Пересечение норвежского хребта Бессегген зимой. Фото: Shutterstock
Скалистый выступ на высоте 3040 метров с видом на итальянский ледник Адамелло казался странным местом для забора из колючей проволоки.
И все же он был. По крайней мере, остатки забора - скрученный металл выглядывал из снега, ржавые шипы выглядели неприятно. Первая мысль - кто похоронил своих овец так высоко? Но быстрые раскопки в снегу вскрыли настоящую причину. Повсюду валялись гильзы от пуль.
Я затеял трехдневную лыжную поездку с женой, братом и невесткой, чтобы исследовать хребет Адамелло, один из самых высоких в итальянском регионе Трентино, и покататься на лыжах по огромному одноименному леднику, самому большому в стране. Однако мы быстро узнали, что белоснежная красота этих пейзажей скрывала более темное прошлое.
До конца Первой мировой войны, когда он перешел итальянцам, Трентино был частью Австро-Венгерской империи. Горы группы Адамелло-Пресанелла, которые теперь являются границей с соседним итальянским регионом Ломбардия, когда-то были линией фронта в ожесточенном конфликте на большой высоте между двумя противоборствующими армиями. Колючка, на которую мы наткнулись, свидетельствовала о жестокой битве в одной из наименее гостеприимных сред на Земле.
Caduti dell’Adamello
Между 1915 годом, когда Италия присоединилась к союзникам, и 1918 годом, когда наконец наступил мир, в этих горах погибли около 180 000 человек. Потом это назвали «Белая война».
Только треть жертв были прямым результатом боевых действий. Остальные погибли от лавин и несчастных случаев.
Как писал Эдвард Александр Пауэлл, военный корреспондент газеты New York World: «Ни на фронте, ни на выжженных солнцем равнинах Месопотамии, ни в замерзших мазурских болотах, ни в грязи Фландрии, боец не ведет такое трудное существование, как здесь, на крыше мира».
Прошлым летом мы увидели своими глазами следы этого конфликта. И не только колючую проволоку и гильзы. Мы нашли снаряды и даже несколько неразорвавшихся гранат.
В последние годы мы стали находить все больше жутких реликвий. Климат потеплел и тела начали вытаивать изо льда. Многие из них жутко хорошо сохранились.
На горнолыжном курорте Пассо Тонале, где началась наша поездка, военный мемориал содержит останки людей, которые сражались за эти перевалы. Самая последняя запись гласит: "Неизвестный солдат. Найден на леднике Пресена 11 сентября 2000".
Мысли о счастье обладания современным снаряжением появились у меня во время путешествия, включавшего одну ночь в горной хижине, построенной на месте старых итальянских казарм и названной «ai Caduti dell’Adamello» («падший Адамелло»).
На нас было термобелье, легкие пуховики и куртки из Gore-Tex - удивительного материала, изобретенного в 1959 году, который защищает вас от ветра и снега, выводя влагу и пот наружу.
Сто лет назад наши коллеги из австрийской и итальянской армий были одеты в громоздкие шерстяные одежды, которые становились тяжелее, когда промокали снегом, и запирали холодный, влажный пот, внутри.
На ногах у нас были легкие лыжи и сплитборды из дерева, обтянутого стекловолокном и пластиком, с основаниями p-tex, которые легко скользили вниз по склону, и синтетическими, съемными «скинами» для подъемов.
В музее, расположенном в старом австрийском форте, мы узнали, что только некоторые специализированные войска в итальянском Альпини (старейшем в мире альпийском полку) и австрийском Кайзерьегере вообще использовали лыжи. Большинство были обуты в обычные сапоги, а в лучшем случае, в тяжелые деревянные снегоступы.
Наши солнцезащитные и легкие лыжные очки со сменными линзами выглядели на фоне столетия космически. Ведь войска Первой мировой войны имели только стеклянные очки или чаще из муслина или марли, чтобы защитить глаза от снежной слепоты.
И все же, несмотря на полное отсутствие технологий, эти люди добились невероятных результатов.
На вершине Креста-Кроче, пике высотой 3307 метров недалеко от нынешнего Убежища Падших, стоит огромная пушка.
Технически известная как тип 149/23, она была прозвана «Гиппопотамом» и весила более шести тонн. Но ее затащили вверх по скалам и по ледниковому льду, используя только мулов и, когда они не могли идти дальше, рабочую силу.
Нам было нелегко и спускаться с ледника Адамелло, протянув легкий альпинистский шнур на случай скрытых трещин, и подниматься над Пассо-Писгана.
При этом мы несли только наши собственные рюкзаки с легкими ледорубами и запасной одеждой, мне было трудно представить, каково было нести винтовки, боеприпасы и другое оборудование. Не говоря уже о постоянной угрозе вражеского огня.
Наверху мы остановились, чтобы перекусить, сняли «кошки» и насладились захватывающими видами.
Мы были взволнованы свежим снегом и предстоящим спуском. Вокруг нас, наполовину в снегу, была колючая проволока. Оставленная бедными душами, у которых не было такого выбора.
Источник geographical.co.uk
Это ски туризм. Как Эльбрус с Юга.