+3

Дорогая моя Норвегия! Не путевые заметки с лирическими отступлениями.

kuba Лента автора 28 Октября 2011 (09:00) Просмотров: 1180 10

Не рекомендуется для прочтения не соотечественниками – очень много сравнений с Россией.

Дорогая моя Норвегия! Обычно так начинаются письма к близким нам людям.  Или когда говорят о затратах на поездку. У меня же взаимоотношения с этой страной достаточно давние и запутанные, и, даже удивительно, что мы с ней встретились только сейчас.

Лилихаммер.
Начались они еще в молодости, когда я увлекался историей освоения Арктики и Антарктики. Норвежец Руаль Амундсен первым достиг Южного полюса земли, а Фритьоф Нансен в свое время был близок к покорению Северного полюса. А кто не помнит путешествия Тура Хейердала? Дух древних викингов никогда не покидал эту страну.
И, конечно, конечно! Каждый, кто любит горные лыжи, знает о легендарном Сондре Нордхейме. Именно стараниями этого простого норвежского плотника (вернее, благодаря изобретенной им технике спуска с гор на лыжах) началась эра современного горнолыжного бума. Кстати, плотники в истории нашей цивилизации играют заметную роль, достаточно упомянуть еще одного – Иисуса Христа.
Трюсиль. Суровый фрирайд.
Третья зарубка в моей душе – мечта о поездке на Олимпиаду в Лиллехаммер. Эта мечта не сбылась.  Мечта родилась в 1990 году и казалась реальной, но в 1994 в России такие мечты не сбывались.

Москва – Осло с пересадкой в Копенгагене. Пока наиболее опытные путешественники с азартом уничтожали дьючные напитки, я вспоминал, чем славен Копенгаген и что там можно увидеть - в случае задержки стыковочного рейса. Докладываю: рейс прилетел вовремя, но все наши закупки в Шереметьевском дьюти-фри были бесцеремонно отобраны доблестными датскими таможенниками. «Низяяяя!». Ну, надеюсь, они хоть выпили за здоровье лоховатых русских туристов. И не слабо так выпили))) Ну да Бог им судья, а другим – наука.

Трюсиль.Ночь.
Прибыли в сумерках на славный курорт Трюсиль. Заселились во что-то многозвездочное - Radisson Blu Trysil. По дороге больше всего впечатлило жилье норвежцев. Вид изнутри - его можно наблюдать, не выходя из автобуса и даже не останавливая его. Большие окна, лишенные всякой светомаскировки в виде штор, жалюзи, занавесок, позволяли прямо с дороги знакомиться с интерьером и дизайном первых этажей домов. Очень напоминает аквариумы. Не знаю, смог бы я так жить. А интерьеры достаточно типичные: большая плазма, камин, стол, диванчики, кресла. Большинство гостиных в России такие же (если вычеркнуть камины).
Трюсиль. Фрирайд на слаломках.
Трюсиль. Вы знаете, Трюсиль - это Хибины, которые мы не смогли сделать Трюсилем. Те же три долины вокруг горного массива, в которые обращены регионы катания, примерно такая же длина трас и уклоны. Но, если на Айкуайвенчорре (именно его я имел в виду, говоря о хибинском Трюсиле) мы имеем музей становления канатных дорог СССР с плохой сохранностью экспонатов, то здесь - более 30 подъемников разных типов. Вместо вечно раздолбанных 5-7 км якобы ратраченных трасс – 66 трасс вылизанных, как сами знаете что, протяженностью более 70 км. 3 детских зоны катания, 2 сноупарка (один «любительский, второй – для профи, с дури туда соваться не советую),  хайф-пайп (если, кто не в курсе – в России их всего два, один не ФИСсовский). Такая вот арифметика. Норвежская.
Трюсиль - парк.

Мы ухитрились за короткое время объехать практически всё, и, если бы не фанатичные поиски мест внетрассового катания, то точно объехали бы всё. 
Что больше всего вставило?
Регион Трасса Høgegga. Черные крутые трассы – идеально подготовленные, в основном искусственный снег. Новичкам не советую, кайфа нет скоблиться, а попасть под «троллейбус» (лыжник, летящий в стойке скоростного спуска), мчащийся под сотню – это запросто. Кто в теме – не мучьте себя здесь на универсалах! В прокате под эту зону брать слаломки (им после каждого клиента канты точат! Кошмары нашего городка!), если владеете орудием – лыжи для гигантского слалома. И здоровья вам побольше! Внизу сноупарки. Который попроще - он правее. Но с ходу не советую: дурная привычка стоять или, не торопясь, ехать под трамплинами имеется у всех придурков мира. Но с верхнего трамплина все просматривается.
Карверам. Есть у них в этом регионе такая развлекуха. За отдельную плату!))) Встаешь затемно. Едешь наверх - специально включают для этого транзитный подъемник на 20 минут. Спускаешься к харчевне. Завтракаешь чем-то (я еще к этому моменту не проснулся толком). И наверх! К этому времени уже вот-вот солнце встанет, видно уже хорошо. И девственно нетронутые трассы – твои! Если честно, я не фанат трассового катания, но упустить случай погонять по нетронутой ратрачке – преступление перед человечеством.

Тут, кстати, произошел со мной прикольный случай. Взял я в прокате короткорадиусные коротенькие карвы. На этот самом утреннем катании, после завтрака встегиваюсь с закрытыми глазами (надеялся еще на спуске к подъемной станции вздремнуть) и на втором повороте чувствую - что-то не то… то ли кофе с «добавками», то ли ноги окривели. При беглом осмотре оказалось, что лыжи – другие! Марка и раскраска та же, но длиннее и радиус больше. Но, как же так? Ведь они в стороне лежали! Видимо, кто-то, позже меня подъехал, но раньше заправился и в запарке «махнул не глядя» (тоже подремать на ходу хотел?).
Ну и спасибо тебе, мой незнакомый брат! На них по этим трассам куда как веселее.
Боялся, что будут проблемы при сдаче (все лыжи со штрихкодом, сканируются). Пытался на своем ужасном инглише объяснить ситуацию, но - меня похлопали по плечу, сказали «Раша гут!», на том и расстались.

Регион нам показывал местный гид и хороший человек – Матс. Очень рекомендую покататься с ним. Очень позитивный человек! С ним не чувствуется языковой барьер. Да и в баре с ним не соскучишься. Они с женой являются лицами курорта Трюсиль – найти их несложно.

Трюсиль. Матс.
Регион «Высокогорный центр Трюсиля». Находится в горной мульде или сильно выположенном цирке. Релаксационного плана катание. Если уже чувствуешь, что укатался, но уходить с горы не хочешь – тебе туда. Можно найти там и крутячки, но в основном «зеленка» (зеленые трассы).

Регион «СКИХУЛЬТА». Skihulta. Вот тут уже «погорячее» для поклонников внетрассового катания. Немного об оффписте на Трюсиле. В силу специфических климатических условий южной Норвегии, катание в целине возможно обычно до января-февраля. Затем снег уплотняется, сдувается сверху и мест с целиной найти трудно. А лес здесь практически некатабельный. А вот слева и справа от подъемников Скихульты можно найти такие места и весной.  Если справа – то мы после крутяка прихватываем немного леса, из которого придется выбираться скитуром, но не много - от 500 до 1500 метров. Слева (все стороны называются по ходу движения сверху вниз) - добрый такой крутячок, градусов до 25, может чуть более. Мы еще от подъемников S1, S2 траверсили к 28 черной трассе и правее ее нашли чудный крутяк, градусов за 30, по которому чудненько спускаться на подъемник Т28. И уже с него еще, еще, еще… Так, хватит.

Центральный и самый большой регион катания, который расположен в лесной зоне, интересен катальщикам среднего уровня: открытые (прямоватые) сине–красные трассы, нет ветра. Тем более, две креселки достаточно быстрые, без очередей.

Вечернее катание. Часть трасс освещается до 20 часов. Видимо, это забота о тех, кто стал кататься не с утра. Да и в зимнее время компенсирует короткий световой день.

И уж совсем невероятная для россиянина «Гарантия снега». В российском менталитете снежная субстанция анреальна. Она подчиняется каким-то потусторонним силам, для активации которых нужно много пить спиртного «За снег!», устраивать шаманские пляски, ворожить и привлекать другие оккультные обряды. Тут же - совсем прозаично, но твердо - курорт гарантирует тебе наличие снега. Не надо отслеживать движение циклонов, узнавать толщину снежного покрова после снегопада, надо ехать и кататься. Они меня добили!!! Если снега нет – возьмите свои деньги назад!

Хафьель. HAFJELL.

Хафьель. Олипиада, на которую я опоздал.
Это то место, о котором я мечтал почти 20 лет тому назад – Олимпийская гора. Находится рядом с Лиллихаммером – столицей Олимпиады.
Уютный несложный склон с несколькими черными Олимпийскими трассами. Когда я гонял по ним, меня не оставляло приподнятое чувство, словно находишься на «святой земле». Этому в немалой степени способствовал человечек с олимпийским факелом, вырубленный в прямом смысле топором на противоположном склоне. Он то прятался в соснах на трасах в лесу, то бежал перед тобой, когда едешь по черным.
Есть там, кроме лыжного катания, еще и тобогган, квадрики, айрборд, бассейн. Но ведь нам главное - это лыжи. Не правда, ли?
Есть несколько маршрутов скитура. Но лес практически не катальный. Ехать через него местами можно, но целостности физии гарантировать не берусь. Здесь правят бал карвинг и даунхилл. Говорить про идеальное состояние трасс - считаю плохим тоном))). Как и про наличие сноупарка.
Хафьель. Красота.
Обязательно нужно выкроить полдня для посещения Лиллихаммера. Это не сложно – все рядом, регулярное автобусное сообщение. Кроме Олимпийских музеев и объектов есть музеи, посвященные норвежской культуре, истории и архитектуре. Лично мне скучно не было.
Лилихаммер.
Жилье в домике/апартаментах. Пусть последнее слово вас не настораживает. Это не австрийская общага. Я долго подбирал слова, которыми можно их охарактеризовать – роскошно, шикарно, обалденно – все не то. Комфортно – это самое оно. При разумном количестве проживающих. Но можно и в два раза большей кампанией, но будет уже скорей весело, чем комфортно. Создается ощущение жилья на чужой круглогодичной даче – есть все для жизни (белье, посуда, холодильник, плита, камин, сауна, сушка, стиральная машинка, даже, по-моему, посудомойка!), только хозяева уехали. Я себя чувствовал лучше, чем в 5 звездах. Именно в такое жилье соответствует нахождению на горнолыжном курорте, когда дом не противоречит окружающей природе.

Квитфель. Kvitfjell

Квитфьель. самый верх.

Объединен общим скипассом с Хафьелем и Шейкампеном. Меньше часа езды от Хафьеля.
Своим рождением он обязан Олимпийской трассе скоростного спуска. По ряду причин Хафьель не подошел для этих соревнований. И в результате изысканий трасса была проложена именно здесь. После закрытия Олимпиады планировалось закрыть и эту трассу, так как все и оборудовалось как временный Олимпийский объект. Но нашелся частный инвестор, который выкупил Квитфель, развил его как горнолыжный курорт. Был организован целый регион катания рядом с трассой даунхилла, заново построен западный регион катания. Но больше всего поразило другое – построено всякого жилья коттеджного типа гораздо больше, чем необходимо для приезжающих сюда катальщиков. Как оказалось значительная часть недвижимости используется в качестве обычного жилья, загородных домов, дач. Обзавидуешься живущим здесь – жить в горах среди леса при полном отсутствии промышленности и автострад. Мечта!

Они, конечно, молодцы – инвесторы, строители, но жемчужиной курорта, несомненно, является трасса скоростного спуска! Я бы назвал ее черной жемчужиной. На этой трассе ежегодно проходит этап Кубка Мира по скоростному спуску. И она поддерживается в соответствующем состоянии боевой готовности. Местами «волчатники» установлены тремя рядами – это дает понять, на каких скоростях тут идет спуск. Практически на всем ее протяжении уклоны радуют и не дают расслабиться. Но для удовольствия надо и постараться. Вряд ли она доставит радость начинающим и предпочитающим комфортное катание лыжникам. Это - экстрим чистой воды! Буквально от стартовой будки на 25 градусном уклоне разгоняешься до сотни за считанные секунды. И начинаешь жалеть, что нет шлема, защиты-«черепашки» и  что канты не заточены, как бритва. Радует только то, что она отгорожена от других трасс и на ней не «пасутся» чайники. Пройти «боевым» темпом эту трассу мне так и не удалось. Но чувство, когда на скорости в отрытый рот воздух запихивается так, что легкие надуваются, я схватил. Это, может быть, самое яркое впечатление от катания по трем курортам.
И надо сказать, что прилегающие трассы в основном спортивные – при нас на трех трассах шли тренировки молодняка, а на одной соревнования среди мелкоты.

Западный регион на контрасте с даунхильным. Спокойный рельеф, широкие трассы, небольшие уклоны. Местами проезжаемый лес. Сноупарк. Здесь можно ненапряжно в лайтстайле потупить (хотел сказать: релакс без экстрима, после пары пива в обед). Катнуть по остаткам целины, порассекать по лесу. Попрыгать на естественном рельефе (ну да, и здесь мы нашли себе движуху).
И о фрирайде (с)! По заявлению администрации курорта, с которой посчастливилось общаться - мест для внетрассового катания здесь нет. Администратор с культовым именем Сондре, выразился еще более определенно: «Фрирайд у нас засекречен».
Ну, нам-то без разницы, что у них там за секреты. Этот спуск мы вычислили. От вершины все было полого и пушисто. Затем начался лес с одновременным увеличением уклона. Поскольку тут, похоже, что действительно редко, кто катается и следы отсутствуют, пришлось интуитивно выбирать линию спуска. В итоге она привела в лесной ручей, по руслу которого спускаться было прикольно, но «на измене», поскольку ширина спуска, свободная от леса, не превышала 2 метров и изобиловала дропчиками и поваленными деревьями. Но, как совершенно мудро говорит великий русский народ - «Битому неймется» - второй спуск закончился курсами скиальпинизма без снаряжения, прыжками без лыж, и непролазной чащей на закуску для релакса.

Квитфьель.Секретный фрирайд.
Квитфьель.Кирха.
Квитфьель.Мишка.

Я не считаю себя сентиментальным человеком, но хочется отдельно поговорить о норвежских детях.

Скитур-беби.
Детки
Трюсиль. Детки
Первое. Они действительно нордические пацанчики. Не раз наблюдал их с родителями в очереди на прокат инвентаря. Они - неулыбчивые стоики. Там бы наши русские детишки, скорей всего, и поревели, и покапризничали, и побегали – норвежская мелкота стояла, где поставили, держа лыжи (наши бы кинули куда-нибудь или родители держали бы, чтоб чадо не устало), без эмоций, только голова еще не выдерживает тяжести шлема и кажется, что смотрят исподлобья.
Картинка, когда чадо уже на лыжах, но еще с соской не редкость.
Второе. Понравилось отношение курортов к детям – везде есть обустроенные детские трассы. Обычно это пологие спуски в зоне выката с всякими троллями – персонажами местного фольклора. Причем при проезде еще включается звук – или песенка, или музыка. У кого росли дети – тот поймет и такой сервис, как наличие детского инвентаря в прокате – буквально начиная от 40 см лыж для еще не научившихся ходить.
Третье. Соревнования у них начинаются если не с пеленок, то лет с 4. Мы были свидетелями таких стартов – причем болельщиков было больше, чем у нас на взрослых соревнованиях – это родители и родственники. А со школьного возраста они уже мочат по вешкам, что наши разрядники.

Прокат лыж и снаряжения. До недавних пор я таскал с собой в горы по две пары лыж. Однажды даже подумывал три взять. Вот этого совершенно точно не надо делать в Норвегии. Ассортимент лыж и их подготовка (российские прокаты обычно предлагают прокатные модели с «круглыми» кантами, которые точат в лучшем случае раз в год) – привели меня в культурологический шок. ТАМ ЕСТЬ ВСЕ!!! Начиная от лыж для телемарка и заканчивая чуть ли не рейсинговым  спортцехом. Причем все в идеально подготовленном состоянии. Я поменял несколько моделей – все они были с восстановленной скользящей поверхностью и свежезаточенными кантами.

Об алкоголе. Данная нам ментальность подразумевает отдых с «употреблением» после катания. Хорошо это или нет – речь не об этом. Но национальные норвежские особенности торговли алкоголем заточены на невозможность его приобрести по двум причинам – неудобный режим работы алкошопов при их ничтожном количестве и ценовая политика. Так, что посещение дьюти-фри по приезду –  обязательная процедура. Меня удивило, как норвежцы по прилету закупаются. Такое ощущение, что на полгода минимум. Оказалось, что это такая традиция, и часто алкоголь является подарком для друзей и близких.

Дорогая моя Норвегия, я снова буду ждать встречи с тобой!

Фото: А. Курбангалеев, В. Лучанский.

Автор благодарит Совет по туризму Норвегии (www.visitnorway.ru) за предоставленную возможность посетить горнолыжные курорты Норвегии.

Автор: Александр Курбангалеев
+3
  • 3
  • 2
  • 4
0  
Гент    28 Октября 2011 (10:27)   #
Приятно читается!Атмосфера есть)))Сенкс! Севера -духовитые, несомненно стоят посещения,но пока есть новые сотни км трасс в Альпах,ну невозможно ехать еще куда-то!)))...Но все равно,Родина Викингов- Круто. По настоящему
  • 1
0  
drvad    28 Октября 2011 (14:57)   #
Отдыхали в Норвегии летом, проезжали мимо нескольких горнолыжных курортов, в том числе и Лиллехаммера. Присматривался к курортам с точки зрения возможной поездки. Для себя сделал вывод, что ехать туда не стоит. Горы небольшие, трасс мало, проживание достаточно дорогое и ехать довольно-таки далеко.

Если едете на автомобиле - алкоголь стоит купить на пароме, он там и дешевле и через границу тащить не нужно. Потом в магазинах ничего крепче пива за 80-200 руб не видели. Спец. магазины работают не каждый день, недолго и надо знать где их искать.

По ценам в Норвегии вообще - мне показалось, что разговоры о дороговизне несколько надуманные. Продукты, если не хватать на полках первое попавшееся в руки, не дороже, а чаще и дешевле Московских (например практически каждый день покупали свежее мясо за 100-200 руб/кг), но при этом проживание и бензин достаточно дорогие. Дорог также прокат авто.
0  
ROGER64    28 Октября 2011 (15:06)   #
Цитата(drvad @ 28.10.2011, 13:57)
По ценам в Норвегии вообще - мне показалось, что разговоры о дороговизне несколько надуманные. Продукты, если не хватать на полках первое попавшееся в руки, не дороже, а чаще и дешевле Московских (например практически каждый день покупали свежее мясо за 100-200 руб/кг), но при этом проживание и бензин достаточно дорогие.

цены на хлеб (х/б изделия) и молоко (молочные изделия) просто ЗАПРЕДЕЛЬНЫЕ!
  • 1
0  
drvad    28 Октября 2011 (15:11)   #
Цитата(ROGER64 @ 28.10.2011, 15:06)
цены на хлеб (х/б изделия) и молоко (молочные изделия) просто ЗАПРЕДЕЛЬНЫЕ!

Разные там цены на все. Покупали хлеб и за 30 руб и за 100. Молоко не пью - не смотрел, но по всему что периодически покупали (а были мы в дороге 16 дней) цены +/- сравнимы с Москвой при несравненно лучшем качестве.
0  
bkr    28 Октября 2011 (19:12)   #
Вай! Cпасибо! Хорошо написал, душевно
  • 1
  • 1
0  
danilovmy    29 Октября 2011 (23:30)   #
Куба, супер, спасибо. Может доедем туда с супругой. После твоей статьи очень-но захотелось!
  • 198
  • 83
  • 77
0  
kuba    1 Ноября 2011 (01:55)   #
Цитата
Горы небольшие, трасс мало, проживание достаточно дорогое и ехать довольно-таки далеко.

- в какой то момент заметил, что для меня количество трасс не соответствует качеству катания. как пример -катание по трассе олимпийского даунхила - стоит целого курорта с 50 км трасс
- проживание по чиповой цене возможно для большой кампании, вдвоем действительно оно покажется не бюджетным...
- далеко, согласен... но люди почемуто ездят в шерегеш, который дальше и где трасс еще меньше))) все относительно...
я не спорю, просто на многие вещи стоит посмотреть с разных сторон...
  • 7
  • 5
  • 3
0  
Dulsiney    1 Ноября 2011 (16:51)   #
Цитата(kuba @ 1.11.2011, 1:55)
- в какой то момент заметил, что для меня количество трасс не соответствует качеству катания. как пример -катание по трассе олимпийского даунхила - стоит целого курорта с 50 км трасс
- проживание по чиповой цене возможно для большой кампании, вдвоем действительно оно покажется не бюджетным...
- далеко, согласен... но люди почемуто ездят в шерегеш, который дальше и где трасс еще меньше))) все относительно...
я не спорю, просто на многие вещи стоит посмотреть с разных сторон...

Однако философ... icon_biggrin.gif
Но Норвегия, по моему, для фанатов Севера...
0  
Extrim    29 Мая 2012 (09:09)   #
супер! eusa_clap.gif
по поводу дути фри и датчан, независимо в каком аэропорту европы у вас стыковка вам не дадут пронести через контроль безопасности (таможенники тут ни причём) сосуды обьёмом более 100 мл, даже если это куплено в дутифри предыдущего аэропорта. сосуды надо сдать или в багаж или закупки делаются в последнем аэропорту.