Еще есть: Саракамыш, Улудаг

Как мы отдохнули в Паландокене, и почему я туда больше не поеду

В этой статье я постараюсь ответить на вопросы, которые, вероятно, давно будоражат умы нашей горнолыжной общественности. Стоит ли ехать в Паландокен, что это за место, что там за трассы, и самое интересное: как трассы Паландокена по сравнению с европейскими трассами? В Интернете такой информации нет, поэтому по мере повествования постараюсь ответить на эти и многие другие вопросы.

Увеличить
В аэропорту. Контроль теперь строгий, снимаем даже ботинки, верхнюю одежду и ремни. Хорошо, догола раздеваться не заставляют.

Начну с начала, точнее с того момента, когда мы начали выбирать, куда бы рвануть этой зимой. Рассматривали Австрию, Болгарию, Словакию и Турцию. Но в итоге соблазнились all-inclusive-ом, и прочими турецкими прелестями, да и деньги несколько поджимали т.к. мы твердо хотели поехать на 2 недели. Кто-то над нами потешался, дескать, там камни, снега нету, будете в отеле сидеть. Кто-то откровенно смеялся – «В Турцию? На 2 недели??? Ну-ну…». Но в итоге путевки были куплены. И мы на своей шкуре решили испытать, что же такое горные лыжи по-турецки.

Увеличить
Земля в иллюминаторе…

Вещи собраны, лыжики упакованы, мы в Домодедово стоим на регистрацию. Народу не очень много, все быстро прошли, лыжи отдали в лифт, потом немного пошатались по Duty-Free и в самолет. И вот мы, на стареньком Ту-154, летим в Турецию. Красота. Но все равно черная мысль, как червяк, где-то гложет – а будет ли там снег? А получится ли покататься?

Погода нас порадовала, было очень ясно и еще с самолета мы увидели горы. Не такие красивые как Альпы, но тоже ничего. Горы похожи на большие кучи песка, на Хибины-переростки. Верхушки в снегу, а в низинах его нет. Это насторожило. Но по мере пролета вглубь страны, снега становилось все больше и горы становились все выше - хорошо. Вот вдалеке показался шпиль Паландокена, такой, каким мы видели его на картинках. Кто не знает, это бывшая НАТОвская радиолокационная станция, самая высокая точка, оттуда начинаются самые интересные трассы. Народ повыскакивал с сидений и собрался у одного борта, стюардессы с криками пытались вернуть народ на положенные места – посадка, однако, мало ли кто захочет сойти.

Увеличить
Паландокен. Ирка позирует… Когда солнышко, там красиво…

Посадка прошла успешно, иначе я бы, скорее всего, не смог написать этот отчет. В аэропорту с обеих сторон ВПП по полметра снега – хорошо, но хотелось бы больше. Утешали себя тем, что горы выше, там снегу должно быть больше. Не терпелось приехать и все проверить. Еще в самолете нас начали пугать, что на улице -15, холодно, одевайтесь теплее. Но разве нас этим испугаешь… Народ в свитерах и майках вываливал из самолета, радуясь земле, солнцу и снегу. Турки с удивлением смотрели на «чокнутых русских», а нам было не холодно, воздух сухой, -10 там это как -2 у нас, нормально, в общем. Забегая вперед, скажу, что мы бегали из отеля на улицу курить в тоненьких штанах и майках, при -15. Турки думали, что мы совсем спятили.

Увеличить
Аська на вершине мира…

Вот все оформлено, багаж получен, лыжи мы покидали в специальную машину – она поедет до отелей за автобусом. Примерно полчаса дороги и мы в отеле. Нам достался крайний номер на самом высоком, 6-м этаже. Плюс его был в том, что вид был на гору и трассы, минус в том, что это был верхний этаж, крыша скошена, и мы постоянно долбились головой об низкий потолок. Немного о номерах: номера старые, мебель довольно ветхая, сантехника не очень хорошая. В общем, на 4 звезды это явно не тянет, в Европе это 2 звезды, наверное. Не понравились маленькие подушки – привыкнуть к ним мы так и не смогли, поэтому пришлось свернуть покрывало, класть его под простыню, а уж на эту конструкцию класть подушки. Еще момент – из крана идет горная вода, типа той, что у нас продается в бутылках, поэтому покупать бутылки с питьевой водой там смысла не имеет, их, кстати, я даже не видел. На ресепшне нам выдали карточку All Inclusive – такая фиолетовая карта на шнурке, чтобы вешать на шею – когда заказываешь напитки, даешь карту кассиру, он выбивает чек, и с ним ты идешь к бармену. Враг не пройдет. На этом же шнурке ски-пасс, карточка синего цвета, чем-то похожая на те которые в Сорочанах и Степаново. Изредка срабатывает при прикладывании к турникету. Но чаще всего карта тупит, и турок у турникета пропускает тебя по своей.

Увеличить
Черненькая, однако…

Ну и как же – первый день приехали и не покататься? Непорядок! Быстренько переодеваемся, напяливаем ботинки и вперед. Находим выход на горку через так называемую Ski-room (жалкое подобие оной в Европе). Там грозная надпись по-русски «По отелю в г/л ботинках просьба не ходить». Сначала поудивлялись, позже забили, расскажу потом почему.

Увеличить
Связка 30-18 черные трассы, вид на Ejder и телевышку.

Итак, вот мы и на горке! Ура! Перед нами – бугель. Искать другие трассы было лениво, решили пока кататься на бугеле, да и чтоб ноги попривыкли. От бугеля идет как бы 2 трассы. Одна – параллельно бугелю, в меру крутая, другая – огибает крутячок, пологая, типа для начинающих. Все это переходит в выкат к отелю. Вначале поразило обилие камней на трассах. Лежали буквально булыжники. Мы долго думали – неужели туркам лениво их хотя бы просто убрать? Кое-где снег был стесан до земли, приходилось кататься осторожно, чтобы объезжать такие участки. Я себе облюбовал крутячок от кафе Дедеман к отелю. Кстати, прямо на склонах построено несколько кафешек, где можно попить глинтвейн, согреться и что-нибудь перекусить по принципу «Все включено». Но вскоре кататься на бугеле надоело, и мы решили разведать еще трассы.

Увеличить
Верхние красные трассы. Совсем они не красные.
Справа от отеля можно спуститься к креселке, которая ведет наверх трассы №9, оттуда можно спуститься по красной 9-ке или по синей трассе к отелю (или по красным, так понравившимся мне крутячкам с боков бугеля). Если же забрать чуть правее, то можно спуститься к креселке, которая ведет на вершину Эждера (так называется основная гора), где стоит телевышка, и откуда идут самые интересные трассы. Но, как назло, длинная креселка была закрыта, и нам пришлось кататься по трассам у отеля и 9-ке.

Увеличить
Вид сверху… Довольно симпатично
На 9-ке было меньше всего камней, трасса была более-менее ровная (по местным меркам), поэтому катались там. По сложности трасс: заметил такую особенность, что сложность трасс на 1 пункт ниже, чем в Европе. К примеру, красная трасса в Паландокене - это синяя австрийская, ну или красная с натяжкой. Черная в Паландокене - это чисто красная австрийская. Но есть местная особенность – трассы ратрачат очень редко, вернее, я бы сказал, не ратрачат постоянно, поэтому, когда на черной трассе бугры по полметра высотой, наверное, она действительно черная, хотя в Австрии черные значительно сложнее и, кстати, говоря, куда интереснее.

Увеличить
Красненькая «дорога» на самом верху.

В первый же день меня поразило количество бугров на трассах. Привыкший к выглаженным европейским трассам я долго не мог понять, почему трасса так быстро убилась до такого ужасного состояния. Трассы узкие – их ратрачат в один, максимум 2 ратрака по ширине, все остальное – укатанная целина, где бугры еще больше. А я так надеялся погонять по широким полям… 9-ка вначале относительно пологая, потом крутячок с буграми (из-за которого она и есть красная), потом выкат к подъемнику. Трасса короткая, думаю километра полтора, перепад тоже не очень большой. На этой трассе быстро становилось скучно. Бугры тоже надоедали.

Увеличить
А это я хожу что-то типа гиганта. По расколбасу еще то удовольствие.

Долго не могли понять, почему же не работает подъемник на самый верх? Говорили что там то ли туман, то ли еще что-то, то ли просто турки ленились. В общем, в первый день мы там не покатались. На 2-й день верх открыли и мы радостно туда ломанулись. Пока ехали на креселке, увидели безрадостную картину. Черная трасса с камнями и проплешинами земли, бугры высотой с полметра если не больше, в ужасе скоблящийся народ… В тот день мы туда сунуться не рискнули – ноги еще не приняли форму, да и вообще, рано пока, да и лыжи поначалу жалко было. Полюбовались видами с подножья телевышки (а там и правда красиво) и съехали вниз по красной трассе. Красная наверху - это только название. На самом деле, это дорога, по которой можно проехать на обычной машине! Уклона почти нет, только она узковата и слева обрыв, а так больше ничего особенного. Оттуда выехали на отличную (по местным меркам) трассу 21 – красная трасса в виде желоба. Если камней нет, и она отратрачена (что бывает раз в неделю в самом лучшем случае) то по ней можно очень неплохо погонять. Слева – целинное поле, на которое мы выезжали объезжая камни, а потом и просто по нему катались. В этот день мы тоже катались не очень много, чтобы поберечь ноги.

Увеличить
… А мы тут пьем!

Светило солнце, ничего не предвещало беды, но беда подкралась незаметно. Хотя беда ли? Вечером пошел снег. Все больше и больше, ночью была хорошая метель. Народ вывалил из отеля и с гиканьем катался на санках с небольшой горки перед отелем. Снег валил очень даже хорошо, ветра особого не было. На следующий день тоже был снег. Видимость была очень плохая, подъемники стояли. Не работало ничего, даже бугель перед отелем. Народ с горя напивался до поросячьего визга и устраивал в кафе Иглу такие номера, что артисты цирка нервно курят в сторонке. Все торчали как могли, придумывая себе совершенно безумные забавы, например кто быстрее на пузе проползет по лестнице из зала отдыха до кафе (замечу что ползут одновременно 5-6 человек) и все в том же духе. На отморозков собиралось посмотреть пол-отеля. Так совершенно бесцельно было проведено и пропито два дня. А за окном мела метель… К ночи второго дня всеобщего пьянства и раздолбайства, снег начал стихать.

Увеличить
Ура, солнце и отличная погода!

Проснувшись утром, мы не смогли сдержать радости – светило солнце. Ура, наконец, можно кататься. Но радость была недолгой - работал бугель перед отелем и кресло у 9 трассы, все остальное было выключено – лавинная опасность, снега много, верх закрыт, ждут саперов, чтобы взрывать лавины. И тут произошла засада – то ли от нагрузки, то ли еще от чего, но у бугеля лопается трос! Какую-то женщину натянутым тросом со всего маху ударило по плечу так, что ей понадобился врач (перелом вроде). Кого-то ударило швабрами, в общем, началась свалка и паника. Мы как раз были в отеле и увидели, что творится что-то неладное. Вышли посмотреть: троса уже нет, бегают турки, народ очумело ходит, но вроде все обошлось относительно благополучно. Но самое «веселое» – народ из трех (!) отелей устремился к креселке у 9-го склона.

Увеличить
Утро, Эждер…

Таких очередей не было даже в Волене и Сорочанах… Чтобы сесть на кресло стоять приходилось по полчаса, и это еще хорошо. С горя народ спускался вниз к нижестоящим отелям и поднимался оттудова на такси к Дедеману. Мы, кстати, тоже так делали, неудержимо хотелось кататься. Но самое обидное – без дела простаивало примерно полметра пухляка, которые насыпало снегопадом! Но пухляк в Паландокене коварен – там постоянно дуют ветры, снег сдувает в овраги, и остаются камни. Поэтому часты ситуации, что кажется, что там глубокий пухляк, а на самом деле его сантиметров 15-20, а под ним камень. Через какое-то время на скользяк уже было больно смотреть – сначала были небольшие бороздки, а после того как на состояние скользяка было решено торжественно забить, бороздки стали совсем уж нехороших размеров.

Увеличить
Царь, просто царь.

Турки решили трассы не ратрачить – то ли из-за лени, то ли по другим причинам. На чайников было больно смотреть – представьте, что на вашей любимой учебной трассе намело полметра снега, и делай что хочешь. Но мы пухлячку радовались. Я переселился на свой любимый склон от кафе Дедеман вдоль опор бугеля, трос уже убрали, и между опор можно было кататься безбоязненно. Ветер намел туда приличную кучу снега, слева было подобие карниза, который я, кстати, сразу же обвалил, поэтому, особо не рискуя, я оттачивал там целинную технику. Только вот на Atomic C9 Puls по целине кататься было не особо комфортно. Но это уже мелочи.

Увеличить
Ща как полечу-у…

Наверху объявили лавинную опасность, турки туда постоянно ездили на снегоходах и ратраках, говорили, что спускают лавину, но спускали они ее несколько дней, наверное, перед каждой закладкой динамита надо очень долго молиться Аллаху. Мелкие снегопады шли периодически, туркам было наплевать на состояние трасс, поэтому приходилось самим выкручиваться, как умеем. Но Аллах услышал и наши молитвы. Через несколько дней лавину, наконец, спустили, и открыли вершину. Включились все подъемники. Очереди моментально исчезли – народ рассредоточился по горе.

Увеличить
Типа праздник…

Но мало того, после долгой ругани с представителями Детура, отратрачили, наконец, черные трассы, отратрачили 9-ку и 21-ю трассу! Праздник какой-то. В общем, поехали наверх. Оттуда уже, благо силы были и первичную подготовку мы прошли, решили спуститься по связке черных 30-18, а потом опять на ту длинную креселку. Честно говоря, я ожидал большего. В Австрии на красных трассах крутяки были серьезней, черные трассы Паландокена не казались мне очень сложными, скорее ближе к несложным красным австрийским трассам. Но дело усложнялось тем, что народ нарывал бугры, которые к вечеру достигли неприличных размеров, и с них приходилось прыгать. Тогда трассы действительно стали черными ;) Другое дело, что после таких спусков ноги отваливались напрочь, и к концу дня работать уже ленились. В общем, если вас запугивают что в Паландокене страшные черные трассы – не верьте. Обычные красные австрийские, только бугров побольше. Но нагрузка для ног весьма неплохая. Жена с подругой там так раскатались и распрыгались, что уходить не хотели. К тому же была велика вероятность того, что следующие несколько дней там опять будет закрыто.

Увеличить
Солнце, марево, я от безысходности лезу на гору

Итак, покатались по черным, к вечеру переместились на красную 21-ю. Неплохая трасса. Крутое начало (но много камней – прощай скользяк), далее трасса становится положе. Слева - отличная целина – по ней хорошо объезжать камни в начале трассы. Сама трасса в виде желоба, так что при желании всегда можно погасить скорость, заехав по одной из стенок. В этот день на 21 трассе тренировались какие-то местные спортсмены, поставили трассу (ворота) для гиганта и весело так гоняли по ней. Мы дружно понаблюдали за этим делом, после чего, подумав «Эх, где наша не пропадала», вышли на старт.

Увеличить
Вечером на «лавочке»…
Было там ворот 15, наверное, но относительная пологость (по местным меркам) трассы компенсировалась ее некоторой убитостью в конце дня. Эту трассу я кое-как прошел, Родину не посрамил ;)

Дальше стали происходить трагические события. Катались мы на следующий день по 21-й трассе, осваивали целину слева, и тут звонок от друзей по телефону: "Все живы, все нормально?" И связь рвется. Во дела, и что такое произошло? Смотрим, народ поехал в сторону отеля по синей трассе, ну и мы за ними. Тут нам еще раз звонят: "Сошла лавина, засыпало людей, слава богу, что с вами все нормально". Ага, нормально, но новость о лавине не входила в наши планы.

Увеличить
ДТП по дороге в Сарыкамыш
Между 9-й и 21-й трассой (около 9-й) есть ущелье. Туда можно попасть, если съехать с 9-й трассы за заборчик, и поехать левее основной трассы. Вот туда и отправилась группа лыжников и сноубордистов. В тот самый момент, когда они были в ущелье, сверху сошла лавина. Сначала маленькая, потом вторая, раз в 10 больше. Одного человека откопали слишком поздно… Мы как раз подъехали, когда вовсю велась поисково-спасательная операция (по-турецки).

Увеличить
Турецкие ГАИшники такие же отъевшиеся, как и наши.
Лавина представляла собой страшное зрелище – все ущелье было засыпано огромными глыбами снега. Турки нагнали туда ратраки, снегоходы, приехали спасатели, телевидение. Люди с шестами ходили по завалам и искали тела. Новость о лавине распространилась очень быстро – люди начали искать своих близких, кто-то плакал, народ собрался у кафе, обсуждал новость. К сожалению, были сильно расстроены, поэтому фоток лавины не сделали, да и тиражировать чужое горе не очень хочется. В этот день сошли еще несколько лавин, но в других местах. Одна лавина сошла на 18 черную трассу, перекрыла выкат к креселке. Высота завала была такая, что кресла подъемника проходили над ним буквально в полуметре. Несколько дней завал растаскивали ратраками, естественно верх горы не работал, и нам приходилось довольствоваться склонами у отеля и 9-й трассой. Бугель также не починили, поэтому очередям на единственную работающую креселку мог бы позавидовать любой подмосковный горнолыжный парк.

Увеличить
Сарыкамыш. Красиво там, но полого…

Чтобы совсем не спиться в отеле от горя, безысходности и неограниченного количества бесплатной выпивки, решено было поехать в новый горнолыжный курорт – Сарыкамыш. Как нам его расхваливали – отличные ровные длинные трассы, живописные места, 4-кресельные подъемники Doppelmayr. Мы и соблазнились, т.к. у себя не хотелось стоять получасовые очереди. Дорога до курорта занимает примерно 2 часа, но это у нормальных людей. У нас она заняла 4 часа. А все потому что, выехав в Эрзурум, мы попали в ДТП. Самое настоящее.

Увеличить
Вид на Доппельмайер. Эх… в Сорочаны бы такой…
Не буду рассказывать тут, как водят турки, кто был, тот сам видел. Это и стало причиной банального столкновения на перекрестке – наш автобус въехал на светофоре в зад местному микроавтобусу. Удар был несильный, у нас треснул бампер, разбилась фара и не закрывалась передняя дверь, у него тоже не очень много повреждений. Собрался народ, водители начали спорить, кто прав, а кто нет. Через 10 минут подъехали турецкие ГАИшники, а дальше был цирк. Гаишники тупо собрали денег с потерпевшего и с нашего водителя, и спокойно уехали. Бумаг никаких не заполняли. Наш водитель на месте рассчитался с потерпевшим и примерно через час мы тронулись дальше. Но вот незадача – входную дверь загнуло так, что она перестала закрываться. Но где наша не пропадала – наш турист нашел в автобусе кувалду и зубило, и традиционным русским способом за 5 минут починил дверь! Турки только охали и кивали головами.

Увеличить
Партизаны, партизаны!!!!

Маршрут был действительно живописным, в конце-концов мы добрались до местечка под названием Сарыкамыш. Там же, кстати, находится очень маленький отель Camcar. У него эмблема – лыжник, спускающийся на прямых лыжах в низкой стойке. Сначала мы не придали этому значения… Итак, лыжи одеты, вперед на креселку! Мы садимся в шикарный Doppelmayr с разгоном кресла (эх, в Подмосковье хотя бы один такой) и шустро едем наверх. Только странно – подъемник идет не вверх, а больше прямо. Ну да ладно.

Увеличить
Памятник Неизвестному Горнолыжнику
Наверху слезаем – рядом еще один такой же подъемник, который поднимает нас на самый верх. Холод страшный - -25, лицо мерзнет (да и не только лицо). Но вокруг действительно красиво! Сосенки, елочки. Все это в тумане. Снегу действительно много! В лесу целина, снегу метра полтора, если не больше, в Паландокене нет ничего подобного. Мы в предвкушении отличного катания потираем руки. Ага, не тут то было и тут все по-турецки. Поднялись наверх – съезжаем вдоль подъемника. Что-то как-то полого, внизу вообще приходится палками толкаться. Много бугров, снег рыхлый. Ладно, съехали еще раз, чуть ли не на прямых лыжах. И только потом мы увидели черненькую табличку с номером трассы, поудивлялись, значения не придали.

Увеличить
Бордеры и лыжники дружат!
Позже нам обьяснили, что это на самом деле местная черная (!) трасса. Это нас сильно озадачило – если черная трасса съезжается на прямых лыжах, то какие же должны быть красные? Это мы и решили проверить. Красная трасса очень пологая – положе, чем Степаново, ехать лучше на прямых лыжах, на одной ноге, задом-наперед, на голове, можно покурить, чтобы совсем не заскучать. Покатавшись немного, окончательно заскучав и замерзнув, пошли греться в кафе.

Увеличить
Наш боевой ратрак. Не для слабонервных…

Но самое интересное нас ожидало впереди. Надо было съехать к автобусу, который находился внизу, и вела туда синяя трасса. Сначала нам было смешно, потом хотелось плакать. Синяя трасса имела обратный уклон! Т.е чтобы по ней съехать, надо было толкаться коньковым шагом, иначе лыжи просто откатывались назад. И так пару километров. Решили, что мы что-то перепутали, это трасса для беговых лыж. Ан нет, на табличке все правильно – горнолыжная синяя трасса. В общем, эмблема отеля оказалась правдива – кроме как на прямых лыжах там кататься бестолку. После всего увиденного могу сказать, что делать там на горных лыжах нечего. Кататься там негде, а вот для чемпионата по биатлону местечко бы подошло. Единственное непонятно зачем было вбухивать такие огромные деньги и ставить 2 действительно высококлассных Доппельмаера. Лучше бы в Сорочаны или в Степаново поставили – там была бы большая польза ;) В общем, в Сарыкамыш я больше не ездец, и другим не советую – делать там нечего. Единственное, фотографии там очень красивые. Учиться там бестолку – с таким же успехом можно напялить лыжи и выйти во двор – научитесь ровно тому же.

Увеличить
… А из нашего окна, Площадь Красная видна!

Замерзшие и несколько расстроенные поехали домой. Вечером вышли гулять, взяли санки, хотели немного покататься с горки. Подкатил ратрак, из него вылез знакомый водитель, типа - «Давайте подвезу». Ну, мы сдуру и согласились. 2 девчонки сели в кабину, я с женой и с санками сел на заднюю площадку, и мы поехали. Если кто скажет что катание на ратраке – ерунда, я первый брошу в него камень. Это самый настоящий экстрим! Особенно когда ратрак лезет на крутяки и приходится упираться всеми частями тела, чтобы не скатиться с платформы под гусеницы или борону. Ратрак трясет, колбасит, он постоянно заваливается из стороны в сторону. А теперь представьте, что удержаться пытается хрупкая девушка.

Увеличить
Будущий трон для царя.
Катались мы 10 минут, но этого нам хватило. Те, кто были в кабине, были очень довольны. Но те, кто были сзади, еще очень долго вспоминали маму водителя, маму ратрака, и того инженера кто все это изобрел. Отойдя от впечатлений и покурив, мы в полной темноте с воплями и гиканьем съехали на санках с вершины склона перед отелем. Народ аплодировал.

Увеличить
Горы, снег, красота.

На следующий день открыли верх горы, и мы опять катались по черным и 21-й. Мела метель, видимость была практически нулевая, на черной трассе шли по приборам. Когда спустились вниз, увидели ратрак, снегоходы и управляющего отелем. Как выяснилось, опять сошла лавина, только неизвестно где, кого-то опять завалило. Одного нашли сразу, а вот другого потом искали несколько часов. Приехало телевидение, полиция, организовали турецкую спасательную операцию, но тело так и не нашли. И не могли бы найти, потому что тело мирно дрыхло в своем номере после вчерашней попойки. Тот, кто заявил об исчезновении, не потрудился проверить, есть ли там кто или нет, но это уже совершенно другая история.

Покатались мы в последние денечки довольно неплохо, хотелось бы большего, но что поделаешь, таковы турецкие горы. Перед отъездом на родину наш столик выглядел очень живописно: стол 1х1 метр, весь заставлен стаканами, больше было ставить некуда! Но что делать – последний день все-таки. После чего без особых приключений мы были доставлены самолетом обратно.

Итак, несколько замечаний тем, кто хочет туда поехать:

  1. Снег там очень хитрый предмет. Он если есть, то его сразу нет, причем это на самом деле. Даже если будут недельные снегопады, снег продержится только несколько дней, после чего его сдует в пропасть ветром. Если идет снегопад, это величайшая радость и этим надо пользоваться, потому что когда снега нет, трассы представляют собой весьма плачевное зрелище с кучей камней и желтым снегом. Что же касается снежных пушек, то да, они там есть, но… мирно стоят под полуметровым слоем снега где-то на задах отеля. Никто не знает, для чего они нужны, как их подключать и вообще что с ними делать. Ведь снег же с неба идет… В общем, на пушки не надейтесь, их не включали ни разу с момента покупки (и даже не установили на склон) и скорее всего так и не включат.
  2. Ночного катания нет и в помине. Если только на санках перед отелем. Все что пишут про ночное катание – ерунда. Стоит на нижней опоре бугеля один фонарь который светит на 20м. Все подъемники работают с 9:00 до 16.00.
  3. Трассы Паландокена по виду, и по состоянию - это сплошные бугры и расколбас, вперемешку с целиной. Не ждите, что это будут ровные широкие трассы как в Европе. Тут на это нет и намека. Ратрачат их раз в неделю или по праздникам в лучшем случае, на ширину ратрака. Ратрачат утром, поэтому за полдня трасса убивается до прежнего состояния. Попытка объяснить, что трассы надо ратрачить вечером, ни к чему не привела. Вернее один раз попробовали, водила что-то матюгнулся про плохую видимость и вообще кому это нужно, но трассы продержались почти до вечера, что был большой плюс.
  4. Если вы рассчитываете покарвить – забудьте. Хотя может и повезет, но в основном трассы представляют собой удручающее зрелище, и если вы любите карвить по буграм – то вперед!
  5. На трассах огромное количество камней, даже после снегопадов. На скользяк будет больно смотреть, а если не повезет, то запросто можно вырвать кант. Дело в том, что там постоянно дует сильный ветер, и весь снег попросту сдувает. Но сразу после снегопадов отличнейшая целина.
  6. В путевку входят все необходимые подъемники. Не входят однокреселка и гондола, но они и не нужны. При желании можно прокатиться на гондоле за доллар.
  7. Прокат в Дедемане это ужас. Дрова – классика 10-20 летней давности, убитые в хлам, скользяк в дырах, канты не точены. Очень редко попадается что-то по местным меркам стоящее – полукарвы 5-7 летней давности. Категорически не советую рассчитывать на их прокат. Турки круглыми глазами смотрят на хорошие лыжи коллекции этого года и просят пощупать ;)
  8. Ски-сервис там преотвратнейший – делать ничего крайне не рекомендую – лучше потерпеть до России. Заточка кантов 20 баксов, при этом они остаются такими же тупыми, как и были (жена испытала на себе)!
  9. Инструкторы в Дедемане – сплошь старики. Учат детей кататься плугом. Больше ничему серьезному научить не могут. Начинающим я бы не советовал. Даже работники Детура жаловались на то, что и сами толком ничего не делают и молодым не дают работать.
  10. Самые интересные трассы: 30-18, ну и 21 (т.е. верх). Остальные – ничего особенного. После снегопадов при отсутствии ветра – море целины. Народ на РокетПокетах и прочих Скримах зажигает на всю катушку.
  11. Подъемники – очень старые. У бугеля лопнул трос, который чинили дольше недели. Когда ехали на креселке, молились, чтобы трос не лопнул – он был в весьма плачевном состоянии. На некоторых креслах были сломаны рамки безопасности – просто металл перетерт.
  12. В отеле вечером делать нечего, мы в баре сидели. На анимацию не ходили – насмотрелись уже на летнем отдыхе. Есть бильярд, игровые автоматы. Кальян, сауна, бассейн, массаж и много чего. Сауна маленькая, бассейн ничего, хотя тоже маленький, но купаться можно. В отеле свой магазин с сигаретами и.т.п.
  13. Когда солнечно, надо мазаться кремом от загара с максимальным индексом – сгораешь очень быстро и очень смешно.
  14. В Ski-room лучше ничего не оставлять. Вечером дверь туда открыта и там никого нет – бери что хочешь. За 2 недели оттуда ушли 2 пары лыж и вроде пара ботинок – кто это сделал так и не нашли. Если экипировка хорошая, то лучше носить в номер – никто ничего не скажет. Поэтому никто ничего не скажет, если ходишь по отелю в лыжных ботинках, несмотря на строгую надпись.
  15. В отеле в основном русские и украинцы, других никого нет. Молодежи не очень много, в основном люди среднего возраста с семьями. Вечером вся толпа идет в кафе, где некоторые индивидуумы надираются до поросячьего визга, поэтому главное после ужина успеть занять места. Больше там вечером делать абсолютно нечего. По ночам в коридоре возможны пьяные вопли и песни под гитару.
  16. Кормят в отеле неплохо, но мы в основном ходили на завтрак и ужин – днем катались. Но общее впечатление нормальное – короче кормежка, как и везде в Турции.
  17. Турки очень ленивые – еще бы, за все уплачено. Поэтому они без причин могут закрыть верх, неотратрачить склоны и.т.п. Нужно идти в представительство турфирмы в отеле и ругаться – только тогда они начинают шевелиться. Лично я так и познакомился со всей администрацией отеля, потом все вместе пили и играли в карты 
  18. С погодой – как повезет. Из 14 дней более или менее катались 7 – остальные тупо сидели в отеле, пока был буран/снегопад и прочие капризы природы и турок. Из 7 дней полноценно катались 2-3, когда был открыт верх.
Увеличить
Прощай, Паландокен. Сюда я больше не ездец!
Общее впечатление: нормально, но могло быть и лучше, больше мы туда не поедем. В Европу лучше – хоть дороже, зато в итоге катаешься больше, если брать в пересчете 1 катальный час/$ то в Европе соотношение намного лучше, чем в Турции т.к. катаешься больше, да и трассы значительно разнообразнее и лучше подготовлены. В Турцию можно съездить один раз, чтобы понять, что это такое и почему туда ехать больше не стоит. Но опять же, каждый должен решить, стоит ли ему туда ехать или нет. Были люди, которые не первый сезон туда ездят и собираются еще, только они в основном в баре и сидели, катание их не сильно прельщало в принципе. Мое мнение: лучше на неделю, но в Европу, чем на две, но в Турцию.

Всегда ваши,
Sten и Albertina.

Еще есть: Саракамыш, Улудаг