Ищу компанию/групповой трансфер... Декабрь 2025 - Январь 2026 Россия, Домбай, Приэльбрусье
+6

Кавказ.РФ планирует выкупить обе старые канатные дороги на Эльбрус

Павел Н. Лента автора пн. 22 Сентября 2025 (01:43) Просмотров: 183 4



Маятниковую канатную дорогу со знаменитыми красными вагончиками модернизируют, а кресельную канатку демонтируют. Такими планами с «Экспертом Юг» поделился заместитель гендиректора Кавказ.РФ Рустам Тапаев.

— Кавказ.РФ ранее заявлял, что собирается выкупить устаревшую инфраструктуру у «МКД Эльбрус» и обновить ее. Скажите, сейчас эти планы в силе?

— Да, все в силе, конечно. Это очень дорогой проект, поэтому, собственно, к сожалению, не удалось это сделать ранее. Речь о полной внутренней модернизации старой маятниковой канатной дороги со знаменитыми красными вагончиками и демонтаже старой кресельной канатки от станции «Мир» до бочек, полной замене ее на современную новую.

Опыт модернизации старых маятниковых дорог в стране есть, например, это делает отечественная компания СКАДО. Мы к ним обращались за анализом и просчетом стоимости таких работ.

 — Как вы видите ее дальнейшую судьбу и есть ли целесообразность в ее сохранении?

— Маятниковая канатная дорога с упомянутыми красными вагончиками была построена в 1970 году, став одной из первых в Советском Союзе (раньше появились только дороги на Чегете и в Грузии). Отец нашего коллеги, Хисы Назировича Беккаева еще участвовал в ее строительстве, работал водителем тягача, который поднимал тяжеловесные блоки опор на будущую станцию «Мир» на высоту 3 500 метров. По итогам создания нового курорта Назиру Абуевичу Беккаеву присуждена премия Совета министров СССР. И в семье практически каждого, кто сегодня развивает Эльбрус, их отцы, деды и бабушки строили этот курорт. Поэтому ваш вопрос «есть ли целесообразность?» риторический. Конечно, есть. Это наше наследие, наша память, то, что формировало особый дух Эльбруса. Неправильно все снести и построить заново, но важно перенести наши высокие стандарты безопасности эксплуатации на всю инфраструктуру на горе.

После модернизации у нас в планах развести потоки туристов и горнолыжников, ориентировать туристов на маятниковую дорогу, чтобы одни могли не спеша любоваться пейзажами и знакомиться с историей, а другие быстро и без очередей подняться наверх и всласть покататься.

— Как в Приэльбрусье прошел летний сезон? Видите ли вы рост турпотока летом?

— В летнем сезоне 2024 года у нас впервые сравнялись летний и зимний турпотоки, а в августе прошлого года мы даже поставили рекорд – 105 тысяч человек приехали на Эльбрус. Это лето было сложнее. В июле-августе турпоток значительно сократился из-за схода сели в Тырныаузе. Дорога на курорт была перекрыта пару дней, однако отрицательный эффект мы ощущали и месяц спустя – к сожалению, негативные новости, устрашающие видео сходасели распространяются гораздо быстрее и обширнее, чем позитив. В итоге мы завершили лето, приняв 230 тысяч туристов на Эльбрусе. Но летний сезон еще продолжается. Осень в Приэльбрусье прекрасна, 25 сентября открывается после технического регламента наша канатная дорога. Еще месяц-полтора трекинга туристы вполне могут застать до того, как снег опустится на склоны.

— О каких регламентных работах идет речь? В некоторых СМИ писали, что они начались после трагедии на старой кресельной дороге.

— Полная ерунда. Мы закрылись 2 сентября. Каждый год в течение многих лет мы закрываемся почти на месяц, чтобы подготовить наши канатные дороги к предстоящему зимнему сезону. Туристы часто недовольны, золотая осень, многие приезжают на курорт, но мы делаем это осознанно, потому что безопасность для нас - это самая базовая ценность. Что входит в эту подготовку? В первую очередь, техосмотр всех систем: канатов, опор, приводов, тормозов и систем безопасности, статические и динамические испытания. Также в рамках техосмотра проводится проверка противопожарной защиты, анализ данных обслуживания и ремонта за год, проверка соответствия технических параметров всем нормам.

В регламентных работах участвуют почти 30 человек. Половина из них – сотрудники службы эксплуатации, остальные – представители подрядной организации с узкой экспертизой, которой нет у нас внутри команды.

Прямо сейчас, например, на всех трех очередях нашей канатной дороги идет замена либо укорочение каната, ревизия и замена роликов, ревизия тормозов и зажимов, проверка двигателей, обновление кабинок. Обо всех этих работах мы стараемся рассказывать на ресурсах Кавказ.РФ в социальных сетях, чтобы пользователи могли самостоятельно убедиться, какой это сложный и ответственный технологический процесс.

— Есть ли прогнозы по турпотоку на зимний сезон?

— Мы ожидаем значительный рост туропотока и дело не только в нашем оптимизме. В грядущем сезоне на «Эльбрусе» будет много новинок – это и запуск долгожданного вечернего катания на трассе «Кругозор – поляна Азау», и открытие новой зоны катания в районе обсерватории. На октябрь запланирован запуск новой системы искусственного оснежения на участке от «Мира» до поляны Азау. Курорт становится лучше и масштабнее с каждым годом. Наша цель – выйти на миллионный турпоток и выше с запуском параллельной канатной дороги на подъем с зоны парковки через несколько лет.

— Рустам Вахаевич, когда ждете открытия горнолыжного сезона?

— Если не пропустим ноябрьские морозы, то сезон откроем раньше обычного и сразу на всех трассах, а не только наверху, как было в прошлые годы. 

+6
0  
JIAY    пн. 22 Сентября 2025 (08:43)   #

Павел Н., пн. 22 Сентября 2025 (01:43)

Маятниковую канатную дорогу со знаменитыми красными вагончиками модернизируют, а кресельную канатку демонтируют.

Правильное решение! Тем более, что сейчас, на Гарабаши строят новый кресельный подъемник.

 

  • 11
  • 4
  • 2
0  
mart    пн. 22 Сентября 2025 (11:39)   #

Как бы Чегет не забросили. Старые канатки остановят, а новых нет в планах.

  • 2
0  
zip zip    пн. 22 Сентября 2025 (12:43)   #

Павел Н., пн. 22 Сентября 2025 (01:43)
Маятниковую канатную дорогу со знаменитыми красными вагончиками модернизируют, а кресельную канатку демонтируют.

Правильное решение! Тем более, что сейчас, на Гарабаши строят новый кресельный подъемник.
Купить сломанную канатку, а потом ещё потратить деньги на ее демонтаж - удивительно правильное решение )
Нет чтобы на Чегете на эти деньги новую канатку замутить. Но ломать проще, и ответственности меньше )
  • 18
  • 7
  • 5
0  
Mr.XX    пн. 22 Сентября 2025 (14:42)   #

Как бы Чегет не забросили. Старые канатки остановят, а новых нет в планах.

На Чегет завязана достаточно большая инфраструктура посёлка.

Вряд ли  остановят.

Да и они в весьма приличном состоянии - профилактика и ремонт регулярны