Сразу оговорюсь, что пост не про горные лыжи. Но, во-первых, лето, лыжи ждут сезона, а во-вторых, переиначивая известную фразу: «Не все летающие на самолетах катаются на горных лыжах, но все, катающиеся на горных лыжах, летают самолетами.» Так что тема, полагаю, близка всем пользователям ski.ru
Итак, 6 мая 2025 года. Рейс Аэрофлота SU 1863 Ереван-Москва. Вылет по расписанию в 20.50, прилет в Москву в 23.15. Ереван был промежуточной остановкой по дороге с Кипра с довольно длинным ожиданием – 7,5 часов. По дороге туда была примерно такая же ситуацию, которую мы использовали для экскурсии по местным достопримечательностям. Но тут решили остаться в аэропорту. Впечатлений от путешествий по Кипру было предостаточно, прогноз погоды обещал дождь. Была одна потенциальная проблема – могли не пустить в зону вылета (обычно в Ереване пускают одновременно с началом регистрации на рейс, даже если ты уже зарегистрирован), но тут нам удалось пройти и расположиться в бизнес-зале. Так что подремали, почитали, перекусили. В общем, нормально. Хотя, конечно, уже подустали и мыслями были дома.
Посадка началась вовремя. Обратили внимание, что вместе с нами в самолет садились два ветерана Великой Отечественной – мужчина и женщина. Вернее, их привезли на инвалидных колясках. Как потом сказал сопровождающий, им по 102 года, и они летят на Парад Победы. Полет проходил штатно, но посадка немного задерживалась. Но как-то мы не придали этому особого значения. Примерно в 23.30 командир объявил, что самолет приступил к снижению, но вскоре сообщил, что садиться будем в Санкт-Петербурге. Естественно, возникла мысль, что объявлен план «Ковер», но почему-то бортпроводники прокомментировали причину иным образом. Мол, аэропорт перегружен, слишком много рейсов прилетело, все стояночные места заняты, поэтому садимся в ближайший свободный аэропорт. Впрочем, всякое бывает, конечно. Праздники. Вот взяли самолеты и решили махнуть в последний момент в Москву. Ну и случился такое непредсказуемое столпотворение.
В Питере приземлились в 00.45. Что будет дальше - не понятно. То ли полетим назад, то ли выгрузят. Ждем. Интернет, кстати, не работает. В 01.26 командир объявляет, что аэропорт Шереметьево пока принять наш рейс не может. "Мы будем держать вас в курсе" В 01.37 сообщает, что аэропорт Шереметьево закрыт на неопределенное время. В связи с чем пассажиров направят на автобусах в аэропорт и что с собой нужно взять ручную кладь. А всю дальнейшую информацию пассажиры смогут получить в представительстве Аэрофлота. Да, пока стоим на выходе, спрашиваем у сопровождающих ветеранов, что они будут делать. Мужчина говорит, что поедем в гостиницу, а завтра как-то будем добираться - то ли поездом, то ли самолетом. Ветераны, не смотря на возраст, держатся спокойно. То поколение – это люди особой закалки. Желаем им благополучно добраться.
Примерно в 2.00, пройдя паспортный контроль, оказываемся в здании аэровокзала Пулково. Первоначально нас направляют на 2-ой этаж. Там кассы Аэрофлота и большая очередь. Подхожу к окошку, чтобы понять перспективы. Перспективы туманные. Походящие пассажиры пытаются выяснить, что им делать. Женщина в окошке отправляет их на 3-ий этаж, в представительство авиакомпании. Пассажиры говорят, мы там были, нас отправили к вам. Женщина отвечает, что у нас тут кассы, мы можем продать или обменять билет. Но когда вылетят и вылетят ли вообще рейсы мы не знаем. Сами понимаете, атмосфера нервная. Понимаем, что смысла стоять в кассу нет, поднимаемся на 3-ий этаж. Там представительство АК «Россия» и, по совместительству, "Аэрофлота". Народу, опять же, полно. Люди с разных рейсов. Информации о том, когда можно будет улететь нет. "Когда отменят план Ковер». При этом есть, конечно, и пожилые люди, и дети. У кого-то стыковочные рейсы.
Кто-то решает уехать в Москву поездом. Но тут возникают разные проблемы. Во-первых, нужно получить багаж, а его или не выдают или выдают с задержкой. Во-вторых, не работает интернет. Не получается забронировать билеты на поезд, вызвать такси. Кто-то пытается и не может снять наличку, чтобы расплатиться с таксистами. В общем, список неожиданных приключений, если не работает интернет, карточки, а у вас в кармане нет налички, получается довольно внушительный. В сокупности с непонятной ситуацией по вылетам все это создает интересный квест. Мы, конечно, слышали раньше про то, что то там, то сям этот план "Ковер" объявили. Но знаете, это так воспринималось: "Пустяки, дело житейское." А когда сам на этом "Ковре" или под "Ковром" оказываешься, то все это совсем по-другому выглядит. Картина маслом.
Тем временем мы выясняем, что наш рейс перенесен на 12.30. Решаем, что никуда дергаться не будем, дождемся вылета нашего рейса. Тем более, что на улице дождь, ледяной ветер, а мы в легких курточках и летней обуви.
Ну и чего дергаться. Мы же Аэрофлотом летим, самой главной нашей авиакомпанией. Сейчас нас покормят, напоят и отвезут в гостиницу. Переночуем, утром привезут в аэропорт и улетим. Была у нас похожая история в 2015 году. Мы тогда ездили кататься в Три Долины. Вылетать назад должны были из Шамбери S7. И вот когда прилетел самолет, то при посадке что-то у него переклинило, пытались починить и не смогли. Ну и нас отвезли в отель, мы там переночевали. Утром покормили и отвезли в аропорт. К тому времени прилетел новый самолет, и мы улетели в Москву. Но так это Франция и какой-то маленький региональный аэропорт. А тут вторая столица.
Но реалии оказываются другие. Нам сообщают, что в связи с большим количеством задержанных рейсов гостиницу предоставляют только пассажирам с детьми и инвалидам. И талоны на еду надо подождать. Ждем. По ходу пытаюсь выяснить, где можно получить справку о задержке рейса. Девушка за стойкой отвечает, что получить мы ее сможем в аэропорту Шереметьево или в приложении Аэрофлота. Тут явный подвох. Знаю, что это ключевой документ для дальнейших разбирательств с авиакомпанией. Но мои попытки выбить эту справку безуспешны. Причем, похоже на это место посадили самую непробиваемую девицу. Сидит она без бейджа и беззастенчиво футболит пассажиров по всем вопросам. Мою просьбу прикрепить бейдж или представиться игнорирует. Ну ладно, ограничимся фотофиксацией.
Тут вижу другую девушку, которая стоит в зале и вполне адекватно общается с народом. Как потом оказалось, это Алена - старшая смены. На вопрос о справке говорит: «Да, не проблема. Давайте посадочный, я поставлю вам отметку». Но у нас нет бумажного посадочного, только электронный. Начинаем метаться по аэропорту. Терминалы для распечатывания выдают сообщение: «Неверный аэропорт вылета». Ну понятно, у нас вылет был из Еревана. В кассах говорят, что мы не можем распечатать. В итоге попадаем к девушке на стойке регистрации, которая после сложных манипуляций, зайдя в регистрацию Еревана, распечатывает нам посадочные, а Алена ставит нам штампы. Так первую проблему решили. Вообще, должен сказать, что на стойках регистрации девушки очень доброжелательно и профессионально работали. Несколько раз к ним обращался и всегда делали все, что могли. Не футболили.
В 4.20 наконец приносят талоны на питание и напитки. На еду на 700 рублей, на воду - 200. С ними можно отправиться в определенные кафе-рестораны и там по ним отовариться. Но девушка, которая выдала талоны, предупреждает: «Там уже все разобрали. Попробуйте пройти в чистую зону, там еще что-то может быть». Собственно, мы так и планировали сделать, пройти и подождать вылет в бизнес-зале.
Но тут возникает другой план. Пока я у стойки пытался выяснить вопрос со справкой, то обратил внимание, что все-таки часть обычных пассажиров отправляют в гостиницы по каким-то определенным рейсам: Грозный, Уренгой… Наш, ереванский, в этот список не входит. Причем, сопровождается это некоторыми уловками. Вот стоит группа пассажиров из Грозного и просит их отправить в гостиницу. Им отвечают: «Вот наберется группа 50 человек – мы отправим. Вас сколько? Десять? Ну тогда ждите.» Понятно, что так можно набирать 50 человек бесконечно. Но после того, как пассажиры начинают бурно возмущаться, их как-то отправляют. Решаю тоже проявить настойчивость и обращаюсь к Алене. И после некоторого нажима нас вносят в список на поселение. После примерно получаса ожидания нам сообщают, что мы сможем поселиться в гостинице "Вало". Но когда будет транспорт, который вроде как должен развозить пассажиров по гостиницам, не понятно. Девушка без бейджа на все вопросы отвечает: «Примерно через полчаса». Про эти «полчаса» я слышу с момента появление нас у стойки. Решаем ехать самостоятельно. Интернета нет, идем на стоянку. Просят минимум 2 тысячи, получается сторговаться за полторы. Через Яндекс на следующий день из гостиницы в аэропорт цена была около 600 рублей. Ну и сам парень, который согласился нас везти сказал, что цены подскочили в 2-3 раза. Говорит, что при этом народ в Москву и на такси уезжал. Кстати, немолодой дагестанец, который нас утром вез в аэропорт, возмущался по этому поводу. Мол как можно в такой ситуации на людях наживаться. Не могу не согласиться.
В гостиницу заселились уже около 5 утра. Пришлось ждать, когда подтвердят наше заселение. Так как про пассажиров нашего рейса на ресепшене информации не было. А каких-то ваучеров на заселение нам не дали. Тем не менее, удалось несколько часов поспать. И это было очень кстати. Да и сама гостиница оказалась во всех отношениях хорошей. В номерах даже кухня и стиралка. Так что будете лететь в Москву через Питер - рекомендую. Теперь надо было понять, что делать дальше. В аэропорту на стойке России нам говорили что информацию о вылете можно будет получить на ресепшене гостиницы и также будет организован транспорт в аэропорт. Но, как вы догадываетесь, ничего подобного не случилось. В итоге попили в номере чайку с булочками, которые у нас остались с Кипра, и отправились в аэропорт.
В аэропорту мало что поменялось. Интернет, правда, начал работать. Но атмосфера только поднакалилась. Поскольку люди провели ночь в аэропорту и явно находились в ситуации фрустрации. Ну это когда ты столкнулся со значимой проблемой и не знаешь, как ее можно решить. Задаешь себе вопрос: «Куды бечь, за что хвататься?», а ответа нет. Подхожу к стойке АК "Россия"/Аэрофлот. Кто-то пытается выяснить вопросы по перелету, поселению. Кто-то стоит за получением талонов на питание. А старший по смене с какими-то коробками возится. Ему задают вопросы по вылетам, он отвечает:"Вы видите, я занят. Сейчас еду буду раздавать". Граждане не унимаются:"Вы нам про рейсы ответьте, а потом еду раздавайте". Тот в ответ:"Не учите меня, чем я должен заниматься, я сам знаю." Ну и объявляет: «Пассажиры с детьми подходите ко мне». К нему подходят все желающие. Может они и с детьми, но детей рядом не наблюдается. Никаких списков нет. Еду и воду просто раздают всем, кто обратился. Кстати, когда мы получали талоны, то у нас попросили посадочный и внесли наши фамилии в пустографку. Т.е. списков пассажиров на стойке не было. Все-таки с цифровизацией у нас в стране еще не очень. Вроде уже все что можно "Честным знаком" отмаркировали, а когда нужно обеспечить пассажиров талонами на питание, то вот проблемы возникают. Наверное, только когда нас с вами отмаркируют QR-кодами, то тогда уже все нормально и заработает.
По радио идет объявление: «Прокуратура Северо-Западного округа предупреждает об уголовной ответственности за дачу взятки должностному лицу». Всплывает в памяти песня Александра Новикова:
«Я бьюсь сильней, но это слабо помогает.
Скажите, граждане, куда же я попал?
Я поражен: с меня никто не вымогает,
А я бы дал, клянусь здоровьем, я бы дал.»
Еще в одном объявлении сообщается, что открыта общественная приемная прокуратуры и граждане туда могут обратиться, ежели их права нарушены. Ну прокуратура, как и Следственный комитет – это наше все. Согласитесь, важный такой момент, понимать, что государство не бросило тебя одного кувыркаться в этой ситуации и готово придти в трудную минуту на помощь.
А помощь, конечно, требуется. Вот, например, продолжается неразбериха с багажом. Люди не могут его получить, им говорят, что да, службы аэропорта не могут обеспечить выдачу. Среди пытающихся получить багаж жена замечает человека, похожего на актера Бориса Галкина.
Кстати, потом, когда мы болтали с сотрудницей аэропорта, она сказала, что Басков просидел 6 часов в самолете, не выпускали. Таких историй, полагаю, в этот день было много и не только в аэропорту Пулково. Мы, например, слышали по радио, что Кремлевский духовой оркестр застрял в московском аэропорту Домодедово и исполнял там всякие песни, в том числе: «Первым делом самолеты». А вот про Баскова не знаю, спел он там что-то за 6 часов ожидания или нет.
Собственно, на стойке "России" мы пытались выяснить, когда отправляется наш самолет и нужно ли оформлять новые посадочные. Старший по смене, раздававший еду, сказал, что нужно распечатать на стойке регистрации новые посадочные и нужно следить за табло отправления, там появится время вылета. На стойке регистрации девушка сказала, что новых посадочных не надо, летим по старым. Ну и мы отправились в чистую зону с намерением обосноваться в бизнес-зале и там уже дожидаться рейса.
Бизнес-зал оказался переполнен. Как сказала девушка на ресепшене: «Сидячих мест нет. Если будете стоять, проходите.» Прошли. Надо сказать, что зайти туда мог любой желающий. Собственно, никто этот процесс не контролировал. Нам повезло, сидевшая на 2-х креслах-лежанках супружеская пара поделилась с нами одним креслом. Ну и жена потом периодически подсаживала к себе детей, которым родители искали место куда приткнуться. Ну а так народ и стоял, и на полу сидел. У последних, полагаю, в голове культовая фраза всплывала:"Галечка там в Москве, а я на полу в Ленинграде". Но в целом люди не унывали. Тем более, что стресс можно было снять напитком с ободряющим названием "Солнце, воздух, виноград".
Как я писал, время вылета было обозначено 12.30 И наш рейс с этим временем висел на табло. Но без обозначения выхода. При этом периодически по радио звучало объявление: «По техническим причинам информация на табло отображается не полностью. Следите за звуковыми объявлениями.» Сами понимаете, это создавало большие проблемы. Вот одна женщина с ребенком пропустила свой вылет. Подбегает к стойке информации: "Как же так, не было никакой информации на табло!" Ей отвечают: "Ну вы же видите, какая обстановка." Чтобы не оказаться в такой ситуации, я оставил жену в бизнес-зале и стал курсировать по аэропорту между выходами. Тут тоже возникали интересные истории.
Вот на одном из выходов на посадку на рейс Аэрофлота подходят несколько человек. Посадка вроде только закончилась. Спрашивают:"Что нам делать?" Им отвечают: "Не волнуйтесь, мы сейчас этот рейс будем назад выгружать. Самолёт не готов". И выгрузили. Я потом пассажиров этого рейса периодически встречал уже по прошествию нескольких часов.
Периодически идет объявление по радио, что можно получить информацию о рейсах на стойке информации у выхода N 3. Там огромная очередь. Желающим предлагают отсканировать QR - код, перейдя по которому можно получить точную информацию. Люди судорожно начинают сканировать. Это чат-бот Аэропорта Пулково. Но нашего рейса там, например, нет вообще. И просто дублируется табло вылета, которое, как ранее сообщалось, не полное и не отображает всей информации. Ну и такая ситуация не только по нам. Кстати, я добрался все-таки до женщины, которая сидела за стойкой и задал вопрос про наш вылет. Та залезла в телефон и сказала, что наш рейс отложен до следующего утра. А на табло было, что он отложен до 14.30. Я удивился и сказал ей об этом. Она отвечает: «Ну вот смотрите сами». Показывает телефон. И оказывается, она смотрит просто на Яндексе табло вылетов. Причем в данном случае она смотрит рейс из Еревана, который только должен вылететь оттуда этим вечером. Вот он-то и отложен. Это к вопросу о качестве информации, которую получали пассажиры.
Наконец на табло появился выход для нашего рейса - N 3. Мы бегом туда. Стоим, ждем. Осторожно радуемся. Вот уже подходит девушка. Добрая фея. Но вдруг эта добрая фея берет трубку, кому-то звонит и говорит, чтобы поменяли рейс. И вместо нашего рейса появляется рейс на Сочи. Мы в растерянности. Тут жена слышит объявление, что наш рейс переносится на выход 15. Мы бегом туда. Прибегаем. На табло наш рейс. Выдыхаем. Проходит несколько минут и вдруг на табло появляется рейс AK "Rusline" в Жуковский. Стоим, думаем, что делать дальше. Тут на табло появляется наш рейс на этом же выходе с вылетом в 16.30 Спрашиваю у девушки-сотрудницы аэропорта: «Это игра такая, "поймай меня, если сможешь?" Она отвечает: "Да тут сейчас так. Вот S7 должен был лететь в Домодедово. Объявили выход. Народ собрался, а выход поменяли, время и аэропорт уже на Шереметьево. Все пошли к другому. Там такая же история. Только теперь опять на Домодедово. Ну в итоге улетели. Так что вы не переживайте."
Мы не сказать, что нервничаем. Но начинаем как-то задумываться, а не поехать ли нам поездом. До этого думали поменять билет на другой рейс Аэрофлота, но нам сказали, что наш рейс обмену не подлежит. Вроде можно сдать билет и получить деньги, но это надо выйти из "чистой зоны", пойти в кассу, которая на 2-ом этаже и куда длиннющая очередь. Не вариант. Ну и, кроме того, где гарантия, что этот рейс тоже не отложат. Хотя какие-то рейсы на Москву улетают. В том числе Аэрофлота и России. Ну а с поездом тоже проблемы. На "Сапсан" билеты расхватали, есть какие-то единичные, а цены до 30 тысяч доходит. Я еще как-то могу понять, когда частники в аэропорту лупят тройную цену. Ну а в данном случае? Ну ничего, полагаю, прокуратура найдет управу на всех этих спекулянтов.
И тут слышим, один парень, который рядом с нами стоял, говорит, что в расписании появился дополнительный Сапсан на 19.10 и билеты есть по нормальной цене – около 5 тысяч. Но сам он не готов ехать, потому, как денег нет. А мы призадумались. И тут бац, наш рейс опять переносят, на 17.30. И закрадывается подозрение, что это не последний перенос. Я, правда, продолжаю сомневаться. Может нужно подождать еще. Но жена уже так вполне определенно говорит: «Слушай, билеты на Сапсан, в отличие от самолетов, улетают моментально. Если не возьмем, то зависнем на неопределенное время.» И я, как глава семейства, принимаю ответственное решение: «Делай так, как считаешь нужным.» Жена покупает билеты, и мы бежим на такси. Потому как ехать примерно час, а там еще и из зоны прилета надо выбраться. Тоже процесс не самый простой оказался. Но нормально успели. Поезд оказался невероятной длины, а у нас еще вагон в начале. Получается два Сапсана сцепили. Вот отсюда и дополнительные места появились.
Я еще не упомянул об одном моменте. Дело в том, что мы приехали в начале путешествия в Шереметьево на машине и оставили ее там на стоянке. Т.е. нам нужно было туда попасть. А дело-то ночью, а мы налегке. Хотя в Москве дождя нет и аж 8 градусов, что после Питера прямо Ташкент. Но все-равно добираться общественным транспортом было бы не очень, чтобы очень. Но благо у меня в пакете привилегий банка еще был бесплатный трансфер из аэропорта. Так что воспользовались. Говорю про это исключительно по той причине, что все эти возможности: бизнес-залы, трансфер сильно облегчили нам всю эту историю и сэкономили прилично денег. Но далеко не у всех такая возможность была. Так что тут на ум приходит название известной поэмы Николая Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
Пока ехали посмотрел я табло прилетов в Шереметьево. А там прилетов всего ничего. А из Питера вообще-то много улетало. Куда они все делись – не понятно. Приехали. Встречает нас дядька средних лет. Ну такой, немного странноватый. Поздоровались, вот, говорим, из Питера на поезде приехали. Не смогли улететь. И спрашиваем: «А самолеты прилетают в Шереметьево? А то мы смотрим, а на табло нет прилетов.» А он отвечает, что прилетов действительно нет, машины у него никто не забирает. За все годы, что он здесь работает первый раз такое. Пока 9-е мая не пройдет, говорит, тут так и будет. Вот это да, думаем. Полетели бы другим рейсом и не известно куда бы прилетели. Посадили бы нас на очередной запасной аэродром и сидели бы опять, куковали. Стрельнул сигаретку, стоим курим. «Мы, - говорю, билеты покупали в начале года. Думали, что все уже успокоится к майским. Да и потом разговоров много было, что на Пасху уже все договорятся и военные действия закончатся. А он так как-то исподлобья на меня посмотрел и говорит: «Вот вы же человек не молодой. Помните и Афган, и Чечню. Не заканчиваются войны быстро. Все это надолго.» Но не будем в эту тему углубляться. Тем более что, как известно, войны у нас нет, так что тут ситуация все-таки другая. Да и рассказ у меня про путешествие, а не про это самое.
В итоге забрали мы машину и, наконец через какое-то время добрались домой. Да, не рассказал, что еще в Питере написал я в Аэрофлот, что отказываюсь от перелета в связи с задержкой рейса и неоднократными переносами вылета. На стойке "России" говорили, что если вы отказываетесь от перелета, напишите через обратную связь и вам деньги вернут и прочие расходы компенсируют. На гостиницу, транспорт… Между прочим, наш рейс, судя по сообщениям в приложении, еще несколько раз переносили и улетел он из Питера только на следующий день, 8 мая в 4.10 утра. Мы к тому времени уже дома были.
Так вот, "Аэрофлот" мне оперативно ответил, что они видят, что на момент получения обращения оно уже не актуально, т.к. билет использован. Ну т.е. улетел я из Питера самолетом, а не уехал поездом. Так что предстоит нам с "Аэрофлотом" еще пообщаться на эту тему.
Но и тут вот знаете какой еще момент. Мы когда с женой обсуждали эту ситуацию, то вот такие мысли проскакивали. Понятно, что ситуация экстремальная была, непредсказуемая. Как снегопад, который всегда вдруг случается в начале зимы неожиданно для коммунальщиков. Ну вот кто бы мог подумать, что в канун 9-мая аэропорты могут оказаться закрытыми? Что придется рейсы отправлять на запасные аэродромы. Что надо к этому подготовиться. Создать запасы воды, еды. Зарезервировать автобусы для перевозки людей. Какой-то транспорт пустить из аэропорта в город, на ж.д. вокзалы. Продумать варианты размещение. Понятно, что это задачи, которые не только и не столько авиакомпании должны решать, а прокуратура надзирать за этим процессом. Вот, например, губернатор Санкт-Петербурга Беглов Александр Дмитриевич, взял бы, да и проявил свои недюжинные управленческие способности. Но вот не проявил. Впрочем, может команды сверху не было. А без команды в нашем государстве, сами понимаете, нельзя. Все должно по правилам быть. Вон когда еще мальчик без штанов в книге Салтыкова-Щедрина "За рубежом" высказался по этому поводу: " У нас, брат, без правила ни на шаг. Скучно тебе — правило; весело — опять правило. Сел — правило, встал — правило. Задуматься, слово молвить — нельзя без правила. У нас, брат, даже прыщик и тот должен почесаться прежде, нежели вско̀чит." В общем, поддерживаем наши национальные традиции.
Ну а для нас самое главное, что мы успели домой ко Дню Победы. Потому как день этот для нашей семьи особенный. Отец закончил школу в 1941-году и ушел на фронт, мама подростком работала на строительстве железной дороги Астрахань-Кизляр, которую для снабжения Сталинграда строили. И в этот день я беру их фотографию, и мы идем с женой по городу. Мимо тех домов, где они жили, доходим до школы, которую закончил отец, стоим там, кладем цветы к мемориальной доске, на которой имена выпускников, кто ушел на фронт и не вернулся. С отцом всегда на День Победы мы сюда ходили. А потом идем на кладбище, где похоронены родители. Сейчас, как вы знаете, Бессмертный полк в России, в отличие от всяких дружественных и недружественных стран, только онлайн проводят. Потому как наше государство заботится о безопасности своих граждан. Ну а мы тут уж так, под свою ответственность. Хоть что-то же надо самим решать и делать. Не только же на государство рассчитывать.
Ух . Долгая дорога домой. Хорошо , что все хорошо закончилось. Как то к поездам теперь теплее стал относиться )