Прямой эфир

Коронавирус бродит по Европе
Всё больше итальянцев перестают верить в реальность происходящего, рассматривая коронавирус как некий...
Volk1 07.04.2020
Пипидастр и лыжебордер – имеется ли общее ?
Ссори, На мой взгляд, ну дайте какую нибудь полезную информацию, но только ни эту шнягу, вы ведь взрослый...
Michi 07.04.2020
+14

Категории трудности во фрирайде / классификация фрирайд-спусков (toponeige rating)

Alex Kuzmitskiy Лента автора 6 Июля 2015 (15:59) Просмотров: 1227 8

В альпинизме, туризме, спелеологии, как впрочем и во многих других видах экстрима, есть классификации маршрутов по трудности их прохождения. Это существенно облегчает выбор предстоящих маршрутов, их оценку, дает возможность лучше подготовиться. Да и в целом, создает понятийное поле, участники которого могут говорить на одном языке и понимать друг друга.

 


Фрирайд - относительно молодой вид деятельности (на порядок моложе названных выше видов активности), так что классификации фрирайд-спусков только начинают внедряться в сообщество. Но, процесс пошел и, совершенно очевидно, уже скоро это станет нормой. Как только критическая масса райдеров начнет использовать какую-либо систему - этого уже не остановить.
В бывшем СССР первым апологетом toponeige rating стал Виталий Рейдж (Алма-Ата). Он сделал грамотный перевод основных европейских фрирайд-классификаций и создал отличную компиляцию. Единственное, чего, на мой взгляд, ей не хватает - большей простоты формулировок и меньшего количества букв.

Надо отдать должное Рейджу, он активно предлагал "улучшать и дорабатывать". Так что, пользуясь этим предложением, мы немного поработали над формулировками и максимально упростили градации, для лучшего юзабилити классификации. Ниже - результат. Надеюсь, в ближайшем будущем до конца утрясем все формулировки и система заработает в полный рост.

Любой фрирайд-маршрут можно оценить по 4-м пунктам:

1) Общая трудность маршрута (F, PD, AD, D, TD, ED)
2) Техническая сложность спуска (1-5)
3) Риски (E1-E4)
4) Сложность подходов (I-VII)

Для наглядности мы решили ввести цветовое обозначение категорий.

diff_main

Итак, пройдемся по каждому из пунктов.

Общая трудность маршрута (F-ED, 6 градаций)

diff_01

F / Easy (facile) / Просто, менее 30° - легко, без препятствий, сужений и ключевых участков. Существенных рисков при падении нет. Техническая сложность спуска относится к 1-2.

PD /Slightly difficult (Peu Difficile) / Не сложно, 30° - обычные спуски, с небольшими крутыми участками, сужения если есть, то короткие и не очень крутые. Техническая сложность спуска 2-3.

AD / Somewhat difficult (Assez difficile) / Cредняя сложность, 35° - спуски средней крутизны, с короткими крутыми секциями, требующими внимательности, могут быть короткие и крутые сужения. Техническая сложность спуска 3-4. На подъём эти спуски могут примерно соответствовать 1А-1Б альп.

D / Difficult / Cложно, 40° - сложные линии, с препятствиями, которые требуют отличного владения снарядом. Ключевые участки часто узкие и крутые, но короткие повороты в большинстве случаев ещё возможны. На обледенелых склонах падения критичны. Техническая сложность спуска 4-5.2. На подъём эти спуски могут примерно соответствовать 2А-3А альп.

TD / Very difficult (Très Difficile) / Очень сложно, 45° - крутые спуски, с препятствиями, значимая часть линии - no fall zone. Часто это длинные и очень крутые кулуары. Частичная необходимость в поворотах прыжком и сползании (side slipping). Возможны участки с дюльфером. Жесткое падение со значимой вероятностью ведет к тяжелым последствиям. Техническая сложность спуска 5.3 и выше. На подъем эти спуски соответствуют по альпинистской классификации 3А-3Б и выше.

ED / Extremely difficult (Extrêmement difficile) / Экстремально, 50-55° - как и в TD, но сложнее, круче, масштабнее. Длительные секции, где возможны лишь повороты прыжком и сползание (side slipping). Почти всегда есть необходимость в дюльфере. Техническая сложность спуска 5.4 и выше. Любые падения - игры со смертью. На подъем эти спуски соответствуют по альпинистской классификации 4А-5А и выше.

При этом, общая трудность в первую очередь базируется на крутизне, протяженности и комплексности рельефа, то есть, неизменных величинах. Качество же снега (powder, корки, фирн, лед), освещенность и т.п. - это переменные составляющие, хотя для каждого конкретного маршрута они тоже являются стандартными. И чем более сложный маршрут, тем в большей мере это так (часто лишь конкретные снежные условия позволяют проехать тот или ной маршрут).

Техническая сложность спуска (1-5)

diff_02

1 - Склоны для начинающих. До 25-30°. Больше открытые пространства или немного лесистая местность.

2 - Немного технических сложностей при основной простоте склона. Уклон до 35°. Неровности рельефа, лесистая местность, уклон добавляет риск.

3 - Начало альп-фрирайда: катание на технику, проходы, траверсы, длинные склоны по 35° и небольшие секции по 40-45°. Здесь же густой лес на выкате и сложные проходы в лесу.

4 - Узкие кулуары или сложные склоны. Длинные участки по 40°. Небольшие участки и проходы по 45-50°. Неровные ледники.

5 - Очень сложные и комплексные склоны 45-50° и более.

5.1 - Длинные участки по 45° (500 м. и более), или более короткие, но при этом крутые участки (50°) со сложным комплексным рельефом. Эта категория включает сложные гребни и большие альпийские склоны со скалами.

5.2 - Продолжительный уклон в 50° (200 м. и более), или очень длинный склон 45-50°.

5.3 - Уклон склона начинается от 50° (300 м. и более). Ключевые участки короткие, но очень сложные (side slipping, повороты прыжком, прыжки со скал, дюльферы).

5.4 - Экстремальные спуски даже в нормальных условиях. 50-55°+

5.5 - Участки с уклоном под 60°. Огромные стены, сераки, трещины. Неоднородная поверхность. Весь комплекс проблем.

Риски (E1-E4)

diff_03

Е1 - Определенных сложностей склон не представляет. Опасности могут представлять лишь отдельные деревья и камни.

Е2 - На линии падения небольшие скалы или ледовые трещины, повышающие риск увечий. Узкие кулуары с риском удара о стены тоже попадают в эту категорию.

Е3 - Маршрут проходит над скалами или в узком кулуаре, с потенциальной опасностью удара о препятствие, потерей контроля и серьезным падением. Травмы гарантированы, возможна смерть.

Е4 - Узкие крутые кулуары, а также большие скальные / ледовые стены. Падение без возможности задержаться. Смерть весьма вероятна.

Сложность подходов (I-VII)

diff_04

I - Доступ с подъёмника или с дороги - 1-3 часа подхода. (Кировск, Чегет).

II - Подходы и спуск занимают около 1 светового дня (Каракол, Эльбрус).

III - Сложные однодневные маршруты, или простые 2-х дневные. Часто с приличным набором высоты и длиной трека (Туюксу, Местия, Исландия).

IV - Многодневки (Центральный Тянь-Шань, простые арктические районы).

V - Сложные многодневки (Гренландия, ЗФИ, Антарктида).

VI - Экспедиции. Высота, лазанье с веревкой, прохождение ледопадов (пики Ленина, Коммунизма, Корженевской, Денали и т.д.).

VII - Смерть возможна уже на подходе. Техническое лазанье, высота, и прочие радости (Гималаи, Эверест).

Формат записи

Полный вариант записи: [TD, 5.2, E3, 55°, 300 м, II]

Сначала стоит общая трудность маршута (TD, то есть "очень сложно"), затем техническая сложность спуска с точки зрения катания (5.2, катание на "орехи"), затем риски (Е3, можно убиться) и характеристики ключевого участка (55°, 300 м, круто). Завершает все сложность подходов (II, то есть, однодневный маршрут).

Если нет достоверных данных по крутизне спуска и протяженности ключевого участка, то запись производится в упрощенном виде: [TD, 5.2, E3, II]

В примере выше - самый сложный на данный момент маршрут в районе Туюксу, - спуск с п. Комсомол, 4376 м. (он же Нурсултан).

кулуар

Близкие, но все же уступающие по уровню линии - на п.Орджоникидзе, п.Партизан и некоторых соседних вершинах.

Для примера, недавний мой маршрут "по Лапе", на пике Молодежном это [D, 5.1, E3, 50°, 50 м, III]. Шансы повредиться на нем сопоставимы, но технически он заметно проще (D вместо TD и 5.1 вместо 5.2). Оно и понятно, крутизна маршрутов совершенно различна.

LAPA_line

 

Ещё один пример, - Центральный кулуар Игл Туюксу, это честная [D+, 5.2, E2, 50°, 200 м, III]. Относительно безопасно, но к уровню катания требования высокие:

D (сложно, 40°) - сложные линии, с препятствиями, которые требуют отличного владения лыжами. Ключевые участки часто узкие и крутые, но короткие повороты часто еще возможны. На обледенелых склонах падения критичны. Техническая сложность спуска 4.2.-5.2. На подъем эти спуски могут примерно соответствовать 2А-3А альп.

015

 

Если говорить про район Туюксу, то средневзвешенный бодрый маршрут, это [AD-D, 4, E2-3, III], то есть, имеющий общую трудность маршрута от "средняя" до "сложно" (крутизна 35-40°), с технической сложностью характеризуемой как"Узкие кулуары или сложные склоны. Длинные участки по 40°. Небольшие участки и проходы по 45-50°. Неровные ледники." Риски довольно значительны. Но разница между Е2 и Е3 собственно и определяет, куда стоит соваться, а куда нет. Подходы же таковы, что за день из Алма-Аты сложно добраться до маршрута, катнуть его и спуститься. Это удается лишь немногим. Обычный формат это вылазка с ночевкой, поэтому III.

В общем виде система сформулирована. Дело за дальнейшей шлифовкой нюансов и, собственно говоря, внедрением в жизнь.

"Мы начали. Теперь ваша очередь")). 

Надеемся на вашу поддержку, камрады.

 
+14
0  
SCOT    7 Июля 2015 (11:17)   #
Отличный материал!
  • 76
  • 26
  • 13
0  
jul    9 Июля 2015 (22:55)   #
Как-то много параметров и не все независмые. Риски есть часть общей сложности , зачем они нужны отдельно. Если подходы надо вводить  в классификацию (хотя это тоже вопрос), то проще было бы скажем 6 категорий трудности спуска, и 6 категорий трудности подхода. Вот и все.
И тогда нотация которая понятна 5/6  или 3/5.  К тому же французские абревиатуры это конечно круто.. но очень непривычно.
Но это все так в порядке вставить семечку. Если нравится классификация в стиле четерхмерного тензора то че уж там)
  • 1
+2  
Volk1    10 Июля 2015 (00:12)   #
В альпинизме как-то обходятся одной цифиркой и одной буковкой, а здесь действительно 4D тензор.
  • 1
0  
Plavnik    20 Июля 2015 (16:47)   #
Работа проделана большая, а толк сомнительный. Одно и то же место при разных условиях совершенно по разному будет хар-ся сложностью...эти все оценки настолько условны будут...только путаница
  • 20
  • 2
0  
Alex Kuzmitskiy    21 Июля 2015 (17:57)   #
Хм... сколько лет катаем одни и те же сложные линии, сложность от этого у них совершенно не меняется. Рельеф, крутизна, выходы скал - все без изменений. Да и условия по снегу там часто очень похожи.

Плюс, чем сложнее линия, тем уже диапазон когда ее вообще можно катать)). 

П.С. Систему активно используют в Альпах и никакой путанницы. Наоборот, появляется четкая стройная система. И читая путеводитель (а их много), понимаешь, куда ты готов, а куда нет. 
0  
starper    24 Июля 2015 (14:43)   #
D / Difficult / Cложно, 40° - сложные линии, с препятствиями, которые требуют отличного владения снарядом. Ключевые участки часто узкие и крутые, но короткие повороты в большинстве случаев ещё возможны. На обледенелых склонах падения критичны. Техническая сложность спуска 4-5.2. На подъём эти спуски могут примерно соответствовать 2А-3А альп.

Много тут "отлично владеющих снарядом"?
0  
disten    23 Марта 2017 (17:17)   #
Жаль, что тема не получила развития, ну или я об этом просто не знаю :)
На мой взгляд, идея очень хорошая. Это бы дало возможность применять метод аналогий для незнакомых мест, но для этого должна быть некая эталонная база, например, маршруты Приэльбрусья. Тогда можно глядя на фотографию линни и прочитав ее код, приблизительно оценить как она будет лично для каждого, по принципу: "в мини гранде было трудновато, а этот спуск еще сложнее, туда не поедем, а вот другая линия близка к маршруту по плечу куриной лапы, там можно попробовать". Давать подобную оценку (коды) должны опытные авторитетные люди, которые ориентируются не только по своим ощущениям, но и знают средний уровень катальщиков.  

 
  • 10
  • 1
  • 5
+1  
о.Валентин    23 Марта 2017 (17:41)   #

В альпинизме, туризме

 

За альпинизм и прочее не скажу, скажу, как это выглядит в туризме. Там вообще обходятся как бы одной цифирькой, величиной от 1 до 6 попугаев. Но вся беда в том, что никто не знает, каковы именно эти попугаи и удавчики. Поставил кто-то цифирьку - другие начинают спорить. Сложность пешего маршрута в том, что он 500 км, или в том, что на нём 5 навесных переправ и 5 перевалов с крючьями и верёвками? Сложность водного маршрута - это для каких судов? (Для плотов она может быть выше, чем для каяков, и наоборот. Иногда - на очень существенную величину.) Некоторые товарищи вполне серьёзно продвигали мысль, что категория зависит от района, например, "подмосковная 6-ка" - это самая сложная речка в подмосковье, и это есть 6к.с., но это не та 6к.с., которая в сразии. И т.д. и т.п.

 

В любом случае, вся эти классификации сводятся, в конечном счёте, к некоторым экспертным оценкам, сделанным некоторыми экспертами. "Вася сказал - 6к.с., а Васю мы уважаем, значит, это 6к.с." До некоторой степени, в пределах некоторого ограниченного и хорошо знакомого круга людей, обученных в рамках более-менее единообразной школы,  ходящих в более-менее одинаковом стиле, в более-менее одинаковых условиях, районе, на более-менее одинаковом снаряжении - это всё более-менее имеет смысл. Но стоит выйти чуть дальше за эти условия - и сразу становится непонятно: кто, что, и в сравнении с чем меряет? И кто вообще есть данные эксперты и насколько можно считать их оценки бесспорными?

 

Объективных категорий трудности во всех подобных видах деятельности существует ровно 3: "х##ня", "п####ц" и "что-то между ними".  Всё остальное - это оооочень субъективные фантазии.

 

ps. а ещё забыли худёжественную гимнастику и фиговое катание. Там тоже оценки выставляются как-то не по линейке и не по секундометру...