- …Мое мнение носит субъективный характер, т.е.
зависит от моего небогатого опыта пребывания
на горнолыжных курортах, настроения и
времени поездки (с 9 по 15 декабря 2007 г.).
Свою поездку в Леви мы начали планировать месяца за два, поэтому могли выбирать, где жить и как ехать. Мы – это папа, мама и семилетний ребенок. В основном Леви был выбран из-за наличия снега, все-таки за полярным кругом и местного Деда Мороза (Санта-Клауса). Решили ехать из Питера на машине до Хельсинки, там поставить машину на поезд и дальше до Коллари на поезде вместе с машиной. От Коллари до Леви 70 км. по хорошей дороге. Не автобан, конечно, но местные жители умудрялись 90 км/ч ехать. Можно ехать и до Рованиеми, но тогда путь на машине до Леви составит около 170 км. С учетом стоимости бензина в Финляндии 1,39Е и зимних дорог, этот вариант отпадал, хотя, может быть, и зря.
Стоимость билетов – 1 купе на 3 места + машина = 440E. Билеты купили в Питере у агентов по продаже ж/д билетов по Финляндии. Перечень агентов есть на сайте ж/д компании Финляндии. Выехав утром из Питера и простояв 2 часа на границе, мы благополучно прибыли в столицу Финляндии к 15 часам. Машину удалось сразу поставить на платформу. Место погрузки находится по левую сторону от вокзала и обозначено соответствующими значками и буквами VR. На улице дождь, магазины закрываются в 18 часов (суббота), поезд отходит в 21, в нормальных кафе сидеть достаточно дорого, вокзал намного хуже Ленинградского в Москве и тем более Московского в Питере (на других давно не был). Отсюда вывод – планируйте заранее свой досуг до поезда вне вокзала. Ждать, как это не странно, можно было только в зале по продаже билетов.
Плюсовая температура, полное отсутствие снега и постоянное приставание на вокзале местных бомжей совсем подорвало наше настроение. Наконец в 21 час мы сели в поезд. Как это не странно, мы в вагоне были одни! Проводников нет вообще. Сами открыли дверь в вагон, сами сели в купе, и только через час появился кондуктор со своим дыроколом. В купе три полки одна над другой. Поезд старенький, но аккуратный.
Самое интересное началось ночью. Где-то посередине пути начался ужасный скрежет, вибрация и дребезг внутри самого купе. После этого для меня наши поезда стали просто образцом тишины и комфорта. Я уже не говорю про наших проводников с чаем и лимоном. Эх, Финляндия – железнодорожный отстой! Спать не получилось. Вспомнил, что финны рекламировали новые поезда из Хельсинки в Рованиеми. Может, все-таки нужно было ехать на них?
Ужас ситуации добавляла картина за окном – снега нет! Жена в трансе, - ежечасное подползание к окну, в надежде увидеть снег не давало своих результатов. И только за три часа до подъезда к Коллари появился снег. Ура!!! Его много, он везде, в лесу, на полях и на елях. Настроение начало заметно улучшаться. На улице 6 градусов мороза. Вокзал в Коллари - это конечная станция. Вокзал небольшой, очень уютный и аккуратный. У входа и вдоль здания - свечи, гномы, рождественские украшения. Сразу понимаешь – ты попал в зимнее царство Санта Клауса. Получив через 30 минут машину, мы благополучно тронулись в Леви.
Как я уже говорил, дороги в Лапландии в хорошем состоянии, но мы больше 70 ехать не решались. По красоте за окном дорогу с альпийской не сравнить, но наличие большого количества снега с лихвой компенсировало этот недостаток. По пути встретили оленей, шедших вдоль дороги. Необычно.
В Леви прибыли в 14 часов. Позвонили хозяевам коттеджа. Заселились. Леви представляет из себя небольшой поселок с легким альпийским намеком, а рядом сопка, с разных сторон которой спускаются трассы. Есть основная зона катания, которая находится непосредственно около самого Леви. FIS-овская трасса (гордость жителей Леви), где проводятся этапы Кубка мира по слалому, находится, как и остальные трассы, отдельно от основной зоны катания. Количество трасс более 40, но в наше время работало всего 5. С трассы на трассу можно было попасть по живописным переходам (обозначены зеленым цветом) сквозь лес через вершину сопки или на автобусе, который ежечасно ездит вокруг этой самой сопки. Опоздал на автобус - либо жди час, либо чеши через сопку. Во время таких переходов сноубордистам иногда приходится идти пешком – в некоторых местах совсем малый уклон. Заметил, что, сидя на доске, можно дальше уехать, правда, не факт, что в нужное место.
[page]
Склоны
Подъемники работали с 10 до 20 часов. Не все, но большинство. Очередей на подъемник не было совсем. Может, не сезон? На самом склоне были случаи, что так же никого не было. Обычно же человек 5-10. Большинство открытых трасс были красные. Такие честные красные трассы. Если кататься без перерыва, надолго меня не хватало.
Склоны в идеальном состоянии. Хотя, был случай, один раз утром после ратрака образовался лед почти по всему склону, а на середине склона лежали еще и куски обледеневшего снега размером с футбольный мяч, а финнам было пофиг. Странно. Приятно, что финн у бугеля этот самый бугель всегда подавал прямо под нужное место. В Австрии такое обслуживание у бугеля не наблюдал.
Кому хочется экстремальных ощущений можно спуститься по уже упомянутой FIS-овской трассе. Реальный черный (читай крутой) участок находится посередине трассы. Очень интересный момент - подъезжаешь все ближе и ближе к этому самому месту, а сам крутой участок и где он заканчивается, не видишь. Ну, а если еще и на скорости это сделать, то аплодисменты и забота местных медиков обеспечена. Хотя, ведь есть же спортсмены, которые умудряются еще и на скорость там кататься! Вот смертники!
Перед спуском стоит задержаться на вершине сопки и оглядеться по сторонам. Северного сияния не видели, но виды очень красивые. Не горы, конечно, но после слякотного города приятно.
[page]Люди
В основной массе были финны с детьми. Русских было мало, встретили всего три компании средних лет. Были англичане, которых можно было сразу отличить по одинаковым черно-синим костюмам, полученным в прокате. Эдакая стая пингвинов. Много было родителей с детьми. К детям в Финляндии вообще особое отношение. Детишкам есть, чем заняться – для них в лесу рядом с основной зоной катания (чтобы ветер не задувал и бешеные катальщики не выскакивали) сделали специальный детский городок.
Здесь есть пара бесплатных бугелей на очень пологой горке и место для катания на санках. Кому лень тащить санки наверх – рядом канат. Музыка, веселье, а главное бесплатно.
Проживание, развлечения и магазины
Есть несколько гостиниц. В основном народ живет в коттеджах или таунхаузах. Все это находится на некотором удалении от основной зоны катания или у трасс по разные стороны сопки. Т.к. особого веселья нигде не наблюдалось, то мне кажется, жилье лучше брать где-нибудь в спокойном месте в лесочке недалеко от подъемника. Во-первых, можно будет шашлыки на мангале сделать, а во-вторых, никто не будет за стенкой орать или веселиться. Брать коттедж не обязательно около основной зоны катания, можно и в стороне, главное, чтобы до склона топать было недалеко. Удивило, что у каждого коттеджа были пластиковые санки и даже по несколько штук, чтобы можно было малышей или уставших взрослых катать до склона и обратно. Нет детей или уставших взрослых – не беда, можно везти свои ботинки, лыжи, палки и т.д.
В Леви есть несколько хороших продуктовых магазинов, с богатым выбором продуктов и товаров первой и даже второй необходимости. Цены в два-три раза выше питерских. Поэтому, если ехать на машине, лучше загружаться едой и питьем по полной программе. Есть парочка спортивных магазинов, ну и куча сувенирных.
Кафе, ресторанчики и всякая такая ерунда есть, но мы их не посещали. Дорого, не очень уютно, да и с ребенком не особо интересно. Есть ночной клуб «Дежавю». Он находился в непосредственной близости от нашего коттеджа. Как там внутри, так же не знаю, но судя по финским «швабрам» и пьяным местным деревенским паренькам, которые там тусовались – ничего интересного. Заметили, что в кафе на склонах есть нечего - чай, кофе, какая-то сдоба и в лучшем случае сэндвичи. Сытной, калорийной и дешевой пищи нет (эх, Австрия…). Хотя кафе все очень уютные и аккуратные. В самом городке нет мест, где бы продавали пирожные и торты, ну типа кондитерских. Так что сладкоежкам здесь будет не очень интересно.
Если станет совсем скучно, можно съездить в гости к Санта Клаусу в Рованиеми. Ехать в одну сторону 170 км по нормальной дороге. Резиденция местного Деда Мороза сделана внутри горы, вглубь ведет длинный полуосвещенный коридор. Ребенку, если он еще верит в сказки, будет очень интересно. Впрочем, ведь ради детей все это и делается в конце концов. Взрослым будет интересно в зависимости от градуса. На мой (трезвый) взгляд делать там без детей нечего. Входные билеты по 22Е, фото с Дедом в белой бороде еще 30Е, сувениры в 3 раза дороже, чем в соседней лавке. Кафе внутри – есть нечего. В общем, на любителя.
Стоит ли ехать в Леви? Если вы еще не испорчены настоящими горами, у вас есть ребенок, который верит в Санта Клауса, то стоит. Да и просто можно сгонять туда один раз, чтобы поставить очередную галочку на карте своих путешествий.
Подводя итог моим воспоминаниям, я бы сделал такой вывод:
- Планировать поездку лучше заранее.
- Ехать на 3-4 дня, с настроем кататься до полного одурения.
- Не связываться с железными дорогами и добраться на машине прямо до Леви.
- Коттедж выбирать в лесу недалеко от склона и не обязательно в самом Леви.
- Брать с собой еду и спиртное по полной программе.
Всем удачи на склонах.
P.S. Второй раз я бы не поехал, ну, если только на ледниках весь снег растает. :)
Автор:Сергей З.
Вечером сауна, ужин и кто чем (книги, DVD, комп, вечерние прогулки по Леви). Дорога
домой в обратном порядке, но с шопингом в Хельсинки. Рекомендую, но надо готовиться заранее (мы начали в августе 2006). Успехов всем, и в жизни и на горе. С новым горнолыжным годом!!!