«Я сказал: да пошли вы все к чёрту … И уехал в горы»
— Сергей Члиянц, режиссёр, продюсер, яхтсмен
Когда в 2010 году продюсер Сергей Члиянц уехал из Москвы «на зиму в Альпы», друзья подумали, что он просто устал. На его счету были картины, которые знала вся страна — «Бумер», «Страна глухих», «Живой», «Как я провёл этим летом». Он работал с самыми сильными режиссёрами, понимал систему кино изнутри и внезапно… хлопнул дверью.
«Я ушёл не из-за кризиса идей. Из-за кризиса совести. Когда кино превратилось в инструмент влияния, а не искусства, я сказал себе: стоп. Я не хочу быть частью этого механизма.»
Зима. Три долины
Первой остановкой стали французские Альпы. Три долины — Куршевель, Мерибель, Валь-Торенс. «Я просто хотел покататься, — вспоминает Члиянц. — Но всё пошло иначе».
В агентстве, которое принимало русскоязычных туристов, внезапно заболел русскоязычный французский проводник. И менеджер, девушка из Прибалтики, вспомнила, что среди гостей есть человек, который «хорошо знает горы».
«Она говорит: “Сергей, выручайте. Нужно провести группу русских из Куршевеля в Орель. Через все три долины”.
А у меня к тому моменту ещё и карта заблокировалась — остался без денег. Думаю: ладно, хоть перекушу с ними.»
Маршрут оказался непростым. Переход из Куршевеля в Орель — целый день пути через хребты, по нескольким возможным траекториям. «Я предупреждал: дорога обратно дольше, чем туда, — рассказывает он. — А они: не ссы, вызовем вертолёт. Я говорю: во Франции вертолёт просто так не вызовешь!»
К вечеру они опоздали к подъёмникам и пошли по нижней дороге из Валь-Торенса в Мерибель. «Я довёл их домой уже ночью. Им очень понравилось. Наутро пришли опять — “Сергей, поведите нас ещё раз”. Так я и стал гидом».
“Мы думали, вы просто лыжный гид”
С тех пор Сергей стал водить клиентов по всем маршрутам Альп — от Белой долины под Монбланом до Червинии и Церматта. «У меня была своя публика — банкиры, бизнесмены, ребята, которым нужен драйв, но без риска. 200 евро в день, свобода, снег, солнце — и никаких совещаний».
Однажды, за ужином после спуска, его клиенты начали обсуждать… фильмы, в которых он был продюсером.
«Сидим за столом, они обсуждают “Живой” и “Бумеров”.
А я молчу. Молчал, молчал и не выдержал. Говорю: “Эти фильмы делал я”.
Они: “Да ну! Серьёзно?”
Я показываю фото, титры.
И тишина. Потом смех, потом — “Тогда двойную оплату, босс!”»
Лето. Под парусом
С окончанием зимнего сезона Сергей пересаживался… на яхту. Летом он уезжал в Хорватию и Италию, где участвовал в регатах.
«Я чемпион Украины и вице-чемпион Европы по парусному спорту. Знаете что такое “Джокер” в яхтенном спорте? Прихожу к началу регаты, смотрю на экипажи, выбираю подходящий и говорю им: “Пацаны, хотите медаль? Возьмите меня — я вас доведу”. “Джокер” — приглашённый капитан, который может выиграть гонку».
Так он жил десять лет — между горами и морем.
«Я понял, что мне не нужны студии, бюджеты и продюсерские войны. Мне нужны горизонт, снег и ветер.»
Возвращение
Когда началась пандемия, Члиянц вернулся в Москву. Он достал старые сценарии, перечитал архив. Среди бумаг оказался подарок — сценарий, написанный в 1990-х легендарными Петром Луцыком и Алексеем Саморядовым.
«Они уже ушли, но их текст был живой, как будто ждал своего часа. Я понял: это знак. И решил снять фильм.»
Так началась работа над картиной «Ветер» — первым фильмом Члиянца в качестве режиссёра после десятилетнего перерыва. Съёмки шли в сложных условиях — сначала во время ковида, потом в период СВО. Но именно в этом контексте история обрела новый смысл: возвращение к себе, к искусству, к честному взгляду на мир.
«Я всегда был режиссёром по образованию и по складу ума. Продюсер — это функция. Режиссёр — это судьба.
Деньги — хорошо, но фильм, если он живой, важнее. Потому что фильм — это смысл».
«Я возвращаюсь не ради славы. Просто время пришло снова рассказывать истории. Ветер, горы, море — всё это об одном: жить по совести и в движении».
Фильм “Ветер” выйдет в прокат в ноябре, посмотрите трейлер.
Теперь вы знаете, еще одного горнолыжника.