Прямой эфир

Собака парапланеристка-горнолыжница (видео)
Дык автопортрет!!!  (сравни с аватарой  ) На аватаре голден, на фотке пудель. Я программист,...
medoparic 09.04.2020
Проекты новых объектов горнолыжных курортов СКФО разработают к сентябрю
Дык снега нигде не было. Тут и 200м Божий дар! Ну а если по сути, то и Урал и ваши 200м вполне посещаемы...
Gosha 09.04.2020
0

Бипперы - лавинные датчики

Reports Лента автора 30 Июня 2003 (17:23) Просмотров: 2036 30
Много лет назад на Чегете можно было кататься только по трассам и в сопровождении инструкторов. Даже опытные горнолыжники, получившие разрешение на самостоятельное катание, редко выбирались за пределы трасс. Сегодня на российских зимних курортах все наоборот. Квалифицированных инструкторов единицы. А на склонах полная свобода: в лавиноопасных кулуарах можно увидеть десятки новичков, неуклюже соскребающих снег. В прошлом году в Приэльбрусье погибла девушка. Она не очень хорошо каталась, но поехала за двумя приятелями на "севера". Приятели, сказав: "Встретимся внизу", - уехали. А девушка сняла доску и поскользнулась на обледенелом склоне. Когда она докувыркалась донизу, на ней не было даже ботинок.

Так что если вы захотите кататься в горах вне трасс, сначала спросите у местных спасателей, где и как это лучше делать. Даже известные всему миру иностранные райдеры катались на Кавказе в сопровождении гидов. Ведь смысл свободного катания не в том, чтобы ломиться напролом, куда хочешь, а чтобы научиться понимать горы и ездить, не нанося вреда себе и главное тем, кто рядом. Но фрирайдер должен не только знать, куда ехать, но и быть правильно экипирован. И всегда быть на связи...

Про лавинные биперы

Эх, жаль, что у меня нет таких сознательных друзей, как у одной моей знакомой сноубордистки. Три года назад они со словами: "Вот тебе вещь, которую должен иметь всякий, кто уважает других людей. Теперь, если тебя засыплет, мы быстро откопаем!" - подарили ей бипер. На Западе человека без бипера и умения обращаться с ним не пустят ни на хели-ски, ни на катание вне трасс. У нас же биперы используют пока в основном гиды, спасатели и сотрудники лавинных служб.

Сегодня в Россию официально завозят два вида биперов - Trасker американской фирмы BCA, которые включены в стандартную экипировку спасателей Колорадо и Аляски (самые снежные и лавиноопасные горы в мире), и немецкие Ortovox. Встречаются еще швейцарские Barryvox, французские Arva и немецкие Pieps, вывезенные с заграничных курортов. Все они работают как в режиме излучения сигнала, так и в режиме приема. Устройства типа маячков, работающие только как передатчики, выходят из употребления. Все-таки лучше, чтобы не только вас могли найти, но и вы могли помочь другому человеку.

Все вышеперечисленные биперы примерно одинаковы по эффективности и совместимы между собой, так как работают на одной частоте - 457 кГц. И радиус зоны поиска у них тоже одинаковый - 50-80 м. Разница между биперами только в принципе поиска. С более дешевыми, аналоговыми ($150-250), ищут, ориентируясь по силе сигнала. Ближе к цели сигнал сильнее, дальше - слабее. Двигаются при этом как бы петлями - возвращаясь от точки, где сигнал ослабевает, в точку максимального сигнала. С более дорогими, цифровыми ($299-365), биперами поиск проще: на дисплее стрелкой указывается нужное направление поиска и расстояние в метрах.

По поводу того, какими, аналоговыми или цифровыми биперами проще и эффективнее пользоваться, было много споров. Большинство сошлось на том, удобнее те, с которыми уже имел дело. Квалифицированный спасатель находит пострадавшего в течение 3 минут после приема первого сигнала. Неопытный в этом деле человек - может найти слишком поздно. По статистике американских лавинных служб, если человека откопали в течение первых 15 минут с момента схода лавины, в 85% случаев он выживает. Если время от 15 до 30 минут, вероятность падает до 50%. Ну а если ищут больше часа, человек оказывается живым меньше, чем в 10% случаев. Так что тренируйтесь. В идеале все, кто увлекается внетрассовым катанием, должны уметь пользоваться бипером, как мобильным телефоном. При покупке прибора сразу прочитайте инструкцию по его использованию. Научитесь включать прибор и правильно надевать его, поскольку было немало случаев, когда небрежно застегнутые биперы находились потом отдельно от хозяев.
Помните, жизнь не компьютерная игра. Другую жизнь, просто кликнув мышью, взять нельзя. К сожалению, это подтверждает история наших хороших друзей, которые отправились в горы с дорогими сноубордами, но почему-то не взяли с собой биперы...

Про рации

Некоторые люди спрашивают, можно ли с помощью бипера найти друга в баре. Если приколоться, можно! Но с рацией удобнее. И не только это. Если у вас в группе все на рациях, никто не отстанет и не потеряется. По рации, предварительно узнав частоту, можно всегда связаться со спасателями. С ее помощью удобно "вести" человека по неизвестному маршруту.

По законодательству обычным гражданам разрешается использовать рации не мощнее 10 мВт, поэтому на любительские рации с большей мощностью (500 мВт) заводы-изготовители ставят заглушки. Как правило, после покупки владелец "догоняет" мощность до максимума и спокойно пользуется рацией. Дальность связи 2-3 км, а в ясную погоду при прямой видимости и до 10 км. Связываться, правда, можно только в пределах одного ущелья (т.е. между Эльбрусом и Чегетом переговариваться нельзя). Самыми популярными среди сноубордистов и лыжников являются любительские рации Motorola talk about (модели с 14 каналами и 38 кодировками). Они самые дешевые ($60-80), надежные и продаются в спортмагазинах Москвы. Загвоздка лишь в том, что частота 446 мГц, на которой работает Motorola, в нашей стране запрещена для простых граждан. Их хранение считается административным правонарушением. Но если перевозить их в багаже и с вынутыми батарейками, проблем на таможне не возникает.

Аналогичные рации talk about таких фирм, как Kenwood, Standard, Alinco, Icom, Alan и русская Сова, имеют более "слабенькие" корпус и антенну. При этом стоят долларов на 50-100 дороже. Но зато работают на разрешенных частотах: 433-434 мГц. На Сущевском валу в радиочастотном центре Федерального округа можно получить разрешение на их покупку. Для этого надо написать письмо от юридической фирмы с печатью и подписью директора и бухгалтера. Или дополнительно заплатить в радиомаркете. Для получения разрешения на использование придется оформить еще много разных бумаг.

Профессиональные рации (вес 900 г) отличаются более широким диапазоном частот и большей мощностью (5-6 Вт). Дальность их работы 5-7 км, в прямой видимости 20-30 км. В отличие от маломощных раций, они могут работать через ущелье и в непогоду. Кроме того, у профессиональных раций много разных функций, главная из которых - подача сигнала о помощи при нажатии аварийной кнопки Стоят эти рации в среднем $300-400. Физическое лицо может получить на них разрешение, только став радиолюбителем.

Полезно знать, что:

  • на морозе аккумуляторы (которых хватает на день) садятся быстрее, поэтому лучше крепить рацию под одежду и пользоваться гарнитурой из микрофона с наушниками;
  • рации "забивают" сигнал бипера, поэтому при поиске их нужно выключать;
  • на тех же частотах, что и МЧС со спасслужбами, работают также милиция и другие госслужбы, поэтому трепаться просто так не стоит.

И GPS

Систему GPS (система глобального позиционирования) по 24 спутникам, находящимся постоянно на орбите в космосе, разработали американские военные в 70-е годы. С помощью небольших аппаратов стало возможным определить свое местоположение (долготу, широту и высоту над уровнем моря) с погрешностью до нескольких метров в любой точке земного шара. Больше всего GPS'ы любят мореплаватели, автомобилисты и путешественники. Эти приборы становятся сегодня все более популярными и среди любителей горного туризма, альпинизма, фрирайда и бэккантри.

Чтобы аппарат начал действовать, ему нужно засечь три-четыре спутника. В горах и полях это делается без проблем. Но в лесу, пещерах, сильно застроенных урбанистических районах GPS может не сработать. Необходимо найти место с максимальным обзором. Зато приемник может видеть спутники и в туман, и в дождь.

С помощью простых моделей GPS (стоят от $150), кроме определения координат, можно записать свой маршрут, скорость и траекторию движения. В более дорогие модели ($300) встроены компас и барометрический высотомер, у них больший объем памяти. В самые дорогие модели ($400-500) можно загружать карты в электронном виде. Правда, из продающихся в Москве навигаторов двух ведущих производителей - Garmin и Magellan - карты по территории России поставляет только Garmin, а подробных горных карт нет вообще. Одна из самых полезных функций GPS - возможность отмечать путь, который вы прошли. А когда потребуется, можно включить функцию "обратный ход" и вернуться точно по своему маршруту.

Итак, рации, биперы и GPS не дадут вам потеряться, если только сами вы этого не захотите.
Конец связи.

Автор: Лена Андрианова
0
   21 Августа 2004 (23:10)   #
Неплохо написано)Однако позволю себе заметить что наилучший диапазон 27МГц(это Русские рации "Беркут"),а все импортные аналоги в диапазоне 433МГц-крайне ненадежны в горах и дороже намного...о как
0  
СТАРЫЙ    22 Августа 2004 (16:23)   #
не соглашусь, на 27 сидит толпа странных людей - радиолюбителей, мы прошли этот этап как страшный сонwink.gif Эти удивительные существа едва заслышав на любом канале активность стремяться пообщатьсяsmile.gif совершенно не понимая, что их слушать не хотятsad.gif 433 посмотрели в этом году у туристов, попробовали с ними работать с универс. сканера. Нормально, даже составили сетку частот для разных моделей(так у них просто буквенно-цифровые значения сетка канал). Да цены на них опустились ниже разумных пределов, так что скоро в эфире начнетсяwink.gif
   23 Августа 2004 (12:11)   #
Аrva между прочим тоже имеется на нашем рынке.
   25 Ноября 2004 (19:44)   #
... точно знаю, что швейцарские Barryvox уже активно входят на наш рынок, благо есть понимание, что эти вещи нужны каждому, кто любит выходить на серьезные склоны.
я недавно приобщился к тебе лавинной безопасности и было любопытно почитать, спасибо wink.gif)
=D>
0  
SShura    3 Мая 2007 (19:00)   #
Хорошую статейку откопал! Правда, однозначного ответа - а какой же биппер лучше - она не дает... Эхх - ну да ладно - буду брать Трекер - он вроде как проверенный временем smile.gif Кто юзал? - отзывы приветствуются!
0  
Webaib    3 Мая 2007 (19:13)   #
Зачем бипер за 300, когда за эти деньги можно абс взять. Лучше любого бипира, потому как даже с ним, тебя еще должны откопать.
0  
sondre    3 Мая 2007 (19:43)   #
SShura, -брать надо,бренд без разницы,у мя два ортовокса и маамутбаривокс(цифирьаналоговый) и разницы особой не вижу

отталкивайся от цены laugh.gif
а с абс катадзе-нюню?эт сколько ж здоровья надо :cry:
0  
irbes    3 Мая 2007 (19:53)   #
Кто-нибудь купил "Ortovox -S1" ? Ну и как?
ЗЫ: Где брали киньте в личку.
0  
SShura    4 Мая 2007 (10:55)   #
Webaib,
ну во первых АБС только от пылевых лавин, ежели мокренько - прикопает вместе с надутыми подушками smile.gif
а во вторых, с АБС не пущают в самолеты. Ибо баллон со сжатым воздухом запрещен к транспортировке.

sondre, а что, Tracker хочешь сказать не бренд? Один из самых часто виденных мною бипперов!.. Хмм... просвети тогда хде, какой, и тэ дэ smile.gif - я в них так, весьма посредственно шарю... Знаю единственно что Tracker DTS - цифро-аналоговый, и фсе smile.gif
А - и цена вопроса желательно до 10 000 (ну разумный + -)

Да, а где и почем - это можно в личку - даже нужно!
  • 2
  • 2
  • 1
+1  
MaxL    4 Мая 2007 (14:54)   #
Аффтору двойка за незнание материала. Это касаемо графы - лавинные датчик.
И ARVA и Barryvox, официально представленны в России. Противолавинная Приэльбрусская служба юзает ARVA .
Как то блин не серьезно...Прежде чем , что либо писать , надо уж хотябы материал изучить . Даже далеко ходить не надо . На то мже ski dog ru
О блин !!! Только ща обнаружил , что материал с бородой ...
Относительно датчика . По большому счету , дело даже не в том какой , а как вы с ним управляетесь . Можно и с аналагом вполне наблатыкаться , а можно и с цифрой тупить . Практика и все дела .
Основные различия и удобства , это не в поиске одного. А в поиске множественных целей . Вот тут уже начинаются некие траблы и глюки . Глюки и у людей и у некоторых приборов. Но в основном у людей.
0  
SShura    4 Мая 2007 (16:05)   #
MaxL, тогда лучше Ортовокс Д3 брать - он множественные цели умеет вести smile.gif


Блин, надо будет на множественных целях потренироваться... Хотя б на двух.
-2  
sondre    4 Мая 2007 (19:49)   #
SShura, -яж написал"пох какой бренд" а максл праильно объяснил в чем траблы могут быть
0  
irbes    4 Мая 2007 (20:01)   #
[quote=irbes]Кто-нибудь купил "Ortovox -S1" ? Ну и как?
ЗЫ: Где брали киньте в личку.[/quote]
http://www.sherpa.ru/catalog/bipers/13603/
Может кто пробовал? 2 года уже прошло после презентации.
0  
SShura    4 Мая 2007 (21:31)   #
sondre, хех, понято... будем искать wink.gif
Всем спасибо!
0  
Sunscrit    5 Мая 2007 (18:19)   #
[quote=SShura]MaxL, тогда лучше Ортовокс Д3 брать - он множественные цели умеет вести

Блин, надо будет на множественных целях потренироваться... Хотя б на двух.[/quote]

этот дивайс не для любителей, а для спасателей. Ну вот представь ситуацию, когда у тебя на бипере будут 3 цели - и кого ты будешь первого откапывать? Того кто ближе? Или метаться между этих целей, думая, кому ж первей помощь нужна? ИМХО, только профессионал сможет решить, кого первого откапывать в этой ситуации, а кого последнего. Да и цена кстати у устройства далеко не любительская.

ИМХО - рулят аналогово-цифровые датчики - вроде ARVA Advanced - есть простой режим, есть возможность включить аналоговый.
  • 2
  • 2
  • 1
0  
MaxL    5 Мая 2007 (23:19)   #
[quote]MaxL, тогда лучше Ортовокс Д3 брать - он множественные цели умеет вести

Блин, надо будет на множественных целях потренироваться... Хотя б на двух[/quote]
Множественные цели и ARVA и Tracker и более раняя и более дешевая М1 Ортовокса ведет. Опять , таки . Все дело в том , что бы уметь данным пользоваться.

[quote]Ну вот представь ситуацию, когда у тебя на бипере будут 3 цели - и кого ты будешь первого откапывать? Того кто ближе? Или метаться между этих целей, думая, кому ж первей помощь нужна? [/quote]
Кому нужна первая помощь к сожалению датчики еще не научились определять :wink:
Говорю сейчас за ARVA A.D.vans. уже заранее на экране визуальное сообщение о множественных целях . Сигнал схватывает и ведет туда где он силнее. Т.е к ближнему. Весьма удобно таскать с собой наушники. Помимо визуального восприятия , ощутимо помогает и звуковое . Найшники помогают в концентрации внимания. Вообщем с ними как то четче все происходит . Это как близорукому в очках .
Если вышли на цель . и "крестом "определили точное место , втыкайте щуп , помечайте место . Если есть кому рыть , пусть роют.Затем передергивайте затвор бипера. Он сбрасывает этот , наиболее мощный сигнал и отправляет вас к следующему ближайшему источнику. При этом , если более других сигналов не поступает , индикатор множественных целей затухает. Ну и т.д.
Опять таки . Все дело в навыках . Та же лавинная бригада в Приэльбрусье , после десяти минут обьяснений и часа тренировок, щупом попадали в зарытую пачку из под сигарет ( приблизительно на метр глубиной). Я им в пачку засовывал пассивную пипсу.
Существует некий ряд прописных правил при пользовании бипером ( действиями связанными с выходом на лавиноопасный
склон , поиском и т.д.) Если их соблюдат , любой прибор будет послушным.

Конечно цыфра-аналог на порядок комфортнее нежели просто аналог.
Есть еще один не маловажный фактор . Это то , что отличает тренеровку от реали. Я бы сказал , что это напоминает панику...При этом , люди не умеющие справиться с ней , не только забывают как пользовать прибор , имя свое не могут вспомнить ...
0  
sondre    6 Мая 2007 (20:24)   #
[quote]Есть еще один не маловажный фактор . Это то , что отличает тренеровку от реали. Я бы сказал , что это напоминает панику...[/quote]

+1
0  
SShura    8 Мая 2007 (21:47)   #
Хех... Панику... Панику будем стараться. Тут уж либо включил моск и начал делать - либо подвел людей, причем оч сурьезно. Ладно - будем уверены, что мы не барышни и не разнюнимся, хотя бы сразу, пока нужна концентрация...

MaxL, пачку ммм.... сигарет? То есть такая потрясающая точность?!

Sunscrit, D3 Ortovox дороже на 1500 рублей чем ARVA Advanced. ARVA Advanced стОит как Tracker DTS - вообще я к нему сначала склонялся.

MaxL, не зря высшими образованиями обрастаем и книжки читаем, думаю с бипером сумею справиться после определенного количества тренировок.
Как думаешь, Sunscrit, справлюсь? Или бипер это сугубо для избранных - такое ощущение, что ты именно это хотел выразить своей тирадой... :roll:
0  
sondre    8 Мая 2007 (22:45)   #
SShura, -у тебя уже лето на дворе,а ты-"биперы шмиперы" :? пайди и просто купи который по деньгам подходит smile.gif


а ваще праильный совет-купи самый лучший и подари другу с которым катаесся(с),а себе попроще что нибудь типа"пипс"
0  
Sunscrit    9 Мая 2007 (10:48)   #
SShura, если видишь на клетке со львом надпись "буйвол" - не верь глазам своим (с) laugh.gif

sondre, а потом не дай Бог что, и человек всю жизнь себя будет винить: "на его месте должен был быть я" (с)
0  
sondre    10 Мая 2007 (10:17)   #
SShura, вот здеся в свое время много терли,в принципе кансесуса каогото достигли
http://ski.spb.ru/conf/index.php?showtopic=1380
0  
SShura    10 Мая 2007 (13:00)   #
sondre, спасибо, почитал - но там не в тему, - там в основном - а нужен ли бипер - я-то не сомневаюсь, что нужен - волнует техническая сторона вопроса! Ладно, что нибудь прикуплю. Либо трекер, либо ортовокс...
0  
Webaib    10 Мая 2007 (20:40)   #
sondre,
а с абс катадзе-нюню?эт сколько ж здоровья надо

ну куда уж там 2-3 кг на спине уже не унести )

SShura, ну во первых АБС только от пылевых лавин, ежели мокренько - прикопает вместе с надутыми подушками Smile
а во вторых, с АБС не пущают в самолеты. Ибо баллон со сжатым воздухом запрещен к транспортировке.

http://wwwslf.slf.ch/schnee-lawinen/Lawine...eldversuche.pdf
это вам в магазине с биперами сказали? Вот по ссылке тесты SLF. 13 Манекенов в мартовской средней лавине на высоте 2600. 4 без абс - все закопаны. 7 либо вообще не закопаны, либо видны их баллоны и только 2 полностью скрыты под снегом.
Далее там же у них есть статистика по абс с 90 года - 40 человек с абс побывали в лавинах. 32 воспользовались абс, 8 нет, но не пострадали. из 32 только у 5 лицо было закрыто снегом, но у всех были видны баллоны на поверхности. 1 из них засыпало набегающим снегом дальше, его к сожалению не смогли спасти во время. Итого из 32 - 1 погибший. Это конечно не панацея, но если кататься с чайниками, то это серьезное подспорье, хотя от ЛВС никто не заставляет отказываться. Я всегда хожу с АБС, и почти всегда с ЛВС )

Хоть раз в самолете отнимали АБС? У меня ни разу. Сколько летал ) еще ни разу в самолете не раскрылся. Да ну если и сработает ), что произойдет с самолетом? У них там такие же надувные жилеты и лодки с такими же баллонами летят под каждым сиденьем и вроде ни чего )))

В целом мне ни кого уговаривать не надо ) я просто написал, что я лучше возьму всегда с собой АБС, нежели чем ЛВС, но имею оба.
0  
SShura    14 Мая 2007 (15:51)   #
Webaib, а как ты АБС в самолет на контроле проносишь, а? Вот что интересно!
  • 2
  • 2
  • 1
+2  
MaxL    14 Мая 2007 (19:27)   #
В желудке !
0  
SShura    17 Мая 2007 (17:00)   #
MaxL, мне вообще-то и правда интересно.
Специально звонил в несколько авиакомпаний - они прямо сказали, что провозить баллоны со сжатым воздухом ЗАПРЕЩЕНО у них. От того и вопрос такой возник...
Из желудка особо большую подушку не надуешь smile.gif
0  
Webaib    23 Мая 2007 (15:50)   #
Я просто ни кого не спрашивал ), меня кстати тоже.

MaxL, хаха, ёпте, юморист, случаем не петросян?
0  
bulletman    4 Июня 2007 (14:51)   #
вот... нарыл... а то биперы, авалунги... вот как надо smile.gif
http://community.livejournal.com/mountains...48367.html[url]
  • 2
  • 2
  • 1
+2  
MaxL    4 Июня 2007 (16:39)   #
QUOTE
MaxL, хаха, ёпте, юморист, случаем не петросян?

Неа . Петросяны в службе безопасности апортов работают.
Судя по тому , что

QUOTE
Я просто ни кого не спрашивал ), меня кстати тоже.

Но где гарантия , что в один прекрасный момент не налетишь на добросовестного служителя? А как не проканает извечное Авось?
0  
Webaib    4 Июня 2007 (20:29)   #
Ну тут уж ни чего не попишешь, я живу в Германии и если даже изымут, я более чем уверен, что не потеряется, приеду назад - заберу. Да мне и на машине не долго до Альп, просто самолетом бывает дешевле. Как вариант, у местных агентств, организующих фрирайд встречал в прокате абс. И когда шел с ними, то его выдавали за копейки, что–то около 5-ки на день. Правда только два раза попадал, но я после того как себе приобрел, перестал интересоваться.