+12

Всякая фигня, которая приходит в голову во время езды на одноразовом велосипеде по горам Восточного Казахстана. Часть 4

о.Валентин Лента автора 27 Августа 2012 (11:50) Просмотров: 965 0
Предыдущая часть Карта Начало

Старая Австрийская. Подъём.

Долина р.Бухтармы в начале подъёма на пер.Бурхат.

По мере того, как столбы отсчитывают последние километры до поворота, постепенно вырисовывается масштаб предстоящего бедствия. По правую руку высится почти однородный хребет, без ярко выраженных вершин и седловин - вот на него нам и лезть. Конечно, это несколько авантюрно: в первые же дни забираться на высшую точку маршрута, с грузом жратвы на предстоящую безнаселёнку и с набором 1200 м. (Можно было бы попенять ещё и на абсолютную высоту 2200 м, но разве нас, г.лыжников, этим удивишь?) А что поделаешь: планирование маршрута - это всегда поиск компромисса между тяжёлым и неудобным. Ничего, ворона - птица сильная, долетим!

 

С началом дневной жары подъезжаем к повороту. Он почему-то немного не совпадает ни с картой, ни c GPS, ни с километражом, указанным в моих старых отчетах. Ну, по поводу последнего всё объяснимо: за 10 лет бурного развития здесь обновили столбы и пересчитали километраж. И, как выяснилось дальше, не только его... Но это она, точно она - единственный на всём пути асфальтированный съезд, знак "выезд на главную" - на простых просёлочных дорогах здесь такого не бывает.

Доехав до ближайшего ручья и тенистых кустов, устраиваем дневную лёжку. На обеде обнаруживается ещё одна незадачка со жратвой: несколько пакетных говносупчиков оказываются на самом деле какой-то ядрёной острой заправкой - того же производителя, в такой же упаковке... В костёр!.. Несколько обедов - в минус, вдобавок к уже минусованным ужинам.

Вечерний переход начинается тяжело. Крутой подъём заказывали-с? УплОчено, получите! Подходя к кордону нацпарка, стоящему на большом прохладном ручье у нижней кромки леса, уже подумываем о ночёвке. Дальше до самого верха, до предперевального плато, воды не будет. А до него нам сегодня не дойти. Но у кордона нас встречает большая весёлая компания: ученики энного класса местной школы отмечают 20-летие выпуска. Дастархан, бесбармак, вёдерный самовар с чаем, ну и других напитков тоже изрядное количество. Тепло и душевно, и отказаться нельзя, но сидеть здесь весь вечер нам как-то не очень с руки. А стоять рядом и демонстративно прятаться в свою палатку - тем более обидно для гостеприимных хозяев. Откушав свежей баранины, много раз рассказав о том, как это мы едем на велосипедах от самой переправы (да нет же, не от города, а только от переправы... и сами мы городские, только немного из другого города... да и из страны теперь тоже...), и как будем ехать до самого Маркаколя (про дальнейшее лучше не заикаться, чтобы не вызывать новых вопросов), наконец, находим удобный повод откланяться: нам надо именно сейчас, по вечерней прохладе, подниматься на перевал, иначе потеряем целый день. Что, в целом, вполне соответствует действительности. Это вызывает некоторое понимание и замешательство, и мы, предъявив егерям пропуска (а у хозяев их нет, и егеря вежливо, но строго блюдут порядок), шмыгаем за шлагбаум. Облегчение после расставания с гостеприимной, но немного подвыпившей и назойливой компанией придаёт силы, несмотря на несколько лишних килограммов воды, которые булькают в притороченных сверху бутылках. До темноты успеваем набрать, ни много ни мало, 450 метров высоты и встать на ночёвку на красивой безлесной седловинке бокового отрога.

Оставленная стоянка в средней части подъёма.

Утром подъём в 4, выезжаем в 5. Дорога по лесу, крутым серпантином, карабкается к перевалу Бурхат. Когда мы ехали по ней в 2002 г. на Кара-Кабу, помнится, машина несколько раз глохла, а кое-где пришлось даже идти пешком, чтобы разгрузить её хотя бы от своих упитанных тушек. Правда, и сама машина была не самая удачная для этой дороги - длиннобазная "Нива" со слабеньким для высоты, для её веса и груза, движком. А водитель хороший был, Костя... он тогда тоже готовился переезжать в Новосиб, говорил об этом как о деле решённом - квартиру в У-Ка они уже продали, оставалось дачу и машину. Но как-то без радости он всё это говорил... Где он сейчас - остался ли, вернулся ли? Или покатился дальше в чёрную дыру российского центра, из которой нет возврата?

Дорога в средней части подъёма.

Привал в средней части подъёма.

Вид на долину р.Бухтармы в верхней части подъёма.

Дорога в верхней части подъёма.

К 8 часам уже успеваем добраться до первого ручья на предперевальном плато. Вода, редкий кедровник, прошлогодние шишки со спелыми орехами и нынешние, молочно-восковой спелости... Хватит, утреннюю норму мы выполнили, можем позволить себе устроить дневную лёжку здесь, перевал от нас уже никуда не денется.

На пер.Бурхат. 2002 г.

Лирическое отступление. О высоких технологиях.

В жизни до сих пор ни разу не пользовался GPS-ом. Но тут перед самым отъездом оказались в руках сразу два девайса c этой приблудой: 10" андроидный планшет и 4" нокиевский смартфон - из последних настоящих нокий, что на симбиане. И любопытство взяло-таки верх - а проверить, неужто оно и в самом деле работает?

Оказалось - да, и даже слишком. Страшная штука, скажу я вам. Показывает положение с точностью до деталей, выражающихся в масштабе карты. Это значит, что всё искусство хождения по картам, компасу и ориентирам, отшлифованное веками, теперь будет отправлено прямиком коту под хвост. Как и многое другое, чем гордилось моё поколение. Как и само это поколение.

Но... через полдня планшет сломался. И сломался, похоже, железно - даже полный ресет и переустановка софта, предусмотрительно прихваченного с собой, не помогает. Спутников не видит в упор. Похоже, сгорел внутренний порт USB, на котором сидит приёмник. Не удивительно, один порт на нём уже сгорел, в одночасье превратив фирменный 3G-модем, специально купленный в комплекте с планшетом, в пустое излишество. Теперь туда же - GPS вместе с лицензионным софтом для него. Ладно, сейчас оно не очень актуально, пока мы движемся по линейным ориентирам - оно понадобится позже, когда поедем по степи и пустыне, где придётся ориентироваться уже на плоскости и ошибка может выйти большими неприятностями. Купить, что ли, в Алексеевке какой-нибудь новый китайский говномобильник на андроиде по дешёвке, да по Инету - новую лицензию?

Ну и батареи жрать оно тоже гораздо. В самом экономном режиме, с эпизодическими включениями только в проблемных точках, батарей что у одного, что у другого девайса хватает едва на один дневной переход. А заряжать от чего? Взял с собой солнечную батарею - не самую мощную, старшую из маломерных, предназначенных для портативных устройств. Всё-таки 48-я параллель, а не Карелия какая-нибудь и не Приполярный Урал. Но увы... во-первых, даже здесь она эффективно заряжается только на высоком околополуденном солнце, и вообще эта технология хороша только в существенно более экваториальных широтах. Во-вторых, она либо заряжает свой собственный аккумулятор, либо разряжает его в девайс - напрямую работать не умеет. Может быть, это и правильно, причём не только с технической точки зрения: в последний день, уже на окраине У-Ка, эту зарядку у меня таки спёрли - одну её, выставленную на солнышко в нескольких шагах от тени, в которой мы сидели; а иначе спёрли бы зарядку вместе с мобильником. Но КПД этого процесса - 18-20%, поэтому полного аккумулятора хватает на то, чтобы добавить смартфону процентов 30 заряда, не более. А планшету - так и вовсе 3-4%. И полный цикл заряд-перезаряд за день успеваешь сделать только один раз. Есть, конечно, и гораздо более мощные батареи для ноутбуков - но есть же и предел возимому на себе.

В общем, не очень жизненны пока все эти технологии в многодневном автономном походе. Так что сколько с ними ни играйся, а в конце концов придется вместо них включать самый последний резервный девайс под названием "голова", и пользоваться им, как учили. Тем более, что нас-то как раз этому ещё учили - последних, вероятно. Ну и не плохо бы, чтобы к нему ещё карта прилагалась. Хотя бы на пачке от Беломора.

Продолжение...

+12