Завершилось наше не очень-то и долгое путешествие за Полярный круг – в Хибины. Мы неслучайно выбрали март - чтобы из настоящей зимы вернуться уже в практически настоящую весну. И не прогадали. В столице хибинской горнолыжки – Кировске – я уже бывал в 2004 и 2012 годах, тем интереснее было побывать здесь снова и отметить изменения.
Итак, дорога: в Хибинах снова работает аэропорт. Находится он в 13 километрах от города Апатиты и, соответственно, в 32 километрах от Кировска. 19 лет назад я прилетал сюда на грохочущем и трясущемся Ан-24, который путь от Ш-1 до Апатитов преодолевал за 4 с лишним часа. Потом было закрытие аэропорта, но аэропорт оказался востребован и сегодня сюда ежедневно прибывает от двух до пяти бортов из Москвы и Питера. Ну а аэрофобы из двух столиц и иных городов бескрайней могут добраться до Апатитов на поездах Москва-Мурманск, Санкт-Петербург-Мурманск и иных. Есть даже поезда с прицепными вагонами – например, архангелогородцы катят до Кировска в таких вагонах без пересадок. Можно и автомобилем – из Москвы до Питера работает платка, а из Питера до Апатитов придется добираться по трассе «Кола» - она хоть и неширока, но не сильно-то и загружена, путь от Питера до Апатитов несложно одолеть за 12 часов. Ну или можно совместить два удовольствия – махнуть самолетом в Мурманск, погулять там, узреть атомоход «Ленин», а потом доехать до Апатитов на поезде. Это для располагающих временем, конечно.
Мы выбрали самолет – скорости ради. Поезд – это все же для компании, неспешного пути, когда в Карелии на полустанках можно задешево купить копченого сига или окуня и полюбоваться из окошек. А так – 2 часа на А320 Neo – и под колесами бетонка заполярного аэропорта. Аэропорт «Хибины» называют еще аэропортом одного самолета – действительно, в день прибытия на летном поле кроме нашего зеленого аэробуса не было более ничего летающего.
![]()
Несмотря на неумолимую поступь прогресса, получив багаж, мы не обнаружили ни единого жаждущего нас подвезти таксиста. Яндекс тоже был пессемистичен и трусливо высвечивал «нет свободных машин». В результате в третьей по счету местной такси-службе нам выслали-таки автомобиль, но лишние 40 минут в аэропорту пришлось посидеть. Нота бене: такси заказывать сразу, как самолет приземлится. Сама поездка до Кировска стоит плюс-минус тысячу рублей. Хорошо еще, что в зале прилета есть кофейная машина и не выгоняют на мороз, пока ждешь такси. В зале же вылета есть и нормальные буфеты - как до зоны контроля, так и после.
А что с жильем? Двадцать лет назад выбор гостиниц был скуден – была дорогая Северная, дешевый, но уютный Спорт с бесплатными автобусами до горы и, кажется, еще пара каких-то не сильно дорогих. В 2004-м мне довелось жить в Спорте, и по качеству сервиса это был уровень общежития. Зато там была чудесная столовка с нажористой кашей и огромными бутербродами с колбасой, и маслом – за сущие копейки. А поутру в бесплатный ПАЗик весело и ловко лезли разноцветные похмельные бордеры и лыжники, связанные мыслью похмелиться и как следует покататься.
![]()
Но сегодня, на мой взгляд, приезжающим на продолжительный отдых и катание связываться с гостиницей не очень удобно по двум причинам: во-первых, придется питаться в кафе и ресторанах, что не всегда удобно и выгодно, а во-вторых, арендовав квартиру, вы получаете не только кухню с холодильником и техникой, но и стиральную машину. В одном комплекте термухи катаешься – второй в это время сохнет после стирки. Тем более, выбор квартир в Кировске огромный – от бабушкиных однушек для горнолыжных аскетов до квартир, декорированных под финские домики, с плазмами, приставками и проекторами. В принципе, посидев пару дней на Авито в разделе «Сдам посуточно», я понял, что найти действительно можно что угодно. Вообще, разумный минимум – это кухня и стиралка, плюс расположение поближе к горе и невысокий этаж, дабы не бегать со шмурдяком по лестнице вверх-вниз. Кстати, подавляющее большинство домов в городе – без лифтов, так что арендовать жилье на пятом этаже не слишком-то практично.
В городских пабликах предостерегают о мошенниках, сдающих на досках объявлений несуществующее жильё. Так что для подстраховки можно воспользоваться онлайн-бронированием на том же Авито. Но я поступил по старинке: выбирал по рейтингу арендодателя, с большим количеством хороших отзывов. И в общем-то не прогадал – квартира оказалась теплая, приятная, а до склона путь занимал минут 15. Вообще, по городу до горы недорого ездить и на такси, но по утрам их бывает нелегко заказать, так что лучше смотреть локацию поудобнее.
О хлебе насущном. В предыдущие приезды в городе было непросто достать мясо – обычное свежее мясо на жарёху или на суп. Его привозили нечасто, как правило, в один магазин на Олимпийской. Зато все компенсировали небольшие, совейскаго типа магазинчики с бесчисленными видами рыбных консерв и рыбой на любой вкус и кошелек. Плюс полуфабрикаты типа котлет и пельменей имелись в изобилии. Теперь же с мясом проблем нет – Пятерочки и Магниты на каждой улице, а для любителей экзотики есть на той же Олимпийской пара киосков с олениной и копченой уткой по-хибински. Кстати, и в магазинах можно отыскать пельмени с олениной, креветками или красной рыбой. Оленина тут не такой уж и раритет – как нам рассказали в одном ресторане, неподалеку есть целое заготовительное предприятие, где оленей разводят на мясо. Любителям рыбы непременно стоит отведать местный деликатес – камбалу-ерша (местные называют ее просто «ерш»), которая продается и в вяленом и в сыром виде. А еще из Мурманска привозят свежую печень трески в жестяных банках с желтой этикеткой. Стоит недешево, но любители уверяют, что продукт свежайший и сочнейший.
Самый приятный на мой взгляд магазин – это «Юбилейный» на одноименной улице: тут еще чувствуется дух старины: полки с консервами, большущий бакалейный отдел, куча свежего и замороженного мяса и рыбы, отдел с копченой и вяленой рыбой, внушительный отдел с заморозкой, алкоголем, напитками. Нашлась даже такая экзотика из девяностых, как соки «Инвайт» и «Юпи» - помните такие? Ну и местных продуктов побольше существенно – большой плюс. Можно найти всякие печеньки-сухарики на развес, карельское мороженое, упомянутые пельмени с олениной – ну и так далее. Что же до прочих треб и хозяйственных нужд – есть и магазин с инструментами (РеМонт на Юбилейной), есть несколько спортивных магазинов, сервисов и пунктов проката. Ну и для услаждения туристических взоров – киоски с брелками-майками-магнитами на любой вкус и цвет.
Если готовкой заниматься не хочется, то найти едальню можно на любой вкус – есть и суши, и пиццерия, есть кафе Штолле с пирогами, есть и ресторанчики подороже (в сезон лучше все бронировать заранее). К огромному сожалению, закрыли старый развлекательный центр «Большой Вудъявр» - с биллиардом и боулингом. Говорят, будут делать хостел, очень жаль. Хостелов много, а боулинга больше нет. Вообще планов у местных много – в здании первого городского кинотеатра «Большевик» хотят разместить планетарий, ходят слухи о планируемом аквапарке… Что же, развитие – это хорошо.
Каталка. Прекрасные, хоть и невысокие Хибины привлекают наличием в одном месте нескольких десятков трасс. В общем и целом, в Кировске два места для катания: основной комплекс BigWood на склонах горы Айкуайвенчорр и отдельный комплекс «Кукисвумчорр» на одноименной горе – его еще называют «25-й километр» или просто «Кукис».
90 % туристов едут именно на Большой Вудъявр – БигВуд. Название дано по озеру Большой Вудъявр, на берегу которого раскинулся город (саамск. вуд – возвышенность, поросшая кустарником, явр, явьрь – озеро). Соответственно, Вудъявр – «Озеро на поросшей кустарником возвышенности» или «Горное озеро», а гора за озером - Вудъяврчорр – «Хребет у озера на возвышенности».
Так вот, возвращаясь к туристам – подавляющее большинство едет на склоны БигВуда – сейчас всем комплексом владеет холдинг ФосАгро, который занимается добычей и переработкой апатит-нефелиновых руд (собственно, не будь тут залежей апатитов – не было бы и Кировска с Апатитами). Сами склоны БигВуда разделены на Южный и Северный, попасть на Северный можно пешком – он находится прямо на краю города. На Южный еще не так давно приходилось ездить на машине, но за последние годы склоны соединили линией канатно-кресельной дороги, так что теперь мигрировать по склонам можно тудой-сюдой как угодно. Обычно к открытию (а оно позднее – в 10 утра) народ подтягивается к Северному склону и ждет старта работы креселки. Очередей две – на кресла и в гондолы, и те и те чередуются на одной и той же линии, поэтому очередь идет быстро. Мы редко когда стояли дольше 10-15 минут. На вершине Северного склона пару лет назад построена «Шайба» - ресторан с круговой панорамой.
Выглядит круто, есть и ресторан и шведский стол (и то и то - дороговато, но ради экзотики можно заглянуть разок). Тут же можно погреться и посетить комнату отдыха – сиречь туалет. В ясную погоду виды с вершины прекрасные – виден весь Кировск, окрестные горы и холмы, раскинувшееся за Апатитами огромное озеро Имандра, железные дороги…
С вершины Северного склона можно разными трассами спуститься обратно к подъемнику, а можно уйти на другую сторону и отправиться на бугельных подъемниках на вершину Южного склона – она метров на 200 выше.
![]()
О трассах: с каждого склона ведут как и простые синие трассы, так и красные с черными. Все синие просты, на Южном склоне они более широкие и более свободны. Красные трассы разнятся – есть относительно крутые участки, есть и более-менее пологие. Черные трассы длиннее на Южном склоне, но по ним приятнее ехать в начале дня, когда они еще не изрыты сотнями лыжников – под конец дня в плохой видимости словить бугор и кувырнуться несложно. Для совсем юных и неопытных на обоих склонах есть ленточные подъемники и коротенькие учебные трассы, отмеченные зеленым цветом. Разнообразие трасс спасает при плохой погоде: при сильном ветре, а порывы тут бывают такие, что свободно могут вырвать доску из рук даже у подножья горы, закрывают креселки и гондолы, а также верхние бугельные подъемники Южного склона. А вот нижние продолжают работать – так что совсем без катания остаться трудно. На всех подъемниках БигВуда действуют одни и те же ски-пассы. Купить их можно единожды, а потом пополнять онлайн – очень удобно. Ввиду переменчивой заполярной погоды дневные тарифы на ски-пассы предполагают действие в течение нескольких дней из периода. Например: 5 из 7 дней: пропуск работает в течение недели, но кататься можно лишь пять дней. Как раз два дня – на случай плохой погоды, желания отлежаться и тому подобное. А можно взять просто на день или на 4 часа – дело хозяйское. Кстати, карты со схемами трасс висят на каждом шагу, даже в гондолах на канатке, есть удобное приложение БигВуда, все трассы маркированы цветными стойками с номерами – разобраться что где и куда ведет – очень просто. Но имейте в виду, что некоторые трассы пересекаются, так что бдительность и еще раз бдительность. Тем более, что пересекаться могут и черные с синими, что предполагает разную скорость катающихся.
Еще для любителей поспать и поваляться у меня плохие новости: поскольку погода может меняться стремительно, то всегда имеет смысл планировать катание прямо с утра. Ибо к обеду вполне могут поменяться погодные условия и трассы закроют. Может быть и наоборот- так что надо ловить момент. У меня было в один день так: потеплело, лег густой туман и видимость была практически нулевая: по трассам приходилось ехать, ориентируясь по вешкам вдоль границ. В один момент буквально за 3-5минут налетел сильный ветер, раздул туман и облака, и весь склон Айкуайвенчорра стал виден самым прекрасным образом. Обрадованные райдеры оседлали бугели и вознеслись. Но уже через 10 минут склон начало затягивать обратно – мы ехали вниз, а видимость за спиной пропадала как в фильме «Мгла» по Стивену Кингу. Так что в Хибинах всегда ловите момент.
Еще мой убедительный совет- не перебарщивайте с горячительным перед катанием – на склоны приезжает очень много новичков, которые лезут не только на вершины синих, но и на красные трассы (даже на черные умудряются заползать и долго мучительно сползать потом вниз). Поэтому риск того, что горе-лыжник со стажем в полтора дня не выкатится, размахивая палками прямо вам под ноги очень велик. Трезвитесь и бдите. Но, хочу заметить, что в сравнении с предыдущими годами, когда народ на склонах пил много и упорно, теперь встретить откровенно бухих лыжников и бордеров практически невозможно. И культура растет, и старая гвардия стареет, такие дела.
У подножья каждого из склонов есть кафе, пункт проката, киоски с чаем и бутербродами – голодным остаться невозможно. Есть и бары, так сказать, apre-ski, которые тоже не пустуют.
А что там второй склон – Кукисвумчорр? Это отдельный комплекс со своими билетами, находится он в 15 минутах езды от центра Кировска (25-й километр – это километраж от Апатитов, название появилось, когда была проложена железная дорога). У него есть неоспоримое достоинство – работает он всегда – какая бы погода не была. Мы специально заглянули на 25-й километр в день, когда на БигВуде закрыли все подъемники ввиду метели, тумана и ветра. На 25-м же суровые бордеры мрачно висели на бугелях и исчезали в сумраке вершины. Все работало. Но трассы там – исключительно для опытных райдеров. Для того, чтобы поучиться - определенно не то место.
В общем и целом, есть горы повыше, есть и места подороже и потеплее – но по сочетанию атмосферы, цен, общего уровня сервиса Хибины очень хороши.
Ну а что же культурная программа? И тут все неплохо! Во-первых, ФосАгровцы открыли в самом центре города великолепный трехэтажный музей – тут и история апатитового комбината, и история освоения Хибин, вехи развития города. И это только один этаж. Второй этаж вообще невозможно покинуть – тут представлены камни, минералы и прочие ископаемые, поражающие своей красотой. Витрина за витриной, камни сверкают – оторваться невозможно. Все – с подписями, пояснениями. На слитке золота есть специальное пояснение, что это, товарищи – муляж. Видимо, чтобы не ввести во искушение поиздержавшихся туристов. А для детишек есть всякие интерактивные игры: угадать камень, определить его свойства и тому подобное. Третий этаж – выставочный. Мы попали на открытие выставки картин Федора Конюхова – было интересно. И тут же можно было посмотреть выставку самоваров – тоже отлично организованную. Всё это удовольствие – бесплатно, даже экскурсии проводят за счет музея.
Для интеллектуалов и любителей литературы есть музей Венедикта Ерофеева, который провел годы детства и юности в Кировске. Музей находится в Горьковской библиотеке – в двух шагах от фосагровского музея. Раньше напротив библиотеки находилась школа №1, в которой Веничка и учился, но теперь на ее месте расположился ледовый комплекс, а мемориальная табличка перекочевала со стен школы в музей. Вообще печально, что в городе не нашлось места памятнику Ерофееву. На памятники Кировск беден. Есть памятник Кирову, который «благословил» основание города (кстати, изначально он именовался Хибиногорск) и дал старт началу разработки Хибин, есть бюст Василию Кондрикову – первому руководителю треста «Апатит», создателю «Североникеля». А вот Ерофеева пока вниманием обошли, а зря!
На упомянутом 25-м километре есть и обычный краеведческий музей. Он очень неплох – в нем четыре зала, первые два рассказывают об истории освоения Хибин, создания города и треста, третий зал посвящен Великой Отечественной войне, а последний – природе. Есть также стенд о кинематографе: в Кировске и Хибинах снимали прорву фильмов и сериалов: «Начальник Чукотки», «Смок и Малыш», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Левиафан», «Перевал Дятлова» и так далее. Кстати, в один из дней мы видели на улице съемку сериала «Полярный» - его тоже снимали и снимают тут.
Вход в музей стоит символические 80 рублей, но не пожадничайте – закажите индивидуальную экскурсию и узнайте много интересного. Тем более, что персонал очень радушный и экскурсия у нас к обоюдному удовольствию затянулась часа на два. Рядом с музеем находится «домик Кирова» - в 1930 году, аккурат 1 января, Сергей Миронович проводил тут совещание касательно создания города, комбината, доставки рабочих. То есть фактически определил судьбу этих мест. Но в домик мы уже не пошли – музея хватило за глаза.
Что еще? Есть выставочный зал на Юбилейной улице, есть прекрасный и очень антуражный Дом Культуры, находящийся в начале Курортного бульвара. ДК был построен в 1956 году, сейчас в нем сделан хороший ремонт. Нам повезло – как раз на гастроли приехал Мурманский драмтеатр со спектаклем «Безымянная звезда». Как было не посетить?
Для туристов с детьми есть развлекухи на свежем воздухе – «Таинственный лес» и «Снежная деревня», а еще есть арктический ботанический сад. Но эти объекты мы оставили на следующий раз – иногда хотелось просто прогуляться по городу после дня на горе и покараулить северное сияние (пока что тщетно).
А вот еще один объект, скорее всего, в обозримом будущем исчезнет. Это – железнодорожный вокзал Кировска. Отгрохали его в 1934 году с необычайным для 20-тысячного городка размахом – с залами ожидания, рестораном, пельменной, статуями и картинами. Такой вокзал сделал бы честь и областному центру – но Кировск планировал расти и вокзал одобрили. В ресторане вокзала играли свадьбы, а поезда и электрички ходили в ближние и дальние города – были даже беспересадочные вагоны до Москвы. К сожалению, информации о вокзале сохранилось немного, равно как и фотографий. В музее я нашел пару фото зала ожидания и внешнего вида, расписание 1941-го года – пожалуй и все. Было две платформы, сквер при вокзале – ничего не сохранилось. В девяностые отменили пассажирское движение. Вокзал стали делить местные бандосы, в итоге по принципу «не доставайся ж ты никому» здание подожгли. Сейчас от былого величия остались лишь стены и немногие перекрытия. Перспектив восстановления не предвидится – так что спешите видеть, пока территория не понадобилась под какие-то еще нужды.
Резюмирую: Кировск стал удобнее, современнее, доступнее. Да, он утратил часть своего былого антуража, грубоватого и простецкого – но свой особенный шик у него не отнять. Остается лишь мечтать, что в следующем году мы снова сюда вернёмся и северное сияние от нас точно не убежит.




