0

Ленцерхайде: Sports Unlimited

Reports Лента автора 3 Октября 2005 (02:04) Просмотров: 386 0
Сильный снегопад, обрушившийся на Ленцерхайде накануне финала Кубка мира-2005, подпортил праздник. Мало того, что пришлось на день отложить мужской скоростной спуск, верхний участок трассы Silvano Beltrametti не успели должным образом подготовить. В результате джентльменам и леди пришлось стартовать с одной точки.

Как бы то ни было, финальный этап мирового Кубка собрал в швейцарском Ленцерхайде всю горнолыжную элиту. На стартах сменяли друг друга Херманн Майер и Дидье Дефаго, Бенжамин Райх и Андре Амодт, Яница Костелич и Ингрид Жакмо, Мартина Эртль и Аня Персон…

Ленцерхайде: Sports Unlimited

Мужской скоростной спуск выиграл 34-летний норвежский ветеран Лассе Кьюз. В супер-гиганте, показав одинаковое, до сотен долей секунды, время первенствовали безусловный лидер сезона американец Боде Миллер и его соотечественник Дарон Ралвз. В слаломе всех «объехал» австриец Марио Матт. У женщин на высшую ступень пьедестала почета поднимались Рената Гойчль (скоростной спуск), Михаэла Дорфмайстер (супер-гигант)…

Все отели Ленцерхайде, а также соседних Валбеллы, Парпана и Курвальдена были переполнены. Число болельщиков исчислялось тысячами, одних только журналистов и телевизионщиков съехалось несколько сотен человек.

Соревнования по всем дисциплинам проходили на новой трассе, названной именем местного уроженца, швейцарского лыжника Сильвано Белтраметти. Несколько лет назад в результате трагического падения на спуске во французском Валь д’Изере он повредил позвоночник и теперь передвигается в инвалидном кресле. Сильвано сейчас 26 лет, он постоянно живет в Валбелле, работает в Куре консультантом по проведению спортивных мероприятий. А трасса Silvano Beltrametti, одна из самых сложных и интересных в горнолыжном регионе Ленцерхайде, отныне пользуется особой популярностью у опытных профессионалов.

Ленцерхайде: Sports Unlimited


* * *

От столицы кантона Граубюнден до Ленцерхайде сорок минут езды на рейсовом автобусе. Крутой серпантин начинается чуть ли не с окраины Кура, и вскоре древний, основанный римлянами, город уже лежит внизу, подобно макету. Набирая высоту, автобус мягко вписывается в повороты: мастерство водителя просто поражает, даром что это престижная и очень неплохо оплачиваемая работа.

Узкая живописная долина уводит на юг. По склонам лес, наверху - скалы и снежники. Все выше становятся сугробы за окном. Шале, церквушки, развалины какого-то замка… Курвальден - 1229 м над уровнем моря, Парпан - уже 1513 м, за ним долина словно распахивается, становится просторнее. Вот и замерзшее озеро Heidsee: c северной его стороны лежит Валбелла, с южной - Ленцерхайде.

Ленцерхайде: Sports Unlimited

Один из первых больших отелей, Kurhaus, рассчитанный на 30 постояльцев, был открыт тут еще в 1882 году. Он размещался в изящном четырехэтажном здании в стиле belle époque - нынешняя 130-местная коробка Kurhaus Alpina *** ничего общего с ним не имеет. А вот старый корпус фешенебельного Schweizerhof ****, возведенный в 1904-м, внешне не слишком изменился.

В Ленцерхайде, Валбелле и прилегающих поселках на сегодняшний день насчитывается с полсотни отелей, в аренду предлагается множество уютных и недорогих студий и апартаментов. Местных жителей - 2700 человек, общее число мест для гостей достигает двадцати тысяч. Отдыхают тут главным образом сами швейцарцы, иностранцев почти нет. Кроме, разумеется, тех периодов, на которые приходятся крупные спортивные мероприятия, подобные горнолыжному Кубку мира. Разные его этапы, кстати говоря, проводились в Ленцерхайде 15 раз - четыре трассы региона полностью соответствуют всем нормам и требованиям FIS.

Ленцерхайде: Sports Unlimited

Как и в соседней Арозе, горнолыжная история курорта начинается в 1903 году: уже тогда, согласно некоторым свидетельствам, приезжающим в Ленцерхайде зимой давались уроки спуска на лыжах с гор. Первый подъемник начал работать в 1936 году - 12-местный фуникулер на гусеничном ходу вывозил с Val Sporz на Tgantieni. Его перенесли в район Валбеллы, когда в 1942-м построили буксировочную канатку на вершину Piz Scalottas (2323). В то время это был самый длинный подъемник подобного типа в Швейцарии. Под опорами современной трехкреселки кое-где еще сохранились фрагменты искусственной насыпи, по которой проходила эта действительно бесконечно длинная и, вероятно, чудовищно утомительная дорога; сохранились и ступеньки на ее верхней станции.

К концу 1950-х годов к услугам гостей четыре бугеля, расположенных на восточных склонах горной гряды над Ленцерхайде и Валбеллой, а также на западном склоне над Парпаном. Функционируют они, разумеется, только в зимние месяцы. Всесезонные креселки устанавливаются позже. Вот как поэтично описывал подъем столь привычным нам нынче способом Владимир Набоков, отдыхавший в Ленцерхайде летом 1972 года: «Я обожаю горы… Нет ничего более восхитительного, чем выйти ранним утром с сачком, подняться по канатной дороге в безоблачное небо, наблюдая за тем, как подо мной, сбоку, поднимается тень воздушного стула с моим сидячим силуэтом и тенью сачка в руке - она стелется по склону, колеблется над ольховыми деревьями, стройная, гибкая, помолодевшая, преображенная эффектом проекции, грациозно скользит в этом почти мифологическом вознесении».

Ленцерхайде: Sports Unlimited

Интересно, что канатными дорогами региона изначально владели несколько разных компаний - впервые они договорились ввести общий skipass и совместно распределять прибыль лишь зимой 1976/77. У 39 подъемников, которые сегодня обслуживают 155 км трасс над Ленцерхайде, Валбеллой, Парпаном и Курвальденом, по-прежнему три хозяина. Rothornbahn und Scalottas AG, Danis Statz AG и Pradaschier AG, хоть и работают в тесной кооперации, имеют между тем и собственные представления о развитии горнолыжной инфраструктуры региона. Так, разные мнения существуют относительно проекта объединения с Арозой - но о нем чуть позже.

* * *

Чтобы познакомиться со всеми трассами, более-менее подготовленному катальщику в принципе достаточно двух дней - просто проехать регион из конца в конец, не повторяя спусков, можно и за день. Оптимальный вариант такого ski-safari - двигаться по часовой стрелке, вместе с солнцем, начиная с самых крайних, обращенных на восток, склонов Scalottas. Восточный и западный сектора региона связаны между собой единственным переходом в районе Парпана: движение в обратном направлении, не снимая лыж и не прибегая к услугам автобуса, к сожалению, невозможно.

Ленцерхайде: Sports Unlimited

Спустившись с Scalottas по длинной, извилистой, необычайно приятной «красной» трассе, вы окажетесь у четырехкреселки Pedra Grossa. Не очень опытные лыжники могут траверсом, не скатываясь донизу, перебраться на склоны Lavoz (2330), где с недавнего времени работает удобный 6-кресельный подъемник: широкие, довольно пологие «синие» трассы по обе его стороны вполне подходят для учебного катания. Не составит большого труда и спуск к Alp Statz (1824).

Пока «чайники» отдыхают в одном из расположенных тут горных ресторанов, вы подниметесь на Statzerhorn (2575) и оцените несколько скоростных трасс с крутыми перепадами. Они чуть больше других развернуты на северо-восток, что позволяет дольше сохраняться приличному снежному покрову. Можно покататься и off-piste: острых каменных «рифов» почти нет. Забавный овражек - естественный халф-пайп, находка для бордера - есть у 4-кресельной канатки Statztali.

Ленцерхайде: Sports Unlimited

Ваше лыжное путешествие продолжится длинным спуском в поселок Курвальден, который имеет собственный, небольшой, но очень симпатичный район катания на склоне Windegga (2230). Снизу вытягивает четырехкреселка, выше - якорный бугель. Влево, под скальные кручи Faulbergegg (2499), уходит красивое ущелье, но соваться туда не следует - слишком лавиноопасно. Cверху открывается чудная панорама: на севере лежит долина Рейна с городом Ландквартом, на западе можно распознать трассы над Флимсом-Лааксом, ледник Vorab (3018)…

Спуски над Курвальденом все той же восточной ориентации. Народу на них немного - район все же находится несколько в стороне от основной зоны катания. «Красная» и «черная» дорожки мало чем отличаются друг от друга, обе местами довольно крутые, но снег мягкий, без ледяных плешей. Есть и обходная «синяя» трасса, которую профессионалы проходят практически без поворотов, набирая при этом хорошую скорость. С промежуточной станции Pradaschier (1740), оставив на время лыжи и заплатив десять франков, можно спуститься по рельсовой тобогганной трассе Rodelbahn, которая считается самой длинной в мире: 3100 метров при перепаде высот почти полкилометра, 31 поворот… «Русские горки» - только все время под гору. Не уверен, что вам понравится этот аттракцион, но разок, для общего развития, прокатиться, наверное, стоит.

В основную зону катания из Курвальдена возвращает, взбираясь на заросший хвойным лесом холм, трехкресельная канатка. Спускаясь от ее верхней станции, внимательно следите за указателями, чтобы не проскочить поворот к Парпану: возьмете правее - приедете в Валбеллу, левее - можете снова оказаться в Курвальдене, и придется повторить все сначала. Раньше, чтобы перебраться на противоположные склоны долины, шоссе приходилось пересекать пешком - теперь построили подземный переезд, проскочив по которому на лыжах и немного потолкавшись палками, можно вырулить аккурат к финишному выкату с трассы Silvano Beltrametti.

Ленцерхайде: Sports Unlimited


* * *

Что представляет собой трехкилометровый спуск, на котором несколько десятков лучших горнолыжников и горнолыжниц сезона 2004/05 сошлись в финальной раунде? Несколько крутых, сильно разгоняющих «лбов» в верхней и средней части, изящный изгиб в форме буквы S в зоне леса… Я катался по этой трассе через день после завершения Кубка мира. Еще не везде были сняты красные сетки в несколько рядов и растяжки Carlsberg, «пожалуй, лучшего пива в мире»; солдаты доблестной швейцарской армии еще не до конца размонтировали слаломный стадион. Утром трасса упорно сохраняла бетонную жесткость, к вечеру западный склон отпускало, но даже и тогда идти по нему из поворота в поворот было трудно, кое-где приходилось проскальзывать, сбрасывая скорость.

Горы на этой стороне долины выше, канатки вытягивают и на 2680 м, и на 2865 м. Спуски, расположенные выше зоны леса, в целом круче, новичкам тут менее комфортно, хотя и для них найдется пара-тройка пологих траверсов. С верхней станции 6-кресельного подъемника стартует великолепная «красная» трасса с несколькими широкими скоростными отрезками. Другой достойный внимания хороших лыжников спуск, имеющий южную ориентацию, начинается с Schwarzhorn (2683), куда забрасывает парнокреселка. Если не поленитесь и немного подниметесь на гребень, то увидите с него тот Weisshorn (2653), куда приходит фуникулер из Арозы, а правее - Hornli (2512) со стоящей на вершине хижиной знаменитого арозского лыжного клуба. Где-то здесь в будущем и должно состояться объединение двух регионов.

Спустившись на белоснежное волнистое плато, можно будет подняться по противоположному склону, исследовать трассы над Арозой и не снимая лыж вернуться в Ленцерхайде - все в течение дня. Пока же такое путешествие занимает много времени и под силу только любителям ски-туров.

Ленцерхайде: Sports Unlimited

Совместный проект слияния горнолыжных областей существует не один год: необходимо учесть интересы разных сторон. Одобряют и поддерживают его, кстати, далеко не все. Против, например, некоторые акционеры канатных дорог: строительство новых подъемников требует значительных инвестиций, придется на время отказаться от прибыли.

Против отдельные арозские хотельеры, опасающиеся оттока клиентов: если можно будет вот так запросто смотаться в Арозу на лыжах, станут ли люди вообще приезжать к ним и останавливаться в их весьма не дешевых отелях?.. Наконец, пастбища на высокогорном плато принадлежат частным владельцам, которые отнюдь не горят желанием, чтобы через их территории были проложены трассы и всю зиму туда-сюда сновали лыжники. И все же главный аргумент «за» - создание большого объединенного региона привлечет тысячи новых гостей, надо полагать, рано или поздно возьмет верх.

Ленцерхайде: Sports Unlimited

Снизу, от озера Heidsee, на западные склоны поднимает старенькая гондольная дорога с тесными четырехместными кабинками. Можно также воспользоваться фуникулером, построенным сорок с лишним лет назад, в 1963 году. Вагон второй его очереди, рассчитанный на 60 человек, доставляет на скальную вершину Rothorn (2865), верхнюю точку всего горнолыжного региона Ленцерхайде-Валбелла. В цирке наверху работает парнокресельная канатка, которая обслуживает несложную «красную» трассу.

Дальше надо траверсом проехать по длинной, метров триста, крытой эстакаде - серьезному инженерному сооружению, защищающему от лавин и камнепадов. Сразу за ней есть несколько «экзитов» в крутые кулуары; отмороженные экстремалы, впрочем, умудряются находить и какие-то совсем узкие выходы с самой вершины. Более вменяемым любителям внетрассового катания можно посоветовать долгий красивый спуск в направлении Lenzerhorn (2906), который приведет на окраину Ленцерхайде; будьте, однако, предельно осторожны: спасателями этот маршрут не патрулируется. А рядовые лыжники, позагорав в конце дня на западных склонах, возвращаются в самый центр курорта по спокойной лесной «синей» трассе.

Ленцерхайде: Sports Unlimited

Кстати, на Rothorn у каждого есть шанс познакомиться с… Херманном Майером. Хозяин панорамного ресторана на вершине - полный тезка знаменитого австрийца, сам тоже родом из Австрии. «Херминатор»-лыжник, будучи в Ленцерхайде, обрадовался соотечественнику и подарил «Херминатору»-ресторатору большой постер со своим автографом, который теперь висит на почетном месте у входа в заведение.

Автор: Юрий БугельSki
Фото: Photopress

Полные описания курортов (описание трасс, карта горнолыжного региона, информация об отелях, ресторанах и пр.) вы найдете в книге Юрия Бугельского SKI GUIDE.

0