присоединюсь к поездке в Альпы, даты... 30 Марта 2024 - 10 Мая 2024 Австрия, Италия, Франция
Вокруг монблана (либо частично )... 26 Июня 2024 - 6 Июля 2024 Франция, Шамони
из СПб, конец января, начало февраля 1 Октября 2024 - 6 Февраля 2024 Франция
+14

Face de Bellevarde, Val d’Isere

jjjulia Лента автора 7 Августа 2013 (22:42) Просмотров: 3515 6
Face de Bellevarde — трасса скоростного спуска, которая была построена к Олимпийским Играм 1992 года на французском курорте Val d’Isere и использовалась в первозданном виде на крупных международных соревнованиях лишь единожды. Зато название этой трассы знакомо многим, хотя бы по многочисленным материалам — топ-10 самых известных, самых ярких, самых сложных, самых-самых трасс мира, — куда она ворвалась сразу после появления.
 



Вид на нижнюю часть трассы
 
Позднее трасса была перестроена, убрали исключительно крутые повороты, сгладили, расширили, снизили скорость, с сезона 2007/2008 Кубок Мира — постоянный гость на этой трассе, а в  2009 здесь провели Чемпионат Мира. Но даже в упрощенном виде из рейтингов она не исчезла, а продолжает оставаться на своем месте.
 
Собственно вот и все основные факты, которые можно часто встретить в интернете не смотря на популярность трассы.
А еще есть масса рассуждений о том, как и кто преодолевал эту трассу, а заодно и то, что в принципе ничего сложного.

 

Немного истории знаменитой трассы со скалы Bellevarde

Вершина Bellevarde
 
В сезоне 1951-1952 был построен первый подъемник, доставляющий лыжников на высоту 2800 метров на вершину Bellevarde за 5 минут 20 секунд. А первая трасса со скалы Bellevarde в направлении Val d’Isere так и называлась — «соревновательная трасса». А потом пришло время Face de Bellevarde.
Первый подъемник на Bellevarde

 
Трек был разработан швейцарским олимпийским чемпионом 1972 года, который стал архитектором горнолыжных трасс, Бернхардом Русси для зимних Олимпийских игр 1992 года. Тем самым, который позднее спроектировал еще много олимпийских и просто кубковых трасс, а в наше время добрался и до Сочи.

В рамках зимних Олимпийских игр в Albertville  в 1992 году на Face de Bellvarde прошли все мужские соревнования за исключением слалома. У лыжников до Олимпиады не было возможности протестировать трассу, потому что предваряющий Олимпиаду этап Кубка мира был отменен по погодным условиям. Но те из участников, кто увидел эту трассу впервые, лестных слов для нее нашли мало. Она не была самой крутой, но требовала высоких технических навыков, а северо-восточная сторона Bellevarde часто бывала жесткой и обледенелой. И на первый взгляд трасса казалась непроходимой. Критике подвергались и уклон, и повороты, и скорость. «Американские горки», «взлетно-посадочная полоса», «шахта лифта» (это о старте) — это были не самые худшие эпитеты, звучавшие в адрес трассы. В отличии от довольных зрителей, которым снизу была видна большая часть трассы, стартующие как раз почти не видели со старта всего предстоящего пути.
 
Видео проезда основных претендентов на медали Олимпиады- 92.
 
Австриец Patrick Ortlieb выиграл золотую медаль в самой престижной горнолыжной дисциплине — скоростном спуске; Josef Polig победил в комбинации, Kjetil Andre Aamodt — в супер-гиганте и Alberto Tomba в слаломе-гиганте.
 
К сожалению, после Олимпиады на этой трассе не могли проводиться соревнования — с учетом крутизны рельефа подготовка склона была высокозатратным мероприятием и могла осуществляться только в основном ручным способом, а также требовала химического закрепления трассы в верхней части.
 
И только спустя немало лет соревнования вернулись на Face de Bellevarde. Val d’Isere выиграл право проведения Чемпионата мира в 2009 году. По этому поводу и произошли те значительные изменения на трассе, которые не только ее упростили для спортсменов, сбавили скорость через многочисленные узкие кривые, но и сделали доступной для большей части обыкновенных туристов. Кроме того, для полноценного проведения всех соревнований построили слаломный стадион (собственно, по нему очень любят ездить наши соотечественники и именно его называют Face — веселый смайлик).
 
Основные параметры трассы скоростного спуска в сравнении.
 
  1992 год 2009
Старт 2809 метров 2807 метров
Финиш 1837 метров 1848 метров
Перепад высот 972 метров 959 метров
Длина 2905 метров 2998 метров
Максимальный уклон 63%, 71%
Минимальный уклон   5%
Средний уклон 36% 32%


Профиль новой трассы.

На Чемпионате мира 2009 гонку скоростного спуска выиграл канадец чешского происхождения Джон Кучера, обойдя всего на 4 сотых секунды знаменитого швейцарца Дидье Куш, который показал лучшее время в тренировке. Но это была уже другая трасса. Время прохождения увеличилось почти на 20 секунд, а средняя скорость упала до 80 км/час. Трасса, даже в переделанном виде, оказалась не по силам многим спортсменам. Кто-то, как Дидье Дефаго, не удержался на сложном вираже, упал, а кому-то просто не хватало сил, чтобы удержаться на трассе. Из 38 стартовавших до финиша добрались 28. Но, к счастью, удалось обойтись без очень серьезных происшествий и травм.
 
Результаты победителей соревнований в 1992 году и в 2009 году.
 
Ortlieb Patrick 1992 год 1:50.37
Kucera John 2009 год 2:07.01

С тех пор, если погодные условия позволяют, на этой трассе проводятся этапы Кубка мира, правда, самой зрелищной дисциплины, для которой в первую очередь и была разработана эта трасса, скоростного спуска, там пока больше не было.
 
Из личных наблюдений
 
Впервые я попала на трассу Face менее чем через неделю после не состоявшихся по погодным условиям соревнований Кубка Мира 2008 года. Это уже не был тот, первоначальный трек. Но это было еще и не то, что увидела спустя несколько лет.

Цирк уехал. Подготовка склонов к несостоявшейся гонке, поддерживаемая минусовой температурой и ветрами, осталась. Желающих прокатиться там было совсем немного. И огромных бугров точно не нарывалось. До сих пор даже на фото того периода смотреть порой и то было немного страшновато. А тогда, при проезде, в голове была одна мысль — если остановлюсь, то больше не тронусь. И, наверное, мне повезло, что я увидела, какой должна была быть эта трасса. Больше ни в Val d’Isere, ни в каком другом месте я такого даже приблизительно никогда и нигде не наблюдала.
Вид на трассу, февраль 2008 года


Маршрутизация

Как говорит официальная справка, в рамках Face de Bellevarde выделяют пять основных точек:
  1. Petit Col,
  2. Bosse à Catherine,
  3. Buse,
  4. L’Ancolie,
  5. Bosse Cathiard.

Схема трассы и ключевые точки
 
Но сначала — старт с высоты 2809 метров. Здесь самая важная часть гонки — набор скорости. Говорят, что по сравнению с первой версией трассы (набор скорости до 140 км/ч), наиболее существенно изменили именно этот участок. Укоротилась немного рампа, изменилось направление проезда, а возврат к оригинальному направлению осуществляется через 600 метров. Но все равно скорость у лыжников здесь — 125-130 км/ч — достигается за несколько секунд. И именно здесь проходит участок с максимальным уклоном трассы — 71%.
 
Потом трасса проходит между терминалами двух канатных дорог — l'Olympique и Funival. Кстати, старт комбинации происходит с этого уровня. 

Постепенно начинается некоторое выполаживание, а в конце небольшого траверса с минимальным уклоном по трассе (5%) скорость достигает 120 км/ч. На сочетание рельефов разной крутизны и достигается первый ключевая точка — Petit Col — узкий левый поворот почти на 180°. Отсюда трасса начинает просматриваться снизу.

Потом S-образные кривые и два поворота, чтоб замедлиться перед следующей ключевой точкой Bosse à Catherine. И очень красивый прыжок длиной 30-40 метров с необходимостью точного приземления для безопасности проезда в остальной части гонки, и затем крутой поворот. Одновременно на пути лежат стартовые точки супер-гиганта и слалома-гиганта. Кстати, свое название эта ключевая точка получила в память об очень печальной истории молодой девушки Катерины, дочке одного из владельцев отелей, которая погибла здесь в 80-х годах в лавине.
Панорама с середины трассы вниз
 
Участок «Buse» требует особого мастерства. Это самая быстрая часть дистанции с приличной скоростью 130-135 км/час. Происходит упор на одну ногу с сильным наклоном. Далеко прыгать также нельзя — впереди самое узкое место трассы, L`ancolle. Говорят, этот участок появился потому, что Бернар Русси пожалел растущий здесь альпийский водосбор (коломбина) и построил объезд. Трасса проходит между двумя скалами. И гонщики вынуждены замедляться, чтоб совершить этот поворот. Торможение почти стрессовое. Расстояние между валунами здесь меньше 8 метров. Неприятное место для лыжников, привыкших иметь место для маневра. Скорость также должна тщательно контролироваться, она здесь сбрасывается до минимальной — всего 50 км / ч. Говорят, что этот отрезок определяет конечный результат.

Но каждый отрезок здесь по-своему специфично сложен. От L`ancolle до финиша — самый ледяной участок. Горнолыжники к этому моменту уже полторы минуты находятся на трассе, и надо еще совершить ряд быстрых поворотов, а ноги уже начинают болеть. Относительно плоский участок перед далеким прыжком (до 50-60 м) в еще одной ключевой точке — Bosse Cathiard. Спортсмены находятся до 5-6 метров над поверхностью, и прыжок требует большой концентрации при приземлении. Резкий сброс на трассе опять до 70-71% и гонщики финишируют на коротком отрезке в центре живописного курорта Val d’Isere. Финиш гонки.
 

Face для обычных лыжников

Эта трасса стала давно легендой и многие из тех, кто увидел ее и проехался по ней, любят похвалиться: «Да скатывался я по этой трассе по утрам в качестве разминки, ничего сложного».

Собственно, наверное, так и есть в благоприятных погодных и снежных условиях. Кроме одного НО. То, где проезжаем мы, обычные обыватели, и то, где проезжают участники Белого Цирка, это немного разный Face. Обыватели не едут по самым крутым участкам, они не совершают крутых прыжков и подготовка трассы… Одно дело ехать по ледяному крутяку, а другое дело — по отратраченной мягкой трассе. Гм… Хотя вечером траса в основном представляет поле не самых приятных жестких бугров. 
Панорама на трассу снизу
 
Из того, что наблюдала последние два сезона, то, как было запланировано при перепрофилировании трассы к ЧМ 2009 — сглаживание, расширение и приспособление под нужды обывателей, так это произошло.
 
Складывается впечатление, что «Face» — это единственная трасса на курорте, которую исправно ежедневно подготавливают и очень даже неплохо и в полном объеме. Да это и понятно — поток народа, проходящий по этой трассе за день, вряд ли может соревноваться с другими местами.
 
Сначала сюда едут те, кто хочет с утра на скорости погонять или просто размяться на хорошем уклоне. Потом к ним присоединяются те, кто перебирается в зоны катания Val d’Isere-Solaise и Val d’Isere-Foret из зоны катания Val d’Isere-Bellevarde, а потом и из Tignes.  В течение дня трассу посещают  лыжники всех уровней, считающие, что проезд по Face — это обязательная часть визита в Espace Killy. Трасса постепенно разбивается, покрывается буграми и становится все более и более труднопроезжаемой. А ближе к закрытию по трассе проходит толпа туристов, живущая в центральной части Val d’Isere. Обычно это единственный спуск, доступный лыжникам, возвращающимся Val d’Isere-Bellevarde и Tignes. Остальные две трассы очень часто закрыты. При этом солнце уже не освещает эту трассу, как утром, и в тени она становится более жесткой. Не могу сказать, что катание по сложной переполненной разбитой ледяной трассе доставляет удовольствие. Но всегда есть альтернатива — для желающих подъемник l'Olympique доставит от начала до конца трассы намного быстрее, чем проедет большинство.
 
Но это все в хорошую погоду. В плохую — а она бывает нередко — продуваемая всеми ветрами, столь характерными для Val d’Isere, трасса все-таки становится недоступной для большинства катающихся. Исключительно сложная жесткая трасса — непростое испытание для тех, кто на нее выехал.  Но и тут есть варианты. Можно объехать самый сложный участок (в смысле самый крутой сброс, доступный обывателям). Там теперь дорожка есть объездная за веревочкой со стандартной надписью типа «проезд на свой страх и риск».  А можно вообще свернуть с трассы, доехав до промежуточного подъемника и искать другие пути возврата в Val d’Isere.
 
А еще… Если едешь в хорошую погоду (а еще лучше в обеденное время, когда немного народу), одним проездом можно пожертвовать, чтоб сделать фотографии на периодических остановках.
 
Трасса расположена на открытом месте, поэтому с нее отлично видно и Val d’Isere с располагающейся следом долиной, и саму трассу со слаломным стадионом, и превосходную панораму области Solaise через долину.

+14
  • 9
  • 5
  • 1
0  
slava.shap    8 Августа 2013 (02:02)   #
А еще очень круто катнуть с этой самой балды Bellevarde по центральному кулуару, и выкатится в центр Валь д'Изера! Мегаспуск, как в Грандэ сходить!)
  • 9
  • 4
  • 5
0  
jjjulia    8 Августа 2013 (12:01)   #

А еще очень круто катнуть с этой самой балды Bellevarde по центральному кулуару, и выкатится в центр Валь д'Изера! Мегаспуск, как в Грандэ сходить!)

 

Да, там много чего крутого...

 

А по кулуару, во-первых, не для всех...

А во вторых хорошо, когда снега достаточно.

Вам просто супер повезло со снегомbiggrin.png

  • 9
  • 5
  • 1
0  
slava.shap    8 Августа 2013 (23:41)   #
Со свечкой стояли? Я Вас что-то не помню...))) А в Грандэ и в ледяное сходить зачетно!;)
  • 9
  • 4
  • 5
0  
jjjulia    9 Августа 2013 (00:08)   #

Да я вообще серая мышка....Даже если видели, не запомнили.biggrin.png

 

А мне все последнее время такая погода достается. (Или еще плюс снег или дождь).Тут бы самой не потеряться.

 

5203fa0bf2750_081.jpg

  • 2
0  
ЕЖ    9 Августа 2013 (00:41)   #

А еще очень круто катнуть с этой самой балды Bellevarde по центральному кулуару, и выкатится в центр Валь д'Изера!

В смысле по лесу - Cairn ? Ага.

Или Табло/Антенна ? Это для героев...

0  
alpinaj    9 Августа 2013 (15:48)   #

 

Face de Bellevarde — трасса скоростного спуска, которая была построена к Олимпийским Играм 1992 года на французском курорте Val d’Isere и использовалась в первозданном виде на крупных международных соревнованиях лишь единожды. Зато название этой трассы знакомо многим, хотя...


Читать далее в блоге >>

 

 

Видео супер.

 

Интересно посмотреть проезды минувших лет.