+8

Всякая фигня, которая приходит в голову во время езды на одноразовом велосипеде по горам Восточного Казахстана. Часть 3

о.Валентин Лента автора 23 Августа 2012 (15:07) Просмотров: 1933 7
Предыдущая часть Карта Начало

Глава 1. Горно-таёжная.

Дорога по долине р.Нарым.

Усть-Каменогорск - Васильевская переправа

До переправы через Бухтарминское водохранилище едем на "Газели", чтобы не толкаться с автомобилями на загруженных (1-3 машины в каждые 10-15 минут), узких, кривых и изобилующих подъёмами-спусками дорогах вблизи города. Слово за слово - какая дорога без разговора?

 

Максим, водитель:

"Русских? Да, русских в городе действительно больше стало - возвращаются. Я сам недавно из Екатеринбурга, уехали туда всей семьёй в 2005 году. Пожил на Урале немного - нет, не то. Родители пока там, а я вот вернулся. Назарбаев правильную политику проводит, поднимает экономику, предприятия работают или вновь запускаются после разрухи 1990-х, специалисты нужны. Вот и едет народ, и из России тоже. В первую очередь, конечно, те, кто раньше отсюда уехал. Но и совсем новые приезжают. Тут народ только так кочует - Новосиб, Барнаул, У-Ка, Алма-Ата... где лучше, туда и едут. Кто пока один, только на работу, а кто уже и семью перевозит."

Да, я и сам вижу - картина за окном "Газели" отличается от российской. Заводы работают, рудники работают, поля возделаны, сенокосы скошены, стада пасутся. Конкретно по тому, к чему я лично не безразличен: семипалатинский мясокомбинат, делающий очень хорошую тушёнку, в 2008 г. стоял, а сейчас - вот она снова в магазинах, родимая. Повсюду вывески, как в советские времена: "Требуются на работу: ..." И требуются, заметьте, не подстригальщики газонов и не менеджеры по продажам (хотя и они тоже), а почти все рабочие и инженерные специальности. В сёлах работают ПТУ сельскохозяйственных специальностей, и как-то не заметно, чтобы местная молодёжь стремилась поголовно в город - пополнять ряды бандитов или люмпенов. Такое впечатление, что каждый человек здесь при деле, при своём доме и при своей земле... при своей стране, как ни высокопарно это звучит. Тот, кто хочет и может работать и зарабатывать себе, своей семье и своей стране, а не сосать назначенную ему пайку из нефтяной трубы - тот непременно найдёт себе здесь место.

По поводу русских в полиции и дорожной полиции Максим говорит, что есть негласное правило: начальник отделения - представитель титульной нации, но тогда первый или, как минимум, второй зам - обязательно русский. Что ж, проверенная технология, отлаженная ещё вертикалью власти КПСС. Работает.

Пересекаем новую железную дорогу - раньше её здесь не было. "Да, новая дорога на Астану," - говорит Максим. Ну, пускай, если разобраться, не целиком до самой Астаны, а только частями, где раньше недоставало - теперь напрямую и без крюка через российскую территорию, как приходилось ездить раньше. Но - новая! А много ли новых железных дорог построено за последние годы в России? Хм... вот разобрано - это да. Снято, сдано на металлолом, а то и просто тупо закатано второпях в асфальт на дороге к новому светлому будущему в виде очередного коттеджного посёлка. Отмирают, осыпаются, как веточки с засыхающего куста, и каждая уносит с собой кусочек той плоти, что когда-то составляла великую страну. Транссиб, этот становой хребет России, ничуть не становится моложе, а что уж говорить про какую-нибудь нахабинскую кукушку?

a propos: В регионах РФ вынужденно снижаются размеры движения пригородных поездов. Пресс-релиз РЖД от 15.08.2012.

Переправа - Большенарымское - Катон-Карагай

Ночуем недалеко за переправой, в нескольких километрах. Торопиться нам некуда: сегодня вышли на маршрут - и ладно, завтра уж поедем. Вода в водохранилище чистая и тёплая. Помойка на берегу - умеренная, можно даже сказать, весьма небольшая для такого автодоступного места. Было бы это в Подмосковье - здесь бы такое творилось...

Следующий день - переход небольшой, за Большенарымское. Там, в долине Нарыма, у нас есть одно место, приглянувшееся ещё с прошлых поездок. Вроде бы и ничего особенного - степь да холмы, да речка внизу... но каким целостным, каким законченно трёхмерным выглядит здесь мир! Дров, правда, негусто. Не беда, есть горелка и бутылка керосина, купленная на этот случай в У-Ка. Вообще-то на горелке мы планируем готовить дальше, на степной и пустынной части маршрута, здесь она, в основном, для подстраховки. Но вот - ей и пользуемся вторую стоянку подряд. Похоже, и в этой долине костёр скорее исключение, чем правило. Но теперь уже приходится оглядываться на бачок: в Большенарымском мы не заправились, а следующая заправка - только в Катон-Карагае.

Едем по широкой долине Нарыма, по степям и подсолнуховым полям. К слову сказать, по степям и лугам, а также по дорогам, здесь лежит много кизяков коровьих, конских и овечьих, а порою верблюжьих и сарлычьих; но зато автобусные остановки, украшенные обычно незатейливыми барельефами или орнаментом, не завалены мусором и не пропахли мочой человечьей.

Автобусная остановка.

Дорога незаметно, но почти непрерывно набирает высоту, подъёмы чередуются с недолгими ровными участками, спусков почти нет. Здоровья хватает ненадолго, и встаём в уютном ущельице в верховьях Нарыма, в березово-тополёвой рощице. На сегодня хватит. Речка журчит, ветер в берёзках шумит, дрова есть, людей нет - что ещё надо для хорошей стоянки? И место совершенно нетронутое, только мимо по склону прошло стадо. Видать, едва ли кому в голову приходит заночевать здесь - все несутся на своих 4 колёсах вперёд и вверх, на Рахмановские Ключи и на популярную ныне австрийскую дорогу - быстрее, быстрее! - погоняя свои сотни лошадей под капотом. Ну, а у нас тоже 4 колеса... на двоих... и две человечьи силы, хотя и сильно б/у. Ворона - птица сильная!

Р.Нарым.

Наутро подъём на водораздел Нарына и Бухтармы ещё круче, чем вчера. Всего здесь на неполных 60 км дорога набирает более 700 м: с 330 до 1050. Часто приходится менять колёсный ход на пеший - не столько потому, что ехать совсем уже невозможно, сколько затем, чтобы переменить нагрузку на ноги и не забивать мышцы совсем уж насмерть. Останавливается встречная машина... ба, Андрей! Встреча закономерная, ведь по одним и тем же тропам ходим, но всё равно неожиданная. Поболтав несколько минут, разъезжаемся: у него свои дела, у нас свой маршрут. Не страшно, земля маленькая - увидимся ещё не раз.

Дорога по долине р.Бухтармы.

Катон-Карагай - большой посёлок, бывший центр района, а после укрупнения - сельсовета (аулдык округы). Дамы ходят в колготках (несмотря на тёплую погоду, около +30) и на шпильках. В центре огромное новое 3-этажное здание больницы - какой дальний российский окружной центр может похвастаться таким же? Да, с 2002-2004 гг., когда я писал свои крайние отчёты по этому региону, здесь явно многое изменилось. Но в конторе нацпарка почти всё по-прежнему, те же лица в отделе туризма, да и мою бородатую физиономию сразу же признают, как постоянного посетителя. Что, впрочем, уже даже не удивляет.

Новая больница в пос.Катон-Карагай.

Дальше мы уже уедем из цивилизации, поэтому, кроме пропусков в нацпарк, нужно запастись жратвой и всеми прочими припасами. Магазинов в Катон-Карагае много, ассортимент богатый, одной только туалетной бумаги сортов шесть. С тушёнкой, правда, я поторопился: купил не самую лучшую, оказалось - мяса в ней кот наплакал (хорошо хоть, что без сои), придётся в ближайшие дни жрать по 2 банки, чтобы не тащить пустой бульон и жир на перевал, ну а дальше уж как получится, будем голодать. Ну и кое-чего ещё по мелочи не нашли, обойдёмся. Удачно сделали в посёлке все дела во время дневной жары, под вечер поехали дальше. Ночёвка - в парковой берёзовой роще, но опять "керосиновая", с этих толстых старых берёз дров не добудешь.

Р.Бухтарма.

Дорога уходит дальше, к Белухе и к российской границе: через Язёвое озеро на Верхнюю Катунь, или через Рахмановские Ключи на плато Укок - затерянный мир, спрятанный за Алтайскими горами у самой монгольской границы. Даже в начале нынешнего тысячелетия, когда раздел великой страны на удельные княжества стал окончательным и бесповоротным, здесь ещё можно было проехать из Казахстана в Россию, выправив специальный пропуск. На Катунь мы отсюда ходили пару раз, а вот на Укок - не успели. Некто, воспитанный в немецком духе, постановил: России быть лицом к Европе. (Не важно, что Европа готова в это лицо разве что плюнуть.) К Азии, и к Казахстану в первую очередь, она оказалась повёрнута, соответственно, противоположной стороной. Границу Россия закрыла в 2004 г. демонстративно и жестко - хорошо хоть, что не так, как в 1936 г. Никаких вольностей - только через стационарные пункты пропуска. Хотя нам-то уже какая разница? Мы своё отходили, отплавали, откатали. Вовремя, в общем, отжили.

Язёвое озеро и массив Белухи. 2000 г.

Массив Белухи. 2000 г.

a propos: Владимир Рыжков. Небесные пастбища Алтая.

С другой стороны, Восточному Казахстану закрытие границы пошло, на мой взгляд, только на пользу. Туристическая индустрия (и, в частности, её г.лыжная составляющая) - страшная вещь. По существу, она эксплуатирует невосполнимый природный ресурс - дикость, ненаселённость и уникальность ландшафтов того или иного места. Эксплуатирует хищнически и безжалостно, оставляя за собой только изувеченную землю и искалеченные души людей. Это хуже нефтедобычи, хуже золотомойной драги. Если угодно посмотреть, какой участи избежал Восточный Казахстан - то вот она, за горой: Нижняя Катунь. Или остров Ольхон.

Утром нам предстоит последний переход по этой долине - до поворота на Старую Австрийскую дорогу. Название своё она получила оттого, что строили её пленные австрийцы, а точнее, чехи и словаки (тогда ещё подданные Австро-Венгрии) во время Первой Мировой войны. Да-да, те самые, что потом ехали домой с боями через всю Россию до Владивостока, по дороге не забывая поживиться всем, что плохо лежит - а плохо лежало тогда много что... Ну да ладно, дело былое, приехали и уехали, в конце концов, а дорога осталась. Из долины Бухтармы она переваливает на Кара-Кабу, а с неё, через перевал Алатайский - на озеро Маркаколь. Ну а уж оттуда штатная дорога на юг, на равнину у китайской границы. Тем она и интересна: район в целом заселён почти исключительно по радиальной схеме, снизу вверх по долинам рек, а переходов между верховьями соседних долин не так уж много. За последние годы это придало ей, увы, бешеную популярность: катаются по ней и местные рыбаки из города и близлежащих посёлков, и вездесущие новые сибирцы, и даже швейцарцы и немцы считают за доблесть помесить колёсами своих джипов южно-алтайские говны. "Чтобы увидеть звёзды, с каждым годом приходится всё дальше уезжать от дома..."

Лирическое отступление. Новые Сибирцы.

Это совершенно особое явление. Их много, машины у них хорошие, лес они знают, езду любят, ездят быстро и далеко. Тысяча километров на выходные для них не крюк. Как орды Чингисхана, растекаются они по Сибири от Урала до Байкала, и любую точку, до которой только возможно добраться на колёсах, превращают в ближний пригород своего Нового Сибирска.

Продолжение...

+8
  • 117
  • 38
  • 18
0  
jul    23 Августа 2012 (16:57)   #
Слушай, ну точно нужна карта маршрута или какой нибудь klm файл, невозможно читать и застревать мозгом на нераспознаваемых географических  названиях).  Может хоть в яндекс картах нарисовать и в  текст кусочками вставлять.

А еще  вопрос  родился:  А что там с собаками? Они же должны вас были постоянно кусать и облаивать? Или казахстанские собаки тоже несут отпечаток прогрессивности как и вся страна?
  • 15
  • 1
  • 5
0  
о.Валентин    23 Августа 2012 (20:16)   #
Ну, да, это не из Маркоффкина в Зёльден какой-нибудь кататься, хе-хе... это географию учить надо, да. Яндексовский код сюда как-ньть вставить можно?

С собаками там так же хорошо, как и с двуногими. Во-первых, их там тоже мало. Во-вторых, они там тоже мирные и без дела на первого попавшегося не бросаются. В У-Ка мы вот вдвоём, как ни силимся, не можем вспомнить вообще ни одной. Бродячих там точно нет, в отличие от Москвабада. Если и были какие-то, которые выгуливали своих хозяев по вечерам на поводке, то, значит, делали это настолько чинно-культурно, что мы их даже не замечали. В деревнях собаки все при деле, как и люди. Сидят на  цепи и стерегут свой двор, без дела не шатаются. Единственная, которая нас облаяла и агрессивно бросилась наперерез - пастушья, когда мы проезжали по дороге, типа, мимо её отары. Но и та засохла прежде, чем я успел вытащить баллончик из подсумка.

Вот что там действительно страшно - это лошади. Один раз чуть было не попали под неуправляемый табун, носящийся по степи неизвестно откуда, неизвестно куда, сам по себе. Дикая, бессмысленная, безмозглая сила! Хуже них может быть только толпа людская.

"Как и вся страна" - немного сильно сказано, на самом деле - половина. Про вторую половину я тоже напишу, немного позже. Частей через 6-7.
  • 1
0  
starper    23 Августа 2012 (20:29)   #
Цитата(о.Валентин @ 23.8.2012, 20:16)
...Дикая, бессмысленная, безмозглая сила! Хуже них может быть только толпа людская.

Ценю твою образность, но вот у Европе такая твоя цитата не подходит :

Туристическая индустрия (и, в частности, её горнолыжная составляющая) — страшная вещь. По существу, она эксплуатирует невосполнимый природный ресурс — дикость, ненаселённость и уникальность ландшафтов того или иного места. Эксплуатирует хищнически и безжалостно, оставляя за собой только изувеченную землю и искалеченные души людей. Это хуже нефтедобычи, хуже золотомойной драги...

2 недели назад прошкл пехом 70-80 км во Франции (3Д и Вануаз). Нашел там 4 бумажки и 1 окурок. Забрал с собой до контейнера)))

В Голландии выставка щаз проходит Флориада-2012 (она там раз в 12 лет). Так они там гондолу австрийскую пустили из конца в конец (1,5 км в длину) на высоте 20 м над плоской территорией))) как символ экологичности. Концепт аднака)))
  • 15
  • 1
  • 5
0  
о.Валентин    23 Августа 2012 (21:25)   #
В Европе и в некоторых местах пиндостана (напр. Гранд Каньон) уже качественно другая крайность. Они уже прошлись по каждому месту тысячу раз, заселили, освоили и изуродовали всё, что можно (кроме того, что не успели), и поверх изуродованного естества построили заново абсолютно подконтрольную, абсолютно управляемую среду. Которую теперь и выдают за естество. И не просто следят "сверху" за соблюдением этого естества, а принимают это "снизу", на уровне потребителя.

Не удивлюсь, если в глухом (по европейским меркам) лесу на дереве совершенно случайно окажется видеокамера мегапикселей на 5 (чтобы сравнить мою рожу с базой купивших пропуска на этот маршрут), аплинком по Wi-Fi или LTE, а вечером мне на кредитку придёт штраф за брошенную бумажку.
0  
Melky    17 Сентября 2012 (11:58)   #
 Ну уж извините, хуже золотомойной драги ничего быть не может - только открытый карьер.
Только что из мест, "где золото моют в горах" - лучше бы подъемники там строили...
0  
BorisL    28 Августа 2012 (16:54)   #
"Вовремя, в общем, отжили."

Узнаю физтеховскую естественнонаучную точность формулировок. Всё резко и ясно, как на низком вечернем августовском солнце. Да, мы своё отжили. Автору +.
  • 15
  • 1
  • 5
0  
о.Валентин    17 Сентября 2012 (22:01)   #
Цитата(Melky @ 17.9.2012, 11:58)
 Ну уж извините, хуже золотомойной драги ничего быть не может - только открытый карьер.
Только что из мест, "где золото моют в горах" - лучше бы подъемники там строили...

Может, Леха, может... Драга, в конце концов, пришла и ушла, глядишь, лет через 100 на этом месте новый лес вырастет. По крайней мере, стекла и пластика она за собой не оставляет. И население от привычного образа жизнедеятельности не отваживает. А туриндустрия - это уже навечно.