ѕр€мой эфир

 авказ vs јльпы
ћожет поэтому и со снегом не везет? √ид снег всегда найдет, хоть немного нераскатанного)  ... √аладриэль 25.05.2016
 авказ vs јльпы
ћожет поэтому и со снегом не везет? √ид снег всегда найдет, хоть немного нераскатанного) Vova Jager 25.05.2016

 очевники плато ”кок »з полевого дневника экспедиции  онстантина Ѕанникова

DESTINATIONS, Ћента автора 27 јпрел€ 2012 (18:15) ѕросмотров: 428 0

ѕќ «ј ќЌјћ —–≈ƒџ ќЅ»“јЌ»я

 
”кок зимой воспринимаетс€, как можно было догадыватьс€, иначе, чем летом, не только из-за снега. —нега и летом может навалить. »ное воспри€тие пространства создают люди. јрхеологическа€ обитель богов и героев предстала вполне человеческой средой обитани€.
 
 





Ќа всех укокских стойбищах, за исключением всего двух, чабаны живут семь€ми.

¬ каждой семье есть дети. »х, как правило, много, но с родител€ми зимой живут только дети дошкольного и послешкольного возраста. ј в отдельных случа€х – «вместошкольного».  Ёто когда учитьс€ надоело, а помогать некому. ¬ общем, хочешь –  учись, не хочешь – занимайс€ другими делами. ѕаси своих зверей,  охотьс€, ставь петли. », думаетс€ мне, не прав будет тот, кто  сморщит нос, услышав про натуральное хоз€йство. √армоничное развитие личности, если и зависит от школьной программы, так скорее обратно пропорционально.


„то лучше в детстве? ¬озитьс€ со звер€ми, бегать по кристальному льду, скакать на коне, управл€тьс€ со стадом, охотитьс€, или носитьс€, замороченному, с горой пособий по всевозможным репетиторам, с первого класса вступив в конкуренцию за место под солнцем, к дес€тому – став неврастеником, к концу универа – циником, к пику карьеры – маразматиком. » все это ради чего? –ади того чтобы на старость лет иметь возможность также возитьс€ со звер€ми, скакать на коне, охотитьс€… ¬ общем, все относительно. »осиф Ѕродский тоже из восьмого класса ушел, и это не помешало ему стать нобелевским лауреатом.
 
¬ те времена, когда Ѕродский воротил нос от питерской школы, в джазаторском интернате  жизнь тоже малиной не казалась.  аныбек ќмирбеков вспоминает, как ждали зимних каникул, чтобы к родител€м на ”кок приехать.

— ’оть отъестс€ за неделю. ƒумаешь, в интернате здорово кормили? Ѕык в колхозе сдохнет, куда его? Ѕензопилой распил€т, и в интернат. Ќе выбрасывать же. —егодн€, что ни говори, дет€м там намного лучше.
 
≈стественно, и сегодн€ дети ждут каникул, чтобы подн€тьс€ к родител€м на ”кок. »х либо родственники на кон€х наверх понимают, или родители за ними сами после 20-го декабр€ спускаютс€. Ќовый год, все вместе празднуют. ј потом обратно, за учебу.
 
Ќесмотр€ на проблемы с трудоустройством, джазаторские казахи цен€т образование как таковое, по возможности стараютс€ дать его своим дет€м, хот€ и понимают, что далеко не всегда можно найти работу по специальности. Ќо сегодн€ так, а завтра – эдак. ¬ременам свойственно мен€тьс€, а образование лишним не бывает. —айбек ƒжартанов с урочища  осатау с энтузиазмом вкладываетс€ в образование всем своим девчонкам.  омпьютер крутой им купил. —ам вертитс€ «как жесткий диск», зимой скот пасет, летом – туристов. —ебе на стойбище спутниковую тарелку скоро купит с электрогенератором, и будут у него за стенкой коровы мычать, а над топчаном – дикторы телевидени€.

јбилхаир Ѕурбаев отучилс€ в горноалтайском медицинском училище, а работу в ƒжазаторе не нашел. ‘ельдшеру сейчас работу ближе Ќовосибирска и не найти. Ќет в сельских больницах столько вакансий дл€ всех выпускников медучилищ. ƒа и больных в алтайских селах на пор€док меньше, чем в больших городах. ¬от и отправилс€  јбилхаир с молодой женой и маленькой дочкой на ”кок, жить в урочище  ызыл-“ас.

– ƒа, как мы живем? ѕростые пастухи… я в интернете как-то сделал запрос на «”кок». “ак много ссылок!..

“о есть јбилхаир, жив€ в городе, искал ”кок в «яндексе». “ак что не удивительно, что вернулс€. ’от€ городской образ жизни даром не прошел. „ай без молока полюбил пить. » в целом рацион его молодой семьи отличаетс€ от соседского. ’от€ бы большей потребностью в овощах.

– “ебе на заставу же надо идти, отмечатьс€? ѕоедем вместе на кон€х. ’очу у них картошки на барана смен€ть. Ќа двух кон€х – два арчмака привезем.

– Ёто же на целый день прогулка. —тадо на кого оставишь?

– ∆ена попасет.

ѕока мужчина устанавливает и обновл€ет св€зи с внешним миром, жена, конечно попасет.  » дети, едва подрастают, начинают помогать по дому.

Ќа заставе пограничники, узнав цель моего визита, очень советовали познакомитьс€ с јнатолием —икуатовым.

– ’ороший парень, открытый, знает много и рассказывает складно. ј будет у него настроение, он тебе и на домбре сыграет.

јнатоли€, хоз€ина урочища „уйбай-∆урт, что расположено на плато над огромным раннескифким керексуром, € дома не застал. ∆ена его, ‘арида, также до самого заката пасет стадо. «а хоз€ев целый день два мальчика – сын и плем€нник, один лет двенадцати, второй – около п€ти. Ѕез лишних разговоров наливают чай, и продолжают работу. —тарший таскал из соседнего озера воду ведрами на проволочном коромысле, младший ему вс€чески помогал – фанерку с проруби сдвинет, дверь откроет, ведро придержит. ¬ таком хоз€йстве вс€ка€ помощь ценна.

ѕотом оба сад€тс€ на кон€ и поехали загон€ть коров. ¬ечереет.

’оз€ин вернулс€ через несколько дней. ≈здил на коне в ƒжазатор по делам.

– ќставайс€ ночевать. „ай попьем, поговорим, – радушно пригласил мен€ “ол€.

«имние вечера в горах јзии располагают к общению как нигде.
 
¬ Ё ќЋќ√»„≈— ќћ —ћџ—Ћ≈ —Ћќ¬ј
„то характерно, житель ”кока  в разговоре об€зательно обратит ваше внимание  на то, какой чистый, здоровый и при€тный воздух у них на плато.
 
– Ќе то, что в ƒжазаторе, – утверждает и Ѕогатуль Ѕайбатырова, хоз€йка урочища  ара-Ѕулак, и јбильхаир, и “ол€ —икуатов.
 
ƒа кто бы возражал! Ќо и атмосфере ƒжазатора, окруженного горами и тайгой, по химическому составу далеко до ћосквы или Ќью-…орка. «ј, вот и нет, наш, укокский воздух лучше, — хором утверждают обитатели ”кока. — ¬ нем нет бактерий гриппа, в нем дети не болеют, в нем старики лучше себ€ чувствуют, чем в этом задымленном «мегаполисе» ƒжазаторе!»
 
”тром, когда все растапливают печки, в ƒжазаторе, действительно, дымно. Ќо, суть не в этом, а в том, что люди ”кока таким образом выдел€ют свою маленькую ойкумену.
 
– » дрова у них там гор€т не так ровно, как наш киз€к. ћне нравитс€, как киз€к горит. –овное такое тепло.
 
» это верно. „то такое киз€к? Ѕрикет слегка переваренной травы.
 
– ¬низу  все дровами топ€т, а в јргуте вообще € над девками как-то пошутил, – вспоминает ”мар  айримов. – ѕристали такие, спрашивают: «–асскажи нам, что такое киз€к». я и отвечаю: «ягода така€, на ”коке растет. ѕо-русски – клюква, по укокски – киз€к. ј те и уши развесили. ѕривезти просили».
 
“ак что тема экологии и энергоносителей – маркер своего отношени€ к среде обитани€, социальной и этнической идентичности, и если хотите, просто любви к своей суровой местности. Ќесмотр€ на то, что в разговоре с «человеком из города» они часто скромничают.
 
– ƒа что там, живем как первобытные, – выразилась Ѕогатуль, но мне послышалась нотка кокетства.
 
—вой образ жизни эти люди цен€т и люб€т за то состо€ние независимости, свободы и достоинства, которым наполн€ет кочевник с самого раннего детства. —вобода личности начинаетс€ со свободы перемещени€ в пространстве. Ќедостижимый идеал дл€ стиснутого в «пробках» и в графиках homo urbanis. Ќо вр€д ли какой горожанин согласилс€ бы с ними помен€тьс€ местами.
 
—урова€ у них жизнь, что и говорить.
 
– „то здесь у нас? “рава да камни. Ќадоело все, – вырвалось у одной женщины однажды. ”стала...
 
’от€ и  кочевник вр€д ли промен€ет свой мир на город, если жизнь здесь удалась и состо€лась. ƒругое дело – подростки, которые, окончив школу, замерли на распутье – какой мир предпочесть? — Ѕогатуль и мужем ¬иктором на ”коке в эту зиму кочуют две дочки и сын. ƒочки јкуйрек и јйда, похоже, сделали выбор в пользу городской жизни. » хот€ в √орно-јлтайске были всего два раза, собираютс€ туда ехать и поступать в университет. ” јкуйрек это будет втора€ попытка. ј дальше что? Ќе загадывают. ƒевушек на ”кок больше, наверное, и калачом не заманить. ј вот брату их, ≈синжану на плато вполне комфортно. ќн здесь – хоз€ин. ¬сегда с отцом. ѕомогает.
 
ћежду космосом и социумом. «“ехосмотр» колыбельки

¬ общем, чтобы здесь жить, получа€ от жизни удовольствие, здесь надо родитьс€. Ќекоторые так и сделали.

– Ќет, ну это же поразительно!  ак же это вы с новорожденным ребенком на коне! „ерез перевал!! «имой!!! – не устаю изумл€тьс€.

»зумление мое на сей раз адресовано лично матери маленького Ѕикельды ќмирбекова. —а€гуль, в свою очередь, удивл€етс€ моему удивлению. ј чего тут такого удивительного?

– ƒа не холодно ему было.   телу шалью прив€зала. Ѕыстро доехали.

– ј если бы конь, не дай бог, споткнулс€ бы?

– «начит, бог есть.

Ѕог есть, слов нет. Ѕикельды в семье ќмирбековых шестой ребенок. ” него – п€ть старших сестер.  ак только родители поженились, девочки рождались каждый год, и вот, спуст€ дес€ть лет – пацан! ќтец, наверное, от счасть€ прыгает до неба. “о-то его нигде не видно.

– ќтец где? —тадо пасет. ¬ечером будет… ¬ы чай-то пейте.
 
— рождением ребенка всегда и везде св€зан целый комплекс обычаев, восход€щих к глубокой древности. Ќа пиру, который устраивали на седьмой день жизни Ѕикельды, важную роль играет крестна€ мать. « рестной» ее называют как бы согласно русской традиции. ƒжазаторские казахи – мусульмане, но в родильной  обр€дности придерживаютс€ куда более древних доисламских ритуалов.  рестна€ мать у них – это, по идее, повитуха, женщина, принимавша€ роды, первый человек, встретивший младенца на этом свете.  огда рожают в роддомах, то в качестве крестной родители приглашают кого-нибудь из близких. ≈е об€занность – ввести младенца в общество. ѕоэтому, чтобы виновник торжества на своем празднике выгл€дел, как джентельмен, она ему  дарит его первый «костюм» – рубашку, которую собственноручно шьет. Ётот праздник одновременно €вл€етс€ и праздником им€ наречени€, и крестна€, как бы представл€ет малыша членам рода, обнос€ присутствующих угощением в его честь.
”гощение, которым обносит крестна€ гостей, тоже не простое, но семантически восход€щее к идее жертвенного животного. Ёто забитый особым образом баран, которого вар€т, и крестной надлежит счистить м€со с шеи по всей длине, не разъедин€€ позвонки. Ёто очень древний знак уважени€, который описан еще √омером в «»ллиаде», когда царь јгамемнон таким же образом отметил силу и доблесть отличившегос€ воина.
 
„тобы доблесть Ѕикельды прирастала вместе с силой, ему следует правильно оформить первопространство. —а€гуль сначала немножко стесн€лась мне это все показывать да рассказывать, а затем любезно согласилась, за что ей особенное спасибо. “ак вот, что € узнал о первопространстве укокского кочевника. ќно есть не что иное, как колыбель, по-казахски бейсек, и представл€ет собой целую систему прибамбасов, необходимых дл€ физического, социального и сакрального комфорта новорожденной личности.  олыбель способна производить убаюкивающие колебани€, снабжена атласными ремн€ми безопасности кхам (дл€ рук) и а€н (дл€ ног), дренажной системой из гирл€нды надетых друг на друга дыр€вых сосок, соедин€ющей пиписку личности с банкой под спальным местом.

ƒушевное здоровье и просто при€тный сон обеспечивает набор магических артефактов: добрые сны привлекает пух из крыла совы, прикрепленный на спинке колыбели пр€мо над лицом, а злых духов отпугивает когтиста€ совина€ лапа, вис€ща€ справа под изголовьем. ѕод подушкой – набор предметов, которые вы помните и пор своим волшебным сказкам (если вам, конечно, повезло родитьс€ не в «ƒиснейлэнде») –  гребешок, ножницы, булавка, ножик, зеркальце.  ак известно, эти очень важные в путешестви€х по иным мирам предметы, в семантических трансформаци€х превращаютс€ в непроходимые чащи, остроконечные горы, озерные глади, в волшебный лук и в булатный меч.
 
√остей — полный дом
 
ƒом семьи јльберта и јрины „инчиновых стоит на перекрестке дорог, и поэтому в нем всегда много гостей.
 
– ѕоэтому мы муки на мешок больше завозим, – смеетс€ јрина, замешива€ тесто.
 
Ќа ужин будут пельмени. ј где пельмени, там гости сами собой завод€тс€.
 
ƒочь янина охотно помогает строить пельмени в когорты, и при этом не забывает качатьс€ на своих качел€х. »х отец сделал очень просто – вбил в балку скобу и прив€зал толстую волос€ную веревку, сплетенную из €чьих хвостов. “рактор выдержит, не то, что шестилетнего ребенка. –ебенок и рад старатьс€, болтаетс€ на ней, что и весело, и дл€ осанки полезно. —портивный уголок!
 
—егодн€ у нее вообще праздник, дружочек к ней пожаловал, четырехлетний мальчик ”рсульчик с дальнего стойбища —уттубай. ќчень веселый, весь в папашку, шутника и балагура –устама —тарикова. ќн всем своим видом излучает здоровье, так что вполне мог бы рекламировать какое-нибудь детское питание («он» – в смысле, сын, а не отец, хот€ отец тоже мог бы, если не был уверен, что от детского питани€ дети не завод€тс€). –устам сегодн€ не приехал, на хоз€йстве осталс€, поэтому „ейнеш, жена его с сыном вдвоем на коне прискакали.
 
– ≈ще мы в гости ходить любим потому, что реб€тишкам надо друг с другом играть, – сказала „ейнеш.
 
ƒевушки уселись пить чай, готовить ужин и болтать, а дети устроили веселую возню на льду јк-јлахи. янина любезно предложила ”рсулу «погон€ть» на грузовике, который отец вырубил из чурбачка. Ќе знаю как там атмосфера на ѕариж-ƒаккаре, но јк-јлахинское «ралли» удалось. » €сный, солнечный вечер был очень кстати безветренным. Ўубки даже не надевались, несмотр€ на минус двадцать.
—темнело, и на огонек стали ст€гиватьс€ соседи. ѕоиграли в карты, накрыли на стол, развели спирт. јтмосфера была €вно празднична€.
 
– ’орошо сидим, – заметил ”мар. – ѕр€м «новый  год». ∆аль, только елочки нет. «автра из киз€ка слепим.
 
¬се дожидались полуночи, чтобы наступил новый день, и можно было бы отправитс€ на стойбище ∆ар- оль, что километрах в семи-дес€ти, вглубь плато на северо-запад, поздравл€ть хоз€йку с днем рождени€.
 
– ёбилей у √ульджамал наступает. “ридцать лет, – по€снил јльберт „инчинов.
 
– ј она знает, что гости  к ней собираютс€?
 
– Ќе-е-е, сп€т они уже, конечно. ћы будем сюрпризом.
 
ќколо полуночи мужчины пошли седлать коней, женщины – собирать детей. “е и не помышл€ли спать. ѕраздник, – он и дл€ всех праздник, и никакой возрастной дискриминации! ¬от только лбы сажей с котла им намажут, на вс€кий случай, а то, знаете ли, ночь на дворе, мес€ц молодой не по€вилс€, вс€ка€ нечисть по холмам бродит, порчу наводит. ¬зрослым, по идее, тоже полоска сажи между глаз не повредила бы, да уж ладно там, религиозные предрассудки поощр€ть. Ёйнштейн, который великий физик, тоже суеверий не поощр€л, но подкову над входом имел, и по€сн€л, что обереги, даже если и не верить,  все равно помогают.
 
Ќу, ладно, по стременной, да по кон€м. ∆енщины посадили детей позади себ€ и прив€зали к себе шал€ми. ћне персонального кон€ не досталось, и ”мар велел садитс€  позади него, и скакать на крупе его рослого жеребца. ј поскольку мен€ шалью к себе прив€зывать €вно не собиралс€, вспомнилось некстати, как неделю назад такой же конь мен€ сбросил и хорошенько потоптал. ¬ общем, зате€ эта мне разонравилась.
 
– ћожет, € в доме останусь?
 
– „его?! ƒа какой ты, на хрен, в этом случае этнограф! ∆иво прыгай на кон€! —то€ть, падла! (Ёто уже не мне).

ѕервые триста метров дикого галопа в кромешной темноте, € запомнил тактильно: руками, которые впилс€ в заднюю луку седла, и задницей, котора€ была бы только рада бы впитьс€ во что-нибудь. ћы догнали уехавших вперед друзей, и перешли на шаг.
 
» тут, огл€девшись по сторонам, € пон€л, что на самом деле  переживаю лучшие минуты своей жизни. ћес€ца не было, но на небе высыпали все звезды всех галактик. ќни были близко. ќни были большие. ћорозна€ разр€женна€ атмосфера исключала вс€кую дистанцию и создавала объем, в котором тепло твоего собственно дыхани€  воспринимаетс€ как критерий космического холода, как и сознание, не способное помыслить бесконечность космоса становитс€ критерием его пустоты.

…Ќет, не пустоты, скорее объема. я ощущал себ€ внутри звездной сферы, кра€ которой опускались за неровный горизонт си€ющего серебр€ным свечением плато, и сфера не казалась пустой и безжизненной. ќна ощущалась на каком-то клеточном, молекул€рном уровне живым и единым с тобой  организм.  осмос ночью на ”коке видно невооруженным глазом, и глазу видно, что он обитаем!
 
ѕо заснеженным, освещенным звездами холмам, друг подле друга ехали всадники. ќни ехали на своих теплых кон€х и пели красивую прот€жную песню. Ћюди ехали в гости. ¬ замерших бескрайних холмах, под «бездонным куполом јзии», заполнить который не способно ничто. Ќичто, кроме песни номада...


+3
ƒл€ того, чтобы оставить комментарий необходимо войти или зарегистрироватьс€.