по маршруту следования и пересадкам.
  • Очень удобно пользоваться справкой в кассах. Называете пункт, куда хотели бы попасть, и вам выдают карточку, на которой прописан весь маршрут самым подробным образом.
  • В поездах можно перекусить, и, конечно, в них есть туалеты.
Добравшись до Церматта, мы позвонили с вокзала в отель, чтобы нас встретили. Для этого на перроне существует бесплатный телефон.

Жили мы в отеле 3* Primavera. Если двумя словами, это не отель, а классический хаус. В таких обычно происходит размещение в Австрии. Условия нормальные, кроме одного момента. В этом году нам катастрофически не везло со ски-рум. На Новый год в Мерибеле в отеле Les Pistes в комнате для хранения лыж были запирающиеся шкафы, но не было сушилки для ботинок. Представляете наше удивление, когда в Церматте мы столкнулись с тем, что в ски-руме не было даже вентиляции.

Приходилось, как и в Мерибеле, таскать ботинки в номер и каждый раз вынимать из них вкладыш для просушки. Это, мягко говоря, раздражало.

Увеличить
Кляйн Маттерхорн

В Церматте три зоны катания: Роторн, Горнеград и Кляйн Маттерхорн. Наш отель был расположен в пяти минутах ходьбы от подъемника на Роторн. Обычно мы поднимались в эту зону катания, а потом перебирались на Горнеград. Несколько раз ездили на Кляйн Маттерхорн.

Сам Церматт, в частности, и Швейцария вообще очень понравились. Не могу объяснить, почему, но атмосфера вокруг - намного более позитивная и умиротворенная, чем в других странах, где мне пришлось побывать. Мы поклонники только активного отдыха: "если горы - то с утра до вечера кататься, если море, то плавать только около буйков". Никаких музеев, аквапарков и других туристических мест не посещаем, так как времени жалко. Всегда хочется ещё раз скатиться по понравившемуся склону или проплыть по свободной воде вдали от прибоя. Но после этой поездке нам впервые очень захотелось приехать ещё раз не для катания на лыжах, а просто для пассивных прогулок по стране.

Церматт - очень милый и чистый городок, где трогательно соседствуют деревянные постройки столетней давности и новые отели. Автомобилей нет. Все и всё перемещается на электромобилях. По этой причине воздух девственно чистый.

Соседство нового и старого. Увеличить Местный транспорт. Увеличить
Соседство нового и старого
Местный транспорт

Впервые испытал наслаждение от прогулок по населенному пункту независимо от времени суток и погоды. В хорошую погоду и Москва может показаться райским уголком. А вы попробуйте прогуляться вокруг дома вечером во время дождя. Так вот в Церматте у вас настроение во время прогулки по городу будет хорошим всегда.

Увеличить Увеличить
Церматт
Старые постройки Церматта

Наших соотечественников немного, но, тем не менее, в некоторых ресторанах вам могут предложить меню, написанное на русском без ошибок. В поезде нас обслуживал темнокожий разносчик бутербродов, который очень хорошо, с небольшим акцентом, разговаривал по-русски. Встречались мы и с несколькими официантами из России. Даже на крупном станкостроительном заводе, где мне пришлось побывать за время поездки, меня встретили хорошим разговорным русским языком. Отношение, как везде в туристических местах. В основном, хорошо и очень хорошо, но можно натолкнуться и на негатив. Впрочем, честно говоря, наш негатив ограничивался тем, что пару раз пришлось долго ждать счет, и в одном ресторане (4*) нас безобразно обслуживал русский официант, который сначала умудрился принести вместо свинины оленину, а потом чужой счет.

Хочу сказать ещё несколько слов о том, ради чего мы, собственно говоря, ехали в такую даль. О горах и катании на лыжах.

Трассы готовят достаточно хорошо. Очень много снега было накидано заранее. Хотя снега, в принципе, было маловато. Разнообразие и количество трасс я бы оценил в сравнении с Австрией и Францией, как среднее. Склоны есть на любой вкус, особенно, если учитывать период катания в конце марта. Все-таки многие места обычно к этому времени не функционируют. (Этот год, наверное, можно считать исключением.) Первый раз столкнулся с желтой маркировкой трасс. Так, оказывается, обозначается трасса, по которой никогда не ездит ратрак. Думаю, что это должно очень понравиться поклонникам могула. Бугор на бугре. Таких бугристых "желтых" горок, на мой взгляд, было намного больше, чем желающих "поубиваться" на них.

Увеличить Увеличить
Одна из желтых трасс
Указатель трасс

Маркировка трасс - нечто среднее между очень понятной австрийской и загадочной французской. То есть в Церматте на схемах и развилках трассы пронумерованы, но на протяжении самого склона стоят только цветные палочки. Пару раз из-за этого свернули ошибочно.

Увеличить Увеличить
Маттерхорн и наши
Одиночество на склоне

За две недели пребывания мы покатались везде. Порадовала возможность спуска до самого низа. Хотя в последние дни это стало малоприятно из-за отсутствия снега на нижних участках горы. Выделить какую-либо трассу не возьмусь, так как всё зависело от погодных условий. Погода было разная. Процентов 70 - прекрасная (+5, солнце), 20% - пасмурно, 10% - дождь внизу, а на склоне туман.

Увеличить Увеличить
Склон
Вид из нашего окна

Лыжи везли свои, поэтому о прокате не расскажу. Но такое впечатление, что он, как везде в Европе. Несмотря на то, что катались мы много и везде, лыжи сохранили без царапин. Камней на склонах практически нет. Ски-пасс стоит столько же, как на Три Долины (т.е. в относительном отношении дороже, так как в Трех Долинах зона катание намного обширней). Порадовало, что ребенок бесплатно. При покупке ски-пасса на ребенка, как и везде, могут попросить документ, подтверждающий его возраст. Фото на ски-пасс не надо. Бесплатно фотографируют прямо около касс. Ски-пасс магнитный. Ски-бас, как ему и положено, - бесплатный и битком набит народом. Можно перемещаться на такси (как делали мы, если ехали на Кляйн Маттерхорн). Стоит это удовольствие от двух до четырех франков с человека, в зависимости от расстояния и человеколюбия таксиста.

Увеличить
Самый распространенный способ транспортировки лыжников. Скотовозка...

Подъемники утомили. Большинство из них - стоячие вагоны на 50-150 человек. Я их про себя называл "скотовозки". Если вы желаете поиграть в детскую игру "Последний автобус", в которой участвуют взрослые здоровые люди разных национальностей, вперемешку со стариками и детьми, но все "вооруженные" лыжами и палками, то это самое подходящее место.

Мягкие креселки с закрывающимся прозрачным колпаком есть, но немного. Курсируют ещё поезд на Горнеград и метро на Роторн. Но все равно времени на подъем тратится достаточно много. Например, чтобы добраться до Кляйн Маттерхорна, у нас уходило 1 час 30 мин. с учетом стояния в очередях и подъемов. Потом мы, конечно, выбрали более удобные маршруты и не ломились со всей толпой. Особенной загруженности на склонах не было. Основная давка происходила на больших пересадках при всеобщем утреннем восхождении.

Увеличить Увеличить

Маттерхорн во всей красе

Стоит упомянуть пик Матерхорн. Я хоть и не романтик, но могу сказать, что он впечатляет. В Церматте просто культ это горы. Её изображение везде, где только возможно. Уже после поездки я обратил внимание, что на достаточно популярном у нас шоколаде Тублерон тоже красуется изображение Матерхорна.

Еда на горе по качеству - нечто среднее между едой в Австрии и Франции. Могут покормить вкусно и недорого, а могут чай из пакетика и сухой бутерброд продать по цене небольшого ужина.

Увеличить Увеличить
Скромный обед на Шварцзе
Уход в астрал

В самом городе общепит понравился, хотя в хороших местах надо заранее резервировать столик, иначе в "горячие" часы, когда все идут ужинать, можно остаться голодным. После 20-00 места есть почти везде. Мы нашли для себя ресторан «Дерби». Он расположен на центральной улице недалеко от вокзала. Держат его итальянцы. Мы с ними очень сдружились. Кормят достойно. Крайне внимательны и приветливы. Меню на русском языке.

Для экстрималов и поклонников Америки на этой же центральной улице есть МакДональдс. Туда мы не ходили, но там всегда была такая же толпа голодных, как и в Москве. Все-таки видно правду пишут, что в Биг-Маки добавляют наркотики.

В городе много чайных, где можно выпить горячий напиток с чем-нибудь вкусненьким и вредненьким. Огорчает то, что они в большинстве своем закрываются в 19-00.

На каждом углу продаются швейцарские часы и шоколад. Часы процентов на 20-30 дешевле, чем в Москве, особенно, если не забыть про Tax-Free. Мы этим успешно воспользовались и купили часы, которые подобрали ещё в России. Этой модели, правда, в наличии в магазине Церматта не было. Нам пообещали привезти её в течение двух дней. В результате доставили ровно через неделю. Такая вот швейцарская точность.

Увеличить Увеличить
Церматт. Местный житель
Подснежники Церматта. Если приглядеться, увидите велосипеды, оставленные ещё осенью

В увеселительные заведения не ходили, так как были с ребенком семи лет. Судя по вывескам, они присутствуют, но малозаметны. Сумасшедшего и разгульного апрес-ски, как в Австрии, нет. В основном, все чинно и достойно. Хотя, может быть, я чего и не увидел, так как с 22-00 до 6-30 я всегда очень крепко сплю.

В качестве резюме хотелось сказать следующее.
С точки зрения катания Церматт - место неплохое. Но ехать туда можно именно для разнообразия и наслаждения Швейцарией. Особенно, если учесть круглогодичную гарантию снега на Кляйн Маттерхорне. Поражает чистота природы и окружающей среды.

Цены, в принципе, - средние и выше средних. Другими словами, крайне экономно съездить вряд ли получится. Мы на семью (два взрослых и ребенок) за две недели потратили с учетом билетов, проживания и др. около 7 тысяч евро. Но, во-первых, решение о поездке было принято в последний момент, и экономный вариант искать не было времени. К тому же, в этот период была католическая Пасха, и всё было забито. Во-вторых, мы немного больше необходимого тратили в ресторанах. Если бы поездку организовывали заранее, то, конечно же, искали бы апартаменты.

Швейцария - прекрасная и сказочная страна. Буду теперь постоянно мечтать посетить её вновь. Причем необязательно с целью катания на лыжах.

На следующий год, скорей всего, в Церматт не поедем, так как в планах - повторное посещение Мерибеля и дебют Ишгля. Все-таки красота красотой, а в горы мы ездим ради катания на лыжах.

Даты поездки: 19-26 марта 2005 г.

Удач на склоне,
R.K.

Другие статьи автора на сайте
Мерибель 2005
0