![](https://www.ski.ru/kohana/upload/ckfinder_images/u239/_thumbs/Images/239_1510034174.jpg)
В наше время существует сложная и запутанная схема определения категории сложности фрирайдовых маршрутов. Почему?
В основу используемой в России схемы положена альпийская версия категорийности, разрабатываемая с 70-х годов прошлого столетия. Я считаю, что она мало полезна обычному фрирайдеру-любителю.
Первая причина – слишком много факторов, влияющих на сложность маршрутов. В течении сезона одна и та же линия может иметь разную категорию, в зависимости от состояния и количества снега, а также изменений рельефа, вызванными лавинами, ветровым переносом и тд.
Вторая причина – это классификация для ски-альпинизма, учитывающая не только спуски, но и подъемы. В ски-альпинизме сейчас ударение на второе слово – спуск там вторичен. В итоге, между ски-альпинизмом и фрирайдом столько же общего, сколько между бобслеем и катанием на санках в овраге. То есть – эта система пригодна исключительно для профессионалов – спортсменов, экспедиционщиков или гидов по фрирайду.
Сама по себе идея загнать понятие freeride (ключевой корень – «свобода») в классификатор и «разложить по полочкам» мне кажется порочной и противоречащей здравому смыслу.
![](https://forum.ski.ru/uploads/monthly_07_2011/post-239-1310394773.jpg)
![](https://forum.ski.ru/uploads/monthly_07_2011/post-239-1310392994.jpg)
Как это работает?
![](https://www.ski.ru/kohana/upload/ckfinder_images/u239/images/239_1475985902.jpg)
Серьезно интересующихся этой темой за детальным разъяснением отсылаю к профессиональной статье Алекса Кузмицского – российского гуру фрирайда.
Схема выглядит простой:
![](https://www.risk.ru/u/img/190/189132-670.png)
Но 99% катающих фрирайд полезна только категорийность технической сложности спуска:
![](https://www.ski.ru/kohana/upload/ckfinder_images/u239/_thumbs/Images/239_1510033281.jpg)
И то с большими оговорками:
- если достаточно простой пологий спуск начинается 1 категории дропом в 5 – 7 м, явно не для начинающих фрирайдеров, то насколько корректно его таковым считать?
- лавинная опасность – фактор нестабильный, и то, что вчера было безопасным выкатом, сегодня может оказаться под ударом лавины, очаг которой находится далеко от места катания, и т.д...
Сложность 3 категории – это предел для любителя. Именно с этого уровня требуется техничное катание, прыжки, навыки альпинизма, большой накат в разных условиях. То есть у катальщика знания должны трансформироваться в безусловные рефлексы.
![](https://www.ski.ru/kohana/upload/ckfinder_images/u239/_thumbs/Images/239_1395125207.jpg)
![](https://www.ski.ru/kohana/upload/ckfinder_images/u239/images/239_1402901501.jpg)
Более сложные категории требуют профессионализма – регулярных тренировок, постоянного шлифования навыков, глубокого изучения темы.
Мне самому пришлось столкнуться с тем, что без минимальных навыков альпинизма невозможно катать безопасный фрирайд даже в пределах курорта, с канаток.
![](https://ski.ru/imgs/reports/all_kuba.jpg)
Но, что безусловно стоит постоянно совершенствовать, так это технику катания и элементы преодолевания сложностей: соскальзывание, короткие повороты, дроппинг. Это дает повышение сложности (та же категорийность) проезжаемых линий и количество полученного драйва.
![](https://www.ski.ru/kohana/upload/user_images/239_1364183000.jpg)
В итоге получается, что категория сложности спуска – это категория твоего уровня катания. А специфические знания и умения оставим специально обученным людям – гидам по фрирайду.
![](http://citycelebrity.ru/userfiles/17_%D0%9B%D1%8E%D0%B4%D0%B8_%D0%A4%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%B42.jpg)
имхо
Осмелюсь добавыить самый главный раздел - состояние склонов(снега) и погоду.
Эти два фактора, могут легко превратить самый сложный маршрут в простой и наоборот.