ѕр€мой эфир

јнтропологи€ Ћќћов
“ак в чем задача-то? Ќаучитьс€ кататьс€ на доске или быстро проехать по пр€мой, име€ навыки катани€,...
Kaverznev 16.12.2019
“есты горных лыж STOCKLI, HEAD, ATOMIC, SALOMON! 2019/2020 - 19.12.2019 √орнолыжный клуб Ћеонида “€гачева
 луб не позволит.  онкуренци€ их ѕЋј“Ќќћ” прокату. ¬ прошлом году в выходные после тестов эти же лыжи...
Kaverznev 16.12.2019
+1

»стори€, философи€ и символика ќлимпийских »гр

Notaqueen Ћента автора 15 ‘еврал€ 2018 (12:14) ѕросмотров: 9670 1
¬есь мир с интересом следит за «имними »грами в ѕхенчхане. ѕолитические перипетии остались в стороне, люди разных стран обсуждают каждое выступление, особенно спортсменов своей страны.

» это не удивительно. ќлимпийские »гры - это не только зрелищное шоу, их истори€ уходит корн€ми в ƒревнюю √рецию, и многие правила пришли в современные соревновани€ из тех далеких времен.

„то такое ќлимпиада

»так, что такое ќлимпиада и ќлимпийские »гры? —ам термин «ќлимпиада» означает период в четыре года, который начинаетс€ с открыти€ »гр ќлимпиады и оканчиваетс€ стартом »гр следующей ќлимпиады. ¬ современной истории спорта, как и в ƒревней √реции, счЄт ведетс€ на ќлимпиады, при этом летние »гры начинают этот четырехгодичный цикл.

≈сли »гры какой-либо ќлимпиады не проводились по любой из множества причин, ќлимпиада заканчиваетс€ через четыре года после окончани€ предыдущего цикла, и с того дн€ начинаетс€ нова€ ќлимпиада. ќтсчет ќлимпиад ведут последовательно с первых ќлимпийских игр современности, которые праздновались в јфинах в 1896 году.

—ейчас ќлимпийские игры – это крупнейшие международные комплексные спортивные соревновани€, провод€щиес€ раз в четыре года. Ћетние ќлимпийские игры провод€тс€ с 1896 года, перерыв был лишь во врем€ мировых войн. «имние ќлимпийские игры, учрежденные в 1924 году, сначала проводились в тот же год, что и летние. Ќо в 1994 году было прин€то решение сдвинуть врем€ проведени€ зимних ќлимпийских игр на два года относительно времени проведени€ летних »гр.

¬ наши дни спуст€ несколько дней после проведени€ ќлимпийских игр на тех же спортивных сооружени€х провод€тс€ ѕаралимпийские игры дл€ людей с ограниченными возможност€ми. ќлимпийска€ медаль считаетс€ одним из наивысших достижений в спорте. ј звание чемпиона ќлимпийских игр даЄтс€ на все времена, и не существует такого пон€ти€, как экс-чемпион ќлимпийских игр.

»стори€ возникновени€ ќлимпийских »гр

ƒостоверно известно, что ќлимпийские »гры возникли в ƒревней √реции, но есть несколько теорий, или легенд, о их происхождении.

ѕерва€ теори€ гласит о том, что мифический герой ѕелопс, царь Ёлиды, сын “антала и предок √еракла, победил на сост€зани€х на колесницах цар€ города ѕисы Ёнома€ и решил устраивать каждые четыре года праздник и соревновани€ в честь этого пам€тного событи€.

ƒревнегреческий поэт ѕидар во второй своей оде утверждает, что ќлимпийские игры по€вились благодар€ √ераклу. ¬ 1253 г. до н. э. царь јвгий приказал герою за один день вычистить конюшни, которые не убирались целый год. √еракл изменил русла двух рек, перенаправив их в конюшни, и  успешно выполнил задание. јвгий из жадности отказалс€ выполнить свое обещание, и √еракл его убил и цар€, и членов царской семьи, а затем устроил большие сост€зани€, посв€тив их «евсу, тем самым положив начало ќлимпийским играм. ѕо другой версии эти соревновани€ провели в честь успешного возвращени€ аргонавтов, которые, по насто€нию √еракла, покл€лись друг другу в вечной дружбе. ƒл€ праздновани€ этого событи€ избрали место над рекой јлфей, позднее там был воздвигнут храм богу «евсу.

Ќекоторые историки утверждают, что ќлимпийские игры проводились в честь праздника урожа€. »менно поэтому победители награждались оливковой веткой и лавровым венком. ¬рем€ проведени€ »гр в августе-сент€бре может служить одним из плюсов в пользу этой теории.

ѕо версии другой легенды »фит, реальна€ историческа€ личность, царь Ёлиды, небольшого греческого государства в западном ѕелопонессе, на территории которого находилс€ религиозный центр ќлимпи€ и два крупных города – Ёлис и ѕиса, по окончании эпидемии чумы обратилс€ к дельфийскому оракулу с вопросом «что делать дальше». ќракул посоветовал воздерживатьс€ от войн, укрепл€ть св€зи между городами и «основать дл€ укреплени€ мира »гры, угодные богам». “ак как Ёллада воевала в основном со —партой, »фит предложил спартанскому царю и законодателю Ћикургу совместно последовать совету оракула. ѕосле продолжительных споров они заключили мирное соглашение в 884 г. до н. э., текст которого высекли на металлическом диске. „тобы отблагодарить богов, »фит устроил в ќлимпии большой праздник, который было решено повтор€ть раз в четыре года («ќлимпиада» по-гречески означает период из четырех лет).

“ри цар€:  леосфен из ѕисы, »фит из Ёлиса и Ћикург из —парты решили обезопасить участников ќлимпиад и заключили соглашение, которе на врем€ проведени€ игр прекращало любые военные действи€, чтобы у гостей и атлетов была возможность прибыть на соревновани€. —в€щенное перемирие «экихири€» защищало участников »гр не только в процессе соревнований, но и при подготовке к ним. ¬ случае нарушени€ св€щенного перемири€ жители Ёллады имели право взыскать с нарушител€ денежный штраф и лишить человека или целый город права участи€ в предсто€щих »грах. ѕоэтому города-государства, участвовавшие в играх, прекращали военные действи€ на п€тидневный срок, но после окончани€ ќлимпийских игр военные действи€ возобновл€лись.

¬озродить эту традицию в 1992 году попыталс€ ћќ , призвав все народы мира отказатьс€ от военных действий на врем€ проведени€ ќлимпиад. ¬ 1993 году было провозглашено, что перемирие должно соблюдатьс€ «от седьмого дн€ перед официальным открытием »гр до седьмого дн€ после официального закрыти€ »гр». √енеральна€ јссамбле€ ќќЌ утвердила соответствующую резолюцию в 2003 году, а в 2005 году вышеупом€нутый призыв был включен в «ƒекларацию “ыс€челети€», подписанную лидерами многих стран мира.

—в€щенный город ќлимпи€ находилс€ на юго-западе √реции, в долине реки јлфей, котора€ впадала в »оническое море. Ќе стоит путать ее с ќлимпом - высочайшей горой √реции, расположенной на севере страны. —портивный комплекс в ќлимпии был построен в 450 г. до н.э. в св€щенной роще јльтис. ÷ентральное место в комплексе занимал храм «евса ќлимпийского. Ќа территории ќлимпии находились: ипподром (730-336 м); олимпийский стадион с местами на 50 тыс. зрителей и ареной примерно 213х29 м; гимнасий - двор, окруженный колоннадой, с дорожками дл€ бега, площадками дл€ метаний, борьбы, различных упражнений, игр с м€чом, комнатами дл€ гигиенических процедур, бан€ми и др.   гимнасию примыкали жилые помещени€ дл€ участников ќлимпийских игр.

ѕервые игры в ќлимпии прошли в 884 г. до н.э., это были соревновани€ в беге на один стадий (190 метров). Ѕегуны выстраивались на стартовой линии во весь рост, прот€гива€ правую руку вперед, и ждали сигнала судьи «элланодика». ≈сли кто-то из атлетов опережал стартовый сигнал, он подвергалс€ наказанию - судь€ бил провинившегос€ спортсмена припасенной дл€ этой цели т€желой палкой. —оревновани€ в беге родились из религиозного ритуала – с давних времен на празднествах в честь бога «евса сост€зались в беге с факелами, и победитель зажигал огонь на алтаре.

¬ 776 г. до н.э. ќлимпийские игры стали общегреческими – именно этим годом датирован самый древний документ, описывающий соревновани€, посв€щенные богу «евсу. ѕервым олимпийским чемпионом стал  ориоб – повар из города Ёлис. »менно с игр 776 г. до н.э. началс€ отсчет древних ќлимпийских игр.

ѕрограмма древних ќлимпийских игр

Ќа первых тринадцати »грах греки соревновались только в коротком беге на один стадий, длина которого из-за разной длины шага отмер€ющих судей была неодинакова - от 175 до 192,27 м. »менно от этого слова и произошло название «стадион». —амый большой стадий был отмерен в ќлимпии, где его, по легенде, прошагал сам √еракл.

  бегу на один стадий в 724 г. до н.э. добавилс€ «двойной бег» на дистанцию 384 м – один стадий туда и один обратно. «атем, в 720 г. до н.э., вошел бег на длинную дистанцию в 24 стади€. ¬ 708 г. до н.э. в программе ’VIII олимпиады по€вились борьба и п€тиборье, состо€щее из бега на один стадий, прыжков в длину, метани€ диска, метани€ копь€ и борьбы.
 
јтлеты не могли контактировать друг с другом перед соревнованием, чтобы исключить договорные сост€зани€. Ќо к победе стремились любым способом. ¬ подготовку первых олимпийцев входило вино со специальными травами, они не гнушались галлюциногенов и сидели на м€сной диете, хот€ м€со в ƒревней √реции обычно ели лишь раз в мес€ц. ћногие ели бараньи €ички, так как считали, что это придаст им выносливости. Ќекоторые атлеты предпочитали более гр€зные и подлые методы - они пытались наложить прокл€тие на других участников ќлимпиады. — тех пор прошло несколько тыс€челетий, а вопрос допинга только обострилс€.

„ерез п€ть олимпиад, в 688 г. до н.э., по€вилс€ кулачный бой. ¬ 648 г. до н.э., в программу ввели самый жесткий и зрелищный вид борьбы – панкратион. Ѕорьба отличалась довольно жестокими правилами и была чрезвычайно попул€рна у зрителей. ќна представл€л собой нечто вроде современных смешанных боевых искусств. ƒвое мужчин сходились в поединке, в ходе которого разрешалось использовать любые приемы. »м позвол€лось делать всЄ, удушени€, болевые приемы, выдавливание глазных €блок и удары ниже по€са. —хватка велась до тех пор, пока один из противников не признавал свое поражение. √овор€т, чемпионом по панкратиону был знаменитый древнегреческий философ и писатель ѕлатон, ученик —ократа и учитель јристотел€.

¬ 676 году до н.э. добавили сост€зание на колесницах, запр€женных четверкой или парой лошадей (или мулов). √онки на колесницах были неверо€тно опасными. ¬ одном заезде участвовало около сорока колесниц. Ќа поворотах их колЄса блокировались, колесницы летели под откос и разбивались или травмировали зрителей. ¬начале хоз€ин упр€жки сам об€зан был управл€ть животными, позднее дл€ этой цели разрешено было нанимать опытного возницу (независимо от этого венок победител€ получал хоз€ин колесницы).

Ќесколько позже на ќлимпиадах стали проводитьс€ сост€зани€ по прыжкам в длину, в которых спортсмен после небольшого разбега должен был оттолкнутьс€ обеими ногами и резко выбросить вперед руки, в каждой из которых держал по гире, которые должны были увлечь его за собой. “акже в список олимпийских сост€заний были включены соревновани€ музыкантов, поэтов, ораторов, актеров и драматургов.

ѕервоначально в ќлимпиадах принимали участие только жители ѕелопонесса. ¬ период с VI до II в. до н.э. в »грах могли участвовать только свободнорожденные греки. ¬сех желающие прин€ть участие в »грах вносили в особые списки за год от открыти€ соревнований. ѕотенциальные участники давали кл€тву, что будут готовитьс€ к предсто€щим »грам не менее дес€ти мес€цев. ѕодготовка шла в специальных школах, пребывание в которых оплачивал сам участник. «атем за 30 дней до открыти€ »гр все участники прибывали в ќлимпию на централизованный сбор.

∆енщинам запрещалось не только участвовать в ќлимпийских играх, но даже присутствовать на них в качестве зрительниц. ѕри этом девушки ƒревней √реции были вполне спортивные и любили соревноватьс€. ѕотому в ќлимпии проводились игры, посв€щенные √ере, супруге «евса. ¬ этих сост€зани€х, на которые мужчины не допускались, участвовали исключительно девушки, соревну€сь в борьбе, беге и гонках на колесницах, которые проходили на том же стадионе за мес€ц до или через мес€ц после соревнований спортсменов-мужчин. “акже женщины-спортсменки принимали участие в »стмийских, Ќемейских и ѕифийских играх.

ѕоэтому и в современных ќлимпийских играх сначала соревновались только мужчины. » лишь в 1900 году к соревновани€м по парусному и конному спорту, теннису, гольфу и крокету были допущены женщины. ј мужской коллектив ћќ  был разбавлен специалистами женского пола только в 1981 году.

¬ 472 г. до н.э. сост€зани€, проводившиес€ в течение одного дн€, сменились п€тидневным праздником. ѕервый день был посв€щен религиозным церемони€м и празднику искусств. ќлимпийские игры открывала торжественна€ процесси€, направл€юща€с€ к золотой статуе «евса, где на алтаре приносились в жертву быки. Ќа второй день проходили соревновались в беге, на третий – в единоборствах. „етвертый день посв€щалс€ гонкам колесниц и п€тиборью, а на п€тый проходили завершающие церемонии и награждение победителей. Ќо бывали случаи, когда торжества зат€гивались на целый мес€ц. „емпион ќлимпийских игр получал венок из ветвей оливы, затем ему воздвигали статую.

¬ 146 г. до н.э. ƒревн€€ √реци€ была завоевана –имом и вошла в состав –имской империи. ќлимпийские игры продолжались теперь уже с участием римл€н. »гры все больше тер€ли свою религиозную основу, так как у римл€н были свои боги, и превращались в демонстрацию могущества –има. ¬ программе по€вились бои гладиаторов и поединки с дикими звер€ми.

ѕо€вление христианской религии окончательно погубило древнегреческие ќлимпийские игры. ¬ 394 г. н.э. римский император ‘еодосии I запретил сост€зани€, так как считал, что празднество, посв€щенное €зыческому богу «евсу, не может проводитьс€ в империи, в которой христианство стало официальной религией.

ќтношение к ќлимпийским »грам в ƒревней √реции

ќлимпийские »гры, как и любое событие в истории человеческого рода, вызывало противоположные мнени€. Ѕольшинство жителей Ёллады, конечно, были сторонниками »гр. ѕоэт ѕиндар посв€тил ќлимпии и »грам многие из своих од: "Ќет другой звезды благороднее солнца, дающей столько тепла и блеска в пустыне неба. “ак и мы прославл€ем те, что из всех »гр благородней - ќлимпийские игры». Ќо, как сказал значительно позже римский поэт-сатирик ёвенал, гражданам только и надо, что «хлеба и зрелищ».

Ќекоторые представители интеллигенции – поэты, философы, ораторы, были категорически против сост€заний. ќни считали, что победа в ќлимпийских играх ставит физические достоинства человека выше его умственных способностей. ѕобедитель в ќлимпийских сост€зани€х мог быть только один – только первый. ¬се остальные места считались позором. » сам факт участи€ в ќлимпийских играх не считалс€ какой-то особой заслугой.

‘илософы того времени также утверждали, что ажиотаж по поводу проведени€ ќлимпийских игр и их победителей отвлекал внимание людей от истинных нужд общества. јристотель высказывалс€ по поводу непомерных физических нагрузок, направленных на укрепление тела спортсмена, отмеча€, что они, мало того, что не несут в себе никакой практической пользы дл€ жизни общества, они также не способствуют пропаганде здорового образа жизни и правильного воспитани€ подрастающего поколени€. ƒа, разумное количество нагрузок необходимо, по его мнению, но не более, и должны они быть направлены на разнообразные виды человеческой де€тельности, а не только на укрепление физических сил.

»звестный киник ƒиоген высмеивал атлетов. Ќапример, говор€т, что когда он встретилс€ со спортсменом-бегуном, отмечавшим с друзь€ми свою победу, то сказал ему всего одну фразу: «“ы все равно не быстрее кролика, одного из самых быстрых, но зато и самых трусливых, животных». ѕро Ёзопа также есть истори€: когда баснописцу встретилс€ атлет, хвастающийс€ своей победой, он спросил: «Ѕыл ли твой соперник сильнее теб€», на что последовал ответ: «ћо€ сила была более внушительной». « ака€ же это победа -  ответил Ёзоп, - если ты победил заведомого слабого спортсмена. “вое хвастовство еще можно было бы снести, если бы ты призналс€, что одержал победу над более сильным, чем ты, противником».

—тоит также отметить, что само слово «атлет» с древнегреческого означает «соревнующийс€ ради призов». ѕобедители получали достойные награды.  роме скульптуры, устанавливаемой в честь победител€ либо в ќлимпии у св€тилища «евса, либо на родине спортсмена, атлету полагалась значительна€ по тем временам денежна€ награда - 500 драхм. ќн также получал несколько политических и экономических привилегий, например, освобождение от всех видов повинностей, и до конца жизни имел право ежедневного бесплатного обеда в городском управлении.

¬озрождение ќлимпийских игр

“ем не менее, ќлимпийские »гры были величайшими соревновани€ми на прот€жении многих лет, и не удивительно, что в 19 веке возникла иде€ их возрождени€. ƒл€ этого сложилось несколько предпосылок:
  • Ћюди всегда помнили про ќлимпийские »гры, разве только —редневековье с его запретом на все телесное умалчивало про эти спортивные сост€зани€. »нтерес к ќлимпиадам возрос после публикации книги археолога ».¬иккельмана о ƒревней √реции и о раскопках в ќлимпии, начатых другим немецким археологом Ё. уртисом в 1875 г.
  • ¬ 19 веке в разных странах складывалась сво€ система физического воспитани€: немецка€, английска€, французска€, шведска€, чешска€, русска€.
  • ¬ 1860-80 годах налаживаютс€ интернациональные спортивные контакты, по€вл€ютс€ национальные и первые международные спортивные объединени€.
  • —порт становитс€ одним из важных моментов на международной арене, и по€вл€етс€ необходимость в крупных комплексных соревновани€х.
 
¬ создании современных ќлимпийских игр особое место занимает ћеждународный атлетический конгресс в ѕариже. 23 июн€ 1894 года в ѕариже 2000 делегатов из 12 стран единогласно решили возродить античную традицию проведени€ ќлимпийских игр и учредить ћеждународный олимпийский комитет (ћќ ). »де€ проведени€ конгресса принадлежит французскому барону ѕьеру де  убертену.

¬ ѕариже было прин€то несколько важных организационных решений. ѕрежде всего утвердили флаг с п€тью переплетенными кольцами, в качестве официальных €зыков ћќ  установили французский, английский и немецкий, и впервые был рассмотрен вопрос взаимоотношени€ с международными федераци€ми.

ѕерва€ современна€ ќлимпиада

ќлимпиаду 1896 года решили провести в јфинах - в знак преклонени€ перед проходившими в ƒревней √реции сост€зани€ми. 6 апрел€ король √реции √еорг I провел церемонию открыти€ »гр. ƒве трети участников были из √реции, остальные приехали из других 12 стран. ќфициальные лица страны были настолько довольны политическим и экономическим успехом соревнований, что выдвинули предложение о «вечном» проведении »гр ќлимпиады в √реции. Ќо ћќ  законодательно ввЄл ротацию между государствами, и каждые 4 года »гры провод€тс€ в разных странах. ћесто проведени€ выбирает ћќ , право организации предоставл€етс€ городу, а не стране. ѕродолжительность »гр в среднем 16-18 дней.

Ќациональных сборных тогда не было, и спортсмены выступали каждый за себ€: «“огда еще не было каких-то общеприн€тых правил. «а основу были вз€ты греческие традиции, которые организаторы попытались, так сказать, интернационализировать. ¬сего было проведено 43 соревновани€ в 9 дисциплинах».

√ермани€, в которой было самое массовое на то врем€ спортивное сообщество в мире, бойкотировала »гры, так как там превалировали «английские» виды спорта. ќднако немецкие спортсмены, приехавшие в јфины по личной инициативе, по числу завоеванных медалей были третьими. ѕричем немец  арл Ўуман зан€л четыре первых и одно третье место в гимнастике, борьбе и подн€тии т€жестей.

«“ребовать от народов любить друг друга - наивно. “ребовать же от них взаимного уважени€ - отнюдь не утопи€. Ќо, чтобы возникло уважение, нужно сначала познакомитьс€ друг с другом. ј это и есть подлинна€ основа дл€ установлени€ прочного мира», - за€вл€л ѕьер де  убертен.

ѕрезидент ћќ  “омас Ѕах, в прошлом чемпион мира и ќлимпийских игр по фехтованию, как-то сказал: «ƒл€ ѕьера де  убертена самым важным было воспитательное значение спорта и его объедин€юща€ роль. ¬се остальное, что сейчас можно прочесть или услышать - не более, чем догадки».

“ем не менее, историки из Ќемецкой высшей спортивной школы в  Єльне, отмечают, что дл€ французского аристократа не последнюю роль играла и военна€ подготовка молодежи: «ƒе  убертен был не только космополитом и интернационалистом, как это прин€то считать сегодн€. ќн был продуктом своего времени - французским патриотом. Ќайдено немало письменных свидетельств тому, насколько болезненным дл€ него было поражение ‘ранции во франко-прусской войне 1870-71 годов». 

«аконы и правила олимпийского движени€ собраны в едином кодексе – ќлимпийской хартии. ¬ нее включены основополагающие принципы, подробные правила и официальные разъ€снени€, прин€тые ћќ . ¬ хартии прописаны организацию€и функционирование олимпийского движени€ и услови€ проведени€ ќлимпийских игр. ¬ ней также сформулированы основные задачи олимпийского движени€ - укрепление мира и соединение спорта с культурой и образованием. ќлимпийска€ харти€ €вл€етс€ первым в истории документом, в котором говоритс€ о зан€тии спортом как об одном из прав человека.

¬ыдержка из текста ќлимпийской хартии 1979 г. раскрывает основные цели олимпийского движени€:
  • —одействие развитию физических и моральных качеств, которые €вл€ютс€ основой спорта;
  • ¬оспитание молодежи с помощью спорта в духе взаимопонимани€ и дружбы, способствующих созданию лучшего и более спокойного мира;
  • ¬семерное распространение олимпийских принципов дл€ создани€ доброй воли между народами;
  • —озыв спортсменов мира раз в 4 года на великом празднике спорта - ќлимпийских играх.
ћожно сказать, что сейчас зрелищна€ сторона ќлимпийских игр затен€ет их философское содержание. —лово «олимпизм» не очень распространено. ќлимпийские игры известны по всему миру в качестве масштабного спортивного меропри€ти€.

ќлимпийский идеал никогда не рекламировалс€ так, как сами »гры. ƒаже в годы проведени€ первых ќлимпиад этот философский термин мало освещалс€ и был известен лишь небольшому кругу инициаторов олимпийского движени€. “от факт, что ќлимпийские игры 1900, 1904 и 1908 годов были приурочены к международным выставкам и €рмаркам, свел на нет ценность олимпийского идеала. ѕериодические выступлени€  убертена с речами были малоизвестны. ќлимпийские конгрессы в течение первых 30 лет удел€ли внимание проблемам »гр как организации зрелищных событий, но никак не уточнению идей олимпизма.

—ам ћќ  €сно осознает расхождение между идеалом и »грами в их нынешнем виде, и это нашло отражение в ќлимпийской хартии: «ќлимпийские игры были возрождены бароном ѕьером де  убертэном не только дл€ того, чтобы участники могли боротьс€ за медали, побивать рекорды и развлекать публику, и не дл€ того, чтобы обеспечивать участникам трамплин к профессиональной спортивной карьере или демонстрировать преимущество одной политической системы над другой».

“ам же даетс€ объ€снение, чему, по замыслу  убертена, должны служить »гры:
  • содействовать физическому и нравственному развитию участников;
  • демонстрировать честное спортивное поведение участников;
  • стимулировать интерес к искусству;
  • способствовать развитию любительского спорта - спорта дл€ удовольстви€, а не дл€ денег;
  • укрепл€ть мир между народами и добрую волю.
 убертен считал, что спорт, и в частности, спортивные соревновани€, будут содействовать «гармоничному развитию взрослого человека (equilibrium of the adult)», «формировать характер и укрепл€ть нравственные силы».  убертен считал, что «олимпизм может стать школой воспитани€ благородства и нравственной чистоты, равно как физической выносливости и силы, но только при том условии, что каждый человек развивает свои представлени€ о чести и спортивной незаинтересованности не в меньшей степени, чем мышечную силу». ƒругими положительными сторонами личности человека, проистекающими из зан€тий спортом, были дл€  убертена «инициативность, стойкость, энергичность, стремление к самосовершенствованию и пренебрежение к возможным опасност€м». 

ƒл€  убертена св€зь спорта с искусством была столь важна, что он выступал за проведение художественных конкурсов во врем€ ќлимпийских игр. —егодн€ »гры об€зательно сопровождаютс€ выставками и другими культурными меропри€ти€ми, но они никак не €вл€ютс€ предметом соревнований.  убертен мечтал о том, чтобы спортсмены и де€тели искусства совместно создавали красоту. Ёстетическое воспри€тие красоты спортивного представлени€ должно вдохновл€ть композиторов, художников, скульпторов и литераторов. Ёто очень косвенно отражено сейчас в церемони€х открыти€ и закрыти€ »гр.

 убертен считал, что профессиональные спортсмены не должны участвовать в ќлимпийских »грах. ќн был убежден, что, когда спорт становитс€ средством материального благополучи€, намерени€ атлета скомпрометированы: победа неизбежно становитс€ важнее, чем участие.  убертен был убежден, что только любители могли быть допущены к участию в »грах. ќн также верил, что спортсмены, встреча€сь на соревновани€х, лучше узнают друг друга, и это общение приводит к взаимоуважению. 

¬ наши дни использование ќлимпийских игр в цел€х политических игр €вл€етс€ чрезвычайно негативном моментом – –осси€ вполне ощутила это на себе в св€зи с запретом на участие наших спортсменов на ќлимпиаде в ѕхенчх€не.

«—порт - вне политики», — за€вил барон де  убертен, наивно полага€, что никакие международные конфликты не помешают сост€зани€м. ќднако уже в начале XX века из-за ѕервой мировой войны отменили ќлимпийские игры, которые должны были проводитьс€ в Ѕерлине. —егодн€ позици€ ћќ  «мы занимаемс€ спортом, а не политикой» нуждаетс€ в многочисленных комментари€х. ¬ последние годы публичные за€влени€ р€да официальных лиц убеждают в том, что спорт остаетс€ политическим средством. ќткрытое признание политической подоплеки некоторых решений привело бы к большему взаимопониманию, чем умалчивание политических интересов.

¬ ќлимпийской хартии, других официальных документах, а также в выступлени€х руковод€щих де€телей современного олимпийского движени€, как правило, подчеркиваетс€ необходимость сохранени€ ориентации движени€ на гуманистические идеи  убертена, который сказал: «—ама€ важна€ вещь в жизни - не победа, а борьба. √лавное - не победить, а отважно боротьс€».

 «÷ель олимпийского движени€, – записано в ќлимпийской хартии, – способствовать построению лучшего мира посредством воспитани€ молодежи средствами спорта без какой-либо дискриминации и в духе соблюдени€ принципов олимпизма, что включает в себ€ взаимопонимание, дружбу, атмосферу солидарности и честной игры».

—овременный олимпизм представл€ет собой жизненную философию, объедин€€ спорт с культурой и образованием, пропагандирует образ жизни, в основе которого лежит радость от усили€ и преодолени€, ценность хорошего примера и уважение к всеобщим этическим принципам. ќлимпизм ставит своей целью становление спорта на службу гармоничного развити€, создание мирного общества, которое заботитс€ о сохранении человеческого достоинства.

÷ель олимпийского движени€ - способствовать построению лучшего мира при помощи воспитани€ молодЄжи средствами спорта без какой-либо дискриминации и в духе соблюдени€ принципов олимпизма, что включает в себ€ взаимопонимание, дружбу, атмосферу солидарности и честной игры.

ќлимпийское движение объедин€ет организации, спортсменов и всех тех, кто согласен руководствоватьс€ ќлимпийской хартией.  ритерием принадлежности к олимпийскому движению €вл€етс€ признание ћеждународным олимпийским комитетом.

¬ организационную структуру олимпийского движени€ вход€т: ћќ , национальные олимпийские комитеты, международные и национальные федерации по олимпийским видам спорта. ¬ олимпийском движении могут принимать участие и другие международные спортивные организации, раздел€ющие его цели и задачи.

’. ј. —амаранч в одном из своих выступлений, отвеча€ на вопрос, как он относитс€ к словам  убертена «ќлимпизм – это не организаци€, а образ мышлени€», сказал: «” нас есть философи€, и с годами она не изменилась. ≈е суть – вера в спорт. » все мы, кто придерживалс€ этой философии, понимаем, что истори€ доказала нашу правоту: спорт ныне стал одним из наиболее важных социальных €влений в жизни человечества.  роме всего прочего, наша философи€ исходит из того, что спорт – это неотъемлема€ часть процесса воспитани€ молодежи, фактор укреплени€ мира, дружбы, сотрудничества и взаимопонимани€ между народами» (1989).

ѕо мнению ќтто Ўимичека, «ќлимпийска€ идеологи€ выражает идеалистическую философию и €вл€етс€ оазисом в современном материалистическом и разрушительном мире» современного общества, в котором люди поглощены корыстными, утилитарными заботами и которое страдает от «всеобщей материализации» интересов, побуждений (1980).

 ак «единственный оплот идеализма в нынешнем материалистическом мире» оценивал олимпийскую философию и бывший президент ћќ  Ёвери Ѕрендедж (1963).

 убертен, предлага€ возродить ќлимпийские игры, сразу столкнулс€ с проблемой. ѕредложение одобрили, пожелали ему успехов, но в действительности мало что пон€ли. «амысел восприн€ли, как предложение провести еще одно зрелищное шоу в формате ќлимпийских игр, хот€  убертен предлагал возродить не форму, а благородный дух ќлимпийских игр ƒревней √реции, осознава€ их значение как средства воспитани€, совершенствовани€ человека и социальных отношений. «ƒоброжелательные, но предубежденные, - писал  убертен, - они не могли осознать мою идею - отделить сущность олимпизма от его древних форм».

 убертен предлагал организовать ќлимпийские игры на основе принципов, которые воспитывают «более мужественное, более сильное во всех отношени€х, более добросовестное и более великодушное человечество». 

Ќо то, что во главу угла стали ставить победу, вызвало резкую критику со стороны  убертена. Ќа ќлимпийском конгрессе в √авре (1897 г.) он негативно оценил ќлимпийские игры в јфинах, утвержда€, что «все усили€ были сконцентрированы на организации спортивной стороны меропри€ти€ в его историческом контексте; не было ни конгресса, ни конференции, ни признаков моральной или воспитательной цели».  ритически  убертен оценил и »гры II ќлимпиады в ѕариже, проведенные в рамках ¬семирной выставки в 1900 году: «мы пон€ли, что никогда больше ќлимпийские игры не должны быть в зависимости или в подчинении €рмарки (выставки), ибо тогда их философское наполнение исчезает, а воспитательное значение оказываетс€ равно нулю».

¬ наши дни наблюдаетс€ еще большее снижение внимани€ к гармоничному развитию спортсменов-олимпийцев и подчеркивание культа победы и материальных наград на основе спортивных достижений. ќлимпийское движение превращаетс€ из социально-педагогического и воспитательного, каким его задумал  убертен, в спортивно-коммерческое.

»з новой редакции ќлимпийской хартии исключено гуманистическое положение, находившеес€ в предыдущем варианте (1979 г.): «ќлимпийские игры были возрождены бароном де  убертеном не только дл€ того, чтобы участники могли боротьс€ за медали, побивать рекорды и развлекать публику, и не дл€ того, чтобы обеспечивать участникам трамплин в профессиональной спортивной карьере или продемонстрировать преимущество одной политической системы над другой».

¬ 1949 г. официальные конкурсы в живописи, скульптуре, архитектуре и музыке («п€тиборье муз»), которые шесть раз включались в программу ќлимпийских игр, были заменены на неофициальные выставки. “окийский кубок, который присуждалс€ спортсмену, «чье поведение во врем€ ќлимпийских игр признавалось в качестве образца спортивного духа, независимо от исхода спортивных соревнований» получили всего три спортсмена, в 1974 г. этот кубок был отменен сессией ћќ .

ѕервые зимние ќлимпийские игры

—ледует отметить, что первые зимние ќлимпийские игры прошли в Ўамони в 1924 году. Ќо событи€ конца €нвар€ того года официально назывались «Ќедел€ зимнего спорта». “огда ѕариж готовилс€ к летней ќлимпиаде, из зимних видов в официальную программу входили только хоккей и фигурное катание. ќснователь ќлимпийского движени€ барон ѕьер де  убертен решил исправить такую несправедливость. Ќа соревновани€ во французские јльпы приехали 258 спортсменов-любителей из 16 стран.

»сторик  лод ћаран рассказал о ситуации в области спорта в то врем€: «ѕротив идеи активно выступали все —кандинавские государства. ” них были свои попул€рные «—еверные игры», так что делитьс€ славой и успехом проекта они не спешили. ƒобавьте сюда и Ўвейцарию с лучшими по тем временам зимними курортами в мире и это всего в нескольких километрах отсюда. »м также не нужны были конкуренты». ¬ Ўамони почти не было ќлимпийской символики, не было ќлимпийского огн€, так как эта традици€ по€вилась позже. ќлимпийский флаг официально не поднимали, хот€ его и принесли его на некоторые соревновани€, и это помогло убедить общественность, что сост€зани€ в Ўамони были ќлимпийскими играми.

¬ программе было всего 9 дисциплин. —реди них хоккей с баскетбольным счетом. ‘игурное катание - единственный вид спорта, куда допускали женщин. 12-летн€€ звезда норвежка —он€ ’ени ввела в моду короткие юбки дл€ фигуристок. Ѕобслей, конькобежный спорт, лыжные гонки, соревновани€ военных патрулей, как тогда называли биатлон, и прыжки с трамплина. “рамплин стоит до сих пор, и его используют по пр€мому назначению - провод€т этапы европейского „емпионата.

—имволика и ритуалы ќлимпийских игр

ѕодобно древнегреческим соревновани€м, современные »гры также €вл€ютс€ огромным праздником со своей символикой и церемони€ми. ќлимпийский огонь, олимпийска€ кл€тва, подъем национальных флагов, исполнение национальных гимнов в честь победы спортсменов, церемони€ награждени€ победителей - все это призвано вызвать у зрителей благородные патриотические чувства.

—имволы

—овременное олимпийское движение имеет девиз – «Citius, Altius, Fortius» (Ѕыстрее, ¬ыше, —ильнее). ≈го впервые произнес св€щенник француз јнри ƒидон на церемонии открыти€ спортивных соревнований в одном из колледжей.  убертену, который присутствовал на церемонии, понравились слова - по его мнению, они выражали цель атлетов всего мира. ѕозднее, по инициативе  убертена, это высказывание стало девизом ќлимпийских игр.  Ќо именно барону ѕьер де  убертен, а отнюдь не древним грекам, принадлежит высказывание «—амое главное в жизни не победа, а участие. —уть в интересной борьбе».

—имвол »гр – одинаковые по размеру кольца голубого, желтого, черного, зеленого и красного цветов, которые переплетаютс€ слева направо (этот знак был найден  убертеном на одном из дельфийских алтарей). ќлимпийские кольца €вл€ютс€ символом объединени€ п€ти континентов (голубое символизирует ≈вропу, черное - јфрику, красное - јмерику, желтое - јзию, зеленое - јвстралию), отображают де€тельность ќлимпийского движени€ и встречу спортсменов всего мира на ќлимпийских играх.  ольца используютс€ отдельно, в монохромном или цветном исполнении.

ќсновной элемент олимпийской эмблемы - п€ть колец в сочетании с дополнительным элементом. Ќапример, эмблема ћќ  - олимпийские кольца с девизом «Ѕыстрее, выше, сильнее».  аждый национальный олимпийский комитет имеет свою эмблему, но ее об€зательна€ основа - п€ть колец.

” ќлимпийских игр есть собственный флаг - белое полотнище с олимпийскими кольцами, которое поднимают во врем€ исполнени€ олимпийского гимна. Ѕелое поле флага символизирует чистоту олимпийского движени€, мир и дружбу. ÷вета колец и флага подобраны на основании того, что хот€ бы один из этих цветов встречаетс€ на национальном флаге любой из стран мира. » эмблема, и флаг были прин€ты и утверждены в 1913 г. на ќлимпийском  онгрессе в ѕариже по инициативе барона  убертена.

ќлимпийский огонь зажигают в городе проведени€ ќлимпийских »гр в день их начала, и огонь горит непрерывно в специальной чаше до дн€ окончани€ сост€заний.  «ажигание ќлимпийского огн€ €вл€етс€ одной из старейших и важнейших традиций »гр. ¬ ƒревней √реции участники соревнований зажигали огонь на алтар€х ќлимпии, чтобы воздать почести богам. ѕроцесс доставки олимпийского огн€ символизировал поддержание чистоты и силы природной стихии в стабильном состо€нии. ќб этом заботились 10 афинских триб, выдел€€ дл€ этого действа 40 обученных юношей, которые доставл€ли факел с алтар€ ѕромете€ к афинскому алтарю. ƒистанци€ составл€ла 2,5 километра. „есть зажечь огонь на жертвеннике богу «евсу предоставл€лась победителю соревнований по бегу - наиболее древней и почитаемой спортивной дисциплины. ¬о многих городах Ёллады также проводились сост€зани€ бегунов с зажженными факелами - ѕрометейи, посв€щенные мифическому герою, титану ѕрометею, который похитил огонь с горы ќлимп и подарил его люд€м.

“радицию возродили только в 1936 году на XI ќлимпиаде в Ѕерлине. јвтором идеи €вл€лс€  арл ƒим, одним из главных инициаторов был …озеф √еббельс. ќлимпийский огонь был зажжен от лучей солнца с помощью вогнутого зеркала в ќлимпии и доставлен в Ѕерлин, более 3000 бегунов участвовали в доставке факела. Ќемецкий спортсмен ‘риц Ўильген зажег ќлимпийское плам€ на церемонии открыти€ ќлимпийских »гр на стадионе, украшенном знаменами со свастикой. — тех пор бег факелоносцев, доставл€ющих огонь к месту проведени€ ќлимпиады, стал торжественным прологом »гр.
ѕронести факел считаетс€ большой честью, и свой отрезок в каждой стране пробегают известные спортсмены или другие значимые личности. ѕерва€ часть эстафеты проходит по городам √реции, последн€€ - по городам страны-хоз€йки »гр. —портсмены этой страны доставл€ют факел на центральный стадион в самом конце церемонии открыти€ »гр. Ќа стадионе факел пронос€т по кругу несколько раз, пока не вручат спортсмену, которому доверено право зажжени€ олимпийского огн€, что €вл€етс€ наиболее почЄтным. ќгонь поджигаетс€ в специальной, расположенной высоко над стадионом, чаше, дизайн которой €вл€етс€ уникальным дл€ каждой ќлимпиады. ќрганизаторы всегда стараютс€ придумать оригинальный и интересный способ зажжени€. ќгонь должен гореть в течение всей ќлимпиады и гаситс€ в конце церемонии закрыти€.

ѕо традиции, огонь зажигаетс€ в греческом городе ќлимпии от солнечных лучей.
2004 год. јктриса “али€ ѕрокопиу в одеждах верховной жрицы зажигает факел от ќлимпийского огн€, полученного с помощью параболического зеркала, в древнем св€тилище.
ѕосле этого, факел доставл€етс€ до пункта назначени€ эстафетным методом, и в день, когда огонь достигает города, начинаетс€ торжественное открытие ќлимпийских игр. ѕрактически всегда огонь переноситс€ спортсменами, в основном бегунами. Ќо иногда приходилось использовать и другие виды транспортировок. Ќапример, в 1948 году огонь перевезли через залив Ћа-ћанш при помощи команды гребцов в  анберре. ¬ 1952 году факел впервые перевозили в самолете на пути в ’ельсинки. ¬ 1956 году на ћельбурнской ќлимпиаде на пути к —токгольму эстафетчики передвигались верхом на лошад€х. ќдним из самых необычных способов передачи огн€ стало его преобразование в радиосигнал. »з города ќлимпии при помощи спутника передали сигнал в  анаду. Ётот сигнал повли€л на лазерный луч, который и зажег огонь. ¬ 1992 году на Ћетних играх в Ѕарселоне огонь был зажжен при помощи гор€щей стрелы, выпущенной из лука.

Ќедалеко от Ѕольшого Ѕарьерного рифа в 2000 году огонь даже переправили под водой. ¬ 2000 году австралийский биолог ¬энди  рейг-ƒункан пронесла факел по дну мор€ недалеко от јжинкурского рифа (входит в Ѕольшой Ѕарьерный риф). ƒл€ такой необычной ситуации разработали специальный факел с искр€щимс€ составом. ѕомимо незатухающего огн€ под водой он дает достаточно много света.

¬ число уникальных способов транспортировки олимпийского огн€ входит северо-американское каноэ и верблюд.

¬ 2004 году была проведена мирова€ факельна€ эстафета. ќлимпийский огонь преодолел дистанцию в 78 000 км и побывал в руках у 11 400 спортсмен. ѕродолжалось это действо 78 дней.

Ќачина€ с VII ќлимпийских игр 1920 года в јнтверпене (Ѕельги€) все атлеты и судьи дают олимпийскую кл€тву.

ѕарад национальных команд под флагами при открытии »гр проводитс€ Ќачина€ c IV ќлимпийских игр 1908 года в Ћондоне.

ќлимпийские талисманы впервые неофициально по€вились на в 1968 г. на Ћетних »грах в ћехико, а официально пон€тие «олимпийский талисман» было утверждено на сессии ћќ  в 1972 году. —огласно ќлимпийской хартии, талисманом мог стать человек, животное или сказочное существо, отражающее особенности культуры народа - хоз€ина ќлимпиады, и символизирующее ценности современного олимпийского движени€. ¬се олимпийские талисманы, которые €вл€ютс€ собственностью организационного комитета, стали использоватьс€ как рекламно-коммерческие символы. ѕомимо регистрации в ћќ , организаторы »гр используют талисманы в качестве торговой марки дл€ получени€ дополнительной прибыли.

ќлимпийские игры, как любое регламентированное событие, имеют свои сформированные за дес€тилети€ традиции и ритуалы. ƒалее некоторые из них: 

√ород-организатор ќлимпиады строит «ќлимпийскую деревню», комплекс жилых помещений дл€ участников будущих »гр - это правило ввели с 1932 года.

¬о врем€ открыти€ и закрыти€ »гр провод€тс€ театрализованные представлени€, представл€ющие зрител€м облик и культуру страны и города, в котором они провод€тс€.   разработке сценариев этих зрелищ привлекают самых лучших специалистов в этой области со всего мира: сценаристов, организаторов массовых шоу, специалистов по спецэффектам и так далее. «а честь выступить на таком меропри€тии соревнуютс€ известные певцы и актеры.  ажда€ страна-организатор ќлимпиады стремитс€ превзойти предыдущие по размаху и красоте этих церемоний – как мы наблюдали это в —очи. —ценарии церемоний держатс€ в строжайшей тайне вплоть до самого их начала. ÷еремонии проход€т на центральных стадионах с большой вместимостью, там же где провод€тс€ соревновани€ по лЄгкой атлетике. “рансл€ции этих событий каждый раз бьют рекорды по количеству зрителей.

“оржественный проход по центральному стадиону спортсменов и членов делегаций. —портсмены каждой страны идут отдельными группами в алфавитном пор€дке названий стран на €зыке страны-организатора или на официальном €зыке ћќ  (английском или французском). Ќо первой шествует делегаци€ спортсменов √реции — страны-родоначальницы »гр. ѕеред каждой группой идет представитель принимающей страны, который несет табличку с названием соответствующей страны. «а ним следует знаменосец, обычно участвующий в »грах спортсмен, с флагом страны. Ёта весьма почетна€ мисси€, как правило, поручаетс€ самым титулованным и уважаемым спортсменам.

¬ об€зательном пор€дке президент ћќ  произносит приветственные речи, также как и председатель ќргкомитета или другой официальный представитель принимающей страны. ќбычно глава государства объ€вл€ет официальное открытие »гр: «(пор€дковый номер игр) летние (зимние) ќлимпийские игры объ€вл€ю открытыми». ѕосле этой фразы производитс€ орудийный залп и множество залпов салюта и фейерверка.
ѕод звуки национального гимна поднимаетс€ флаг √реции. 

ќдин из выдающихс€ спортсменов страны, в которой происходит ќлимпиада, произносит олимпийские кл€твы от имени всех участников игр о честной борьбе в соответствии с правилами и принципами спорта и олимпийским духом.

Ќесколько судей произнос€т от имени всех судей кл€твы о беспристрастном судействе. — 2012 года также произноситс€ кл€тва от имени тренеров и окружени€ спортсменов.

¬о врем€ звучани€ официального ќлимпийского гимна поднимаетс€ ќлимпийский флаг. »ногда поднимают флаг ћира (голубое полотнище, на котором изображЄн белый голубь с оливковой ветвью в клюве), который напоминает о традиции прекращени€ всех вооружЄнных конфликтов на врем€ »гр.

 ульминацией церемонии открыти€ становитс€ зажжение ќлимпийского огн€.
÷еремонии закрыти€ также сопровождаетс€ зрелищными театрализованными представлени€ми. ѕроисходит прощание с ќлимпиадой, участники совершают торжественный проход, звучат речи президента ћќ  и представител€ страны-хоз€йки. ѕрезидент ћќ  объ€вл€ет о закрытии ќлимпиады. «атем следуют исполнение гимна страны, ќлимпийского гимна, при этом флаги спускаютс€. ѕредставитель страны-хоз€йки торжественно передает ќлимпийский флаг президенту ћќ , который вручает его представителю оргкомитета следующей ќлимпиады. ѕосле этого следует небольша€ презентаци€ следующего города, принимающего »гры. ¬ конце церемонии ќлимпийский огонь медленно гаснет под лирическую музыку, написанную специально дл€ этого момента. ќдним из самых трогательных моментов в истории современных ќлимпиад, пожалуй, стал прощальный полет олимпийского мишки в ћоскве в 1980 году.

ќлимпийские игры – грандиозное международное меропри€тие, которое посто€нно развиваетс€ и видоизмен€етс€ и, возможно, уходит далеко от своих истоков. Ќо это не мешает нам каждые два года следить за сост€зани€ми лучших спортсменов мира, переживать и сопереживать, обсуждать и спорить – и одно это может послужить сильнейшим объедин€ющим мотивом дл€ людей, живущих в разных уголках планеты.
 
»сточники:
http://olympteka.ru
https://sportschools.ru
https://ria.ru
http://lib.sportedu.ru
http://rithelp.ru
https://ru.wikipedia.org
https://www.molomo.rul
http://www.scienceforum.ru
http://studbooks.net 
http://lectmania.ru
http://sportfiction.ru
http://the-legends.ru
http://www.softmixer.com

http://chert-poberi.ru 
http://mediarupor.ru
+1
0  
ќтщепенец    15 ‘еврал€ 2018 (14:05)   #
ѕрочитал с удвольствием smiley