Компания в Шерегеш на закрытие сезона... 11 Апреля 2024 - 15 Апреля 2024 Россия, Шерегеш
Ищу попутчиков в Шерегеш Апрель 2024 - Апрель 2024 Россия, Шерегеш
Шерегеш 29 марта 7 апреля 2024 Пилим... 29 Марта 2024 - 7 Апреля 2024 Россия, Шерегеш
+1

Шерегеш-3. Лови момент!

о.Валентин Лента автора 10 Апреля 2009 (02:25) Просмотров: 1130 21
  Ничто не вечно, кроме вечно изменяющейся, вечно движущейся материи и законов ее движения и изменения.
Фридрих Энгельс. Диалектика природы.

Чем больше я езжу в Шерегеш, тем меньше он мне не нравится. Сугробы в два человеческих роста. Кривоватые, но крепко сложенные пятиэтажки из грубого кирпича. Уютные двухэтажки дохрущевского образца, с высокими потолками, толстыми стенами, маленькими окошками и скребущимися по ночам мышками. Вид с Мустага - посёлок, рудник, белые вершины Абаканского хребта вдали, какие-то дымящие трубы, да ровный прямоугольник зоны, ныне запрятанной между дорогих отелей... что ж, и тот, и другой казённый дом с радостью примет любого гостя.

На вершине Крест
На вершине Крест

Петляет между горами дорога, и параллельно ей вьётся одноколейная железка... "А я еду, а я еду за туманом..." - именно по ней 45 лет назад ехал сюда на шабашку автор этой песни, ровесницы пятиэтажек. Не за одним туманом, конечно, ехал - "а я еду, а я еду за деньгами - за туманом едут только дураки", как немедленно поправили его коллеги. Да, ценности в этом мире чаще измеряются деньгами, чем туманами. Но проходят годы - и остаётся всё-таки туман.

Много ли в России мест, где за последние 3 года построено 4 полноценных новых подъёмника?
За нынешний сезон о Шерегеше не отписался только ленивый, так что дальше молчать о нём уже бесполезно. И только очень придирчивый критик не сказал о нём самых хвалебных слов. Я, пожалуй, присоединюсь... но речь не об этом. Как там обстоят дела сейчас - уже написано и без меня. Я бы обратил внимание читателя на другое: это, на мой взгляд, самый бурно развивающийся горнолыжный курорт России. Точка. Я бы не стал делать из этого выводы, что он самый лучший либо наоборот. Всё меняется, и все сегодняшние отчёты и впечатления через пару лет уже могут стать неактуальными. Причём относительно Шерегеша - станут непременно.

Действительно, много ли в России мест, где за последние 3 года построено 4 полноценных новых подъёмника (не считая бугелей)? Причём из этих четырёх - два с половиной гондольных и один кресельный с колпаками. Боюсь обмануться, но хочется верить: их владельцы понимают, что закрытые кабинки несравненно более соответствуют местному климату, нежели пижонские кресла тёплых австрийских курортов. Только они могут обеспечить здесь комфортное катание - а, следовательно, и наличие достаточного числа клиентов - в любое время зимы. К тому же едва ли стоит объяснять, что на площадке с естественным преобладанием доскеров (всех уровней мастерства) кабинки гораздо более уместны, нежели кресла.

На плато между гг. Зелёная и Мустаг (на заднем плане)
На плато между гг. Зелёная и Мустаг (на заднем плане)

А ведь когда мы впервые попали сюда пять лет назад, здесь была всего одна простенькая двухместная креселка самарского производства, да несколько бугелей. Единственная трасса о двух рукавах, а вокруг - дикий край, снежные поля да негустой лес. Катись в любую сторону, только подумай, как будешь оттуда выбираться. Цены были смешными на всё - на катание, на жильё, а в особенности на кедровые орехи россыпью и шишками... Рейсовый автобус до горы стоил 4 рубля, коммерческий с "Медвежонка" - кажется, целых 7. А может, меньше. "Кукуруза" была не центром вселенной, а простым продуктовым ларьком на окраине посёлка, около которого ещё только начинали тусоваться местные бабушки и таксисты. Креселка крутилась быстрее, чем подъезжали клиенты, и только по выходным на ней выстраивалась небольшая очередь. Из сотовых брал только пчелайн, зато GPRS работал отлично - сота была явно недогружена. По дороге резво прыгал ПАЗик, и угрюмо карабкались грузовики, но легковые её как-то побаивались, что ли...

Ратрак был тогда один или два, борона к нему валялась где-то за сараями. Сразу после закрытия подъёмников - а иногда и незадолго до, часа в 4 - он выходил на гору и начинал ровнять ножом бугры. За гусеницами оставались вывороченные комья влажного апрельского снега, быстро твердеющие под ясным вечерним небом... но это всё в прошлом, сейчас здесь уже так не делают.

Что больше всего запомнилось из той поездки - это музыкальные вкусы местного населения. Такого чудовищно примитивного бреда, какой крутили на горе, у нас не слушают даже газелисты. Зато громко и повсеместно, благо покрыть динамиками единственную трассу было не слишком сложно. "Муси-пуси, я уся чешуся" - пожалуй, наиболее внятное из того, что приходилось слушать целыми днями. Однажды в кафе мы попросили продавщицу сделать музыку немного потише, чтобы возможно было разговаривать с рядом стоящим человеком. "ВЫ ЧТО, - возмущённо проорала она в ответ, - В ТИШИНЕ ОТДЫХАТЬ БУДЕТЕ???!!!"

В марте 2006 было немного прохладно.
В марте 2006 было немного прохладно. Приходилось кататься в пуховке, а на кресле садиться боком, чтобы хоть немного поберечь харю от неприятного ветра на верхних двух третях.

Три года назад появилась вторая креселка, и между ними немедленно началось соревнование - чьи динамики громче. Бурно строились отели у подножия первой. Автобус стоил 5 рублей. На дороге лежал новый асфальт, и по выходным под горой негде было поставить машину - сплошь стояли серьёзные тачки с кемеровскими, томскими, новосибирскими номерами, а на подъёмниках выстраивались очереди. Но по будням на горе было свободно, как и прежде. По окрестностям шальные доскеры гоняли медведя - наверное, того самого, шкура которого ныне уныло висит на базаре у подъёмника.

[page]

Но хватит воспоминаний. Перейдём к фактам. Географически Шерегеш расположен на одной из наиболее высоких возвышенностей Горной Шории. Из этого горного узла в разные стороны растекаются сразу несколько крупных рек: Бол.Унзас на северо-восток, Бол.Таз на север, Мундыбаш на запад, а чуть поодаль - Кондома на запад; с востока весь регион окаймляет Мрасс-су.

Закрытые кабинки несравненно более соответствуют местному климату.
Зима здесь долгая, снег ложится в ноябре и тает в мае. В удачные зимы бугеля заносило по ролики уже в конце ноября, но сейчас то ли климат меняется, то ли откапывать их наловчились побыстрее... О погоде с декабря по февраль рассказывать долго не нужно - зима в Сибири, хотя бы и южной, вполне соответствует общепринятому представлению о ней. Промежуток между зимами холодный, зато короткий: даже картошка вырасти не успевает, в отличие от расположенного неподалёку - но заметно ниже - Таштагола.

Это не ёлки. Это верхушки ёлок.
Это не ёлки. Это верхушки ёлок.

Главное, что есть в Шерегеше - это снег. Уникальный шерегешский снег, пушистый, сухой и упругий, способный оставаться мягким даже после того, как по нему несколько раз проедет ратрак. И его много. Как-то в первый приезд мы попытались, интереса ради, докопаться до земли на вершине Зелёной, но, соорудив в снегу окоп в полный профиль, бросили это занятие. Или вот картина, виденная лично в 2006 году: чемпионат России, идут с трассы все наши выдающиеся спортсмены - только что с Олимпиады в Турине - и грязно ругаются: "Снег тут какой-то неправильный... Слишком натуральный!" Произносится это таким тоном, каким в анекдотах закоренелый гомосексуалист отзывается о лицах традиционной ориентации. Да, господа, любителям искусственно мороженой воды и дроблёной ледяной крошки - путь в Европу, или, на худой конец, в красногорскую трубу. А этот снег надо не один день укатывать лыжами, скрести чайничьими досками, топить на весеннем солнце и морозить звёздными ночами, чтобы сделать из него то же, что и везде. А там, глядишь, и следующий снегопад подвалит...

Область катания - это небольшой горный массив, вытянутый с севера на юг. В нём выделяются три основные вершины: самая высокая северо-восточная Мустаг (1470 м), западная Крест (название неофициальное, возникло несколько лет назад, когда на ней собственноручно Шаманом Гумировичем был водружён многометровый крест) и южная Зелёная - центр всей зоны... ээ... зоны катания.

Из прочих достопримечательностей заслуживают упоминания скалы-останцы на плато, особенно одна из них: нерукотворная скульптура мужика, восседающего на унитазе. Перепад высот на основных трассах - около 650 м. Насколько мне известно, это наилучший показатель среди всех горнолыжных мест равнинной России. Основная дорога заходит вдоль массива с восточной стороны. С юга массив охватывает новая дорога на подъёмник "Панорама" и в сектор Е (см. ниже).

Собственно Шерегеш - это рудничный посёлок, расположенный километрах в пяти юго-восточнее горы. Рейсовый автобус стоит 7 рублей. Деловой и туристский центр посёлка - уже упоминавшийся магазин "Кукуруза". Основной жилой фонд - пятиэтажки. Кто бывал, скажем, в Терсколе, тот знает, сколько народу можно населить в одну-единственную пятиэтажку - больше, чем во все гостиницы, вместе взятые. А здесь их целые улицы. Но на горе места хватает всем, и на подъёмниках, как ни странно - тоже.

Пос.Шерегеш
Пос.Шерегеш
[page]

На вершину г.Зелёной с востока ведёт парнокопытная креселка компании "Шория-Тур" и несколько бугелей. Это "сектор А" - наиболее старая и развитая часть курорта. Дорогие отельчики, кафешки, прокаты, ночные клубы и прочие постройки налеплены внизу друг на друге так плотно, что с трудом можно найти подход к подъёмнику. Шум, гам, торжище, еда и питиё, реклама на всех доступных поверхностях, толпы народу с лыжами, досками, пивом или просто с пустыми руками, слоняющегося во всех направлениях - короче, типичный курорт (горнолыжный или иной - не суть важно) в последней и наихудшей, уже перезрелой стадии своего развития. На базаре навалом всякой фигни, но орехи едва удалось сыскать всего у одной тётки - и дороже, чем в московском супермаркете.

Уникальный шерегешский снег, пушистый, сухой и упругий, способен оставаться мягким даже после того, как по нему несколько раз проедет ратрак.
Севернее (или правее, если стоять лицом к склону) начинаются владения конкурента - компании "Каскад". У них два кресельных подъёмника: двухместный самарский на вершину Зелёной, параллельно шория-туровскому, и новый 4-местный ляйтнер с колпаками (по-местному - "хлебница") на север, на плато между Зелёной и Мустагом. Иногда эту часть называют "Еленой" по имени центрового каскадовского отеля (хотя он-то стоит как раз по другую сторону шория-туровского подъёмника). По сравнению с сектором А, она несколько менее перезрелая, но уже довольно близка к этому. Тем более, что "Шория-Тур", похоже, уже переболела подростковой тягой ко всему громкому, яркому и кричащему и сдалась в соревновании с более молодым конкурентом (только на дальнем секторе Е у них постоянно наигрывает что-то заунывно-однообразное, как будто пластинку заело; но это уже можно вытерпеть). "Каскад" же безостановочно празднует свою победу грохочущей какофонией, перемежаемой рекламными паузами.

Отношения между этими двумя медведями в одной берлоге всегда трудно было назвать дружескими, но сейчас они выражаются в самой буквальной форме: "да я даже с###ь рядом с ним не сяду". В туалет на "Каскаде" вас не пустят без каскадовской карточки. Если у вас есть шория-туровская - можете положить на неё отдельные деньги в каскадовской кассе (технически обе системы совместимые) и ездить на каскадовских подъёмниках, но в сортир - ни шагу! Ни за какие деньги! Если очень приспичило - сходите в кассу, возьмите карточку за 115 руб. (15 руб. на счёт + 100 руб. залог), справьте нужду на 15 руб., сдайте карточку в кассу, получите 100 руб. назад. Порядок такой.

Далее, на Мустаг и на Крест, подъёмники пока только в планах. Может, оно и к лучшему... Свободнокатающийся доскер недопьёт пива, но отдаст последние деньги снегокатчикам с Зеленой за то, чтобы попасть сюда. А когда они кончатся совсем - пойдёт пешком, но пойдёт. С Мустага можно вытянуть траверсом обратно к подъёмникам, либо катиться прямо вниз, на восток - но остаток дня придётся выбираться оттуда на снегоступах. С Креста можно скатиться на запад, в ложбину между ним и соседней вершикой г.Утуя, а обратно вернуться на заранее договоренном снегокате. Но маршрут спуска и подъёма по безлесному распадку ручья подозрительно напоминает место, по которому регулярно сходят лавины.

Вид на запад с вершины Крест
Вид на запад с вершины Крест

Левее (южнее) сектора А - два новых подъёмника, которые держат томские. Sky Way, а по-русски - "рыжая", по цвету бэушных вагончиков из первого поколения доппельмайеров (к тому же несколько изменившемуся за много лет лежания под южносибирским солнцем), идёт на вершину традиционным путём параллельно шория-туровскому. Вполне современная "Панорама" заходит на Зелёную с юго-востока и чередует 6-местные кресла с 8-местными кабинками (говоря точнее - примерно 1 кабинка на 3 кресла). На них собственные карточки, технически отличные от шория-туровских и каскадовских. Цены различаются в будни и в выходные. Вообще томские подъёмники заявляют о себе как о самых дешёвых - ну, если и преувеличивают, то не сильно... чего нельзя сказать о туалете на "рыжей": в будни - 10 руб, а в выходные - все 20! Ужас, даже в Москве таких цен нет!

За исключением этого туалета, томский сектор пребывает сейчас почти в идеальной фазе для того, чтобы кататься здесь. Кататься, а не "отдыхать на курорте". Если у центральной части всё хорошее уже в прошлом, то для томских подъёмников это - настоящее. Пара кафешек, бесплатная стоянка, просторный выкат - что ещё надо от них лыжебордеру для счастья? Хорошее недорогое кафе - внизу на "рыжей": тихое, быстрое и деловитое, как рабочая столовая, и в нём есть своё достопримечательное место. Бесплатное (пока).

Трассы в центре восточного склона в целом похожи друг на друга: довольно крутой спуск прямо "в лоб", затем длинный выкат. Не самый интересный вариант, потому что крутяк короткий (и трудноватый для новичков), а выкат длинный, нудный и людный. Более пологая, равномерная и содержательная трасса на "хлебнице", уже получившая название "доллар": два глобальных поворота в форме буквы S, перечёркнутые посередине двойным пунктиром подъёмника. Но подъёмник - смесь совкового хамства, европейского снобизма прошлого века и российского бездумного обезьяничанья. Ничем другим, кроме идеи-фикс отвадить отсюда доскеров, невозможно объяснить абсурдное требование ездить на кресле максимально неудобным способом - с РОВНО ОДНОЙ пристёгнутой ногой. (Да-да, я знаю, что везде в европах так - см. выше.) Ютиться всю дорогу на одном боку, борясь с выкручивающей ногу доской, а затем прыгать на эту ногу, затёкшую и деревянную, чтобы быстро и ловко откатиться в сторону без штатного крепления к своему спортивному снаряду... увольте-с... нет, я не настолько хреновый доскер, чтобы этого не сделать, но уж лучше я демонстративно грохнусь врастяжку под ноги следующему креслу - пусть канатчики понервничают, пусть остановят машину, пусть лыжники недоуменно пожмут плечами: "и за что вас здесь так не любят?" (В отличие от европейцев 20-летней давности, наши современники и соотечественники почти не испытывают классовой ненависти к одноногим, тем более - здесь, где доскеров преобладающее большинство.) В любом случае - на каскадовские подъёмники я больше не ездец. Не люблю, когда мне искуственно и целенаправленно создают проблемы на пустом месте. Тем более, за мои же деньги: это самый дорогой из всех здешних подъёмников, и одновременно самый короткий.

Вершины Мустаг (справа) и Крест.
Вершины Мустаг (справа) и Крест

Посему вычеркнем из списка эту "хлебницу" (когда будет желание - лучше уж отправиться на Мустаг на снегокате) и переберёмся в противоположную сторону, на юг. Здесь массив Зелёной-Мустага-Креста переходит в пологий гребень, а молодые томские подъёмники несравненно более дружественны к доскерам. Спуск "в лоб" вдоль подъёмников не сильно отличается от сектора А - ну и не надо. От верха "Панорамы" катимся по гребню на юг, и вскоре налево одна за другой широкой дугой уходят две несложные трассы. Более-менее равномерный уклон на всём протяжении, удобный старт, удобный финиш, многочисленные варианты по лесным просекам и просто по лесу. Хорошее место для всех, кто не зациклен на езде по прямой.

[page]

Разобравшись со вчерашним днём на восточном склоне и с сегодняшним на юго-восточном, переваливаем через гребень на западный склон г.Зелёной, в завтрашний день Шерегеша - сектор Е. Это уютная солнечная котловинка, защищённая с трёх сторон от холодных ветров и открытая на юго-запад. В ней веером стекаются несколько ручьёв, давая начало р.Мундыбаш. Подъёмник пока один, но какой! Стандартная ляйтнеровская механика и новенькие французские кабинки Diamond на 8 персон - наверное, лучшие из всего транспорта, какой когда-либо подавался под мою задницу. Высокие, в них можно заходить не нагибаясь, и что ещё важнее - удобно вносить те четыре доски, которые никаким способом уже не помещаются в наружные корзины. Пока кабинка бесшумно скользит между верхушками ёлок, попутчики пугают друг друга страшилками о том, какой ужас здесь творился на Новый Год - очереди по 15-20 минут. Подъёмник выходит на южное плечо г.Зелёной, сходясь с томскими, немного поодаль от старой креселки сектора А.

Исток р.Мундыбаш
Исток р.Мундыбаш

Трасс в секторе Е, считая по-крупному, две (плюс, естественно, непрерывное множество свободных вариантов). Одна весьма живописная через котловину, на запад от подъёмника. Выкат в конце длинноват, но по-своему содержателен, и его трудно назвать большим недостатком. Другая незайтеливо спускается строго по южному гребню, сохраняя умеренный и практически постоянный уклон, и только в самом конце сваливается с него направо к подъёмнику.

Возле подъёмника пока стоят только несколько ларьков с едой и питьём, да громадное недостроенное здание. Но судя по заложенным фундаментам и вывешенным планам развития, здесь замышляется что-то воистину грандиозное... Владеет подъёмником "Шория-Тур". Именно сюда, на передний край, сегодня выдвинулась старая шория-туровская гвардия, такая, как канатчица Инна - некогда лицо компании, запечатлённое на многих её рекламных плакатах для всех времён года.

Вид с вершины г.Утуя.
Вид с вершины г.Утуя. Вдали южный гребень г.Зелёной и две трассы сектора Е

Перейдя по мостику на правый берег р.Мундыбаш, можно заглянуть уже в послезавтрашний день - на склоны горы Утуя, замыкающей котловину с западной стороны. Здесь наколотыми руками шерегешских зеков уже проложены трассы и просеки под будущие подъёмники. Следуя русскому алфавиту, эта часть должна получить название "сектор Ё". Пока на вершину горы можно подняться на ратраке или снегоходе. Здесь весьма живописно, между ёлок возвышаются скальные останцы наподобие красноярских "столбов", от которых открывается хороший вид на окрестности. Не хочется думать, что здесь будет, когда этот сектор достигнет того же уровня развития, что и нынешний сектор А. Но, с другой стороны - в буквальном смысле, с другой стороны Утуи и Креста - ещё простирается "зелёное море тайги" со следующими вершинками. И когда здесь станет совсем гадко и людно от курортников, лыжебордеры просто уйдут дальше на шаг или на два.

Западный склон г.Утуя.
Западный склон г.Утуя - сектор, которому даже буква ещё не придумана

Итак, вот мы и пришли к тому, с чего началось это повествование. Нет в жизни ничего вечно плохого или вечно хорошего - есть только вечный переход от второго к первому, равно как и сама жизнь - всего только переходный процесс между рождением и смертью. И кому, как не лыжебордеру, основное занятие которого, по сути, есть процесс падения, понимать это! Самоедская машина горнолыжной индустрии движется вперёд железной поступью, и нет другого выхода, кроме как катиться по переднему фронту этой волны. Вот она, истинная no-fall zone - а остановившиеся и отставшие обречены тонуть в мутном болоте густой человеческой жизнедеятельности на перезрелом курорте.

Останец на вершине г.Утуя.
Останец на вершине г.Утуя
[page]

Повествование моё будет неполным, если не положить в эту ложку мёда бочку дёгтя. Даже две. Можно было бы и три, но, по крайней мере, от одной напасти - любви к ОЧЕНЬ громкой музыке - Шерегеш, похоже, понемногу излечивается. Остаются две беды - дай им бог почаще встречаться друг с другом, на благо всех остальных присутствующих.

И когда здесь станет совсем гадко и людно от курортников, лыжебордеры просто уйдут дальше на шаг или на два.
Одна - это суровые сибирские мужики, которые никогда не задумывались над надобностью учиться если не ездить, то хотя бы падать. К лыжам такой боец в стиле летящего кирпича относится так же, как к санкам, картонкам, пластмассовым попам-с-ручкой и прочим приспособлениям для съезжания с горок. Приняв в свою 120-килограммовую тушку ещё граммов 300 для хорошего настроения, он несётся по прямой вниз, пока на его пути не окажется очередная ёлка. А затем, отряхнувшись с весёлым и недоуменным матерком, продолжает до следующей. Слава богу, таких за 5 лет стало существенно меньше. При всей противоестественности горнолыжной индустрии, суть которой в том, чтобы навязывать людям надуманные потребности, нельзя не признать, что навязывать потребность брать инструкторов и учиться - это правильно. И это потихоньку приносит свои результаты.


 
 
Сибирская порода лыжебордеров отличается густым зимним мехом, в особенности, великолепным пушистым хвостом. Преобладают хвосты серого и полосатого окраса, встречаются также рыжие и чёрные с белым кончиком. Длинный хвост служит балансиром при прыжках, им же обёртываются во время езды в холодном открытом кресле.
Местная лыжебордерская популяция включает в себя два чётко выраженных подвида: у одних особей хвост растёт из штанов, в то время как у других - из-под каски. Чем обусловлено такое различие - над этой загадкой природы ещё предстоит поломать голову нашим естествоиспытателям.
Подробнее...

Другая напасть, наоборот, с годами только усугубляется. Это снегокаты. Насколько они естественны и необходимы на переднем крае, там, где нет другого средства передвижения, кроме лыж, ног и этих машин, настолько же они неуместны и преступны в глубоком тылу, в сложившейся зоне катания. Они лихо рассекают по трассам, особенно томского сектора, пугают новичков, раздражают опытных лыжебордеров, понимающих, чем это рано или поздно закончится, корёжат трассу и мерзко смердят. Могут встретить вас в узости, могут занять самую удобную сторону трассы и загнать вас без скорости в яму, из которой придётся выбираться пешком, могут неожиданно выпрыгнуть из кустов почти в любом месте. Ничего не поделаешь, закон дороги - у кого больше железа, тот и прав. Причём если наверху извозом занимаются преимущественно местные профессионалы - этакое такси для тех, кому влом пройти три сотни метров от одного подъёмника до другого - то на остальной части старых секторов в седле сидят обычно, насколько можно понять, просто отдыхающие обыватели обоего пола, взявшие эту мощную машину напрокат, может быть, в первый раз в жизни.

Конечно, нельзя запретить гражданину, сидящему за рулём снегоката, пользоваться принадлежащей ему (постоянно или временно) собственностью. Я не знаю, как решается эта проблема в демократических странах Европы, но ведь как-то решается же... Здесь же очевидно полное отсутствие какой-либо власти, способной и желающей её решать в принципе. И вполне очевидно, что появится она не раньше, чем после пары-тройки реальных трупов, желательно - детских (так оно доходчивее будет). Пока же лыжебордерам остаётся только защищаться самостоятельно, в меру своих сил. Пожалуй, в следующий приезд нужно будет взять с собой бухту стального тросика и перетянуть трассы на уровне шеи снегокатчика.

В остальном же сухой осадок вполне удовлетворительный. Шерегеш - наверное, единственное место в России, где производительность подъёмников и пропускная способность трасс растут опережающими темпами по сравнению с ёмкостью жилого сектора и с ростом клиентской базы в целом. Именно благодаря этому он сумел за последние 3 года почти избавиться от очередей даже в выходные. Более того, есть подозрение, что потенциал местного рынка горнолыжных услуг уже близок к исчерпанию: все (или почти все), кто хотел встать на лыжи/доску, уже встал и катается, а остальных не сдвинуть с дивана никакими силами. А клиенты из Москвы, Санкт-Петербурга и других отдалённых регионов, хочется верить, всё-таки вряд ли понаедут сюда в непомерном количестве, ввиду наличия множества альтернатив. Поэтому можно надеяться, что длина очередей, концентрация народу на трассах и т.п. существенно не увеличатся и в обозримом будущем. Естественно, при сохранении существующих тенденций развития курорта.

Вид на восток от сектора А
Вид на восток от сектора А

Дневная доза спуска здесь составляет примерно 80% от того, что набирается, при прочих равных условиях, в Альпах. Разницу вполне можно отнести на счёт меньшей крутизны трасс; расстояние же по горизонтали или вдоль склона, а также чистое время езды, получается примерно одинаковым. При этом стоимость поездки из европейской части России составляет сейчас примерно 70% от аналогичной в Швейцарию/Францию/Италию. Так что по соотношению цена/качество Шерегеш оказывается не на худшей позиции. Это при стандартных ценах по всем основным статьям расходов, в первую очередь на авиабилеты.

Если же принять во внимание сезонные скидки, акции, правильно случившиеся командировки и прочее, то при таком раскладе ехать в Шерегеш, безусловно, стоит. Но это уже дело случая, халява не может быть постоянной и выпадает только тем, кто её настойчиво ищет в нужном месте и в нужное время. Поэтому - ещё раз: лови момент!

Фото*:
2004 Шерегеш
2006 Шерегеш
2009 Шерегеш
* Cогласно правилам сайта, доступны только для зарегистрированных пользователей.

Автор: о.Валентин



Другие статьи автора на сайте
"В деревне Гадюкино - дожди...". Тинь и Валь-д'Изер
Цахкадзор, январь 2007
Сезон 2008. О Терсколе, о Домбае, и немножко о Швейцарии
+1
0  
Kazik    9 Апреля 2009 (17:43)   #
эххх ну ооочень спорный отчетиг.....
0  
Густь    9 Апреля 2009 (17:58)   #
Цитата(Kazik @ 9.4.2009, 17:43)
эххх ну ооочень спорный отчетиг.....


Ага, не знаю, как в вопросе про Шерегеш, но про бордеров-точно
0  
d_panaev    9 Апреля 2009 (18:21)   #
За хорошее знание географии региона автору респект. Единственная неточность - гора, где установлен крест называется Курган.
С мнением автора о суровых сибирских мужиках, которые несутся по склону задавив в себе инстинкты самосохранения и продолжения рода - согласен. Поубивал бы таких уродов. Причем если в елку въедут - их проблемы, хуже если на пути у них попадется 5-ти летняя девочка. Вот что страшно. А снегоходы, честно скажу так как автора меня не доставали. Вроде вели себя культурно, на трассы особо не лезли. А в остальном - поживем - увидим.
  • 211
  • 91
  • 82
0  
kuba    9 Апреля 2009 (18:43)   #
а вроде шорию вроде новая лига купила?
жалко карты склонов не приведено, не легко представить, что - где...
а так информативно...
0  
E.M.    9 Апреля 2009 (19:51)   #
Цитата(kuba @ 9.4.2009, 22:43)
а вроде шорию вроде новая лига купила?
жалко карты склонов не приведено, не легко представить, что - где...
а так информативно...

Александр !!!!! карты склонов в студию!!!
отчет конечно спорный но у каждого свое видение Г.Л. - отдыха.
лично мне нравится и устраивает все(даже то что маленько не устраивает).
хотя имею под боком не менее прекрасные места - всегда готов покатать в Геше, по его супер снегу. icon_mrgreen.gif
0  
Сергей_К    10 Апреля 2009 (10:21)   #
Отличный позитивный отчет!!! Отдельные неточности и субъективности общую картину не портят (я не имею ввиду коренных обитателей Мустаг.ру, для которых они более чем принципиальны). Изменения в Шерегеше с каждым годом радуют все больше, особенно "рассасывание" очередей и возросшее качество подготовки склонов, особенно "Каскадовских" !!!!
0  
Аркашка    10 Апреля 2009 (19:36)   #
Отлично!
Чего такого спорного в этом отчете? icon_wink.gif
  • 15
  • 1
  • 5
0  
о.Валентин    10 Апреля 2009 (22:12)   #
Вот ещё лыко в строку - раритет, официальная версия. Именно такой я запомнил эту песню, именно так она звучала по радио и ящику в 60-е годы прошлого века (кто бы тогда пустил в эфир учителя физкультуры и шабашника по совместительству?). Имхо, редкий случай, когда бардовская песня хорошо вышла в исполнении профессионального певца. Качество хреновенькое, лучше не нашёл... громкость поднять надо хотя бы.
0  
Skipper    11 Апреля 2009 (17:42)   #
Мне отчет тоже понравился. Но по-моему, он действительно спорный - дело не в том, что именно автор описывает, а в отношении к некоторым явлениям.
Например, не хотелось бы думать, что "Е" - это завтрашний день. Трассы-то, как ни крути, не того... Особенно длиннющие выкаты у правой... Совсем не того icon_sad.gif
Утуя - хорошая гора, спору нет... А трассы-то повернуты куда? К солнцу они повернуты. Какой уж тут послезавтрашний день?
Или "хлебница". Подъемник хороший, и трасса вполне приятная... Но почему там носится больше летающих ломов, чем на всех остальных склонах, вместе взятых?
А с другой стороны снегоходчики. В прошлом сезоне действительно напоминали войско батьки Махно. А теперь? Они же навели у себя порядок, установили нормальные цены, сами выгоняют пьяных придурков, раскатывающих по трассам, никто не выскакивает наперерез из кустов. Получилась нормальная серьезная служба. Пользовался их услугами буквально на днях - никаких претензий.

Что курорт динамично развивается - это безусловно так. Но едут-то туда не столько за вельветом, сколько за целиной - а где ее набрать на всех желающих? В лесу ведь уже полно народу - даже сейчас, когда никакой целины там не осталось... Как бы не вышло, что Шерегеш, развиваясь, потихоньку превратится в безликий европейский курорт. Не уверен, что это хорошо eusa_think.gif

E.M., еще есть неплохая карта на http://www.shoria.ru/sklon
Только трассы раскрашены от балды, цвета ничему не соответствуют
  • 15
  • 1
  • 5
0  
о.Валентин    12 Апреля 2009 (11:09)   #
Цитата(Skipper @ 11.4.2009, 17:42)
Утуя - хорошая гора, спору нет... А трассы-то повернуты куда? К солнцу они повернуты. Какой уж тут послезавтрашний день?

Ну всякому овощу свой сезон... Потом, у неё кроме юго-восточного склона, уже намеченного к освоению, есть ещё 3. И там уклоны вполне достойные; вот на этом, например, кадре

видно, что склон несколько лёг, но, прокрутив в голове небольшую тригонометрию, можно прикинуть, сколько там на самом деле.

Цитата(Skipper @ 11.4.2009, 17:42)
А с другой стороны снегоходчики. В прошлом сезоне действительно напоминали войско батьки Махно. А теперь? Они же навели у себя порядок, установили нормальные цены, сами выгоняют пьяных придурков, раскатывающих по трассам, никто не выскакивает наперерез из кустов. Получилась нормальная серьезная служба. Пользовался их услугами буквально на днях - никаких претензий.

Н-даа... если уж в этом году проблемы - что же было в прошлом? Правда, относиться это, если быть точным, в основном к томскому сектору. Там за спуск приходилось разъёзжаться иногда с десятком машин - идут сплошной вереницей. При мне несколько раз они чудом не сносили чайников в узости наверху.Там же я едва не столкнулся со снегокатом глубоко в лесу, в районе верхней диагональной просеки. По нижней просеке они гоняют целыми караванами, как по автобану - а для доски это очень непростой траверс, ибо уклон почти нулевой. Причём гоняют наиболее интенсивно под вечер, а нам, уж так складывалось, приходилось частенько в это время возвращаться на "рыжую". А профиль там какой, особенно в начале? Слева по ходу спуска (верхний по склону край) более-менее горизонтально, чем дальше вправо - тем больше поперечный уклон. Плюс ямы. Они, естественно, занимают левую сторону (для них - правую), и ничего не поделаешь - у них железа больше. В результате теряешь и запас высоты, и скорость полностью, нужно снимать доску и лишние несколько сот метров идти пешком. Я за этим сюда приехал?

Цитата(Skipper @ 11.4.2009, 17:42)
Но едут-то туда не столько за вельветом, сколько за целиной - а где ее набрать на всех желающих? В лесу ведь уже полно народу - даже сейчас, когда никакой целины там не осталось... Как бы не вышло, что Шерегеш, развиваясь, потихоньку превратится в безликий европейский курорт. Не уверен, что это хорошо

Так о том и речь, коллега... С каждым годом приходится забираться всё дальше и дальше, чтобы бежать впереди этой толпы. Слава богу, здесь пока ещё есть куда.

Вообще ситуация бесперспективная. Дело в том, что число народу на курорте растёт, в среднем, пропорционально площади его освоенной части - т.е. квадрату линейного размера. Доля любителей целины примерно постоянная во всё время (причём в Геше она выше средней). А доступная зона целину растёт пропорционально длине границы, т.е. первой степени. Таким образом, рано или поздно любой курорт по мере своей раскрутки доходит до такого числа катающихся, что целины на всех уже не хватает в принципе. И тогда надо искать что-то альтернативное... и поменьше его пиарить.

Что имеем - не храним, потерявши - плачем... эх, мало мы в Геш ездили, пока можно было...
0  
d_panaev    11 Апреля 2009 (23:44)   #
А еще очень хотелось бы адекватного ценника на гостиницы. Наверное, все дело в местном менталитете. Гостиницы, полное впечатление, являются основным для курорта предприятием (от них и большинство денег), а подъемники - вроде как почти бесплатное приложение - как пляж от отеля на море. И конечно, во многом курорт для местных новых сибирских русских. Ведь реально - в выходные заполняемость гостиниц -90%, в будни - от силы около 30-ти. И это не только личные наблюдения, а реальный разговор с лицами, участвующими в местном гостиничном бизнесе. И при этом - все гостиницы с ценой не выше 1900 с человека в сутки - а их там немного, мы обошли - нигде не смогли снять номер на 10 дней подряд. Им гораздо важнее были клиенты на выходные. Везде был один ответ - на три дня - милости просим, выходные перекантуетесь как-нибудь - а потом опять к нам. Офигеть, какой сервис. С одной стороны, конечно, сами виноваты - надо было заказывать за месяц кота в мешке, а хотелось увидеть в натуре.
Вот народ и едет в частный сектор, который пока не разбалован, но все, к сожалению, впереди, и Домбай с Чегетом этому примером. Ну неужели, нельзя построить гостиницы (или организовать в существующих) с ценником до 1000 с человека в сутки в шаговой доступности от горы? Ведь за один сезон отобьется за счет большой посещаемости в будни (даже если летом потом сгорит, что в Геше с гостиницами, говорят, не редкость). На одних туристах из Москвы отобьется. А на выходные, для тех кто меньше 5 дней можно двойной ценник зарядить - чтоб остальным гостиницам не обидно было.
Так что Шерегеш, к сожалению, на три четверти пока является курортом выходного дня для жителей Сибири. И я думаю, что развитие этого замечательного места нужно вести не только в плане строительства подъемников на разные горы и освоения новых трасс, что без сомнения прекрасно, а также и в его становлении, как полноценного курорта с качественным и доступным по цене Апрески, разноплановым жильем и созданием горнолыжного духа.
На том же Чегете есть Дипепл, на Домбае был 9-й этаж, который заменили несколько новых точек. В Геше есть Куба и Айс - но не тянет туда после однократного посещения - не тянет. Если ты приехал на пару недель - ну просто жалко каждый день отдавать по 500 за вход. Это актуально только для тех людей, которые приехали раз в месяц потусоваться на выходные. А для приехавших издалека и жаждущих развлечений, а таких, да простит меня еще раз автор материала, как уже доказно высказываниями форумчан немало - мест для отдыха в Геше нет.
И напоследок (даже без всякой надежды, что услышат люди, принимающие решения), резюмируя мой немаленький в этот раз пост - чего бы в идеале хотелось увидеть в Геше на следующий сезон:
1. Адекватной ценовой политики в гостиницах - в ценах этого года - не более 1000 в день и наличие в гостиницах 1-2-х недельных заездов по специальной цене.
2. Нормального тусовочного места (а лучше нескольких - для разных категорий и возрастов), где приехавшие на курорт (а не на выходные) могли бы провести вечер и вместе отдохнуть слегка перекусив и выпив, потратив не более 300 - 500 рублей на человека. Даже если туда придет человек 20-30 (а туда будет приходить гораздо больше народа - многие жаловались, что на горе и в поселке вечером некуда пойти) - уже эти люди дадут выручку гораздо большую, чем дает тот же боулинг (средняя занятость в будни - 15 дорожко-часов - считай 9000 в день на всю махину + 1000 на пиво). Учитесь считать деньги, господа Шерегешские коммерсанты. Откройте заведение с бесплатным входом, музыкальной программой (чтобы просто потанцевать - без пафосных диджеев - достаточно бармена заводящего музыку) - бар с наценкой не более 100%, несколько бильярдных столов в стороне, диванчики по углам и время работы до окончания активности контингента (ну не более 2-3 ночи). Поверьте, что уже после месяца работы это место станет супер поппулярным. И аренду отобьете и все остальное. Правда, работать оно будет не более 5 месяцев в году - но это судьба всех заведений в курортных местах. Так что удачи Шерегешу и развития.
  • 9
  • 3
0  
official_skiru    12 Апреля 2009 (08:26)   #
в тему https://www.ski.ru/static/752/2_28901.html "Как развивается горнолыжный курорт Шерегеш в условиях кризиса"
  • 15
  • 1
  • 5
0  
о.Валентин    12 Апреля 2009 (11:20)   #
Цитата(Olga @ 12.4.2009, 8:26)
в тему https://www.ski.ru/static/752/2_28901.html "Как развивается горнолыжный курорт Шерегеш в условиях кризиса"

Ну вполне здравое понимание ситуации, хотя бы с одной из заинтересованных сторон. Курорт не может развиваться отдельными кусочками, каждый сам по себе. Если пустить всё на самотёк - все бросятся строить гостинички-курятники, у них минимальные капиталовложения и максимально быстрая окупаемость. По сравнению со строительством подъёмников это именно "по-лёгкому бабла срубить". В результате имеем то, что имеем в Терсколе и Домбае. Курорт - это цельное бизнес-предприятие, и строиться должен как единая система. В том числе и с мощным механизмом для перераспределения доходов от гостиниц/кабаков/жрален всех классов - в пользу подъёмников, служб подготовки трасс, спасателей и служб, поддерживающих порядок. М.б. специальным местным налогом, м.б. ещё как-то...
  • 15
  • 1
  • 5
0  
о.Валентин    14 Апреля 2009 (23:05)   #
Цитата(d_panaev @ 11.4.2009, 23:44)
А еще очень хотелось бы... Нормального тусовочного места (а лучше нескольких - для разных категорий и возрастов), где приехавшие на курорт (а не на выходные) могли бы провести вечер


Вспомнилось запоздало: Терскол, конец 90-х годов прошлого века (или начало 2000-го), 8 часов вечера, луна, одинокий фонарь, вой одичавшей собаки (или недоодомашненного шакала) за крайними домами, немногочисленные горящие ещё окошки, огонёк канатки на Кругозоре.... запах сена и кизяка из ближних сараев, созвездие Большого Дуба над горами, округлые тени от наших фигур в пуховках... Навстречу нам по главной и единственной улице идёт компания молодых мажорных мальчиков в цветастых коротеньких курточках, увидев нас, радуется, как родным: "Ребята! А где у вас тут тусовка? Мы из Домбая приехали, нам сказали, что тут классно..."
0  
Skipper    12 Апреля 2009 (14:27)   #
Цитата(d_panaev @ 11.4.2009, 23:44)
С одной стороны, конечно, сами виноваты - надо было заказывать за месяц кота в мешке, а хотелось увидеть в натуре.
...
1. Адекватной ценовой политики в гостиницах - в ценах этого года - не более 1000 в день и наличие в гостиницах 1-2-х недельных заездов по специальной цене.

Ну что делать? Действительно надо бронировать за месяц и больше. Вон, в европы аж с лета начинают дергаться.
Насчет специальных цен, так оно там есть: и скидки за бронирование с понедельника по пятницу и другое. В этом году у "Шории-Тура" при бронировании до 15 марта номера были по ценам низкого сезона, т.е. на 15% дешевле. Плюс к тому, я совершенно неожидано получил бесплатный скипас на шориевские канатки.

Про тусовочное место вопрос сложный. У каждого свои понятия об аппре-ски и, особенно, о "горнолыжном духе". Например, то, что ты описал (про бильярд и танцы), мне вообще не нужно... А то, чего хотелось бы мне, вряд ли заинтересует тебя. Ну а с "духом" - это еще сложнее. В конце концов, для самого шумного контингента есть "Куба" и кегельбан, а остальные пока и так как-нибудь.

о.Валентин, чтобы курорт развивался как единое целое, всем этим фирмам и отельчикам нужно - что? Правильно, им нужно объединиться, организовать координационный совет и т.д. А объединяться в наше время мало кому приходит в голову - люди сейчас жадные. Даже в Сибири.
Хотя, если вспомнить тех же снегоходчиков - то это как раз удачный пример объединения, порядок, который они у себя навели, произвел на меня впечатления. Между прочим, цена завоза наверх (на Мустаг, Курган, ту же Утую) с прошлого года снизилась в 2.5 раза.
0  
E.M.    12 Апреля 2009 (19:57)   #
из всего сказанного вывод: не стоит улучшать - то что работает.
ибо результат чаще всего отрицателен icon_mrgreen.gif
для нас Геш и сейчас хорош без всякого лоска.
а жить нам удобнее в поселке.
и кухня своя и магазин ближе!!!!!
0  
Kazik    12 Апреля 2009 (21:51)   #
мустагюру... сайт который убил Шергеш (С)McDuсk.....

Было время когда небыло кучи канаток, очередей, гостиниц, единственное апресски был "бар" модуля... ныне снесенный... конматка о 5ти столиках... и люди душевные были, и посиделки, и всегда все встречались, потому что один хрен все в одно место съезжались, и не было народу, и пухляг днями не раскатывался....
0  
Skipper    13 Апреля 2009 (11:48)   #
Э, уважаемые, такова диалектика развития. А с другой стороны, скоро основной массовый катальщик будет кататься только в трубах. Вот построят в секторе "E" большую Трубу "СуперСнежКом", народ в нее залезет, а вокруг - ни души. А можно ее сделать подземной - так еще лучше icon_wink.gif
  • 15
  • 1
  • 5
0  
о.Валентин    14 Апреля 2009 (22:55)   #
Цитата(Skipper @ 13.4.2009, 11:48)
Э, уважаемые, такова диалектика развития. А с другой стороны, скоро основной массовый катальщик будет кататься только в трубах. Вот построят в секторе "E" большую Трубу "СуперСнежКом", народ в нее залезет, а вокруг - ни души. А можно ее сделать подземной - так еще лучше icon_wink.gif

Ну, тоже вполне реальный вариант... особенно если судить по близкородственным дисциплинам... Беговые лыжи уже почти пришли к этому - вместо зимнего леса наматывают себе круги по стадиончику или, в лучшем случае, крохотному садику, истоптанному вдоль и поперёк. Нафига в нём вообще лыжи-то? Каякеры давно уже забыли, что когда-то плавали по горным речкам, и с упоением колбасятся на антропогенных помойках - ну их по жизни на порядки меньше, у них процесс прошёл быстрее, всего за какой-то десяток лет максимум. Санники никогда ничего другого и не знали... Так что ничего удивительного, что ещё при нашей жизни следующее поколение горнолыжников залезет поголовно в круглогодичную трубу, перемежая её новогодним отдыхом в таиланде или карнавалом в бразилии. А о нас с вами будут говорить: "а, эти старпёры времен основания ски.ру... разве они ещё живы? я думал, они давно умерли..."
0  
smagau    14 Апреля 2009 (22:36)   #
и вокруг ходят колонны в серых телогрейках....а в энтих колоннах-стопудов есть горнолыжники.
ps аффтар-поэт и романтик,однозначна.и филосовicon_smile.gif