Всего неделя осталась до первого старта Кубка мира в новом сезоне. И обстановка в Белом Цирке более накаленная, чем обычно, после фатального случая с Маттео Францозо.
У итальянского специалиста по скоростным видам, погибшего в Чили в сентябре после падения на тренировке, был контракт с Atomic. На традиционной презентации горнолыжных звезд Atomic в Зальцбурге вместо минуты молчания все отдали дань 25-летнему горнолыжнику продолжительными аплодисментами.
Рейс-директор Atomic Кристиан Хёфленер говорит, что Францозо был очень особенным спортсменом, всегда в хорошем настроении. Он вспоминает, как в январе Маттео Францозо принял боевое крещение в Китцбюэле. На первой тренировке по скоростному спуску итальянец стартовал предпоследним.
Прямо перед ним немец Якоб Шрамм упал и порвал крестообразные связки обоих коленей. Пока немца эвакуировали на вертолете, тренировку прервали на 45 минут.
«Когда Маттео наконец разрешили стартовать, было почти темно. Но когда он пересек финишную черту, он сиял всем лицом! Я точно не забуду эту картину».
Об этой высшей точке целой череды страшных и серьезных падений последних лет вспоминали спортсмены, присутствовавшие на Atomic Media Days.
Норвежец Александр Кильде не вставал на лыжи 600 дней после падения на финише скоростного спуска на трассе Лауберхорн 13 января 2024 года. Только этим летом стали реальными шансы на возвращение 33-летнего норвежца в олимпийском сезоне, хотя Кильде пока не может назвать точные сроки. Даже за неделю до Зельдена Кильде не может точно ответить, когда именно и на каком уровне он выыйдет на старт.
«Нога снова работает хорошо, но левому плечу все еще не хватает около 20 процентов», — говорит жених Микаэлы Шиффрин.
Кильде порвал несколько нервов в икроножной мышце и вывихнул левое плечо, влетев в страховочные сетки в Венгене. Все связки вокруг плеча порвались.
После одной из пяти операций на плече из-за заражения крови воспаление распространилось на все тело. Обладатель Куба мира в общем зачете 2020 года чуть не лишился жизни, но никогда не терял желание вернуться в гонки.
«Когда я был просто зрителем, то понял, что этот спорт до сих пор важен для меня», - сказал норвежец в четверг в Зальцбурге.
Вот уж кто может в полным правом говорить на тему «серьезных падений». Кильде говорит, что весть о смерти Маттео Францозо была ужасной. «Представляете, многим спортсменам еще предстояла поездка в Чили. Но кто захочет ехать туда, где только что погиб коллега?»
В снижении риска заинтересованы все - спортсмены, тренеры, представители FIS и производители лыж.
Отвечая на вопрос о роли гонщиков, норвежец, который в Кубке мира с 2012 года, ответил: «Конечно, я хочу победить, но я также хочу, чтобы ребята оставались здоровыми. Поэтому следует проявлять особое внимание, если прохождение трассы слишком близко к страховочным сетям. В 99 процентах случаев это проходится нормально. Но этот один процент – большая потеря».
«С развитием лыж скорость значительно возросла, особенно на поворотах», — говорит Кильде. «Поэтому сегодня стали более важными хорошая техника прохождения поворотов и баланс. Тут лидируют швейцарцы».
21-кратный победитель Кубка мира считает скорость - главным рычагом для повышения безопасности в скоростных гонках. «Высокая скорость сокращает время реакции гонщиков. Снижение средней скорости во время скоростных дисциплин может предотвратить большинство аварий. Это даст вам еще одну десятую долю секунды времени для принятия правильных решений», — говорит норвежец.
Он видит интересный побочный эффект: когда спуски становятся медленнее, гонщики меньше находятся на пределе, то автоматически становится более плотным рейтинг. «Так что исход гонки будет более захватывающим».
Микаэла Шиффрин также обеспокоена безопасностью катания. В интервью телеканалу Eurosport она сказала: «В нашем виде спорта мы едем по ледяному склону со скоростью до 130 км/ч. с одними лезвиями на ногах и эластаном на теле».
Она требует срочных изменений, чтобы безопасность спортсменов была в центре внимания. «Мы еще только начали выяснять, что мы можем сделать с точки зрения безопасности. Контроль скорости, подушки безопасности, шлемы – я была бы рада, если бы мы продолжили совершенствовать это в ближайшие годы».
Микаэла привела в пример, на котором, по ее мнению, должен основываться горнолыжный спорт, гонки Формулы-1. «Даже с учетом экстремальных сил, действующих в автоспорте, автомобиль спроектирован настолько безопасно для водителя, что можно отделаться лишь несколькими травмами», — объясняет 30-летняя спортсменка.
Шиффрин – не первая из спортсменов, кто надеется, что трагедия вокруг Маттео Францозо приведет к кардинальным переменам.
Легендарный немецкий горнолыжник Феликс Нойройтер также был шокирован и очень надеется на конструктивные последствия. «Все должны сесть за стол - спортсмены, федерации и FIS - и подумать, как можно сделать тренировки более безопасными в будущем - для спортсменов», - сказал Феликс Службе спортивной информации.
Источник watson.ch