Ищу инструктора по горным лыжам с 21... 21 Марта 2024 Россия, Приэльбрусье
Эльбрус Чегет в конце марта 29 Марта 2024 - 1 Апреля 2024 Россия, Приэльбрусье
Ищу компанию для катания лыжи 1 Апреля 2024 - 8 Апреля 2024 Россия, Приэльбрусье

Эльбрус, полный подъем и спуск на лыжах!

grecha Лента автора 14 Августа 2020 (18:58) Просмотров: 4003 29

Для особенно ленивых в конце будет видео, а тем кому читать не лень, видео тоже обязательно к просмотру. Приятного чтения и просмотра.

Скитур-восхождение

Идея затопать на Эльбрус в лыжах не нова, да и сам по себе скитурный подъём на вершину тоже абсолютно рядовое явление. Но чаще, из-за сложного снега, восходители прицепляют лыжи к рюкзаку и идут в таком виде наиболее крутые участки, или же оставляют снаряжение на седловине, чтобы не испытывать мучений на последнем отрезке подъёма к заветной вершине. Я был внутренне настроен проделать весь маршрут в лыжах, потратить чуть больше сил, возможно где-то рискуя, где-то неоправданно расходуя энергию, но всё ради самой идеи — полный скитур-подъём в лыжах.

Чегет

Мы приехали в Приэльбрусье поздно вечером, и, чтобы не терять время, сразу же пошли на Чегет, для ночевки на первой акклиматизационной отметке. Я плохо переношу высоту и имею проблемы с выносливостью, поэтому подъём в гору с палатками, спальными мешками и прочими нужностями вызвал у организма весьма предсказуемую реакцию — «А нафига?». Но чегетские виды, Сёмерка, Донгуз-Орун, Когутай и, собственно, сам Эльбрус, успокоили внутреннего лентяя, заполнив всё внутреннее пространство красивыми картинками. В окружении таких красот, сочных красок и новых эмоциях забываешь обо всём на свете, хочется только смотреть, дышать и любоваться этой безграничной прелестью природы. Да, фотоаппарату, телефону и видеокамере в таких случаях тоже отдыхать не приходится.

Ночевка на Чегете оказалась очень комфортной, а главное, тёплой, чего я, признаться, не ожидал. Ночуя в Поляне на значительно меньших высотах, мы то и дело подмерзали, даже в самых тёплых для летнего сезона спальниках. Забегая вперёд, скажу, что все ночевки, в том числе и ночь перед восхождением в штурмовом лагере, были тёплыми, к большому удивлению всех участников группы, особенно Дениса, который привез на Эльбрус полный рюкзак спальных мешков (в том числе и для нас, так как мы боялись замерзнуть).

Гара-Баши, помойка, горное озеро

После Чегета нам необходимо было набрать ещё высоты, и самый простой способ сделать это —начать подниматься по высотным отметкам на Эльбрусе. Вторую ночевку мы решили организовать на Гара-Баши и совместить приятное с полезным. А именно, тест скитурного снаряжения, покатушки и различного рода съёмки под эту кухню. Добрав всё недостающее снаряжение в прокате Альпиндустрии (ледорубы, кошки, рюкзаки, лыжи для Дениса), мы неспешно выдвинулись на Азау и дальше на канаточке, как белые люди, вверх до третьей очереди. Можно было и пешком, но спина просила сжалиться, а светового времени оставалось всё меньше, ведь на тот момент мы ещё не решили до конца с форматом ночёвки. Высота всё разрулила за нас. Поднявшись наверх и потаскав тяжелые рюкзаки со снаряжением, я ощутил, что в голове появился легкий туманчик, а в отвыкших от тяжелого физического труда ножках — неверная дрожь и слабость. Недолго посовещавшись, решили сбросить ещё пару сотен метров высоты и встать между Гара-Баши и Миром.

Симпатичное горное озеро определило за нас точку ночёвки, более симпатичное место на планете Эльбрус найти было сложно. Вообще, на контрасте после зеленого Чегета вулканический Эльбрус выглядит сурово и как-то по-марсиански. Постоянное ощущение, что сейчас появится марсоход, а в нём — зелёные человечки, не покидает сознание. Выжженная планета, а «благодаря» обилию туристов, с самыми разными представлениями о поведении, чистоте, любви к природе и уважении к горам, на этой планете ещё и горы мусора.

Вообще, обидно и даже иногда до злости, видеть, как загадили склоны величайшей горы в нашей стране. Ужасное щемящее чувство и желание не видеть этого кошмара постоянно не покидало меня, во время всех ночевок и пребывания в зоне, доступной для жизнедеятельности человека. Человеки там такого нажизнедеятелили, что годы и долгие годы придётся вывозить оттуда тоннами это. Самое неприятное, что среди этого мусора встречается много отходов, по всем признакам оставленных альпинистами — людьми, которые приезжают в горы если не с любовью, но хотя бы с уважением. Грустно.

Вторая ночевка на высоте 3600-3650 (показания расходятся) сделалась весьма комфортной, но штормовой ветер, дождь и гроза не дали нам выспаться и принудили срываться с места стоянки, дабы не разделить участь девочки Элли из «Волшебника изумрудного города». Дальше мы совершенно точно были готовы к пребыванию на высотах выше 3800, и, соответственно, настало благостное время покатушек на Лыжах!

Жара и катание по ручьям

Если зимой ты уверен в том, что каждый метр, который ты поднимаешься на скитуре, будет откатан тобой на спуске, то весной же это расстояние уменьшается. Чего уж говорить про лето! Хорошо хоть, канатки работали, и нам не пришлось тащить весь скарб в заплечных мешках прямо с поляны Азау. При выходе на скитур рано утром, оценивая ледяной замес с вкраплениями вулканической крошки, грязи и камней, ощущения от ожидания предстоящего спуска едва ли можно назвать радостными. Взбежать на гору, чтобы раскатать всё это — ну так себе история. И тем не менее, не даём себе долго рефлексировать — удаление вчерашнего слоя г**на с лыж, наклейка камуса и потопали. Чем выше поднимаешься, тем больше опций для спуска начинает вылезать на поверхность. Рельеф не такой простой, как кажется, всюду ручьи, бугры и прочая утварь, правда, с набором высоты камни в снегу попадаются всё реже. В тот момент, когда жаркое летнее солнце растапливает склон, и снег отпускает, начинается ГОРНОПЛЯЖ. Примерно с высоты 4500-4700 состояние снега близко к идеалу: абсолютно весенне-летняя кашица, пружинящая, скользкая, неровная! Плюс, в какой-то момент бесконечные ручейки сливаются в огромные водяные потоки, которые превращаются в водопады на самых крутых участках спуска. Я не просто так про ручьи тут написал — оказывается, ручьи и есть идеальная траектория спуска для лыжника (если он уверен в мощности своей сушилки для ботинок). Ручьям-то мы и посвятили отдельную часть всех наших покатушек. Максималка в ручье 56 км/ч (по версии гоупро), самый длинный проезд по ручью с поворотами метров на 200, и парные заезды по ручьям =) В общем, чем бы дитя не тешилось, лишь бы не альпинизмом.

Трамплин, неожиданная встреча, фристайло

Вообще, под поездку мы ставили несколько задач: наснимать всякого, хорошенечко погулять по региону, а мне ещё очень сильно хотелось соорудить трампос на высоте 5000 +. Собственно, тестировать строительство трампика на высоте было запланировано на третий акклиматизационный день на Эльбрусе. Как показывает практика и жизненный опыт, когда есть минимальное заделье, скучный процесс акклиматизации становится куда интереснее. И не обязательно возводить сноупарки или рыть пещеры, ведь если есть возможность и должный опыт у группы, нужно просто чуть разнообразнее проводить время, чем тупо подъём до «Пастухова» и обратно. Мой же опыт говорит о том, что целый день попрыгушек в парке на Гара-Баши и есть сама по себе отличная акклиматизация, а главное — это очень весело (в прошлые годы лет пять подряд приезжал на Эльбрус летом прыгать в парке, о восхождении даже и не думал)! Итак, мы поднялись чуть выше скал Пастухова и, к своей радости, обнаружили микрорельеф, оставленный разворачивающимся ратраком. В этот рельефчик прекрасно вписался наш кикер, который мы забахали минут за 30, успевая при этом записать обучалку о том, как строить трамплины =)

И вот значит, настраиваемся на попрыгать, как вдруг я слышу знакомый голос. Нет, я, конечно, знал о том, что где-то тут бродит моя сестрица, но вот чтобы так и в таком месте... В общем, оказалось, что Юля зашла на Эльбрус и как раз спускалась с восхождения. Несколько попыток встретиться ранее были безуспешными и тут на тебе, в таком месте! На радостях я вручил уставшей Юле фотоаппарат и заставил себя фотографировать, каюсь, но зато фоточка есть. Совсем чуть-чуть пообщались, и они пошли вниз, уж очень тяжело им было находиться на высоте после такого сложного дня. Сестра у меня много лет ходит в походы, в горы и занимается спортивным туристическим многоборьем, так что состояние, в котором она спускалась с Эльбруса, слегка встревожило меня. Там явно будет не просто.

Распрыгав трамплинчик и ещё немного поснимав видео, мы газанули вниз без остановок. Ехать длинными отрезками по уже начавшей замерзать дневной каше было очень сложно, а при выезде на фирновые участки даже боязно... Что же будет там, наверху? А если погоды не будет? А если ветер? И ведь там более крутые участки есть! Но, как говорится, будем посмотреть...

День отдыха

Прекрасно попрыгав и раскатав километры говноснега, мы решили, что уже наступило время, когда надо отдохнуть в долине, и только затем уже подниматься в штурмовой лагерь, чтобы ловить погодное окно для восхождения. Горячая вода, горячий суп и горячий прием на Чегетской поляне очень контрастировали с жизнью на «Марсе». Именно такое ощущение от пребывания на южном склоне Эльбруса у меня сформировалось. Безжизненные вулканические поля, серость июльских ледников и, к сожалению, много, очень много мусора. Чегет же, напротив, утопает в сочной зелени, в лесу грибы, черника и невероятная палитра дивных запахов в кавказском стиле. Признаться, возвращаться на «Марс», с его космическим ландшафтами, безграничной пустотой и кривыми марсианскими модулями, хотелось не особо. Лишь желание водрузить флаг в кратере вулкана красной планеты, посмотреть на огромные горы с высоты горы ещё более огромной, а главное, затащить наверх лыжи, прикрепленные к ногам, нехотя подталкивало меня к очередным лишениям. Откушав кавказской кухни настолько впрок, что боль от падения на ледяной склон голой ж***й — это цветочки по сравнению с тем ощущением избыточного давления, которое испытал мой переполненный живот, мы пошли за десертом. Действительно, подобный аппетит я давненько в себе не отмечал, но как говорится, «ни в голове, ни в ж**е», уж простите за постоянное упоминание этой части тела, впредь постараюсь держать себя в руках.

Восхождение

Итак, мы поднимаемся к «Приюту 11» в надежде стартовать утром на вершину. Внимательный читатель заметит — «А не рано ли?». Пожалуй, рановато, но погодные окна по талонам. Прогноз в моём телефоне давал, в целом, хорошие перспективы на завтра, но в разговоре двух коллег-восходителей промелькнула фраза про сильный ветер. Так и случилось, уже с вечера задул сильный ветер, который всю ночь не давал особо спать, а поход в туалет превращал в лёгкое приключение. Обильно отужинав дошиками, начинаем потихоньку готовиться ко сну, время для отдыха с запасом, так как рано мы выходить не планируем. Основная идея восхождения всё-таки скитур, то есть катание, то есть горные лыжи, в желательно комфортных условиях. Поэтому хочется выйти на спуск в момент, когда ледяные комья, фирн и прочие коленные радости хоть чутка попустит солнцем. Плюс, пользуясь преимуществом, которое дают лыжи на спуске перед пешеходами, мы можем себе позволить ещё часок-другой отдыха. Выходим по свету, фонари не нужны, зорким взглядом орла замечаю несколько групп на косой полке... Помимо того, что мы разрешили себе выйти позже обычного, мы ещё в свойственной нашей команде манере дополнительно профукали запланированное время выхода на час.

Я не переживаю, так как из-за усиливающегося ветра не очень-то верю в успех миссии. И это мы ещё не вышли на открытое пространство, идём в скальном коридоре, и скалы очень хорошо защищают от ветра. Буквально на первом часе пути стали попадаться люди навстречу, всех не устроили порывы ветра, и они возвращаются — кто-то просто идет обратно с акклиматизации, а кто-то уже устал. И правда, к выходу на Косую полку ветер усилился так, что идти галсом влево просто невозможно (идем на скитуре, поэтому на крутых участках надо закладывать повороты). На первых же шагах я нацепил кошки на лыжи и не снимал их до самой вершины, лыжи с кошками — must have! У Дениса кошек нет, и после Ратрака (ратрак, засыпанный снегом, брошен примерно на 5000м) склон стал ощутимо круче и леденистей, я разницы большой не ощутил, а Денису пришлось идти ногами с лыжами на рюкзаке. По Косой полке только в паре мест идти некомфортно, в остальном же ты просто плавно набираешь высоту по прямой, на скитуре идти очень хорошо. На «косой», опять же, навстречу идут поникшие люди — то ли зомби, то ли колонна раненых из фильма про войну, в общем, зрелище весьма занятное. И, пожалуй, где-то здесь погода подарила нам шанс на успешное восхождение. На подходе к седловине ветер заметно уменьшился, и показалось солнышко. Мы вздохнули с облегчением и даже начали стаскивать с себя различные утеплители. Кстати, так и не понимаю, как все ходят на Эльбрус в этих вдесятеро утепленных пуховках, — я шёл в легком утеплителе на термуху и мембране поверх него. Лишь на спуске, когда ветер случился такой силы, что нас начало просто сбивать с ног, накинул ещё небольшой слой пуха сверху. Так вот, мы на седле, и впереди самый сложный и самый крутой участок подъёма. «Взлётка» — две линии перил и то место, которое мне однозначно не рекомендовали идти на скитуре. Мало того, что склон очень крутой, ещё и состояние снега на нём отвратительное: фирн, местами с тонкой корочкой, местами просто голубой лёд.

Кстати, самое время открыть тайну! Мы не брали ледорубов, кошек на ботинки, и даже иконки не приклеили на рюкзак. Нет, обвязки, само собой, были и даже карабины (не уток стрелять, а которые на рюкзаке у альпинистов обычно висят). Подумали и решили, что лучше мы дрон и камеры затащим наверх, чем тащить туда бесполезное железо. В общем, как и ни хотелось рисковать лишнего, но любопытство было сильнее, и мы потопали. Я заранее наметил себе траекторию и попытался угадать с местами для киктернов, чтобы они приходились на пятна с проламывающейся корочкой, но даже несмотря на это пару раз словил робость в коленках. Последним галсом выполз к перилам, когда держаться на льду стало уже невозможным, накинул самостраховку и, вот тут не помню точно, когда именно, но довольно-таки скоро дунуло так, что меня чуть не перевернуло через голову. Пришлось вставать в распорку, как та корова из кинофильма про особенности национальной охоты.

В какой-то момент пришлось разобрать самостраховку и соорудить из нее схватывающий, так как я начал буксовать, таким макаром кусок склона «зажумарил» на схвате, было не очень-то удобно, но остановиться есть кактус я уже не мог (уж очень близок был финиш).

Перила кончились, мы вышли на плато. Последние метры давались особенно непросто, так как ветрище дул в лицо и обрушивался на нас зверскими порывами. Тут я отстегнул кошки от лыж, настолько неприятным было любое добавочное сопротивление на подъёме. Всё, финиш, дело сделано! А что мы получаем в награду? Ни Хре На.. Видимость нулевая, сил нет, и каждый следующий порыв ветра норовит нас сбросить с вершины вниз! В тщетных попытках расправить флаг для фотографии его приходиться держать зубами. Потом, стоя на коленках против ветра, снимаем камуса, периодически накрывая лыжи телом, чтобы их не сдуло, готовимся на спуск. Пока тупили наверху, первый раз почувствовал, что мне прохладно (лежавшая в рюкзачке запасная пуховка грела душу). Но быстрая езда и большие трудозатраты совершенно не согревали организм, он перешёл на какой-то новый режим существования, и поэтому при первой возможности я утеплился максимальным набором одежды (напишу тут слои: терма, ветровка с синтетическим утеплителем, легкая мембрана и тонкая пуховка; ноги: терма, флис и мембранные самосбросы). Почти сразу после начала спуска, точнее на крутом участке, где я решил навалить, заболела голова. Лучше ехать небыстро, так можно и без остановок, а вот делать ускорения — это ошибка. Снег для спуска отвратительный, хуже не придумаешь — кривой и косой лёд, который, к нашему разочарованию, так и не отпустило. Я на своих спичках местами даже порадовался, как они по этому льду шпарят, — ширина лыж меньше сотки однозначно решает летом! В остальном спуск был ничем не примечателен, кроме того, что мы обогнали толпы народа и прибыли в лагерь ещё и изрядно укатавшись. Как и не мечталось мне раздать немного фристайла на высоте выше 5000м, но надежды на строительство трамплина растаяли одновременно с надеждами на запуск FPV-дрона, который мы затащили на Эльбрус вместе с лопатой и желанием полетать и попрыгать. Видимо, переносим на будущий год!

Fin

Я уверен, что, если бы не погода в последующие дни, мы бы пошли снова и на этот раз забежали бы сильно бодрее и уж точно застроили бы там трампик! Но у погоды были свои планы, а у нашего друга Коляна ещё и рука отказала. Испугавшись всяких непонятных историй, которые часто случаются на большой высоте (боялись инсульта), мы недолго думали и сразу ретировались с высоты 4000 в царство зелени, шашлыка и лимонада «Груша».

Бывали ли вы на Эльбрусе, хотите сходить на вершину и скатиться с неё?

В этой поездке я однозначно понял, что без лыж туда ходить максимально скучное занятие. Но с лыжами и в хорошей компании оно того стоит! А сам регион просто идеален, чтобы стоптать там пару-другую трекинговых кроссовок.

Эльбрус, спасибо что пустил, и, надеюсь, до новых встреч!

ред. А. Исаченко

lyolik    14 Августа 2020 (20:08)   #
Красавцы!!! С Горой!
Отличный рассказ и видео.
grecha    14 Августа 2020 (21:28)   #

Спасибо, что на все время нашлось!

lyolik    14 Августа 2020 (21:37)   #
Мне, кстати, тоже заход с юга на Эльбрус каким-то извращением кажется. Не, если для галочки, то сойдёт. А вот удовольствие сомнительное. От Азау до Гарабаши вообще как по проезжей части путь.
Идеально было бы зайти с севера и скатиться на юг. Но как с барахлом быть...
grecha    14 Августа 2020 (21:51)   #

На север и уезжать, туда снег повеселее! А так да, с тяжеленными рюкзаками не попрешься, ток шерпами если вызволять)))

комментарий удален
starper    14 Августа 2020 (22:26)   #

Парням уважуха за подвиг и сочувствие за снег)

grecha    14 Августа 2020 (22:48)   #

Мы отдельно заценили катание по ручьям, но это требует отдельного рассказа) Точнее показа =)

EugenK    22 Августа 2020 (11:43)   #

Подвиг - это Баргель и иже с ним.

Michi    14 Августа 2020 (23:55)   #

Спасибо за подробный рассказ Вашего похода на Эльбрус. Читал с  удовольствием, как будто сам там побывал вместе с Вами. Соскучился по снегу,по горам, поэтому все вышеописанное воспринимается близко к сердцу.                                                                                                        P.S. Очень жаль, что те люди (уроды) не получили от своих родителей (уродов) должное воспитание об элементарных понятиях чистоты и гигиены, отсюда оставленный мусор и соответствующая культура поведения не только в горах, но и в повседневной жизни, icon_sad.gif

grecha    15 Августа 2020 (05:26)   #

И ведь это при том, что его регулярно чистят.. Но поток туристов - грязнуль, слишком велик. Если есть время на видео, его тоже желательно посмотреть, там не про мусор.. А вот сделать соц проект по очистке Эльбруса, меня эта идея не покидала всю поездку. Но нужно больше оглазки, а для этого надо раскручивать ролики на YouTube (через соц сети сейчас проще всего воздействовать на людей)

Michi    15 Августа 2020 (00:06)   #

Эльбрус летом имеет вид свалки без всякого участия человека.   Вулкан....

Согласитесь, природный мусор отличается от человеческого сранья, ввиде пластика, стеклянный тары, консервных банок и т. д.

Michi    15 Августа 2020 (00:44)   #

Картина там была отвратная даже без человеческого мусора.  Когда я та м бывал 100 лет назад особого мусора не было, но красивее от этого не стало.

Ну, что естественно, то небезобразно...Кому то это нравится. а кто то морщится от увиденного. Люди разные, разные вкусы, но мусор - это все таки ***, то есть плохо.

комментарий удален
Michi    15 Августа 2020 (11:50)   #

Пишут что картинки не видны, сейчас изменил настройки, появились?

Ок! Все доступноgood.gif

capdim    15 Августа 2020 (14:25)   #

С горой, отличный мувик!

skibars22    16 Августа 2020 (10:59)   #
Интересно, красочно. А трамплины доктор разрешил? Или опять, пока не клюнет? Насколько мне известно с грыжами категорически нельзя никаких прыжков, даже небольших. Если грыжа ушла, то ведь пять сек выдавить обратно. Подумал бы ты, Гриша, над этим - жить ещё долго. Я в 55 уже пол дня лежу, чтобы спины хватило на следующий выход на работу. А это не грыжи! У меня просто большой износ, истончение дисков и почти постоянный артроз. На погоду уже так стало нагибать, что работаю еле как, вертикально час выдерживаю даже в штангистском поясе. Смотри, думай хорошенько. И себя не обманывай. Смелость, она, конечно, города берет, но верни меня назад, я бы многое иначе сделал, чтобы не мучиться, как сегодня. Поверь, сила воли больше нужна, как оказалось, не с горок сигать, а жить потом с постоянными болями от травм и износа. Это куда тяжелее... Поверь.
grecha    16 Августа 2020 (20:41)   #

Я консультировался, естественно. Рюкзак за спиной, он тоже не на пользу..

Doxtur    16 Августа 2020 (20:42)   #

Так с какой высотыуже можно двигаться и не дохнуть?

grecha    16 Августа 2020 (20:44)   #

Все зависит от многого =)

Акклимуха, геолокация, личные данные и общее состояние на момент.

Mr.XX    17 Августа 2020 (11:24)   #

Все возможноicon_wink.gifhttps://risk.ru/blog/4911

Там красиво!

Да!

Вот это действительно круто!!!!rolleyes.gif

-=Shurik=-    17 Августа 2020 (11:56)   #

Прекрасный показательный отчет, показывающий, что на эльбрус не коптер тащить надо, а ледоруб.

Посмотрил видео, спуск в седло действительно на грани, ошибка- и полет с потерей 300 метров, а внизу то там каменные россыпи.

Так что уровень *** почти соизмерим с уровнем катания.

Полностью поддерживаю точку зрения автора о скучности тупо пеших подъёмов, но в такой снег и ветер нехрен с лыжами на вершине делать, только судьбу испытывать. Если бы голову включили, надо было после Пастухова обратно скинуться и погоды дождаться.

grecha    17 Августа 2020 (14:01)   #

Но погоду так и не дали, а прогноз у нас был.

Денис Доропей    17 Августа 2020 (21:23)   #

Ледоруб уже носили, пришло время коптера.

Mr.XX    17 Августа 2020 (14:47)   #

Непонятна мне современная тенденция использования лыж как дополнительный груз при подъеме и хреновые кошки при спуске.

Все-таки они для катания предназначены....

" Вам не понять - вы не любили!" (с)wink.png biggrin.png biggrin.png

RogerSki    30 Августа 2020 (01:42)   #

Парни, ну вы просто красавцы! Кайфанул и от чтения и от просмотра! А от того, как вы так бодренько "раздавали" по такому покрытию льдово-бетонному и в конце между камней и валунов больших и не очень - аж сам почувствовал, как колени дрожат и трясутся и не столь от напряжения, как от страха резко об него затормозиться и убраться вперёд, как из катапульты. Даже показалось, что в конце картинка была ускорена, возможно из-за формата камеры. И Денис Дорофеей - вообще молодчина и красавчег- везде шёл очень прям так бодро-бодро! Ещё раз - огромное спасибо за рассказ и доставленное удовольствие за просмотренное видео, подробное и обстоятельное. Ну, и конечно, одни завидки! Всем респект!

grecha    2 Сентября 2020 (22:37)   #

Спасибо, уже на подходе новое видео, там будет вообще швах!