+18

»стори€ девушки Ч пилота вертолЄтной компании Heliaction јси  агиной. ∆енский взгл€д на полеты в горах

Poleta Ћента автора 8 —ент€бр€ 2023 (17:27) ѕросмотров: 984 15

јс€  агина — пилот вертолета компании Heliaction, известной каждому, кто занимаетс€ фрирайдом, альпинизмом и другими активност€ми в горах. 

 

¬ертолеты этой компании, помимо основных задач, обеспечивают эвакуацию пострадавших в горах совместно с ћ„— и, в том числе, при наличии соответствующих страховок у туристов и альпинистов, которые включают риски эвакуации и поисковых работ при помощи борта, например, как на онлайн сервисе по страхованию Save Pro Life.

—  ак давно вы работаете с Heliaction и как туда попали?

— –аботаю третий год, попала совершенно случайно. ¬ предыдущей компании мен€ абсолютно все устраивало. “ак вышло, что мен€ пригласили работать в ћоскву. » на собеседовании € пон€ла, что не хочу туда переезжать. „еловек, который проводил собеседование, спросил мен€: «ј чего вы хотите?». я — сноубордистка, на тот момент уже катала фрирайд, знала, что такое хелиски. ћне казалось, что это — вершина карьеры, к которой следует стремитьс€. » € искренне ответила, что хотела бы летать хелиски. „еловек предложил — давайте € перешлю ваше резюме јлександру ƒавыдову в Heliaction, если они заинтересуютс€, то перезвон€т. „ерез 20 минут мне перезвонил —аша, и всЄ! я полетела в ѕ€тигорск на собеседование, все очень быстро произошло и все получилось.

— ј в детстве вы знали, кем хотите быть?

— Ќет, €, к сожалению, не отношусь к тем люд€м (знаю много таких), которые знали, кем они будут с самого детства. я была очень простым ребенком, не амбициозным. ѕросто занималась насущными актуальными вопросами своей детской жизни. “ак глубоко и далеко не планировала.

я — не из авиационной семьи. ѕросто условно одно из моих увлечений переросло в профессию, так вышло. я училась на пилота, окончила ќмский лЄтно-технический колледж гражданской авиации им. ј. ¬. Ћ€пидевского — единственный колледж, который готовит гражданских пилотов вертолета.  огда мен€ увлекла авиаци€, это совпало с тем, что надо было где-то учитьс€.

— —ложно было девушке поступить и освоить эту профессию? ѕотому что мы понимаем, что есть определенные стереотипы, и порой мужчины относ€тс€ к девушкам в небе с предубеждением…

— ћы с подругой были первыми девушками, которые поступили в наше вертолетное училище. я, конечно, не могу сказать, что вообще не сталкивалась с про€влением мужского шовинизма, но в целом, мне кажетс€, со временем отрицательные воспоминани€ стираютс€. ѕо большей части к нам положительно относились. ”словно на 700 мальчиков-курсантов мы были две девочки. Ќам даже давали какие-то поблажки — когда жили на аэродроме, мальчики, например, бетон заливали, дорожки делали. ј у нас была работа попроще — пол мыли.

¬ принципе, € летала всю жизнь, работала в нефтегазовой индустрии, как и большинство вертолетчиков в –оссии, там очень много вертолетной работы. –аботала по всей —ибири, за ”ралом, в «апол€рье, на ƒальнем ¬остоке, в ѕриморском крае.

— √де вам приходитс€ летать сегодн€?

— ” нас есть посто€нные точки — это наш  авказ, есть проекты на Ѕайкале, на  амчатке. »ногда в —очи, в  расной ѕол€не. ≈сть международные — јнтарктида, ћексика, „или,  оста-–ика.  ак раз сейчас € нахожусь в  оста-–ике, но, к сожалению, сейчас не сезон. ћы запланировали полетать в районе вулкана, но пока нам это еще не удалось, потому что вулканы посто€нно закрыты, идет сезон дождей. ј зимой очень красиво — это довольно разнообразный регион в плане природы.

— ≈сть кака€-то разница, где летать?

—  онечно, разница больша€. ќтличаетс€ каждый регион, даже один и тот же  авказ, у каждого свои закономерности. Ќапример,  авказ, јрхыз и  расна€ ѕол€на — они очень близко наход€тс€, лететь 45 минут, но там разный рельеф, он по-разному работает. ј если сравнивать  амчатку и  авказ — нельз€ сказать, что на  авказе легче, или на  амчатке легче. ќни просто очень разные.

 авказ — это довольно большие высоты.  амчатка — длинные рассто€ни€, высокие горы, сильный ветер, из-за этого — плоха€ погода. Ѕерегова€ лини€ иногда может мешать, потому что от нее поднимаетс€ туман. »ли наоборот, помогать, потому что вдоль нее можно пройти. Ќа  авказе — свои особенности, в зависимости от того, это ÷ентральный  авказ, «ападный или ¬осточный — везде будут разные услови€.

Ѕольшую роль играет Ёльбрус  — он как такой большой гигант-«холодильник», посто€нно подт€гивает к себе облачность.

— ” вас  есть любимый регион?

— ћне очень нравитс€ работа на  амчатке. Ќе очень люблю в —очи летать, потому что там жарко, очень много запретных зон, со всеми всЄ согласовывать надо.

— ќтличаетс€ ли полет на хелиски, когда вы возите группу спортсменов, от того, как вы действуете в случае несчастного случа€ и спасени€ человека?

— ¬се полеты похожи друг на друга, и все полеты отличаютс€, потому что всегда разные задачи.

— ¬ процентном отношении сколько вам условно приходитс€ прилетать на помощь и сколько — обслуживать другие задачи?

— ƒумаю, спасработы, это, скорее, 10% всех полетов.

— —колько пилотов работает в Heliaction, на каких вертолетах вы летаете?

— Ќа сегодн€шний день у нас четыре пилота. ¬ертолеты — Eurocopter AS350, Aerospatiale SA 315B Lama, Alouette, и у мен€ есть допуск к полетам на ћ»-8, потому что раньше € много на нем летала — четыре года, довольно большой налет — больше тыс€чи часов. ѕоэтому функции второго пилота могу выполн€ть без проблем.

— —ложно ли было начать летать в горах?

— ƒа, начинать в горах было очень сложно. ¬ообще — начать летать в горах это, наверное, одно из самых сложных. ћне просто было учитьс€ летать, просто «висеть», просто делать какие-то первые посадки. “ехника выполнени€ посадок и взлетов в горах сильно отличаетс€ от того, что мы привыкли делать на равнине.

≈сть очень много иллюзий, которые возникают в горах, к которым надо привыкнуть и научитьс€ им не поддаватьс€. ѕервое — у теб€ нет видимости естественного горизонта, поэтому возникает огромное количество различных иллюзий, к этому надо себ€ приучить. ¬торое, когда ты летаешь в горах, ты делаешь это довольно близко к рельефу, мир как бы становитс€ трехмерным. “о есть до этого ты летал «на плоском», земл€ была под тобой. ј в горах земл€ практически вокруг теб€! ѕоэтому недостаточно смотреть только вперед, надо посто€нно вертеть головой, посто€нно понимать, что вокруг теб€ происходит. ѕлюс погода. ќна совершенно по-другому учитываетс€ и мен€ет услови€ полета в горах, нежели чем в «плоских» регионах. ¬еро€тность того, что облако достигнет земли на плоском рельефе не очень высока. ј в горах даже на видовом маршруте можно идти почти все врем€ в облаке. » конечно, летать в облаке мы не можем — мы ничего не увидим и сразу же об€зательно столкнемс€ с чем-нибудь. ѕоэтому к погоде надо относитьс€ очень строго и учитывать больше обсто€тельств, нежели на равнине.

ѕлюс орографические элементы — например, в горах ветер может дуть не только пр€мо, горизонтально; из-за того, что он встречает различные преп€тстви€ на своем пути, может дуть вверх или вниз. Ёто тоже очень сильно вли€ет на полет. ¬ горах условий становитс€ в разы больше, чем на чем на равнине. », соответственно, чем больше условий, тем больше задач, о которых тебе надо думать и учитывать. Ёто сложнее по всем параметрам.

— ќстаетс€ ли врем€ на хелибординг?

 — ƒа! Ќа самом деле, € стала делать более сложную работу, но меньше работать! » мен€ это устраивает. ќна более сложна€ и интенсивна€, но по факту ее намного меньше, наверное, в разы меньше, чем было до Heliaction. ѕоэтому у мен€ довольно много свободного времени. я живу на  авказе как минимум полгода в году, поэтому могу кататьс€, ездить в јрхыз и так далее.

— √де интереснее?

—  онечно, в горах интереснее всего. ћне важно, чтобы было красиво. ј горы — это красиво. ћне нравитс€, что сегодн€ всЄ в моей жизни вертитс€ вокруг гор. » даже если это не рабочие моменты, € хожу в горы или катаюсь в горах. » ощущаю себ€ на своем месте.

+18
0  
Kuvaldes    10 —ент€бр€ 2023 (02:58)   #

¬роде она не јс€, а јси€. Ёто немного разные имена, если € не ошибаюсь. 

  • 11
  • 2
  • 2
0  
Poleta    10 —ент€бр€ 2023 (08:08)   #

јс€ видела, конечно, материал, не поправила мен€. 

  • 10
  • 7
  • 2
0  
skibars22    11 —ент€бр€ 2023 (10:15)   #

  ’ороша!...  tongue.png

0  
чќрный бордер    11 —ент€бр€ 2023 (17:31)   #

ћатериал класс. √оры супер. ’ели улЄт. ѕилот - моЄ почтение)

  • 18
  • 7
  • 5
0  
Mr.XX    11 —ент€бр€ 2023 (19:25)   #

ј ƒавыдов вроде как крутой ка€кер начинал.

ѕомню его фото на обложке журнала ¬ертикальный мир с пробитым об камни лбом.

  • 11
  • 2
  • 2
0  
Poleta    11 —ент€бр€ 2023 (19:32)   #

ƒа, вы правы. 

  • 1
0  
greg17    12 —ент€бр€ 2023 (15:21)   #

ј ƒавыдов вроде как крутой ка€кер начинал.

ѕомню его фото на обложке журнала ¬ертикальный мир с пробитым об камни лбом.

ћне кажетс€ фотка та была вот с этого первопрохождени€
 огда-то был отчет побольше, да что-то не находитс€

http://www.vvv.ru/news/index.php3?news=1667

 

PS о.¬алентин не раз о них тут вспоминал

во, нашел
https://forum.ski.ru/index.php?showtopic=140954&page=26#entry2391771

  • 1
0  
virus_hse    14 —ент€бр€ 2023 (15:27)   #

Ѕайка в тему девушек-пилотов:

—крытый текст

Ќаша ¬ера управл€лась с як-50 так, как некоторые жены управл€ютс€ со своими мужь€ми, поджига€ кольцо, и со словами "јп!!!" заставл€€ прыгать их туда и обратно. «а что имела кубки и медали многочисленных соревнований. ¬ небе ¬ера была богом, вернее богиней, и когда она снисходила с ќлимпа, конечно же вызывала трепет в душе у мужской части летного состава, а так же у парашютного звена:)

” руководства, ¬ера вызывала сдержанную гордость и часто приводилась в пример нам остолопам, потому как умные книги про метеорологию, и аэродинамику, а так же св€та€ св€тых -  ”Ћѕ, у ¬еры вызывали не скуку, как у нас, посматривающих в окно и с нетерпением страждущих полетов, а неподдельный энтузиазм.

 ак то раз, ¬ера возвраща€сь из полета по маршруту на подходе пересекала створ полосы военного аэродрома, коий находилс€ р€дышком с нашим. —воим божественным и уверенным голосом, предварительно настроившись на их диспа, ¬ера запросила:

- ....н, два нол€ семь. –азрешите пролет свор на 300, удаление 3 км.

» как раз в это врем€, высокое начальство решило проверить работу  ƒѕ наших соседей. ј в те далекие времена, женщина за штурвалом/ручкой самолета, это было примерно как увидеть снег в июле:))

¬ера услышала напр€женный но суровый голос в наушниках (не диспетчера):



- Ќоль ноль седьмой, вы куда следуете? ¬аш тип?

¬ера ничуть не смутившись и даже с легкой ухмылкой присущей Ѕогин€м, не задумыва€сь ответила:

- ћетла!!!

» переключившись на нашу частоту через п€ть минут, совершила идеальную, как ее молодое тело посадку, на нашем аэродроме.

„ерез час, наше начальство в полном составе уже с бледным видом и нервно кур€, выходило из высоких кабинетов, живое, но изр€дно потрепанное....
0  
cheshire    14 —ент€бр€ 2023 (15:54)   #

Ѕайка в тему девушек-пилотов:

ћожет 52й я  все же?)
 стати, девушек-пилотов и в те далЄкие времена, и в сравнительно недавние, у нас было гораздо больше, чем "у них". я во ‘ранции и Ўтатах ваще была единственной женщиной из пилотов на аэродроме, а у нас так всегда были, и не одна
  • 1
0  
virus_hse    14 —ент€бр€ 2023 (16:52)   #

ћожет 52й я  все же?)
 

а эт смотр€ какой год laugh.png laugh.png laugh.png

0  
»горь163    14 —ент€бр€ 2023 (17:52)   #
ѕо смыслу - я -50
  • 9
  • 4
0  
SASЌ    14 —ент€бр€ 2023 (22:07)   #

а эт смотр€ какой год laugh.png laugh.png laugh.png

 –ечь наверно идет о конце 70х и до середины 80х. ј на 52-х во всех аэроклубах в 80-90х г. были и внутри союзных соревах. Ќа смену палтосу в 90-х пришли пилотажки дл€ сборной сушки 26 и 31.

0  
cheshire    15 —ент€бр€ 2023 (00:49)   #

я -50 в аэроклубах € вообще не видела... это видимо совсем 70-е 80-е

я -52 до сих пор летают

  • 9
  • 4
0  
SASЌ    15 —ент€бр€ 2023 (10:54)   #

Ќу верно, не все клубы имели як 50. —борна€ страны выступала на межд.соревах. Ёти пилотажки еще за бугор продавались.

як 52 еще на крыле, остатки. ¬ июне в —тупино один борт к сожалению разбилс€

0  
»горь163    15 —ент€бр€ 2023 (13:19)   #
як-50 дл€ сборников делалс€ в 70е годы. »х всего вместе с экспортом около 300 шт сделали. ѕон€тно, что в аэроклубах их не было.