Торможение. Остановка

УМЕЙТЕ ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ И ТОРМОЗИТЬ

Если вы достаточно крепки и подвижны, пробуйте естественную остановку

Начинайте спускаться по очень ровному и хорошо утоптанному склону, расставив лыжи несколько шире обычного и присев пониже. Старайтесь чувствовать прочную опору под ногами, особенно под пятками. Подождите, пока наберется скорость, и постарайтесь резко развернуть обе лыжи поперек движения. Я не говорю, что для этого надо наклонить колени, развернуть ноги и т. п. Вы должны только повернуть ступни — и ничего более. Не следует здесь искать чего-то необычного, какого-то трюка. Если во время спуска лыжи плоско шли по снегу, а вы достаточно решительно приложили усилие, чтобы повернуть ступни, то лыжи развернутся — и один лишь бог тогда ведает, устоите вы или потеряете равновесие и упадете. После нескольких попыток вы довольно легко будете удерживать равновесие, ибо движение целиком выполняется в низкой стойке с широким положением лыж и загрузкой лыж по всей длине (рис. 8).

Торможение. Остановка
Рис. 8. Остановка бракажем.

И как только вам удастся разворачивать лыжи таким усилием ног, которое я описал первым и которое назвал бракаж *, то можете быть уверены, что к вам быстро придет успех (рис. 9). Не исключено даже, что вам не нужно будет отрабатывать упражнения из техники упора и вы непосредственно приступите к движению на параллельных лыжах (см. стр. 33).

* Бракаж — по-французски означает поворот руля,  разворот колес автомобиля. (Прим. перев.)

Торможение. Остановка
Рис. 9. Бракаж, шли разворот ступней в широком ведении, позволяет развить значительную силу. Убедитесь в атом, попросив своих товарищей сдержать усилия ваших ног.

Для замедления спуска — скользящий упор

Упором называют такое положение лыж, когда их носки сближены, а задники разведены в стороны. Значение этого слова несколько отличается от значения термина «плуг», хотя в недалеком прошлом они имели один и тот же смысл. Движение лыжи не аналогично работе плуга в поле во время пахоты. Перед глазами сразу встает картина: лемех плуга мощно отбрасывает в сторону слой земли. Однако лыжник не ставит перед собой цель отбрасывать снег лыжами. Наоборот, в упоре положение лыж под углом связано с поиском скольжения.

Итак, я предлагаю вам упор, а не плуг. Назначение его — замедлить движение. Но главное — в другом: необходимо свыкнуться с ним, ибо вскоре придется делать повороты, в основе которых лежит упоровая техника.

Как принять положение упора? Очень просто. Поставьте сначала лыжи несколько шире обычного и, загрузив задники, вытолкните их в стороны. Старайтесь держать лыжи на снегу как можно более плоско. Очень хорошо, если ваши лыжи в положении упора будут немного рыскать (рис. 10).

Торможение. Остановка
Рис. 10. Скользящий упор.

Такой упор тормозит движение не сильно. Но на очень пологих склонах, которые мы вам рекомендуем для начала занятий, скорость убавится существенно. У боязливых лыжников скольжение упором вызывает чувство некоторой безопасности. Возможно, это происходит благодаря ощущению дополнительной опоры от трения, чтс создает впечатление, будто до «твердой» земли недалеко.

Из скользящего упора — остановка бракажем

Если вам не удалось сделать так называемую естественную остановку и если вы лучше чувствуете себя в скользящем упоре, чем на параллельных лыжах, попробуйте следующее движение. Скользите в упоре с незначительным разведением лыж и посильнее сгибайте ноги. Набрав достаточную скорость, резким усилием обеих ступней разверните лыжи поперек движения. Тогда вы окажетесь в том же положении, что и лыжник, делающий движение без предварительного упора. Если вы буде-те спускаться не прямо вниз, а наискось по склону, сделать бракаж будет легче (рис. 11).

Торможение. Остановка
Рис. 11. Скользящий упор с остановкой бракажем.

ПОВОРОТЫ НА ПОЛОГОМ СКЛОНЕ

Поворот из упора в три фазы

Когда вы приспособитесь к спускам на скорости, соответствующей скорости торопливо идущего пешехода, и будете делать их довольно раскованно, то можете начинать поворот от склона ма широкой трассе с незначительной крутизной. Как его сделать? Очень просто, если будете точно следовать моим советам.

Первая фаза (рис. 12).

Торможение. Остановка
Рис. 12. Первый поворот из упора.

Спускаясь наискось по склону, выставьте горную лыжу (т. е. ту, которая расположена выше); затем, вытолкнув задник, разверните ее в упор. Если вам кажется, что задник лыжи цепляется о снег и никак не отходит в сторону, наклоните внутрь колено — лыжа станет плоско на снег, и задник легко уйдет в сторону (рис. 13).

Торможение. Остановка
Рис. 13. Косой спуск и постановка верхней лыжи в упор.

Положение тела (несколько неудобное) можно быстро исправить, загрузив поровну обе лыжи, как это делалось в скользящем плуге.

Вторая фаза. Пусть лыжи теперь везут вас сами. Начинается отлогая дуга поворота, и вскоре вы направитесь вниз по склону.

Третья фаза. В этот момент силой ног разверните обе лыжи, обратив внимание на движение внутренней ноги. При этом не делайте туловищем дополнительных движений. Через некоторое время вы займете положение поперек склона на более или менее сильно расставленных в стороны лыжах — поворот завершен.

В первых попытках выполнить поворот из упора основное значение имеют первые две фазы. Акцентирую ваше внимание на следующем: разводить лыжи, т. е. выходить в упор, следует именно верхней, а не нижней лыжей и не обеими сразу. Почему это так, мы увидим позже. И еще: разгоняйтесь вниз по склону, не пересиливая лыж, без каких-либо придуманных действий, без дополнительных движений туловищем, бедрами или коленями. Эта скользящая фаза — пассивная; но именно в ней весь смысл техники поворота. Не так важно, если вы, развернувшись точно вниз, не успеете сразу выполнить третью фазу — своевременный разворот обеими лыжами. Если вы по натуре очень осторожны, то, видимо, будете ограничивать себя в скорости за счет более широкой постановки лыж в упор и, быть может, так и закончите свой поворот в упоре. Но не стоит расстраиваться. Через несколько попыток вы уловите сами тот момент, когда наиболее удобно развернуть лыжи и свести их в параллельное положение.

Возможности ведения лыж в полушироком и широком ведении и исполнения бракажа хорошо показаны на рис.14—17.

Торможение. Остановка
Рис. 14. По достижении линии ската разверните лыжи бракажвм. Это наиболее благоприятный момент для разворота лыж и последующего перевода их в параллельное положение.

Торможение. Остановка
Рис. 15. При полушироком, ведении лыж, чтобы, вывести верхнюю лыжу в упор: 1 — наклоните колено, чтобы освободить лыжу; 2 — вытолкните задник лыжи кверху (можно также приподнять лыжу и сместить ее).

 

Торможение. Остановка
Рис. 16. При очень широком ведении лыж, если спуск происходит вдоль линии ската, простой наклон колена внутрь может быть достаточен для того, чтобы начать поворот из небольшого упора или даже без упора.

Торможение. Остановка
Рис. 17. Боковая дуга бортов лыж помогает принять упор и перевести лыжи из параллельного ведения в положение упора.

В поворотах не отклоняйтесь далеко от линии ската

Выше я предложил выполнить максимальный поворот от склона, т. е. поворот для очень осторожного лыжника, начинающего движение из почти горизонтального траверса и заканчивающего его также почти в горизонтальном направлении. Если же вы начнете поворот на склоне, развернувшись на старте сильнее, то, очевидно, повернуть лыжи надо будет на меньший угол. Разумеется, скорость при этом будет большей, и спуск может показаться страшным. Но если вам удастся избежать скованности и сохранить некоторую расслабленность, если вы не будете стремиться притормаживать, то почувствуете, что скорость не только не мешает, а, наоборот, облегчает выполнение поворота.

Итак: начинайте скользить на более крутом косом спуске, выставляйте в упор верхнюю лыжу, но отводите ее на меньший угол, чем это делали раньше. Разгоняясь по линии ската, сохраняйте  уверенность и устойчивость, стремитесь к тому, чтобы туловище находилось посередине над двумя лыжами. В момент выхода на линию ската нажмите на лыжи вращательным поворотом ступней так, чтобы только немного изменить направление обеих лыж (рис. 18).

Торможение. Остановка
Рис. 18. Сопряжение поворотов.

Далее начинайте следующий поворот в другую сторону, и так до конца склона. Теперь быстро к подъемнику — технику поворота следует накатать. Если вы достаточно способны, то очень скоро освоите технику поворота на параллельных лыжах.

На данном этапе не следует думать, что вы уже подготовлены для перехода на крутые склоны. Разумеется, вы можете пробовать делать поворот и на таких склонах. Но есть опасность, что вы закрепите серьезные недостатки и этим затормозите прогресс в обучении. Я не ошибусь, если скажу, что в этом случае вы через несколько дней уступите в технике тому лыжнику, который будет точно следовать моим советам

Развивайте технику поворота, добивайтесь параллельного ведения лыж

Выполнив описанные выше два поворота, вы заметите, что вход в поворот из более крутого траверса (менее горизонтального) позволяет, с одной стороны, уже выставлять в упор верхнюю лыжу (менее выраженное положение упора), а с другой—облегчает разворот лыж в момент прохождения линии ската. Теперь разворот лыж получается как бы сам собой. Проявив немного смелости, вы сумеете полностью устранить положение упора при входе в поворот.

В технике упора верхней лыжей главная задача состоит в том, чтобы поставить ее плоско на снег или даже слегка закантовать внутрь. Для этого достаточно лишь слегка наклонить колено. Чем сильнее вы развернетесь по линии ската, тем легче будет добиться такого положения верхней лыжи. Попробуйте сделать этот поворот на очень пологом склоне, но на достаточно большой скорости. При этом стремитесь лишь немного отклоняться от линии ската. Когда почувствуете, что поворот получается, начинайте делать несколько более крутые виражи. В этом движении можно даже немного «схитрить»: совсем небольшой упор (при условии мягкого его выполнения для раскантовки) не бросается в глаза, и эту технику относят к движению на параллельных лыжах. Впрочем, я описываю это движение в главе для очень хороших лыжников.

ПРИВЫКАЙТЕ К БОЛЕЕ КРУТЫМ СКЛОНАМ

Осваивайте сначала косые спуски на жестком снежном спуске

На пологих склонах для новичков вам ничего не стоило сделать траверс поперек склона. Быть может, вы в косых спусках непроизвольно выдвигали вперед верхнюю лыжу, а вес тела больше переносили на нижнюю. И если даже этого не было, помехи все равно не возникали. Сейчас мы переходим на несколько более крутые склоны — настолько крутые, что из-за большого ускорения вы не осмеливаетесь сделать поворот из упора, даже начиная из горизонтального траверса.

Не исключено, что я поторопился пригласить вас на более крутые склоны. Мне больше нравится, когда вы продолжаете кататься, совершенствуя свои навыки, на очень простых трассах лыжных станций (как в Альп д'Уэц). На этих многокилометровых трассах можно развивать свои навыки, вырабатывать необходимые горнолыжнику рефлексы. Это впоследствии трижды восполнит затраченное время. Однако я попытаюсь дать вам советы по катанию на более крутых и леденистых склонах.

Ну как? У вас пропала всякая уверенность. Вы не чувствуете себя твердо на склоне. В этом нет ничего зазорного и удивительного, так как на таком склоне надо уметь держаться. Каким же образом? Отыскав возможность зацепиться за склон внутренним кантом нижней лыжи. Для этого следует, наклонив колено внутрь (рис. 19), т. е. сместив его к склону, а иногда даже наклонив и бедро, перенести вес всего тела на внутреннюю сторону ступни нижней ноги.

Торможение. Остановка
Рис. 19. Наклон колена.

Однако не следует все время наклонять внутрь бедро. Важно, чтобы загружалась внутренняя сторона лыжи и вес большей частью был сосредоточен на нижней лыже, в то время как другая была бы максимально разгружена (рис. 20).

Торможение. Остановка
Рис. 20. Угловое положение.

Именно таким образом, когда возникнет необходимость, можно обеспечить надежность спуска в траверсе. Большая ошибка при этом — чрезмерный наклон к склону, что ведет к загрузке верхней лыжи.

В косом спуске тормозите упором нижней лыжей

Запомните навсегда: упор верхней лыжей ведет к увеличению скорости, а упор нижней — к торможению (рис. 21).

Торможение. Остановка
Рис. 21, Упор верхней и нижней лыжей.

Теперь вы уже знаете, что надо делать, когда трудно держать лыжи в траверсе на крутом для вас склоне и при леденистом покрове. Чтобы притормозить, выведите сначала в упор нижнюю лыжу, потом загрузите ее внутреннее ребро для лучшего сцепления канта со снегом. Лыжа при торможении движется в развернутом положении. Если уменьшить угол отведения лыжи в упор или меньше загрузить нижнюю лыжу, то торможение также уменьшится. Пробуйте в спуске попеременно усиливать и уменьшать торможение. Повторяйте это почаще.

Ж.Жубер