Прямой эфир

Аэропорт Мюнхена и всё, что с ним связано. Ночлег, питание, трансфер, покупки в аэропорте Мюнхена
А в чем все-таки причина очередей? Неготовность людей показать требуемые документы? (муж мой, например,...
klyck2006 17.02.2020
Аэропорт Мюнхена и всё, что с ним связано. Ночлег, питание, трансфер, покупки в аэропорте Мюнхена
ну в шеременьево вайфай нормальный, но после отмены роуминга в рф я не понимаю зачем он нужен батарея...
klyck2006 17.02.2020
попутчицу/компанию.Фестиваль... 30 Марта 2020 - 5 Апреля 2020 Франция1Шамони
Вопрос к занатокам, цены на... 15 Октября 2020 - 23 Февраля 2020 Франция1Шамони
+5

Белая долина (Valle Blanche). Подготовка. Маршруты. Как спуститься?

alps Лента автора 10 Октября 2012 (17:47) Просмотров: 7597 0
Здравствуйте, уважаемые друзья!

Я продолжаю знакомить вас с маршрутами, заявленными в моих авторских горнолыжных турах. Если вы оказались на этой странице, значит, вам хочется узнать о катании по Белой Долине как можно больше.

Белая долина (Vallée Blanche)

Это знаменитое место находится у подножия Монблана в долине Шамони (Франция). По Белой долине проходит самый длинный в мире внетрассовый спуск. Его длина достигает от 17 до 24 километров и зависит от выбранного маршрута.

Я не раз радовал себя, катаясь в этом красивейшем месте, каждый раз спускаясь по новому маршруту. Есть более простые пути, на которых можно встретить детей и стариков, а есть более экстремальные сложные, рекомендуемые продвинутым лыжникам с горным гидом, но все они по- своему интересны. Об этом и пойдет речь в данной статье.

Хочу сразу сказать, что лучше выбирать для спуска середину недели, чтобы не толкаться в очередях, так как с пятницы по воскресенье организовано много экскурсий и наплыв туристов значительно возрастает. Идеальными месяцами для спусков являются февраль и март. В это время, как правило, снега уже достаточно для комфортного катания. Именно поэтому спуск по Белой долине заявлен в моих февральском и мартовском горнолыжных турах.

Спуск по Белой долине начинается с высоты 3812 метров, практически с пика Айгюль дю Миди (Aiguille du Midi) и заканчивается либо у подъемника к станции горной железной дороги Montenvers, либо дальше, непосредственно, в Шамони в районе подъемника Les Planards (на рисунке обведен красным овалом),



последнее зависит только от наличия достаточного количества снега. Перепад высот более 2800 метров, ошеломляющие виды на самый большой ледник в Альпах и пики горного массива Монблана, высота и острое ощущение дикой природы не оставят никого равнодушным. Возможно, это будут  самые сильные впечатления в вашей жизни.

Наверняка вы что-то уже читали о Белой долине, в рунете информации хватает. Могу также предположить, вы слышали, что спуститься не так уж и сложно и есть выбор между тем, чтобы нанять профессионального гида, как это обычно делаем мы или рискнуть спуститься самостоятельно с  вашими друзьями. Давайте остановимся на этом подробнее.

Брать или не брать гида

Общее правило заключается в том, что если у вас есть сомнения по поводу ваших способностей или выбора необходимого спасательного оборудования для спуска по Белой долине, тогда вы должны серьезно рассмотреть катание с гидом. Несмотря на свою репутацию, как «нечто среднее между красными и синими трассами», не следует забывать, что Белая долина — высокогорный внетрассовый маршрут, проходящий по леднику, сплошь покрытому глубокими трещинами, которые зимой переметаются снегом. Мой друг Макс, который живет в Шамони, говорил, если бы вы посмотрели на долину летом, вы бы никогда по ней не поехали. Если вы уверены в себе и решили спуститься в одиночку, вы рискуете только своей собственной жизнью. Но я бы рекомендовал вам взять гида, если вы решили спускаться в составе группы, не уверены в способностях других и не знаете, как оказать им помощь в случае опасности. Это просто здравый смысл.

Вряд ли вы получите удовольствие от катания, если в вашей группе будут лыжники/сноубордисты с разным  уровнем. Вам придется подолгу ждать ваших товарищей или наоборот. Я слышал о случаях, когда приходилось заказывать спасательный вертолет из-за того, что группа не могла спуститься в отведенное время. Поэтому очень важно, чтобы все участники группы двигались с одинаковым темпом.

Катаясь с гидом, вы можете выбрать интересующий и соответствующий вашей кондиции маршрут, насладиться катанием по целине, а не по колее. На фотографии наши горные гиды Робер и Фредерик.



Подготовка к спуску

Перед спуском по Белой долине я организую школу фрирайда, где за три дня занятий с инструктором определяется уровень каждого участника. Затем комплектуются группы с одинаковым уровнем катания и, наконец, подбирается соответствующий группе маршрут и гид. По итогу довольными остаются все — и те, кто хотел скорости фрирайда и экстрима, и те, кто не спеша любовался сказочными пейзажами, практически не выпуская фотокамеры из рук. Вы тоже можете предварительно оценить свою готовность к спуску по Белой долине, воспользовавшись определителем уровня катания.

Еще несколько слов о безопасности

Я не хочу приводить цифры печальной статистики, но в Белой долине ежегодно гибнут люди. Основной опасностью являются трещины образованные в леднике. Именно поэтому первое правило гласит: «Никогда не снимайте лыжи/ сноуборд, находясь на леднике!!!».

Когда вы сходите с лыж/сноуборда, весь ваш вес распределяется только на площадь ботинка, создавая дополнительную нагрузку на снежные мосты (см. рисунок). Риск провалиться в трещину повышается многократно.



По статистике наиболее опасным участком является спуск по гребню в самом начале маршрута. Люди падают с него и погибают ежегодно. С левой стороны от вас обрыв с уклоном 40 градусов и точкой возможного приземления в районе Шамони на 2000 метров ниже (см. фото).


Обычно в сезон по всему маршруту вдоль гребня делаются поручни из веревок, которые позволяют вам держаться во время спуска, но никто не отменял плотную вереницу лыжников, спускающихся рядом с вами в скользких ботинках (см. фото)…



Лично я бы взял пару кошек, которые могут так же пригодиться, если придется вытаскивать кого-либо из трещины. Гиды ведут свою группу в связке, страхуя, таким образом, каждого.
 
Вам понадобится рюкзак, к которому можно прикрепить ваши лыжи/сноуборд во время спуска по гребню, чтобы освободить руки.



В рюкзак можно также положить еду, воду, солнцезащитный крем с высоким фактором, спасательное снаряжение и прочие нужные вещи.

Как я уже говорил, после гребня самое опасное, что может случиться — это падение в трещину. Поэтому лавинные трансиверы, лопаты и щупы не так необходимы ввиду отсутствия угрозы схода лавин. Серьезные лавины наблюдались только на альтернативных маршрутах. Попадая в трещину, люди часто погибают, не дождавшись помощи от переохлаждения, так как там очень холодно.

Возьмите с собой теплые вещи, несмотря на возможно теплую погоду.
 
Если вы спускаетесь без гида, вам в любом случае нужно будет позаботиться о спасательном оборудовании (веревки, кошки, обвязки, ледоруб, аптечка, пара карабинов и винтов для льда — альпснаряжение для подъема человека из трещины, связь со спасателями, альтиметр или GPS и прочее).
 
Конечно, в долине встречается народ в джинсах и джемперах, из спасательного оборудования, пожалуй, только, солнцезащитные очкиcool. Понятно, что при падении у них не будет шансов спастись или избежать серьезных травм.

Маршруты

Есть несколько вариантов спуска по Белой долине. Рассмотрим основные.

Классический маршрут

Классический маршрут (La «Classique» Vallée Blanche) в основном следует по дну долины (см. рисунок). Считается самым легким, пологим и простым, с фантастическими пейзажами, и поэтому основной трафик проходит именно здесь.

После того, как вы спустились с гребня...

...и надели лыжи, поворачиваете направо в сторону Италии, в широкую долину, канатная дорога Heilbronner находится над вашей головой.

Далее вы спускаетесь по долине вниз  по направлению на Col du Midi, слева от вас будет большая обнаженная скала, Le Gros Rognon. Вы следуете к западной части основания этой скалы, высота 3541 метров. Затем проезжаете траверсом прямо по направлению к основанию скал Mont Blanc du Tacul но ЮГ, избегая трещин и впадин, которые вам могут встретиться на этом пути.



Далее перейдите по диагонали на Восток, над вашей головой будет гондола  на Heilbronner, затем следуйте к La Bédière (на север, высота около 3000 метров).

Вы достигли нижнего основания гряды Petit Rognon (см. фото).



Теперь пригодная для катания часть долины значительно сужается. Вы увидите ледопад и трещины справа и сераки (Séracs du Géant) слева. Держитесь направления слева от сераков (если смотреть вниз по склону). На фотографии ниже этот путь хорошо виден, только она сделана снизу, поэтому нужный нам маршрут расположен справа от сераков. На фото также видно траверс и людей, направляющихся к приюту Refuge du Requin.



Это самая крутая часть классического маршрута, она очень часто плотно заполнена людьми, так как другие маршруты тоже сходятся в этой точке.



Необходимо постоянно помнить, что вы катаетесь по снежным мостам и на самом деле под вами трещины (см. фото).



Вы должны уметь уверенно кататься по красным трассам (уровень 4 — Выше Среднего (High intermediate) по определителю уровня катания) не падая, чтобы пройти через эту часть маршрута максимально безопасно. Падение может оказать дополнительное давление на снежные мосты, и вы их можете пробить. Кроме того, старайтесь придерживаться существующих проторенных маршрутов, по которым движется основной поток людей (хотя это и не 100% гарантия безопасности), а не ехать по целине.

Если после этого крутого участка вы будете держаться левой стороны долины (смотря по направлению вниз), то не пропустите приют Refuge du Requin (см. фото)...



...где можно отдохнуть и пообедать (тел. 04 50 53 16 96). К нему ведет траверс по левой стороне долины. Убежище находится на высоте 2516 метров и обращено к серакам duGEANT, arête des Périades, le Mont Mallet , l’Aiguille du Tacul и la Dent du Géant (см. фото).



Не рекомендую устраиваться на пикник под сераками, так как если лед обвалится, а это происходит регулярно,  катастрофы не избежать!

Миновав рефьюдж du Requin, вы попадаете на ледник Mer de Glace. Это довольно плоский, заключительный участок маршрута по леднику (см. фото).



Вы будете следовать траверсом между трещинами, любуясь окружающим лунным ландшафтом. Справа можно заметить и изучить выход на ледник Mer de Glace очень интересного альтернативного маршрута Pas du Chevre (Па-дю-Шевр), о котором я расскажу чуть позже. В Montenvers вы можете сесть на поезд, предварительно купив ски-пасс с этой опцией или, если снега достаточно и ноги позволяют, то спуститься прямо в город на лыжах. Красивый, непростой зигзагообразный маршрут проходит по лесу. Для того, чтобы попасть на станцию Montenvers вам нужно преодолеть продолжительный подъем по железной лестнице от ледника к канатной дороге. Я рекомендую взять с собой сменную обувь. Подниматься в горнолыжных ботинках не очень комфортно. Одна моя знакомая так и сказала, что не намерена прощать французам  эту крутую лестницу в конце спуска, когда сил остается и так немного.

Если снега достаточно, и вы решили спуститься до Шамони, имейте в виду, что вам тоже придется снять лыжи и преодолеть пешком около 2 километров по снегу в гору, поднявшись на 50 метров, прежде чем начать финальный спуск в Шамони. Финиш будет у подъемника LesPlanards. В месте, где вы сходите с ледника Mer de Glace на левый берег расположена очень красивая ледяная пещера:



Альтернативные маршруты

Существует несколько альтернативных более серьезных маршрутов различной сложности.

«Итальянские маршруты»

От Курмайора (Courmayeur), отмечен цифрой «1» на схеме. Курмайор — это итальянский горнолыжный курорт, расположенный сразу за тоннелем Монблан, с противоположной от долины Шамони стороны в начале долины Аоста. Этот маршрут интересен тем, что вам не придется спускаться с лыжами по хребту от Айгюль дю Миди. Вы начнете спуск с вершины Helbronner, с высоты 3500 метров. Для того, чтобы подняться на пик Helbronner, воспользуйтесь канатной дорогой  Funivie Monte Bianco. Посадочная станция находится слева сразу после выезда из тоннеля Монблан в направлении Италии. Вы минуете таможенный пост и не пропустите первый поворот налево, ведущий к канатной дороге Funivie Monte Bianco на Helbronner. Трудности прохождения «итальянского маршрута» сопоставимы с классическим маршрутом (отмечен цифрой «2» на рисунке). Оба маршрута соединяются перед рефьюджем  Requin (см. рисунок). Вам так же нужно будет побеспокоиться о транспорте, так как вы начинаете спуск в Италии с одной стороны туннеля Монблан, а заканчиваете во Франции с другой стороны туннеля.

Если у вас лыжи с возможностью крепления камуса для подъема в гору (скитуринговый вариант), можно начать итальянский маршрут с Шамони / пик Айгюль-дю-Миди. Потратить полтора-два часа на переход на итальянскую сторону (лучше и дешевле кофе!). Итальянская сторона Валле Бланш соединяется  с французским маршрутом, как уже говорилось выше, на леднике Мер-де-Глас Шамони и, тем самым, вам удастся избежать любой транспортной логистики.

Итальянский и Классический маршруты:

Ледник «Virgin» ( The glacier of the «Virgin»)

Этот маршрут является комбинацией старта с пика Helbronner (Италия). Смотрите карту. Вам нужно на старте спуститься траверсом вправо к седловине ледника GEANT. Затем повернуть налево для достижения очень широкой долины, отлично подходящей для спуска вне трасс. На этом превосходном склоне часто можно сделать свои собственные треки! Перед основным ледопадом вы присоединитесь к классическому маршруту.

Ледник «Black Virgin» (The glacier of the «black virgin»)

Этот маршрут является еще одним вариантом предыдущего. Вам необходимо проехать траверсом всю верхнюю плоскую часть ледника GEANT (glacier du Géant) влево, пока вы не достигнете нижней части скалы «Гигантский Зуб» (Tooth of the Giant).




Очень интересный маршрут, проходящий по правому рукаву ледника Giant, далее вниз по ледопаду,  с окончанием непосредственно перед рефьюдж Requin.

Невероятно впечатляющие виды на ледопад и Белую долину.

Ледник Toula (The «Toula glacier»)

Это не Белая долина, но очень близко к итальянскому маршруту. Маршрут так же начинается с пика «Helbronner» (Италия). Вам нужно будет воспользоваться канатной дорогой Funivie Monte Bianco из Курмайора (Италия). Одно из лучших мест для катания вне трасс полностью располагается на итальянской стороне Монблана. Вы спускаетесь с вершины Helbronner (3500 метров) вниз к Курмайор в долину Аоста.

Gros Rognon

Является одним из лучших вариантов спуска  по Белой Долине (см. схему маршрутов). Склоны очень широкие! Это отличная возможность попробовать себя на лыжах вне трасс на свежем снегу. Невысокая сложность — вы будете кататься все время недалеко от классического маршрута и практически в любой момент можете присоединиться к нему. Так как в этой области не так много лыжников, вы можете оставить свою роспись на девственном снегу! Этот маршрут начинается так же, как и классический с вершины Айгюль дю Миди. Первая четверть маршрута совпадает с классическим маршрутом, затем вы поворачиваете налево, чтобы попасть в не изъезженную, нетронутую часть долины. Хорошее место, чтобы попрактиковаться в катании по глубокому целинному снегу! Виды впечатляют, вам нужно уверенно чувствовать себя на любых склонах для того, чтобы получить максимальную отдачу на этом участке.

Схема основных маршрутов по Белой Долине.


Настоящая Белая Долина («The true (real) Valley B lanche»)

Проходит слева от скалы Gros Rognon. На рисунке это второй маршрут, если считать слева направо. Этот маршрут иногда называют «диким», поскольку люди тут встречаются редко, ощущаешь себя пылинкой в широких космических просторах Белой Долины. Великолепный вход на маршрут через ледовый лабиринт. Вы проедете между стен льда нежно бирюзового цвета, ледопад и трещины. Тут не так просто найти хороший безопасный маршрут. Я не рекомендую вам проходить его без гида. Должно выпасть много снега, чтобы образовались плотные снежные мосты над трещинами, поэтому этот спуск особенно опасен в начале сезона.

Пети Энвер дю План («Petit Envers du Plan»)

Очень интересный вариант: более сложный и крутой. Это четвертый по счету маршрут на рисунке, если смотреть слева направо. Проходит между трещинами правой, более крутой секцией ледника Giant. Энвер является одним из наиболее классических внетрассовых маршрутов для лыжников/сноубордистов с хорошим уровнем катания. Возможны различные варианты для спуска по этой части ледника.

Гран Энвер дю План («Grand Envers du Plan»)

Наиболее сложный маршрут. Крайний справа на рисунке. Спуск очень сложный и требовательный к технике катания. Склоны с постоянным уклоном от 40 до 45 градусов. Иногда падение тут не представляется возможным и вам необходимо иметь очень хороший уровень катания с отличным контролем поворотов при таком уклоне. Рекомендую только лучшим продвинутым лыжникам с уровнем катания не ниже Уровня 6 — Продвинутый универсал (Advanced All Mountain) по определителю уровня катания.

Па дю Шевр (Pas de Chèvre)



Па дю Шевр (Pas de Chèvre) — еще один интересный альтернативный маршрут, начинающийся с пика Гран Монте (Aiguille des Grands Montets, 3297 метров) с выходом к леднику Мер-де-Глас (Mer de Glace) в Белую долину. С пика Гран Монте стартуем в западном направлении на одноименный ледник. Когда склон становится круче (высота 3050 метров), возьмите вправо на север. Спускайтесь до высоты 2800 метров, в этом месте склон делится на две ложбины. Спускайтесь по той, которая слева от вас (крутая, с узким участком в средней секции) пока склон не станет более пологим. Затем примите влево на юг, чтобы достичь ледника Nant Blanc (2400 метров) и спускайтесь траверсом к четко выраженной марене на юго-запад (2250 метров). Двигаетесь по направлению к центральной части этой марены, а затем к Torrent de Bayer до высоты приблизительно 1900 метров. Здесь вы уже находитесь всего на 100 метров выше ледника Mer de Glace, вы видите скальные выступы, преграждающие спуск на ледник. Обратите внимание: следы лыж часто ведут тут влево к деревьям. Необходимо спуститься ниже на 15 метров, чтобы достичь плато, которое нависает над Mer de Glace. Далее в несколько этапов (в зависимости от снежного покрова) вы спускаетесь к леднику. Спуск проходит  через небольшой узкий коридор (см. фото).



Спустившись к леднику Mer de Glace, вы оказываетесь ниже гондолы на станцию Montenvers. Чтобы попасть на станцию, вам придется идти налево (юг) немного вверх. Ледник здесь выходит в широкий коридор. Последние две части маршрута подвержены камнепадам, особенно когда недостаточно снега. Двигайтесь вправо по леднику, чтобы достичь конца Вале Бланш.

Я уже писал выше, что есть два пути, как попасть в Шамони, остановимся на этом подробнее. Первый путь через гондолу на станцию Montenvers, затем на горный поезд до Шамони. Второй — на лыжах, займет около полутора часов, если снежный покров позволяет. Об этом нужно заранее узнать. Следуйте по центру ледника до высоты 1700 метров. Затем спускайтесь к левой стороне ледника, через несколько небольших крутых участков до высоты 1600 метров. Здесь вам нужно снять лыжи и подняться пешком на пятьдеся метров выше, чтобы достичь  Cabane des Mottets (1638 метров). Проблем с направлением не будет, потому что вы будете следовать по проторенной тропе. Добравшись до шале, одеваем лыжи, и — вперед, в Шамони! Иногда приходится еще пару раз снять лыжи, на заключительном участке, если снега недостаточно. В Шамони вы спуститесь к подъемнику  Les Planards.

На заметку: обратите внимание, что можно сочетать Па-дю-Шевр с Вале Бланш в один день. Лучше придерживаться четкого графика, если вы решили сделать два спуска. Есть два крутых участка (35-45 градусов): один в середине спуска, второй при выходе на Mer deGlace. Прогулки по леднику Mer de Glace так же можно назвать местами весьма опасными: трещины, камнепады, особенно в малоснежный период. Обязательно проверьте снежные условия перед спуском. Следы лыжников часто приводят к деревьям в нижней части спуска, вам необходимо спуститься на 20 метров ниже.

Снег на склоне довольно быстро трансформируется (становится более мягким) в связи с его ориентацией к солнцу. Если снег жесткий, нет необходимости стартовать данный маршрут с утра. Ближе к обеду склон, как правило, отпускает.

Дорогие друзья, присоединяйтесь к моему февральскому и мартовскому горнолыжным турам, и мы вместе совершим незабываемое путешествие по Белой долине!

Желаю вам приятного катания!

Алексей Сидельников.

Наша группа на занятиях по фрирайду. Шамони, март 2012.

+5