А вы знаете что такое ГЕШЕБАЙКА? Так мы называем открытие сезона, которое проводим сразу на 2 ГЛК: Шерегеш и "Гора Соболиная" в Байкальске. По 2 недели провели на каждом курорте, и сам собой родился некий сравнительный аналитический отчет о плюсах и минусах этих спотов.
Начнем с логистики. В этом плане некоторое преимущество на стороне Шерегеша, ибо он расположен в географическом центре страны и перелет из западных регионов до Новосибирска или Новокузнецка обходится дешевле чем в Иркутск. Хотя дорога из Новосибирска до Шерегеша та еще заунывная песня. Часов 8-10 придется трясти ливером по не самым лучшим дорогам. Из Иркутска до Байкальска автодорога значительно живописней ибо проходит по горным серпантинам с открывающимся видом на Байкал и занимает 2-3 часа.
Далее рассмотрим характеристики мест катания. Средний перепад высот в Шерегеше 600м, на "Горе Соболиной" - 450м. Основываясь на собственном опыте, могу заметить, что кузбасский курорт интересен, в первую очередь, любителям внетрассового катания, а иркутский - скорее подойдет любителям ухоженных трасс и резаных дуг. Разнообразие вариантов спусков, безусловно, на стороне Шерегеша. Их здесь порядка 40 км без учета лесного катания. В Байкальске километраж трасс не добирает и 20. Однако, профиль трасс мне больше нравится на Соболинке, поскольку здесь они плавно чередуют крутизну и выполаживания. На Зеленой, если мы возьмем Лоб (центральная трасса), то она выглядит как длинный крутяк, а затем непропорционально затянутый пологий выкат. Получается, в хороших снежных условиях спуск по Лбу приятен, а когда он выскоблен и бетонообразен, то даже у райдеров среднего уровня вызывает затруднения. Значительно комфортней трассы "Доллар" и "Панорама"
Подъемники в Шерегеше существенно комфортнее. Здесь и гондолы, и быстрые "хлебницы". Байкальск - это архаичные бугеля и неспешная 3-хместная креселка (одновременно возит и пешеходов, значительно замедляющих подъем). Но существенный плюс Соболинки в отсутствии сильных ветров на склонах. Катание происходит в предгорьях хребта Хамар-Дабан, и широкие, ухоженные трассы защищены от ветров мощными перевалами. По этой причине здесь всегда можно попасть на вершину горы. Цены на подъемник в Шерегеше весьма разнятся. Я как ски-бомж пользую "Фристайл". 1100 руб. за двухдневный скипасс, т.е. 550 за день кресельного подьемника (пусть и не очень комфортного). По-моему, бюджетней катания на бескрайних просторах нашей державы не встретишь. В секторе А цены на этот сезон неприятно удивили 20 % повышением. День катания обходится теперь в 1450 руб. Зато это фиксированные цены, не меняющиеся в выходные и праздники. ГЛК "Гора Соболиная" проводит иную ценовую политику: будни/выходные - 1100/1900 руб. соответственно.
Кстати, многие думают, что фрирайд и Соболинка - понятия несовместимые и глубоко заблуждаются. Отдельные направления (трассами я их не назову) не обрабатываются ратраками и имеют довольно интересный рельеф. После снегопадов там раздолье для обладателей широких лыж и такой же души.
Единственное чего здесь нет, так это лесного катания ибо лес напоминает дремучую тайгу.
Апре-ски в обоих регионах приблизительно одинаковое: бани-сауны, кафе-дискотеки (в Шерегеше их выбор значительно шире, а в Байкальске вообще только по выходным). На Байкале, мне кажется, интересней тем, что один из дней можно посвятить поездке на Аршан (горячие источники, бьющие в горах), ну и само озеро до Нового года не замерзает, и лицезреть ледяной прибой довольно интересно.
И в Шерегеше, и в Байкальске есть много возможностей для любителей снегоступинга, беговых лыж, прогулок на снегоходах, так как наличие большого количества снега характерно для этих регионов.
Вот так плавно я подошел к одному из главных для меня (как и для многих, наверное) критерию. Назовите его как угодно: посещаемость, многолюдность, утаптываемость склонов, бесящая толпа на подъемниках и т.д. В этой поездке остро прочувствовал разницу. В Шерегеше после снегопада, несмотря на раннее утро, толпа штурмует подъемник как революционно настроенные матросы ворота Зимнего. Соответственно, паудер разбивается даже в лесах максимум за 1,5 - 2 часа.
А вот в будний день на Соболинке выпавшие сугробы вместе с нами раскатывали от силы 5-7 человек. Я чувствовал себя этаким внетрассовым Мальчишом-Плохишом, неспешно жрущим это снежное варенье втайне от всей фрирайд-тусовки ))
Что касается перспектив данных ГЛК, то они, на мой взгляд, весьма туманные, несмотря на многообещающие заявления властей этих регионов. Планов, конечно, громадье и там, и там: новые подъемники, расширение сети трасс, развитие инфраструктуры. Только когда это еще все будет неизвестно. Сразу вспоминаются бессмертные строки Некрасова: "Жаль только жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе!"
Но заканчивать на грустной ноте не будем. В любом случае, упомянутые места катания являются одними из самых красивых, интересных и посещаемых в Сибири, и это уже кое что. Так что ездили и будем ездить.
Ну и для полноты картинки минутный ролик о самых снежных днях открытия сезона.
Спасибо всем, кто уделил время прочтению статьи. С наступающим Новым годом! Увидимся в Горах!
Юрий Зайцев
Фото и видео автора