+1

На чем кататься кайтрайдеру зимой?

Reports Лента автора 22 Февраля 2005 (02:34) Просмотров: 1109 0
На чем кататься кайтрайдеру зимой? Часть 1. Лыжи

IMANDRAproject 2004. Фото: Takabo

Часть 2. Ботинки

Эта часть анализа снаряжения для зимнего кайтинга посвящена горнолыжным ботинкам. Ботинки – то, что помогает их владельцу передавать усилия на лыжу и далее на опору. В этом их основное назначение. От того, насколько хорошо и точно передаются усилия, зависит, насколько успешно вы будете держать курс. Еще одна функция, возлагаемая на эту часть экипировки - оградить пилота от излишних, как правило, вибрационных нагрузок и при необходимости смягчать удары при приземлениях. Не надо забывать, что лед - твердое и монолитное состояние воды, в котором она очень плохо сжимается в отличие от снежинок, образующих покров на склонах гор. Помните: надежная и комфортная опора – ваша уверенность и безопасность.

Мифы и реальность

Большинство начинающих кайтеров, покупая новые ботинки, выбирают их, основываясь на одном или нескольких из трех мифов.

Миф 1. «Подойдут самые простые и комфортные ботинки - мне же не с горы в них кататься!»

Имеются в виду модели начального уровня с упрощенной, как правило, задней, системой входа. Количество застежек минимальное - не более трех, как правило, одна. На жаргоне горнолыжников-экспертов такие ботинки называются "валенки". Согнуть их не составляет никакого труда (о жесткости ботинок - в разоблачении следующего мифа), они достаточно неплотно облегают ногу, снижая степень контроля. Ресурс и надежность - столь же малы, как и количество застежек. Если вы катаетесь раз пять за сезон и не участвуете в соревнованиях, возможно, и не стоит тратить деньги на лучшее.

Но задумайтесь, может, именно ботинки препятствуют полноценным ощущениям и прогрессу? Кайтинг требует повышенной чувствительности к тому, что нас окружает, в том числе к покрытию, по которому надо скользить. Как вы сможете его почувствовать, если между вашим телом и замерзшей водой войлочная прокладка?

Как признак «горнопляжности», можно рассматривать переключатель «ходьба/катание» и вставки, увеличивающие сцепление. Как правило, их монтируют в носок и пятку. Обычно для облегчения ходьбы. Ведь к барной стойке на склоне надо подойти грациозно, а не как луноход. Такие вставки сильно ослабляют конструкцию, особенно в районе носка. Свою третью пару ботинок я сломал именно в этом месте, как будто срезало рант заходящий под головку крепления. Сама идея дешевых ботинок предполагает наличие других быстровыходящих из строя элементов. Например, пластиковых клипс. Дешевизна материалов в ущерб ресурсу и прочности - не для зимнего кайтинга, потому что надежность – это безопасность.

Миф 2. «Жесткие ботинки лучше не покупать - будут врезаться в голень!»

Все обстоит с точностью до наоборот! Жесткость ботинок определяет не столько уровень комфорта, сколько процент усилий, передающихся на лыжу и далее на опору при одинаковом по силе воздействии. Опора, как ни странно, реагирует и давит обратно с такой же силой. Наивно думать, что в ботинках с индексом 75 вам будет более чем на 25 процентов комфортнее, чем в ботинках с жесткостью 110. Многие сетуют на неудобство ходьбы, например, в безветрие. Чепуха! Неудобно ходить в любых горнолыжных ботинках, т.к. они просто не предназначены для этого. Лучше всегда брать с собой на дальние выезды пару зимней трекинговой обуви, а не заниматься самообманом, топая в штиль проклятые километры по сугробам или голому льду.

Так почему же недостаточная жесткость ботинок будет способствовать ранам на передней поверхности голени? Все очень просто. Как только вы поймете, что для удержания на выбранном курсе следует не просто стоять, окренившись, но и давить на лыжу (в основном, на носок), недостаточно жесткие ботинки начнут работать против вас - место сгиба будет давить на голень, а ткани человеческого организма, как известно, имеют свой предел механической прочности. Именно из-за этого появляются раны на передней поверхности голени. Пластик, согнутый до предела, очень жестко врезается в открытую часть большеберцовой кости.

Катание под кайтом, как правило, проходит по достаточно жесткому покрытию, а зачастую, и убийственно неровному насту, и все это - на высоких скоростях под большой нагрузкой. Понятно, что сила реакции опоры еще более усугубит травму.

Поэтому одним из основополагающих принципов при выборе ботинок для зимнего кайтинга является жесткость, но не чрезмерная. На острых курсах и галфвинде лишь малая часть вашего веса будет играть роль в удержании направления по заданному азимуту. Если тяга купола достаточная и у вас правильная техника ведения лыж, такой ботинок согнется без единого возражения. Вы даже не заметите его жесткости, и придется наклонить колено еще сильнее вперед, чтобы достичь нужного давления и остаться на курсе.

С умеренно жестким ботинком все будет гораздо правильней, он не будет "срабатываться" полностью при порывах, передача усилия с кайта на лыжи станет намного эффективней, а давление на переднюю часть голени будет распределяться более равномерно, что позволит избежать ее травм. Ситуация с такими ботинками аналогична ситуации с мягкой или сработавшейся подвеской автомобиля. Те, кто имеет авто, поймут меня в полной мере. Но в отличие от человека в автомобиле, у кайтера на лыжах есть в запасе еще резервы упругости и способы их применения, чтобы не подбрасывало на ухабах.

Миф 3. «Надо обязательно брать модели для спортсменов, у меня же лыжи для скоростного спуска!»

Чисто спортивный инвентарь разрабатывается, как правило, в расчете на жесткие выглаженные склоны, большие механические нагрузки и максимально точную передачу усилий. Помимо увеличенного ресурса и надежности, такие ботинки мало приспособлены для многочасового нахождения в них при скольжении по невообразимо разному и зачастую изобилующему мелкими неровностями покрытию на высокой скорости при постоянной нагрузке.

Когда вы устанете, столь жесткие ботинки будут вам не по силам. Относительно невысокая скорость в районе 30-40 км/час по неровному, в виде крупной «стиральной доски», насту превращается в настоящее мучение. В «передоз», когда площадь кайта больше, чем требуется на ветер данной силы, по такой дороге - это просто средневековая пытка! Такие ощущения сравнимы разве что с поездкой на «УАЗике» по железнодорожному полотну.

Для тех кайтрайдеров, кто не был спортсменом-горнолыжником, поясню, что даже на тренировке мы затягивали ботинки на возможный максимум только для спуска по трассе, а как только оказывались около подъемника тут же ослабляли застежки, иначе кровообращение просто бы нарушилось! Ножки работают на спуске и кровушка быстрей бежит… Если спортивные ботинки не затягивать, нога будет просто болтаться внутри колодки и прока от их применения не будет никакого, зато велик риск травмы суставов, сухожилий или потертостей (буквально до надкостницы) передней части голени. А это очень болезненные травмы! Конечно возможно ограниченное применение таких ботинок, если заранее известно, что покрытие, по которому вы будете кататься, не имеет мелких неровностей, достаточно жесткое или однородное, например, зеркальный лед или мягкий ровный наст.

Не надо забывать, что при наезде на неровности или при приземлении, удары передаются такими ботинками на опорно-двигательный аппарат на все 100%, что увеличивает риск получения более серьезных травм, нежели потертости. Боли в коленном суставе или позвоночнике после покайтушек по неровной дороге - верный признак чрезмерной жесткости.


Как ни странно, низкий уровень комфорта в меньшей степени связан с индексом жесткости, и в большей от используемых во внутреннем ботинке материалах и различных особенностей конструкции. Именно об особенностях современных технологий применяемых в ботинках различных категорий мы поговорим чуть позже, а пока сделаем небольшое отступление о «правильных» кайтрайдерских ботинках.

Помечтаем: Идеальные ботинки кайтера-лыжника

В них не чувствуешь усталости после дня покайтушек без обеда по неровному льду с наносами снега и апрельскими лужами. В них тепло и уютно в самый лютый январский мороз. Лыжи слушаются беспрекословно каждого даже однозначного движения. Голень цела и невредима даже после 100 километрового супермарафона, а любой удар они принимают на себя. Зеркальный лед воспринимается как великое счастье идеального скольжения, а в полуметровых сугробах вы чувствуете себя как серфер на гребне волны. Им не страшны продолжительные вибрации, удары и постоянная нагрузка на протяжении многих сезонов.

В реальной жизни ботинки, сочетающие все эти качества, найти сложно, а если учесть, что ноги у всех разные – практически невозможно. То есть мало знать брэнд и нужную модель. Велики шансы, что вам удобнее будет в другой обувке. Форма колодки у разных производителей отличается в соответствии с их уровнем и идеологией изысканий в области спортивной обуви. В любом случае, никогда не покупайте ботинки заочно, даже самые-самые, не померив, особенно б/у и даже если у вас была похожая модель того же размера прошлых сезонов. Меряйте, меряйте и еще раз меряйте, тогда все будет хорошо на долгие времена.

Наиболее близки к мечте каждого сноукайтера, как и в случае с лыжами, - вновь фрирайдовые модели. Впрочем, не случайно. Сноукайтинг и фрирайд имеют много общего, за исключением наклона поверхности и сил, побуждающих движение в пространстве. Особенно это касается разнообразия покрытий и микрорельефа, который приходится преодолевать. В связи с чем конструктивные приспособления фрирайдовых ботинок очень уместны для занятий зимним кайтингом. О них и расскажем.

Технологичная опора

На чем кататься кайтрайдеру зимой?
Salomon ProModel Spaceframe
На чем кататься кайтрайдеру зимой?
Salomon ProModel SC Spaceframe
На чем кататься кайтрайдеру зимой?
Salomon X-Wave 10.0
На чем кататься кайтрайдеру зимой?
Salomon X-Wave 9.0
На чем кататься кайтрайдеру зимой?
Salomon X-Wave 9.0 W
Изучая характеристики ботинок, простому человеку достаточно трудно понять, чем отличается эта обувь, кроме названий, цвета пластика и индекса жесткости. Может это просто маркетинговые уловки? Попробуем разобраться.

О горнолыжных ботинках написано уже немало. Коснемся основных моментов технологий, критериев выбора, конкретных брендов и моделей.

Salomon: Pro Model, X-Wave

Salomon – похоже, первый горнолыжный бренд, который подумал о сноукайтерах, выпустив ботинки профессиональной серии Pro Model Spaceframe. Для требовательных пилотов представляют интерес две фрирайдовые модели с применением технологий Spaceframe/Softex.

Особенность Spaceframe - в различной жесткости внешней/внутренней стороны внешнего ботинка. Такое нововведение будет очень кстати для длинных галсов под хорошей нагрузкой, когда подветренная (в г/л терминологии «внешняя») нога просто деревенеет, а на наветренную (в г/л терминологии «внутреннюю») опираться очень неудобно – постоянно хочется выпрямиться из полусогнутого положения, в котором пребываешь крайние 40 минут, и дать ноженькам отдохнуть. Можно, конечно, и галс поменять, но часто это тактически невыгодно, поэтому приходится, стиснув зубы терпеть и упираться.

Softex так же улучшает кайтовые характеристики ботинок. Волокна этого материала в манжете лучше сопротивляются растяжению, гораздо эластичнее и более прочны чем просто пластик.

Третья особенность и отличительная черта Pro Model Spaceframe от Pro Model SC Spaceframe – Adsorbing Custom Sole – подошва, эффективно поглощающая низкочастотные вибрации и удары. Потому предпочтение лучше отдать ботинкам Pro Model Spaceframe. Но в российском каталоге Salomon 04/05 их нет, хотя кое-где в розничной продаже они все же появились. Жесткость обеих моделей - в оптимальных пределах (95). В этих ботинках можно даже заниматься фристайлом.

Начинающие и менее требовательные кайтрайдеры могут обратить внимание на экспертную фрирайдовую линейку X-Wave. Внешний ботинок, по крайней мере у трех верхних моделей (10.0, 9.0, 8.0) этой линейки, одинаковый. Есть регулируемый спойлер, мягкий пластик на подъеме и основные, специфичные для ботинок Salomon технологии.

X-Wave 10.0 обладает такими уникальными для этой линейки особенностями как фиксация кантинга/регулировка жесткости (Canting lock), нивелирующей удары подошвой (Adsorbing Custom Sole) и внутренним сапожком с тремя видами термоформируемого материала различной плотности (CustomFit Pro liner) для большей индивидуальности и комфорта. Индекс жесткости 110/100. Flex Index 100 получим, если снимем болт фиксации кантинга. Не забудьте поставить заглушку в образовавшееся отверстие.

X-Wave 9.0 не имеет фиксации кантинга/регулировки жесткости, но как и в старшей модели, присутствует двойной кантинг. Подошва стандартная, внутренний сапожок попроще. Индекс жесткости - 100. Рассматривать модели в линейке ниже этой - смысла нет. По мере уменьшения стоимости технологии становятся дешевле и количество требуемых характеристик уменьшается. Для женщин эта модель считается «верхней».

Tecnica Diablo: Magnesium, Fire

На чем кататься кайтрайдеру зимой?
Tecnica Diablo Magnesium
На чем кататься кайтрайдеру зимой?
Tecnica Diablo Fire
Tecnica, в плане комбинации материалов, пошла несколько иным путем. Если Salomon использует во внутреннем ботинке верхних моделей три типа наполнителя, то этот бренд применяет многокомпонентную оболочку. Такая технология называется 3Density Technology и обеспечивает оптимальную жесткость в разных зонах: твердая калоша, упругое голенище и мягкий подъем. Мы рассматриваем эти ботинки не только потому, что в первой части статьи упоминали Völkl Gotama, но и потому что Tecnica применяет одну из прогрессивных технологий гашения вибраций A.V.S. Вставка за счет двух различных частей способна эффективно гасить как низкочастотные, так и более мелкие вибрации. Отметим и другие, значимые для сноукайтера технологии ботинок Tecnica.

Twin Support System избавит вас от травм надкостницы за счет перераспределения давления с центра передней поверхности голени на ее латеральные части. В галфвинд можно задавить лыжу, не скрипя зубами от боли. Возможно, именно этот ботинок поможет избавиться обладателям нестандартной формы ног, от неприятных ощущений. Hot Form - одна из самых продвинутых технологий подгонки внутренних сапожков. Сама процедура упрощена до предела. Для разогрева внутреннего ботинка используется электричество, а не традиционный горячий воздух. Существуют стационарные и портативные адаптеры для подключения ботинка к электрической сети Размягчаясь, материал внутреннего сапожка заполняет не только полости, обращенные к ноге, но и пустоты между внутренним и внешним ботинком, образуя с ним единое целое.

На чем кататься кайтрайдеру зимой?
Rossignol Elite Bandit 1
На чем кататься кайтрайдеру зимой?
Rossignol Elite Bandit 2
На чем кататься кайтрайдеру зимой?
Rossignol Elite Bandit 2 W
На чем кататься кайтрайдеру зимой?
Rossignol Elite Exp 1
На чем кататься кайтрайдеру зимой?
Rossignol Elite Exp 2
На чем кататься кайтрайдеру зимой?
Rossignol Elite Exp 2 W
Увеличить
Fischer Soma F6000 Lady
Увеличить
Fischer Soma F7000 Lady
Увеличить
Fischer Soma F8000

Rapid Access повышает удобство ботинок, хотя есть сомнения в прочности и долговечности этого механизма. Как бы там ни было, стремление конструкторов сделать жизнь комфортнее - достойно внимания.

Magnesium отличается от Fire чуть большей жесткостью (100 против 90 у Fire) и материалом клипс. У Magnesium они изготовлены из магниевого сплава, у Fire - из алюминия. Можно обойтись Diablo Fire, если ваш вес не превышает 90 кг, или вы любите попрыгать. Разница в цене двух моделей, видимо, обусловлена только материалом застежек и жесткостью.

Rossignol Elite: Bandit, Exp

Кажется, что Rossignol, в своих ботинках для фрирайда Elite Bandit 1 собрал максимум возможного для кайтрайдеров. Помимо специфичных для всей серии Elite технологий Active Cockpit, Activator, Soft Structure, повышающих комфорт без ущерба для рабочих характеристик, в них применяется подошва Active Soft Sole, поглощающая вибрации и смягчающая удары лучше, чем стандартная. Внутренний ботинок имеет заполнение в виде сотового полимера, который не сминается по форме ноги, а обволакивает ее, увеличивая свой объем! Такая технология называется Full Custom Air Fit. В язычке заливка отсутствует (ключевое слово Custom). На самом деле, это неплохо, потому что податливый материал, стремясь принять нужную форму, может сработаться при продолжительных нагрузках, и голень почувствует жесткий пластик колодки.

В младшей модели Elite Bandit 2 часть этих полезных свойств отсутствует. Подошва - стандартная, внутренний ботинок - не столь продвинутый Total Thermo Fit (язычок тоже термоформируемый - ключевое слово Total). Двойной кантинг и регулируемый спойлер отсутствуют. Жесткость отличается на 10 единиц, но обе модели могут быть настроены на индекс 85, благодаря регулировкам. Для Bandit 1 это будет нижний предел (95/85), для Bandit 2 – верхний (85/75).

Разница в цене ботинок - порядка 50 евро, но лучше не экономить на собственных ногах и отдать предпочтение старшей модели Elite Bandit 1. Большее количество регулировок и опций, востребованных в зимнем кайтинге, будут весьма кстати.

Почти аналогичная Elite Bandit линейка называется Elite Exp. Отличия - в жесткости, уменьшенной на 5 единиц, цвете пластика и подошве стандартной жесткости. Exp 2 и Bandit 2 отличаются только жесткостью, а Exp 1 и Bandit 1 - еще и подошвами. В отсутствие «бандитов» в магазинах, линейку Rossignol Elite Exp можно рассмотреть как альтернативу.

Хочется отметить сочетание технологий Active Cockpit, Activator, Soft Structure в ботинках этого бренда. Их совместное применение переносит основные зоны напряжений при сгибании на боковые поверхности голенища, что снижает дискомфорт, вызванный неравномерным давлением на голень, особенно в нижней части, над голеностопным суставом. Аналог технологии Rossignol - Soft Structure есть и у ботинок Salomon линейки X-Wave, называется он Sensifit. Для прекрасной половины есть соответствующие модификации Elite Bandit и Elite Exp.

Fisсher Soma: F8000, F7000 Lady, F6000 Lady

Не упомянуть Fisсher, значит, отстать от жизни. Этот бренд уже не первый сезон представляет ботинки, созданные по инновационным технологиям, являющимися адаптацией обуви к естественной биомеханике нижних конечностей. Основной упор сделан на конструкцию внешнего ботинка, которая учитывает особенности расположения осей голеностопного сустава и естественного положения стоп. Это позволяет достичь большей точности управления с увеличением комфорта и снижением травматизма. Для зимнего кайтинга рекомендуется модель Soma F8000. Женские модели F7000 и F6000 имеют постфикс Lady.

Среди прочих удобств присутствует двойной кантинг, регулировка жесткости и наклона вперед, термоформируемый внутренний сапожок – полный джентльменский набор современного ботинка.

Критерии выбора ботинок других производителей

Если вам недостаточно вышеперечисленного, вы - приверженец другого бренда или таких ботинок нет в ваших краях, попробуем направить к самодостаточным изысканиям. Для зимнего кайтинга больше всего подходят ботинки, позиционируемые как фрирайдовые. Наличие различного рода вставок, поглощающих вибрации, жизненно необходимо для сохранности здоровья позвоночника и коленных суставов. Регулировки внешнего ботинка и приспособляемость внутреннего позволят сохранить достаточный уровень комфорта. Материалы и конструкция не должны иметь слабых мест, которые могут стать причиной их утилизации по истечении сезона.

Обратите внимание на шурупы в подошвах и различные движущиеся/открывающиеся шарнирные части, чем их меньше – тем лучше. Допустимо наличие таких особенностей в низконагруженых зонах. Жесткость больше 110 будет чрезмерной. Если вы любите попрыгать, ориентируйтесь на flex index порядка 85-95, в зависимости от веса. Легким пилотам подойдут ботинки с жесткостью от 70-75, меньше этого уже «валенки» со всеми вытекающими.

Б/у ботинки с заливкой, да и вообще б/у лучше не покупать. Во-первых, есть риск подхватить грибковую инфекцию, во-вторых, раньше технологии были не столь прогрессивными, и заливка может прийти в негодность, потеряв способность адаптироваться к новой форме. К тому же вы не будете знать «возраст» ботинок, сколько сезонов в них катано, есть ли скрытые дефекты, однократная ли заливка.

Ноги - основа вашей устойчивости как под кайтом, так и без него. Обращайтесь с ними бережно, и они вас никогда не подведут.

Автор: Лаврентьев Сергей (SCHIZO)
+1