+10

Альпкурс для фрирайдеров / Туюксу-2015 (фоторепорт)

Alex Kuzmitskiy Лента автора 6 Июня 2015 (19:59) Просмотров: 1029 0

Этот курс стоит особняком от всех остальных. На него приезжают те, кто перерос формат просто «походить и покататься», кому интересно прокладывать бодрые линии в Больших горах. Для этого уже часто нужны альпинистские навыки. Вот этим мы и занимаемся. Причем, в приложении к катанию, а не оторвано, наподобие «сферического корня в вакууме».

 

Заодно это повод для нас и для ребят побывать в одном из наших любимых районов — в Туюксу (Заилийский Алатау). Сочетание регулярных майских снегопадов, высот «4000+», множества альп- и фрирайд-маршрутов, бодрого рельефа, а также шаговой доступности от Алма-Аты, делают его одним из лучших районов на территории бывшего СССР для закрытия катального сезона.

 

За полдня съездить в Туюксу, сходить на один из пиков-четырехтысячников (Молодежный, Туюксу), проехать отменную линию по свежему павдеру и вернуться, — реальность жизни местных фрирайдеров. Счастливчики.

На фото: заброска вещей по грунтовой дороге вверх по Малоалмаатинскому ущелью (на сколько позволит снег). В прошлом году машина могла доехать прямо до Т1 (3450), нынче же только до 3050. Год многоснежный.

090.jpg

В мировых гляциологических исследованиях главный ледник района, ледник Туюксу Центральный, один из реперных. Изучают его вот уже 50 с лишним лет. Подобных ледников, с такой историей наблюдения, не так уж и много (ледник Джанкуат в ущелье Адылсу в Приэльбрусье — из их же числа).

Туюксу — один из 37 мировых ледников-индикаторов климатических колебаний. А в Мировой службе мониторинга ледников (WGMS) он признан ключевым ледником Тянь-Шаня.

Катание в этом году — бомба. В том числе и на Туюксу (на фото). Причем, катать можно то, что в обычные годы стремно из-за трещин. Засыпано, рельеф сглажен, толщина снега велика. В общем, отлично.

Первые дни курса - изучение различных базовых тем, необходимых нам в дальнейшем, для реализации катальных планов в районе (всё «прикручено» к практике).

В основном проходим технические навыки работы на снегу (анкера-станции, попеременная страховка, движение в связках по леднику, ПСР-ы и др.).

Отработку технических приемов проводим прямо по ходу скитурных маршрутов на ближайшие простые перевалы и вершины, чтобы совмещать приятное с полезным. Ну, а во второй половине дня, а также в дни непогоды — занятия в помещении.

На фото: создание «снежного столбика». Может понадобится при дюльферах на снегу и не только.

Базовые навыки освоены, можно и в бой, на интересные маршруты. Если конечно позволяет погода и состояние команды (многих в первые дни рубит «горняшка», высота всё-таки дает о себе знать).

Легендарный трактор «Беларусь» на леднике Туюксу (когда-то здесь был бугель, ровно как и на склонах Молодежки). В прошлом году, в это же время, он был виден целиком. Хорошая визуализация того, что этот год в районе многоснежный.

Восхождение на перевал с запада от Игл Туюксу с последующим спуском. Ориентировочно — 2Б альп (в нынешних условиях).

На склонах пика Молодежный (на одноимённом леднике). Идём на перевал Молодежный, это самый посещаемый фрирайд-спот в долине. Но от этого он не менее «вкусный» и интересный. Позволит погода и до вершины махнем.

Уже поздно, солнце начинает слишком «отпускать» снег, поэтому спускаться решаем с перевала, а не идти дальше. Верно принятое решение дарит нам волшебный спуск по снегу отменной кондиции.

На фото: Аня Ханкевич строго наблюдает за плохишами, которые ехали недостаточно флюидно и спустили небольшие лавинки.

На траверсе туюксинской Подковы. Тяжело (высота 4000+), жарко, но цель уже близка…

На фото: Дима Михайлов (aka Пузан).

Впечатляющая панорама гор со склонов пика Погребецкого. Справа — п. Молодая Гвардия (4394) и п.Советских альпинистов (4379).

Партизан и Иглы Туюксу в необычном ракурсе.

 

На фоне стены пика Погребецкого. Идем туда, чтобы катнуть главную линию этих 10-ти дней.

 

Прямо с вершины, объезжая разломы и трещины. Некоторые из них размером с многоэтажный дом. Гора только кажется небольшой, это иллюзия. Перепад стены — полкилометра (4200-3700).

Если приглядеться, видны линии следов. С точки зрения техники катания спуск не очень сложен (на общем фоне бодрых линий района). Главная сложность — грамотный выбор пути спуска, чтобы не попасть на сбросы и трещины.

 

Спуск с Погребецкогоа определенно — лучший и запомниться всем участникам восхождения. Уже только ради него одного стоило приехать в Туюксу. И это касается не только ребят. Про себя могу сказать тоже самое.

 

После насыщенного «рабочего» дня. Отдыхаем не только мы, но и наши снаряды. 11:00-12:00 дня, а как будто целая жизнь пронеслась. Впереди отдых, разговоры, чтение книг, кофе-пати и многое другое.

 

Несколько дней отдыха и мы продолжим. Нас ждут еще 2 недели катания в районе.

Один из проектов — центральный кулуар Игл Туюксу. Еще не катанный. Ждем Аню Ханкевич, она как раз на днях должна подъехать, чтобы реализовать.

 

Но есть и множество других интересных линий. Ребята на программу «Линии Туюксу» уже приехали и начали акклиматизацию. Начинаем)).

 

А вы говорите, «лето, лето»)).

Текст: Алекс Кузмицкий
Фото: Алекс Кузмицкий, Алена Симонова

* * *
Заброска на Т1 / разминка на Орджо Западный

+10