Эпиграфом к посту могла бы стать фраза Бенджамина Франклина: «Не подготовившись, вы готовитесь к провалу».
Это актуально и при планировании катания на сплитборде в бэккантри. Хотя в вашем распоряжении никогда не будет ответов на все существующие вопросы, правильные источники и поиск наиболее точной информации, безусловно, помогут вам принимать более безопасные и взвешенные решения.
Разделим подготовку на 3 этапа:
В долгосрочной перспективе
Чем раньше вы начнете этот этап, тем лучше. У тех счастливчиков, которые живут в горах, есть возможность отслеживать погодные условия (снегопады, ветер, колебания температуры, лавинную обстановку и тд) - это бесценная информация для понимания условий вне трасс. Однако в распоряжении остальных тоже есть некоторые инструменты. В большинстве горных регионов мира есть местная служба информации о лавинах, которая предоставляет как долгосрочные, так и текущие прогнозы местной лавинной обстановки. Франция, США и даже Шотландия предоставляют подробные сводки лавин.
![]()
Никакие часы просмотров веб-камер или облизывание пальца и удержание его против ветра, не может сравниться с многолетним опытом и знаниями о горах.
И если вы планируете отправиться в регионы, где такая информация особенно скудна, например в Гималаи, то, вероятно, у вас есть номер телефона Джереми Джонса на быстром наборе)).
Тем, кто немного в теме, стоит в первую очередь выкопать снежный шурф (глубокую яму, чтобы были видны разные слои снега, которые можно сравнить с кольцами на пне). По слоям можно определить надежность снежного покрова - слабые плиты, таяние/замерзание слоев, глубинная изморозь и тд. Всегда имейте в виду, что шурф показывает не более, чем состояние снега именно в том месте, в котором вы копаете. Никогда не рассматривайте это как зеленый свет к катанию любой линии в этот день.
С учетом всего сказанного, самым простым решением будет всегда нанимать квалифицированного местного горного гида.
За ночь до..,
Самое время сесть с друзьями, достать карту, открыть сводку лавин и начать прорабатывать более мелкие детали вашего похода. К этому моменту вы уже должны знать о состоянии снега и погодных условиях за прошедшее время.
Информация о лавинной обстановке непосредственно в ночь перед выходом поможет учесть более локальные погодные изменения. Вы должны оценить риски на всех высотах, на которых планируете кататься, а также принять к сведению недавние перемены в стабильности снежного покрова из-за прошедших снегопадов, ветров и изменений температуры.
Конечно, это прекрасная привычка - записывать свой план А на день, включая ключевые координаты, расчетные временные промежутки и потенциальные риски, связанные с крутизной склонов, высотой гор или слишком ярким солнцем. Однако куда важнее обдумать планы B, C и D, если условия или способности группы не будут соответствовать ожидаемым. Никто не хочет подниматься на вершину только для того, чтобы понять, что вы опоздали на 2 часа и теперь не сможете безопасно спуститься вниз.
Тот самый день
Это третий, заключительный и, без сомнения, самый важный этап плана. Вам нужно перепроверить все предположения, которые вы сделали в долгосрочной перспективе и накануне вечером.
Соответствуют ли погодные условия тому, что вы планировали? Местный лыжный патруль дал другую оценку лавинной обстановки по сравнению с тем, что вы читали накануне вечером? Состояние снега меняется быстрее, чем вы думали? Вы видели естественные лавины или лавины, вызванные райдерами, на тех же участках, на которых сами планировали ехать?
![]()
Ничего не принимайте как должное, условия в горах могут измениться за считанные минуты. Знания опытного гида никогда не следует игнорировать, даже если они противоречат ранее полученным знаниям.
С учетом сказанного, когда звезды совпадают, план хорошо продуман, а гид принимает правильные решения, вас ждет отменное катание!
Учитесь, оставайтесь в безопасности и увидимся на горе!
/перевод с английского: О. Трунова/





Три раза надо проверить 3 вещи:
- за день до, снежные условия, место катания, состояние и возможности райдеров.
- то же самое в утро выхода.
- то же самое перед спуском.
Werner Munter described a structure to assess the avalanche danger. With this so called “3x3” method, the three factors condi- tions, terrain and human factor were combined and assessed at three different levels (prepara- tion, assessment in terrain, individual slope). The decision on the individual slope was made based on the result of the Rutschblocktest.
https://arc.lib.montana.edu/snow-science/objects/issw-2009-0654-0658.pdf