0

Mutant: Фрирайд - техника, обучение, будущее

Gregory Gurshman Лента автора 8 Июля 2008 (16:42) Просмотров: 1047 8
Цитата(mutant @ 8.7.2008, 16:21)
Цитата
Здесь же я готов, по мере своих знаний, говорить и о целине, и о буграх и о фрирайде, и в общем обо всём что касается лыж.
Здравствуйте, Грег.

Прочитал вступление к вашему блогу и заинтересовался, процитированным мной выше, вашим высказыванием.
Раньше Грэг Грушман у меня ассоциировался только с обтянутыми в ластик спортсменами, вешками, секундами итд итп.
Но раз вы готовы посоветовать что-нибудь и любителям внетрассового катания я тоже хотел бы задать вам пару вопросов.

Сейчас фрирайд и все что с ним связано вошел в моду и можно наблюдать как сотни и тысячи абсолютно нулевых в плане катания лыжников устремляются покорять дикие склоны. Причём не имея ни опыта катания, ни элементарных навыков катания вне трасс, не разумея ни о лавинной ни прочей безопасности.
Как вы думаете, возможно ли с нуля обучить человека сносно или даже хорошо кататься внетрасс (ну естественно если он какието новичковые азы приобрёл на отратраченном склоне) или лучше пойти другим путём - то есть сделать более или менее уверенного лыжника на подготовленном склоне, а потом уже продолжить осваивать внетрассовое катание.
Или всё же лучше сразу приобретать "накат" внетрасс - нет ли опасности "закатать" ошибки техники в этом случае.
Какой путь будет более коротким к вершинам мастерства во фрирайде?

Второй вопрос:
Как вы думаете почему сильнейшие из российских фрирайдеров не могут пока составить конкуренцию мировым райдерам на международных соревнованиях (есть ли связь с тем, почему нам не по зубам призовые места в ЧМ по традиционным дисциплинам в горных лыжах)?
И есть ли шанс увидеть на пьедестале почёта того же Вербье Экстрим кого-нибудь из наших спортсменов?

Напоследок:
Катаете ли вы сами фрирайд, если да, то какие места в альпах вы считаете наиболее интересными для райдера среднего уровня?

Спасибо, за ответ.



Я в принципе готов посоветовать и по внетрассовому катанию просто потому, что это тоже важно. Другое дело, что мои советы в этой области, думаю, менее ценны, чем в чисто спортивной. [extract]Вы правы, что сотни нулевых лыжников лезут на неподготовленные трассы, спускают лавины и ломают ноги. Это как-то популярно и круто. На самом деле, конечно, глупость и полное остутсвие здравого смысла. Я не верю в то, что человека можно и главное нужно с нуля учить вне трасс. На трассах основная масса "уже обученных" страдает почти полной несбалансированностью. Вне трасс или на буграх будет только хуже. Учится нужно постепенно от более простых условий к сложным. Так что пока определённого уровня в катании на подготовленных склонах нет, вне трасс лезть смысла нет. И главное что и удовольствия не получить. [/extract]Так что моё мнение - сначала учиться, а помом накат вне трасс. Безопаснее будет для всех.
Короткого пути нет, как в г.лыжном спорте, так и во фрирайде. Сначала нужно стабильно и динамично кататься на склоне средней крутизны и только потом или на спортивную трассу лезть или во фрирайд.
Полагаю, что проблема с Российскими фрирайдерами та же, что и со спортсменами горнолыжниками - отсутвие основ техники, которые необходимо применять в широком диапазоне условий. Так что до призов боюсь тоже далеко. В России многие пошли во фрирайд не став толком просто хорошими лыжниками для начала. Точно так же многие соревнуются на спортивных трассах тоже не став хорошими лыжниками. Так что причина в общем то та же. Но... фрирайд это спорт с судьями, поэтому вообще сложно сказать кто там и когда выиграет icon_confused.gif
Сам я это делаю раз-два в сезон, когда много снега и тренироваться очень мягко. Тогда мы берём специальные лыжи и идём на фрирайд. А иногда делаем это и на обычных лыжах для гиганта, что конечно труднее. Считаю это очень полезным и интересным время провождением. Для райдера среднего уровня подойдут любые места где нет узких кулуаров и скал. Начинать нужно на свободном широком склоне типа Зольдена или Штубая.
И ещё, мне не нравится фрирайд в котором нет динамики, т.е. когда останавливаются и притормаживают и т.д. Лучшие фрирайдеры идут всегда в ровном ритме не зависмо от того что у них на пути. Все спортмены высокого уровня, с которыми я когда-либо работал, осваивали фрирайд за два спуска. Это не сложно, будучи хорошо сбалансированным лыжником. А учитывая что и скорости там далеко не те и покрытие обычно помягче, то всё это идёт очень легко и в удовольствие. Так что фрирайдерам пока хорошо, что туда спортсмены, в общем-то, не идут почти. Американец Джереми Нобис пошёл, уйдя из сборной, где он толком ничего не показывал - и сразу стал звездой во фрирайде.

Грэг
0
0  
Gregory Gurshman    8 Июля 2008 (22:11)   #
Я в принципе готов посоветовать и по внетрассовому катанию просто потому что это тоже важно. Другое дело что мои светы в этой области думаю менее ценны чем в чисто спортивной. Вы правы что сотни нулевых лыжников лезут на неподготовленные трассы, спускают лавины и ломают ноги. Это как-то популярно и круто. На самом деле конечно глупость и полное остутсвие здравого смысла. Я не верю в то что человека можно и главное нужно с нуля учить вне трасс. На трассах основная масса "уже обученных" страдает почти полной несбалансированностью. Вне трасс или на буграх будет только хуже. Учится нужно постепенно от более простых уловий к сложным. Так что пока определённого уровня в катании на подготовленных склонах нет, вне трасс лезть смысла нет. И главное что и удовольствия не получить. Так что моё мнение - сначала учиться, а помом накат вне трасс. Безопаснее будет для всех.
Короткого пути нет, как в г.лыжном спорте так и во фрирайде. Сначала нужно стабильно и динамично кататься на склоне средней крутизны и только потом или на спортивную трассу лезть или во фрирайд.
Полагаю что проблема с Российскими фрирайдерами та же что и со спортсменами горнолыжниками - отсутвие основ техники, котрые необходимо применять в широком диапазоне условий. Так что до призов боюсь тоже далеко. В России многие пошли во фрирайд не став толком просто хорошими лыжниками для начала. Точно так же многие соревнуются на спортивных трассах тоже не став хорошими лыжниками. Так что причина в общем то та же. Но... фрирайд это спорт с судьями поэтому вообще сложно сказать кто там и когда выиграет icon_confused.gif
Сам я это делаю раз-два в сезон когда много снега и тренироваться очень мягко. Тогда мы берём специальные лыжи и идём на фрирайд. А иногда делаем это и на обычных лыжах для гиганта, что конечно труднее. Считаю это очень полезным и интересным время провождением. Для райдера среднего уровня подойдут любые места где нет узких кулуаров и скал. Начинать нужно на свободном широком склоне типа Зольдена или Штубая.
И ещё, мне не нравится фрирайд в котором нет динамики, т.е. когда останавливаются и притормаживают и т.д. Лучшие фрирайдеры идут всегда в ровном ритме не зависмо от того что у них на пути. Все спортмены высокого уровня, с которыми я когда-либо работал, осваивали фрирайд за два спуска. Это не сложно будучи хорошо сбалансированным лыжником. А учитывая что и скорости там далеко не те и покрытие обычно помягче, то всё это идёт очеь легко и в удовольствие. Так что фрирайдерам пока хорошо что туда спортсмены в общем-то не идут почти. Американец Джереми Нобис пошёл уйдя из сборной где он толком ничего не показывал и сразу стал звездой во фрирайде.

Грэг
0  
mutant    8 Июля 2008 (23:26)   #
Спасибо за оперативный ответ.
Поясните более развёрнуто:
Правильно ли я понимаю, что хорошему рейсеру будет просто научиться кататься вне трасс?
То есть, если лыжник слабенький, то вне трасс для него не только не комфортно, но и опасно. А вот когда он более или менее уверенно катается по подготовленным склонам, то следующим уровенем (с ваших слов) может быть либо хождение спортивной трассы, либо фрирайд?
Можно ли ставить в один ряд по сложности оптимизацию физических и технических навыков хождения трасс разной сложности и внетрассовых (offpiste) спусков с разным снежным покрытием (паудэр, фирн, заструги, лёд, корка, тяжёлый 'закусывающий' снег итд... ) и рельефом (карнизы, кулуары, поля, ледяные и скальные сбросы, кусты и лес, бугры и 'расколбас') которые порой встречаются за один проезд?
Существуют ли какие нибудь методики обучения катанию именно вне трасс или овладев в совершенстве катанию по 'писту' icon_smile.gif в 'оффписте' пробллем не будет?
0  
Gregory Gurshman    9 Июля 2008 (03:40)   #
Цитата(mutant @ 8.7.2008, 23:26)
Спасибо за оперативный ответ.
Поясните более развёрнуто:
Правильно ли я понимаю, что хорошему рейсеру будет просто научиться кататься вне трасс?
То есть, если лыжник слабенький, то вне трасс для него не только не комфортно, но и опасно. А вот когда он более или менее уверенно катается по подготовленным склонам, то следующим уровенем (с ваших слов) может быть либо хождение спортивной трассы, либо фрирайд?
Можно ли ставить в один ряд по сложности оптимизацию физических и технических навыков хождения трасс разной сложности и внетрассовых (offpiste) спусков с разным снежным покрытием (паудэр, фирн, заструги, лёд, корка, тяжёлый 'закусывающий' снег итд... ) и рельефом (карнизы, кулуары, поля, ледяные и скальные сбросы, кусты и лес, бугры и 'расколбас') которые порой встречаются за один проезд?
Существуют ли какие нибудь методики обучения катанию именно вне трасс или овладев в совершенстве катанию по 'писту' icon_smile.gif в 'оффписте' пробллем не будет?


Да хорошему спортсмену ничего не стоит хорошо кататься по любому склону и конечно вне трасс. Как я и сказал, занимает пару спусков чтобы приспособиться к другим лыжам и всё. Слабенькому лыжнику вне трасс однозначно опасно. Я считаю что фрирайд именно и будет для кого-то следующим уровнем после езды по подготовленным склонам. Но фрирайд однозначно не для всех в принципе. Хотелось бы видеть в офф-писте именно хороших лыжников, а не кандидатов на место в вертолёте скорой помощи.
Важно понять что и техника и сбалансированность в принципе одинаковая. Отличаются условия и диапазон применеия некоторых элементов. В один ряд все эти вещи ставить можно, а учитывая существенно более низкие скорости во фрирайде, вполне. Спортивные трассы тоже имеют и рельеф и разное покрытие и полёты и неровности и т.д.
Как я сказал, главное овладеть техникой, а дальше неважно где она применяется. У меня одноэначно никакой специальной методики по фрирайду нет. Просто берём лыжи и едем. Проблемы бывают только когда кто-то пытается ехать в офф-писте так же быстро icon_eek.gif как и на трассе гиганта. Спортсмены иногда это пытаются делать.
Вообще фрирайд фрирайду рознь. Проехать не быстро как правило не для кого не проблема, а вот удерживая относительно высокую скорость это уже искусство. Далее кто-то прыгнет на 10 метров, а кто-то на 30. Ну и опыт конечно нужен. Катаясь с опытными фрирайдерами я порой поражался тому как они выбирали траекторию спуска. Сам бы в жизни и не подумал туда ехать. Когда ехали с ними никаких проблем не было, а вот посмотрев снизу удивляешься что только что там проехал. Но...нужно там жить и знать места, самому лезть опасно..

Грэг

0  
mutant    9 Июля 2008 (11:24)   #
Спасибо, Грэг!

Со спортсменами всё предельно ясно.
Хотелось бы поподробнее распросить про любителей.

Цитата(Грэг Гуршман @ 9.7.2008, 3:40)
Слабенькому лыжнику вне трасс однозначно опасно. Я считаю что фрирайд именно и будет для кого-то следующим уровнем после езды по подготовленным склонам. Но фрирайд однозначно не для всех в принципе. Хотелось бы видеть в офф-писте именно хороших лыжников, а не кандидатов на место в вертолёте скорой помощи.


Не люблю цепляться к словам, но мне показалось, что во фразе "Но фрирайд однозначно не для всех в принципе." есть некая доля пафоса и элитарности чтоле. Или вы имеете ввиду, что пока не дорос до определённого уровня катания, то вне трасс делать нечего? Как тогда оценить готов ли лыжник для внетрассового катания или пока ещё рано смотреть за пределы подготовленных склонов? Есть ли какие-нибудь критерии оценки готовности или набор обязательных навыков, без которых фрирайд будет просто опасным?

Цитата(Грэг Гуршман @ 9.7.2008, 3:40)
Важно понять что и техника и сбалансированность в принципе одинаковая. Отличаются условия и диапазон применеия некоторых элементов. В один ряд все эти вещи ставить можно, а учитывая существенно более низкие скорости во фрирайде, вполне. Спортивные трассы тоже имеют и рельеф и разное покрытие и полёты и неровности и т.д.
Как я сказал, главное овладеть техникой, а дальше неважно где она применяется. У меня одноэначно никакой специальной методики по фрирайду нет. Просто берём лыжи и едем.


Правильно ли я понял, что техника катания по подготовленным склонам и вне трасс одна и та же? Или все же есть ли какие-нибудь характерные особенности? Хотелось бы получить от вас рекомендации (или ссылки на ваши статьи в сети) на что нужно обратить внимание прежде всего для успешного роста начинающим фрирайдерам.

И ещё вопрос: Существуют ли в природе какие-нибудь действенные и эффективные методики обучения лыжников внетрассовому катанию? Ведь как вы писали в своём вступлении, главное ради чего мы катаемся - это получение удовольствия. А ведь у разных людей понятие об удовольствии разное: кто-то любит кататься "медленно и криво", а кто-то предпочитает "мочить и спрямлять".
Но несомненно, чем лучше человек катается, тем больше он получает удовольствия. Так как же улучшить свой уровень катания вне трасс любителю? На что делать упор в тренировках и как избежать "закатывания" вредных навыков и ошибок?




+1  
Gregory Gurshman    9 Июля 2008 (19:43)   #
Попробую пояснить. Никакого пафоса. Просто я имел ввиду, что это далеко не всем нужно. Иными словами, большинство научившись кататься на обычном склоне, не рвётся во фрирайд. Для фрирайда, всё таки, нужен определённый характер, смелость, наглость что-ли. Это далеко не всем присуще, поэтому даже прилично катающегося человека тянуть в офф-пист не стоит, если он или она сами туда не рвутся. Техника в принципе есть техника, она основана на балансе и владении лыжами. Дальше идёт скореее стратегия, во фрирайде где-то больше проскальзывние нужно, гдн-то круглее повроты и т.д. Т.е. нужно очень хорошо владеть механизмами контроля чтобы, не понесло. Начинающим фрирайдерами нужно стремиться именно к абослютному контролю скорости и формы поворота, на мой взгляд. Статей на эту тему у меня нет... и думаю не будет. Ну не о чем тут писать, кроме того что я здесь сказал. Методика самая действенная - это обучение на нормальном склоне, потом на буграх и потом вне трасс. Ничего более действенного нет, на мой взгляд. Кто бы и как бы не получал удовольствие, во фрирайде главное контроль, а уж на какой скорости этот контроль осуществляется - это дело индивидуальное. Важно чтобы не получалось так, что человек вылез в офф-пист и его там понесло.
Рекомендую, постепеноо работать на склонах средней крутизны, потом на более крутых, потом всё это на неровном склоне и буграх. Когда ощущение хотя бы относительного контроля достигнуто, можно переходить во фрирайд. Ничего другого я лично предложить не могу. Профессиональные могулисты часто тренируются на абослютно гладком склоне.

Грэг
0  
mutant    10 Июля 2008 (12:20)   #
ОК! Согласен полностью, что техника катания по подготовленному склону первична и путь от простого к сложному логичен.
Интересно ваше мнение по поводу вот какой ситуации:
Предположим некий лыжник (а таких тысячи), подходит к инструктору (гиду) и говорит, что он хочет научиться кататься вне трасс и подходящее снаряжение у него есть для этого и желания немеряно.
Я, честно говоря, не видел и не слышал не разу, чтобы такому "клиенту", если он откровенно говоря неуверенно катает, сказали : Извини, друг, но тебе надо бы сначала годик-другой по подготовленным склонам покатать, а потом уж к нам подходи!
Вместо этого с ним начинают возиться, преподавая "технику" и "азы фрирайда". И даже более того - создают школы обучения фрирайду (из корректности не буду называть, вы наверняка знаете сами их названия) и собирая денежку возятся с практически нулевыми лыжниками, пытаясь сделать из них ,мягко говоря, не очень хороших фрирайдеров (потому как нет базы из которой можно потом лепить хорошего райдера).
Что это? Нежелание обидеть клиента или просто желание срубить деньжат с того кто готов платить за такие уроки?

Существуют ли школы фрирайда и инструктора по фрирайду в европе или в штатах? Если да, то по каким критериям туда набирают людей для обучения, если всё таки "фрирайд не для всех"?
0  
Gregory Gurshman    10 Июля 2008 (20:36)   #
Цитата(mutant @ 10.7.2008, 12:20)
ОК! Согласен полностью, что техника катания по подготовленному склону первична и путь от простого к сложному логичен.
Интересно ваше мнение по поводу вот какой ситуации:
Предположим некий лыжник (а таких тысячи), подходит к инструктору (гиду) и говорит, что он хочет научиться кататься вне трасс и подходящее снаряжение у него есть для этого и желания немеряно.
Я, честно говоря, не видел и не слышал не разу, чтобы такому "клиенту", если он откровенно говоря неуверенно катает, сказали : Извини, друг, но тебе надо бы сначала годик-другой по подготовленным склонам покатать, а потом уж к нам подходи!
Вместо этого с ним начинают возиться, преподавая "технику" и "азы фрирайда". И даже более того - создают школы обучения фрирайду (из корректности не буду называть, вы наверняка знаете сами их названия) и собирая денежку возятся с практически нулевыми лыжниками, пытаясь сделать из них ,мягко говоря, не очень хороших фрирайдеров (потому как нет базы из которой можно потом лепить хорошего райдера).
Что это? Нежелание обидеть клиента или просто желание срубить деньжат с того кто готов платить за такие уроки?

Существуют ли школы фрирайда и инструктора по фрирайду в европе или в штатах? Если да, то по каким критериям туда набирают людей для обучения, если всё таки "фрирайд не для всех"?


Ну это вопрос не ко мне. Я высказал своё мнение о том как нужно бы. А за то как это делается в коммерческих организациях типа лыжных школ мне ответить трудно. Там никому и не в чём не отказывают, как правило. Тем не менее, я слышал только хорошее о Российских школах "Фрирайд с Гидами", кажется Слава Рунич их ведёт. Но там они всё таки берут не начинающих и требуют определённого уровня катания насколько я знаю. В основном фрирайду не учат, все эти инструктора - гиды (кстати в альпийских странах на это отдельный сертификат, требующий глубоких знаний по лавинной безопасности). Они оценивают уровень клиента и ведут его в офф-пист, но ... не обязательно во фрирайд в настоящем смысле слова, что конечно правильно. Т.е. они их куда-то ведут в относительно безопасное место вне подготовленного склона. Все гиды знают массу разных офф-пист трасс разного уровня и ведут в общем-то по уровню. Иногда ошибаются и тогда видишь стоящего гида и постоянно лежащего клиента. Школ как таковых не существует на сколько я знаю, кроме вышеуказанных российских, однако на любом курорте есть фрирайд гиды. Так что вы меня загнали в угол icon_smile.gif фрирайд для всех!!! Но... я не рекомендую всем туда лезть, хотя... было бы здорово. Мы бы тогда могли нормально заниматься на любых подготовленных склонах и ненужно было бы их закрывать под тренировки. Я бы супергигант просто везде бы ставил где хотел icon_surprised.gif

надеюсь мы эту тему закрыли, мне просто больше нечего сказать об этом. Всё что знаю уже сказал.

Грэг
0  
Байкал    29 Октября 2009 (20:24)   #
В дополнении к предыдущему вопросу по инвентарю. Дидье Куш: я не удивлен результатом
[26/10/2009]
Дидье Куш
Победитель гигантского слалома на первом этапе Кубка Мира в Зельдене швейцарец Дидье Куш рассказал об этой победе на пресс-конференции.

"Мне удалась хорошая первая попытка. А вот во второй пришлось гораздо сложнее. Снег был очень разбит. Перед этим я неплохо поработал с новыми лыжами в Саас-Фе, поэтому не удивлен результатом. Выбирать между Кубком мира или Олимпиадой не буду, мой подход не меняется вот уже 16 лет с момента моего первого старта в Кубка мира в 1993 году. "

"Я получаю много замечаний от швейцарской прессы. А когда встаю на лыжи, то понимаю, что прежде всего должен доказывать что-то себе, а не другим", - приводит слова спортсмена Ws-news.