0

Механическая пьеса для кипящего чайника

Reports Лента автора 22 Марта 2006 (03:28) Просмотров: 420 2
Часть третья


Часть первая здесь

От механизма к душе

Понятно, что за неделю исследовать турвозможности Банско и его окрестности невозможно, особенно если учесть, что из полных шести дней пять проводишь на горе. Но, возможно, читающий эти строки, будет ровно в таком же положении, а значит, они небесполезны.

Сам городок с его дымами, почти отеческими (не путать со «сладким» Отечества!), узкими улочками, заборами-мегалитами, зазывающий по вечерам огоньками механ, шипящими тушами на вертелах перед входом, трепещущими языками каминного пламени в чистых низких окнах и какими-то еще земными, а не столично-марсианскими витринами, - одним словом, просто Банско какое-то!


Банско. Вид из города на высшую точку Пирин, пик Вихрен, 2914 м По ком звонят колокольчики? Лавка старьевщика в Банско
Банско. Вид из города на высшую точку Пирин, пик Вихрен, 2914 м
По ком звонят колокольчики? Лавка старьевщика в Банско

Но в воскресенье на нас не хватило прокатных бордов, и я отправился на экскурсию по маршруту: Рупите (дом Ванги) – Роженский монастырь – Мелник.

Экскурсия, как и все в Болгарии, за исключением ее сервильного правительства, оказалась немного утомительной из-за дальней дороги, но очень простой, милой и в то же время абсолютно трансцендентной, уносящей за пределы увиденного.

По картинке – ничего особенного, по информации – тоже. Наш гид, милая улыбчивая Севда, очень старалась нас развлечь в долгой дороге, но делала это без натуги обязательств, чему способствовал чуть исковерканный неправильными падежами русский, природное обаяние и неторопливый водитель.

Признаться, половину ее рассказов я прослушал, больше наблюдая окрестности, и включал внимание на полную только во время ее оценок современного состояния Болгарии. Развалив промышленность и сельское хозяйство, местные власти не без влияния извне превратили Болгарию в эдакое морально-поведенческое СПА ООО. В территорию оттяга для отягощенных политкорректностью западных туристов. Особо оттягиваются здесь англичане, за ними, говорят, идут австрийцы. Ну а русские, сами знаете, они везде оттягиваются, - просто живем мы так, оттяжно. И этим мы, как оказывается, близки неполиткорректным болгарам, которые не стесняются поносить турок и прочих мусульман и, несмотря на приказы правительства, продолжают любить «дорогих россиян». А вот англичане от обильной вкусной и дешевой еды, копеечного бухла и общей теплоты населения здесь просто шалеют. Когда наш Николай, играющий роль московского жиголо, фотографировался с невзрачной в школярских очечках островитянкой, я успел спросить у нее, как мол, тут, в Банско. На что она сумела только визгнуть и тупо повторять «nice-nice-nice!». Вот оно, простое альбионское счастье.

Но я опять отвлекся на пищеварение. Вернемся к духовной пище.


Рупите

Ванга, баба или бабушка Ванга (для тех, кто не знаком, реальная(!) ясновидящая) переехала сюда уже под конец своего земного пути. Место она указала сама, сознательно выбрав жизнь на вулкане – и это тоже буквально. Рупите расположено в кратере вулкана, и не сказать, чтобы совсем погасшего. Здесь бьют горячие сероводородные ключи, которые на участке пророчицы образуют несколько небольших заводей. Ванга, в отличие от многих пророков, игравших и продолжающих играть на многозначности и туманности пророчеств, говорила о будущем и прошлом людей и стран абсолютно конкретно, как будто перехватывала чьи-то радиопередачи, не всегда понимая смысл услышанного. Как, например, в случае с Курском, о котором она в 1980 году сказала, что он уйдет на дно. Это пророчество во время его произнесения было антипиаром, потому что Курск, лежащий в самом центре среднерусской возвышенности, могло затопить только в дурном сне. Кто тогда знал, что «Курском» может быть не только город. Кавычки в трансляциях из будущего не предусмотрены.


Рупите. Церковь святой Петки у Ванги. Иконостас церкви св. Петки Рупите.
Могила Ванги, увенчанная богомильским крестом. Просто Ванга, без титулов и званий
Рупите. Церковь святой Петки у Ванги. Иконостас церкви св. Петки
Рупите. Могила Ванги, увенчанная богомильским крестом. Просто Ванга, без титулов и званий

Место в целом спокойное, но какое-то несуразное, что ли. Странных пропорций церковь с еще более странной колокольней и уж совсем невероятной для церковного канона, граничащей с фантазиями Гойи и Гауди, росписью с «деяниями святой Ванги», низкий открытый домик с панорамными окнами (это для слепой!), больше похожий на летнюю веранду, чем на капитальное строение, могила провидицы, отмеченная богомильским крестом, который ошибочно принимают за мальтийский.

Да, тяжело было болгарским священника освятить такую церковь, носящую имя святой Петки Болгарской, да еще с таким алтарем, на котором изображены неведомо какие святые, - но и это не последнее испытание для них: народ требует канонизировать бабу Вангу.

И канонизируют, уверен.

Баба Ванга любила кошек и разводила цесарок. Слово люблю по отношению к этим гибридам не употребляю, ибо не знаю, каким целям служили они: кулинарным или эстетическим. С кошками - тут все ясно. Эти миниатюрные копии загадочной Сфинги, умело маскируясь под домашних любимцев, возможно ни что иное, как засланные в наш мир мобильные web-камеры Иного в режиме непрерывного наблюдения.

Мне кажется, что она с ними разговаривала.
Да-да, разговаривала.
Признаюсь честно, там я что-то почувствовал, какую-то связь всего со всем, в которую входила и Ванга, но развить это чувство в предположение, а тем более в стройное умозаключение не смог.
Или не хотел.


Рупите. Усадьба Ванги. 
Цесарки у термального озерца. Рупите. Древо жизни в усадьбе Ванги.
Рупите. Усадьба Ванги. Цесарки у термального озерца.
Рупите. Древо жизни в усадьбе Ванги. "Воробьи прилетели". А Саврасова все еще нет.

Механическая жизнь, знаете ли, не для философских раздумий. Успеть бы переварить да выспаться.
Предчувствие переросло в догадку в Москве, когда с помощью Google я отыскал слово Перперикон, брошенное Севдой, а потом с помощью Google Еarth стал летать над Южной Болгарией в поисках этого древнего святилища.

Да, Ванга для нас была феноменом, но для Иного, там где смыкаются миры, она была звеном длинной, возможно бесконечной цепи. В маленькой Болгарии, оказывается, лежат ключи ко многим духовным течениям, начиная от древности и до наших дней. Дионис – явил миру таинство священной жертвы, затем Орфей - предвестник Спасителя по схождению в ад, - мастер гармонии, пророк и учитель, основавший Мистерии.
Уже тогда здесь, на алтаре Орфея, оглашали пророчества о судьбах мира.
Вначале Александру Великому о его будущем покорении Азии, а затем Октавиану о грядущей мировой империи - Первом Риме.
За пророками Перперикона следует Учитель Чистых, Бого- или Богумил, - основатель дуалистического течения, названного по его имени. Если о нем мало известно в широких кругах, то о его духовных пасынках, катарах (чистых), альбигойцах (белых гойцах), создавших целое государство на землях Южной Франции, а затем и доброй половины мистических течений Европы, сейчас знают уже почти все, хотя бы из поп-версии Предания, изложенной неким Дэном в неком «Коде да Винчи».

Как будто все. Вопрос только в том, кто будет следующим/ей. Хотя нет, не все. Здесь же, на болгарско-македонской земле родились не только великие учители и завоеватели прошлого, но и влиятельные поводыри наших дней. Основатели Великого Белого Братства, Дынов и Айванхов, как бы к ним не относились официальные душеводители. А теперь догадайтесь, где проходили зрелые годы и главная жизненная линия «пастыря единения со светом» Омраама Микаэля Айванхова? Правильно, во Франции.


Как говорил в свое время один шутник, а может в этой болгарской консерватории что-то не так. Не консерватория, а целая фабрика по выращиванию пророков и поводырей.
Особенная почва. Земля родящая.


Роженский монастырь

Задний тормозной барабан нашего микроавтобуса развалился окончательно, и не первой молодости «Мерседес», вползая на холм Роженского монастыря, издает страшные ревущие звуки. Женская часть нашего экипажа впивается в поручни, водитель сосредоточенно крутит баранку, исполняя обещанное – ногами нам на холм не взбираться, но можно было бы и не корчить из себя холодного терминатора на «Road to Hell». Но, слава Богу, доехали.


Мелник. Почти что Вербное воскресенье у стен Роженского монастыря. Ранняя весна Южной Болгарии Мелник. Роженский монастырь. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Внешняя роспись стен церкви Рождества Пресвятой Богородицы
Мелник. Почти что Вербное воскресенье у стен Роженского монастыря. Ранняя весна Южной Болгарии.
Мелник. Роженский монастырь. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Внешняя роспись стен церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Роженский монастырь красиво стоит, гармонично смотрится на фоне песчаных скал, на подходе к нему растет (ха-ха!) – стоит! сухое дерево, как вещдок новозаветной притчи, а прямо у входа – распускается верба – северный эквивалент пальм, отмечавших вход Спасителя в Иерусалим. Надо сказать, что и пальмы имеются – только во внутреннем, защищенном от ветра, дворе.

А еще на этот, судя по трапезной, немалый монастырь, приходится аж два монаха. Один из них – старшой, начальник, его мы не видели. Другой, молодой еще парень, строгого, но в то же время застенчивого вида, безуспешно пытался прекратить процесс похищения изображений анархотуристами. Обитель была основана в раннем Средневековье, в XII-XIII веках, но, увы, подвергалась неоднократным разрушениям, то со стороны турок, то со стороны православных братьев из соседней Греции. Теме не менее, находящаяся в нем церковь Рождества Пресвятой Богородицы перенимала по наследству символику ранних христиан. Например, исчезнувший из Православия после разделения церквей символ рыбы, здесь помещен рядом с Христом Пантократором.

А из украшенной богатой резьбой панели со зверьми и зверушками загадочно выглядывает сама Богородица с каким-то неуловимым языческим налетом Повелительницы дикой природы.
Наша Дама.


Песчаный Мелник

Почва здесь – мел. Правда, под мелом здесь понимают не белый кальций древних морей, а, скорее, темную глину. Не стоит удивляться, в Мелнике нет ни мельников, ни мельниц. Зато есть множество подвалов, вырубленных в песчаных скалах, где хранилось знаменитое когда-то мелникское вино. Увы, когда-то… То вино из винограда сирийской лозы не похоже на нынешнее. После выдержки в бочках старое мелникское вино делалось настолько тягучим и густым, что его можно было перевозить в платке. А еще Мелник может похвастаться настоящим римским горбатым мостом, перекинутым 2 тысячелетия назад через речку с нежным названием Мелнишка.


Мелник. Меловые скалы. Известняковая Вид на меловые горы от стен Роженского монастыря
Мелник. Меловые скалы. Известняковая "Пирамида" в Мелнике.
Вид на меловые горы от стен Роженского монастыря.

А еще… пирамидами. Правда, их возводили не египетские крестьяне, а дожди и ветры, но выглядят они стройнее своих мемфисских собратьев.

А еще здесь когда-то кипела жизнь и население Мелника доходило до 10 тыс. человек. Но эти времена прошли, и сегодня Мелник в шутку называют самым населенным городом Болгарии – здесь живет аж 150 человек. Достаточно, чтобы содержать несколько механ и сувенирных лавок.

Наша милая Севда ведет нас по тропинке к дому богатого виноторговца, Кордопуловой къще, построенному в XVIII веке. Отуреченный интерьер, который наша милая патриотка пытается выдать за стиль венецианского палаццо, не производит ровным счетом никакого впечатления. Даже гигантская, метра 4 бочка в подвале… ну и что? – время детской радости при виде самого, самого, самого прошло.


Панорама Мелника Винный погреб.
В подвалах Мелника
Панорама Мелника.
Винный погреб. В подвалах Мелника.

В подвале нас ждет шеренга бокалов с местным вином.
Нужно обладать склонностью к плацебо, чтобы в этой жидкости почувствовать носимое когда-то в платке мелникское.

Я прошу хозяйку за отдельную плату нацедить чего-нибудь еще. Мелник 55, чтобы это не значило, еще как-то втекает… Попугав диким скрежетом обитателей меловых угодий, мы вскоре пересаживаемся в исправный автобус и под колыбельную плавно умолкающей Севды добираемся до Банско.


Сало для пастървы

Откатав до трех на склоне, мы в теплой компании, прихватив, как и положено, металлические фляжки с ракией, отправились на рыбалку, заплатив по 20 левов с носа.

Улов и жареная рыбка были гарантированы программой – что ж, не часто мне приходилось ловить горную форель. Точнее, я ее как-то ловил, но поймать до конца не удавалось ни разу, разве только сачком в хозяйстве на Сходне.

То, что было означено в программе как пруд, оказалось бетонным пеналом размером 5 на 20, покрытым ледяными торосами. В общем, это аквариум. Правда, в отличие от Сходни, в него из огромной трубы вливалась целая речка ледяной воды, и такой же поток вытекал с другого конца. Вода была горной, чистой, из чего можно было предположить, что и форель окажется достойной.

Форель здесь ловилась исключительно на сало. Снасти были такие, что впору вспоминать босоногое детство, пруд и жареных на проволоке пескарей, но… при этом было как-то весело, хотя фляги с ракией оставались нетронутыми. Под горячий глинтвейн, прыгая со льдины на льдину в поисках мерцающей в прозрачной неглубокой воде рыбешки, тыча ей салом в губы, - так я провел где-то с час, выловив штук 5, грамм по 150 каждая.

Повеселив хозяина рыбхоза просьбой подать освежеванную сырую рыбку, половинку лимона, перец и соль, мы отправились в застекленную веранду, которая служила здесь в качестве кафе.


Награждение рыбаков. 2-е место. Николай и Севда. Наш пострел везде поспел. Мелник. Закат в меловых горах
Награждение рыбаков. 2-е место. Николай и Севда. Наш пострел везде поспел.
Мелник. Закат в меловых горах.

Сырая форель, как я и полагал, обладала отменной консистенцией и вкусом. Правда, ее нежную плоть приходилось выгрызать из прочной шкурки, которую хозяин, как выяснилось, наблюдавший сыроядение впервые, забыл отделить, - отчего выглядело все по-варварски. Я поделился с товарищами - глаза нашего гостеприимного рыбаря стали еще круглее. То был один, как он восклицал, Рэмбо, а теперь их трое. Завидная невинность у этого симпатяги.

Но не тут-то было. Симпатяга, как-то хитро сверкнув глазами, принес вначале воздушку, мы с удовольствием постреляли в мишень и банку, а затем он с видом недобитого «лесного брата» приволок «Макарова». Понятно, что пивную банку с пятнадцати шагов ни один из Рэмбов не поразил, зато в абсолютной тишине горной впадины «макаровские» щелчки отдавались гаубичным эхом.

После такой боевой вылазки все почувствовали себя ну просто…
Естественно, что фляжки доехали пустыми.


ПостМеханика

Когда едешь а закрытом голубом яйце гондольного подъемника в полной тишине и видишь только скользящие леса, склоны и заснеженные вершины на втором плане, нужно закрыть глаза, послушать шелест ветра в соснах, пение птиц, открыть глаза и увидеть все, как есть, без предварительной накачки знанием. Просто открываешь глаза – и ты уже в утопии гармонично устроенного будущего, где нет пробок на дорогах, выхлопных газов, безумных толп. Техногармония мира из романов Ивана Ефремова.

И спасибо австрийцам: делали транспорт, а вышла – транспортация.
Спасибо Пиринским горам – за красоту, солнце, чистый воздух и отменную воду.
Спасибо склонам Пиринских гор – за снисходительность к чайным поползновениям.
Спасибо фракийским пророкам, провидцам и учителям – за возможность прикоснуться к Иному.
Cпасибо вам, ну как вас называть, бансковитяне, банчане, банскоты, - за дружелюбие, неназойливость и гостеприимство.
Спасибо читателю – за терпеливое наблюдение процесса кипения.
Спасибо мне – за то, что не стал описывать механический баланс привязанного к доске тела.
Это успешнее делали, делают и будут делать другие.
А я – умываю руки и бинтую поврежденную кисть.



Фотогалерея

Альберт Егазаров
Чайник
Продолжительность кипения в Банско: с 9.02.2006 по 16.02.2006
Фото автора
Фотографии на склонах: Фетисов Константин, Боякова Лилия

0
0  
игорьБ    22 Марта 2006 (20:30)   #
прочитал с удовольствием. cпасибо!а что там с австрийцами?
0  
Dinuz    23 Января 2010 (23:15)   #
Спасибо за рассказ.Получил огромное удовольствие.