![]()
«Платить будете только в одну сторону?» — поинтересовался у нас человек в окошке пропускного пункта высокогорной дороги, ведущей на перевал Тиммельсйох, отделяющий Австрию от Италии. Что-то настораживало в интонации и выражении лица этого служителя шлагбаума, как-то уж очень мрачно глядел он на обычных, в общем-то, туристов, решивших переехать из одной страны в другую не по скоростному автобану через Бреннер, а по живописной дороге, в окружении цветущих альпийских лугов и заснеженных вершин.
![]()
Собственно, перевал Тиммельсйох знаком многим, кто зимой приезжает в долину Отцталь и катается на лыжах по трассам курорта Зёльден. Он просто-таки маячит перед глазами, другое дело, что зимой никакой дороги там не видно — она занесена многометровым слоем снега.![]()
Подготовка к ее открытию начинается лишь с середины апреля и может длиться от 6 до 8 недель. Оно и немудрено — толщина снега, покрывающий перевал и долину Тиммель, нередко достигает 10 метров, и открывают дорогу в лучшем случае в конце мая.
Планы построить полноценный путь для транспорта, связывающий северную и южную части Тироля, родились еще в конце позапрошлого века. Окончательный проект был разработан в 1897 году, но затем отложен, а потом осуществлению его помешала Первая Мировая война. В результате Тиммельсйох стал границей между двумя государствами — Австрией и Италией.![]()
Почти полвека таможня и полиция двух стран с переменным успехом боролись со знаменитыми отцтальскими контрабандистами, тащившими в Италию тирольский шпек, шкуры и мех, а обратно — вино, граппу и сигареты. В начале 50-х годов прошлого столетия первый «менеджер по туризму» в Отцтальской долине, Ангелус Шайбер, при поддержке главы правительства Тироля, Хермана Эггера, решил переменить ситуацию, продвигая идею «утреннего катания на лыжах на северных склонах в Австрии и послеобеденного отдыха под пальмами в итальянском Мерано». Результатом, как мы знаем, стало появление в Отцтальских Альпах таких курортов, как Зёльден и Обергургль/Хохгургль, но вот насчет «отдыха под пальмами» не сложилось — зимой дорогу закрывают, слишком уж тут лавиноопасно.
С австрийской стороны строительство дороги на перевал началось осенью 1955 года и продолжалось до июля 1959 года. Однако полностью ее открыли лишь в 1968 году, — именно тогда стало возможным проехать через перевал из Италии, поднявшись по крутым южным склонам с многочисленными тоннелями (поверьте, Крестовый отдыхает!), в Австрию и обратно.![]()
Вообще-то с итальянской стороны военную дорогу начали строить еще при Муссолини, в 30-х годах. Дуче вынашивал планы дальнейшей экспансии на север, которые, впрочем, стали неактуальны в связи с аншлюссом Австрии: в 1939 году Гитлер и Муссолини торжественно пожали друг другу руки на перевале Бреннер, и стройку в сторону Тиммельсйоха прекратили.![]()
Для нас, автопутешественников, подъем на перевал начался, по сути, сразу после въезда в Отцталь, после съезда с автобана А12 на «бундесштрассе» №186. Дорога постепенно поднимается вверх, но настоящий подъем начинается сразу после Цвизельштайна, деревушки в двух километрах от Зёльдена. От Обергургля серпантин поднимается к Хохгурглю, метров через 200 расположен и пункт оплаты (14,50 евро в одну сторону), который находится на высоте 2150 метров. Отсюда уже виден зёльденский Гиггийох. ![]()
Здесь уже можно забыть про летний зной — на окрестных склонах появляются снежные сугробы, а ветер становится холоднее. Дорога вначале идет по пустынной местности, а затем круто берет вверх.
![]()
Как до перевала добираются велосипедисты, я, если честно, представляю плохо. Если выехать из Зёльдена, то на преодоление 1200 метров по вертикали понадобится, наверное, целый день. Желающих не так уж и много, на тех же, кто встречается по пути, смотреть довольно грустно…

На самом перевале (2509 м.) в шортах уже не очень-то и погуляешь, а машину на небольшой парковке пришлось приткнуть бампером в сугроб. Если не считать небольшого ресторанчика, развалин таможни, странных архитектурных форм в виде трехметровых стульев и железного дерева, да музея с историческими фотографиями строительства высокогорной дороги, на перевале довольно пустынно.

Зато виды — на склоны зёльденского Гиггийоха и на итальянскую сторону — впечатляют.
Спуск по итальянской стороне гораздо сложнее, чем по австрийской. Сразу могу дать совет: лучше не пробовать считать количество витков серпантина, а все внимание уделить дороге.

Кстати, именно с итальянской стороны есть кое-какие ограничения по транспорту: вас не пустят на перевал, если вы, к примеру, управляете кемпером общей массой свыше 8 тонн, шире 2,55 метров и выше 4 метров. Не пускают также туристические автобусы длиной более 10 метров, им просто не вписаться в крутые виражи. Да и вообще, основной транспорт здесь — мотоцикл. Байкеры с ревом пересекают австро-итальянскую границу целыми колоннами, и стаями толпятся на обзорных площадках, фотографируясь на фоне особо живописных пейзажей.

Спуск в сторону Мерано длится довольно долго, однако, несмотря на это контраст между сугробами на Тиммельсйохе и 30-градусной жарой средиземноморского климата впечатляет. В городе реально растут пальмы! Жаль, что дорогу закрывают на зиму — мечта господина Шайбера о послеобеденном après-ski под пальмами с бокалом местного вина с южнотирольских виноградников была очень привлекательной.
Павел Черепанов, SKI.RU




Серпантин впечатлил -стоит там проехать! фотки позже присоединю!
Вообще - летом в Тироле пожалуй даже лучше, чем зимой! Народа меньше на порядок, а треккинг не меньше торкает, чем лыжи!