Вот и в предстоящем сезоне 2015/16 все производители их кожи вон лезут, пиаря нововведения в сфере предоставления «наилучшего горнолыжного снаряжения для всех желающих». Независимо от того, где и как эти лыжники будут наслаждаться движением – на трассах или вне трасс, поднимаясь на ски-туре в гору или спускаясь вниз (что, в общем-то, более привычно для большинства).
В сезоне 2015/16 основные нововведения касаются тонкой настройки и специализации лыж, креплений и ботинок. Странно, поскольку иногда создаётся впечатление, что подавляющее большинство покупателей не слишком интересуется даже такими давно известными вещами, как кантинг или персональные стельки. С другой стороны, среди новинок есть действительно интересные, которые реально могут помочь получить удовольствие от катания – эти новинки обеспечивают большую безопасность и позволяют сберечь силы. Кстати: развитие горнолыжных технологий не ограничивается рамками премиум-сегмента: в среднем ценовом сегменте также предлагаются комплекты, на которых действительно можно получать большое удовольствие, и которые удовлетворят запросы большинства катающихся.
Производители, кстати, находятся в сложной ситуации: если комплекты, находящиеся в среднем ценовом диапазоне и ближе к его нижнему пределу, будут при катании ощутимо приятнее прокатных, то постоянные потребители услуг проката задумаются над приобретением собственного снаряжения. Тут нужно соблюдать баланс, в противном случае это может привести в упадок стабильно растущий горнолыжный прокат. Согласитесь: есть определённое удобство в том, чтобы иметь собственное недорогое и качественное снаряжение – если есть место для его хранения. Понятно, что такое решение обеспечивает комфорт, удобство и… получение удовольствия. Если (!) катаешься регулярно. Многие из клиентов прокатов вместо этого имеют дело с длинными очередями и ожиданием. Один раз в сезон это можно и потерпеть. А два? Пять? Десять?
Практически все новые разработки отличаются снижением веса без ухудшения – или даже с улучшением – рабочих характеристик. Естественно, многие производители применяют рокер, даже в слаломных моделях.
Любопытная тема, претерпевающая сейчас изменение – длина. Благодаря использованию в конструкции лыж Hi-Tech материалов, увеличение длины теперь возможно без увеличения веса. А короткие лыжи (как правило – с коротким радиусом бокового выреза) часто требуют весьма заметных усилий при катании и постоянного контроля над положением тела в продольном направлении. Помимо этого, по данным исследований, одновременно с уменьшением длины и укорочением радиуса выреза лыж был замечен рост числа случаев травм связок коленей. Увеличенная длина в этом смысле может привести к меньшим энергозатратам и повысить безопасность катания. Понятно, что речь идёт не о возвращении к геометрии 70-х годов прошлого века. Более длинные лыжи – это и новые геометрии, и формы прогибов, и распределение жёсткости и (!) новые способы использования этих лыж, которые всё лучше слушаются и всё легче в управлении – причём одновременно и на жёстких подготовленных трассах, и в свежем глубоком снегу. Причём пока производители лыж не стараются привлекать к росту длины внимание...
Кстати, если в будущем вы потеряете лыжу в глубоком снегу, вам больше не придётся заниматься раскопками, бороздя целину по всему склону. SkiTracer – небольшая примочка, установленная на лыже, позволяет отслеживать вашу потерянную лыжу с помощью специального приложения для смартфона, радиус поиска – 300 метров.
Бэккантри привлекает всё больше и больше лыжников, и даже гранды горнолыжной индустрии уделяют внимание лёгким креплениям, камусам, лёгким лыжам и лавинному снаряжению. Но большинство отдыхающих в горах всё-таки остаётся на хорошо подготовленных трассах – и всегда предпочитает такое снаряжение, которое обеспечивает больше удовольствия. То есть, маневренное и не требующее совершенной техники и мощной физической подготовки. Хотя нужно признать: усовершенствованные формы рокера «2015/16», благодаря которым мы получаем сразу два типа лыжи в одной, адресованы и экспертам, и новичкам.
Рокер в своё время буквально впрыснул порцию свежей крови в производство лыж. Его использование привело к появлению настоящих универсалов – моделей с живым характером, с легким входом в резаную дугу и активным выходом из нее, при этом при ведении дуги кант задействован по всей длине, что обеспечивает надежную хватку. Но одновременно и проскальзывание стало проще из-за уменьшения контактной длины канта плоско лежащей на снегу лыжи.
Вся прелесть современных универсальных моделей заключается в том, что эти лыжи позволяют кататься, прислушиваясь именно к ощущениям, потому что меньше требуют концентрации лыжника, то есть упрощают задачу управления, менее восприимчивы к ошибкам и требуют меньше сил. Конечно, мы говорим именно о современных моделях, в которых устранены проблемы «раннего рокера», такие как слишком заметная вибрация в носке при движении по жесткому склону, отсутствие гладкого перехода от резаного ведения к проскальзыванию или унаследованное от лыж со 100% камбером распределение жёсткости.
Мне лично давно нравятся именно универсальные модели, на которых можно – пока свеж и полон сил – порезать на высокой скорости, а ближе к завершению катания, когда и склоны уже не идеальны, и ноги подустали, покататься широкими плавными поворотами с небольшим проскальзыванием.
Напомню, что титанал в универсалах появился не сразу, не говоря уже о двух слоях металла, вставках специальной формы, а также использовании карбона, амортизаторов и гасителей вибраций.
А сейчас…
Fischer, например, запустил производство очень лёгких трассовых лыж. Благодаря сложной фрезеровке древесины сердечник стал на 25 процентов легче, а титаналовые вставки специальной формы и скошенные боковые стенки ещё больше помогли снизить вес, сохранив рабочие качества лыжи.
Head даже в мощных моделях типа семейства Monster использует графен. Этот исключительный материал, используемый ещё и в теннисных ракетках, считается самым лёгким в мире и самым тонким, но при этом мощным (если его использовать в определенном «бутерброде»).
Обратим внимание на технологию Prop-Tech от Rossignol – разрезанный слой титанала в зонах носков и пяток лыж. Такая конструкция способствует более точному и мягкому заходу в поворот и разработана в ответ на новые стандарты постановки трасс. С точки зрения технологий – торсионная жёсткость доведена до такого уровня, что теперь с ней приходится бороться – видимо, для сохранения баланса торсионной и продольной жёсткости.
Появляется всё больше вариантов для тех лыжников, которые любят довольно активно кататься на хорошо подготовленных трассах, но при случае не против и насладиться выпавшей целиной, причём на тех же лыжах. Новые модели с универсальными качествами будут легче, стабильнее и мощнее. Кроме того, они будут пригодны для разных типов склонов и состояний снега.
Изюминкой конструкции моделей Atomic, к примеру, является сетка Carbon Tank Mesh, она обеспечивает требуемую жёсткость и одновременно – снижение веса лыжи, что позволяет их легче контролировать даже в мягком и довольно глубоком снегу.
Продолжение