Жилье в Кировске 26 Апреля 2024 - 3 Мая 2024 Россия, Кировск
Кто улетает из Кировска 28 апреля?... 21 Апреля 2024 - 28 Апреля 2024 Россия, Кировск
Ищу с кем разделить трансфер аэропорт... 22 Апреля 2024 Россия, Кировск

Майский Кукисвумчорр — четыре погоды для четырех сторон света

цаца Лента автора 8 Мая 2012 (03:59) Просмотров: 3165 44

«Кукис» глазами первопроходца :)

Так сложилось, что на 25-й километр я попала впервые. В прошлый приезд мой в Кировск он был закрыт. Поэтому краткий рассказ пишу фактически с точки зрения новичка — может быть, старожилам Хибин описания покажутся наивными, но тем, кто поедет туда на следующий год — надеюсь, помогут.

В сети есть очень красивые рисованные схемы, но они почему-то показывают только одну центральную часть горы. А в реальности ходить можно гораздо дальше. Поэтому привожу схему, где хотя бы левые кулуары отражены и названы более-менее точно. Нет только правой (южной) щели и окружающих ее полей с редколесьем внизу.

Приехали поездом рано утром 29 апреля и, не теряя времени, двинули кататься, тем более что шел снег.

Встречает гостей на автостоянке 25-й километр мрачновато, но на самом склоне атмосфера вполне живая и веселая.

Работали все подъемники, на нижних очередях было вполне светло, а вот на верхней уже задувало. Начали с правой стороны — аккуратно по левому краю щели и слева от лавиноопасной зоны.

Внизу веселые узкие кулуарчики, с карнизами по левому же борту (снег преимущественно задувает с севера, левые стороны кулуаров подветренные и более мягкие), по которым можно на скорости носиться и выпрыгивать. Кайф!
После обеда выключили верхнюю очередь из-за сильного ветра. Покатались немного на нижних — скучно! И приняли стратегическое решение заползти еще раз вверх и пройти вдоль щели.
Поползли. Ветер задувал так, что с бордом на спине устоять в вертикальном положении было невозможно. Падали при порывах ветра и отлеживались спиной к бурану. Прямо бедуины в песчаной буре, елки-палки. laugh

Но я довольна — без напряга нет оттяга. Катим вниз по свежему пушистому снегу со свистом!

Вечером Вету, оставившую на горе лыжи, транспортировали на стоянку следующим образом.

30 апреля Кукисвумчорр встретил нас безмятежным солнцем, стопроцентной видимостью, работающими подъемниками и нераскатанными кулуарами. Мы радостно двинулись осваивать левый край.

Впрочем, туда же двинулись и группы СноуПро (вызывающие наше искреннее изумление сидением перед гидом на лавинопасных склонах и спуском всей толпой разом, ну да ладно, может это новая методика какая:))) и прочий катающий народ.

Поэтому уходили мы все дальше и дальше в гонках за некатанным снегом.
Траверс. Три богатыря smiley

Самый сладкий снег был под шишкой слева, по схеме это чуть севернее лавины 39. Но взбираться туда, увы, пешком...

Но дело того стоит. Вид сверху офигенный и снега по колено. Мечтательно втыкаем...

И вниз, по свежаку! Йохху! И сейчас смотрю на эту фотку и внутри плещет восторгом, чесслово — как же там было здорово!

Внизу траверс к подъемнику по таким вот живописным отвалам.

Офигительный день!
Вечером — маевка в гостинице Хибины. Не все дошли, трое из нас укатались и заснули. Поэтому после восклицания: «О, гляди, живая Цаца, а где гвардейцы?» я смущенно предъявляла единственного Shin-а и ЛенОчкаlaugh
На маевке было весело, я болтала и хохотала от души. Может благодаря смеху и танцам не перепились, а были все шансы:))

Мальчики с бананами.

Маугли был пьян до упада, но так трогателен и мил, что его все таскали на руках с видимым удовольствием))

В общем, наутро 1мая организм уже вставать не особенно хотел. Но встал.

А Кукис встретил нас Днем Летающих Собак.

Ветер — 30 метров в секунду. Метет снег с севера. Естественно, все стоит. Народ собрался в кафе и смотрел друг на друга с надеждой. Пришел служитель культа и сказал, что может быть, в обед пустят, ждите.

В обед улетал наш рулевой — Леха Восьмой. Поэтому сидеть в кафешке смысла не было. Мы взяли с собой лыжника Мegaloh-a и пошли пешком «докуда дойдем».

По кулуарам еще шли более-менее. Как только вышли на гребни, обледеневшие от ветра, бордеры начали скользить на ботинках. Под конец мы просто ползли на четвереньках, втыкая зажатые в кулаках нижние части трекинговых палок перед собой и подтягиваясь.
Мegaloh, глядя на это сверху (горнолыжные боты пожестче и втыкались в наледь хоть как-то) произнес мечтательно: «Когда еще увидишь такую картину — на коленях к твоим ногам ползут четыре бордера!» laugh

В итоге слабоумие и отвага позволила нам по-бедуински взобраться до середины горы три раза и катнуть мягкий надутый снег по кулуарчикам. И Хибинские Боги вознаградили наше упорство — часа в три, когда пустили короткий подъемник, мы и на него попали первыми — и от души погоняли по мягкому, рассыпчатому свежачку правых склонов и редколесья! Увы, по понятным причинам, с этого дня фоток нет. Снимать в буран крайне затруднительно.

2 мая. 25-й километр нас встретил невинными голубыми глазами, как будто вчера и не было никаких бурь. Все работает, птички поют, летают модные лыжницы с развевающимися хвостами — абсолютный штиль. Белка внизу хулиганит.

Но на вершину горы село облако. Ну, облако и облако, подумаешь. Поднимаемся прямо в него и уходим на траверс вправо, желая попасть на северный край щели. Едем-едем. Едем-едем, видимость метров 10, поскольку ряды наши поредели, мы вдвоем — я стараюсь bordera76 из виду не терять, прицепляюсь хвостом к его траектории. И тут как-то спохватываемся, что табличка о лавинной опасности видна вдалеке и не с той стороны с которой надо. Щели нет и нет, а уже давно пора бы. Гребень пошел резко вниз и видны обрывы с обеих сторон. Стоп.

Мы заблудились в облаке. За нами еще едут двое незнакомых лыжников, явно полагая нас людьми знающими. Когда мы признались им, что сами блуданули, те развернулись и уехали куда-то по траверсу назад. А мы решили разведать окрестности и, выстегнувшись, полезли пониже, в надежде, что там видимость лучше. И я сорвалась с обледенелого склона.

До обрыва, в общем, не долетела метров пять — иначе бы не строчила сейчас рассказов, думаю. Как-то извернулась, воткнула трекинговую палку кольцом в лед, растопырилась крабиком, скинула перчатки, воткнулась когтями и всеми острыми частями тела и смогла затормозить, что позволило зацепиться уже за камень. Уффф. Второй день рождения. Очень херово могло бы все кончиться.

После такого пердимонокля любопытствовать и геройствовать больше не стали, а полезли назад по своим следам, через 20 минут услышали сладкий скрип подъемника. Где были — так до конца и не поняли. То ли уехали по ошибке на обратку между Северным цирком и Финалом. То ли банально лоханулись — не сбросили высоту и выехали к щели правее чем нужно, оттого и показалось место незнакомым. Шут знает.

К обеду облако сдуло и мы с дружественной парой пошли погулять по хребту направо. Цель — спуститься в щель Крест, посмотреть, безопасен ли старт прямо оттуда и подняться собственно на Крест, откуда по правому гребню спуститься вниз, в мягкие, некатаные редколесья.

Щель впечатляет опасным шармом... Вид на водокачку с обратки.

Сфоткались под этой красотой: Shin, Megaloh, border76, Цаца.

Взобрались по скалам на Крест. Крест самый простой. Что он означает? Географическую вершину —вроде нет, триангула выше. Место гибели? Знак для ориентировки?

И по гребню вниз, в мягкие пролески! Поскольку в этом составе я всегда шла замыкающим, фотки у меня только в стиле «путешествие черной точки»:)) На самом деле это — Аня.

Потеряли трекинговую палку в лесу, боги забрали ее за наши утренние косяки, видимо.

Остаток дня докатали в ближних кулуарах.

3 мая погода уже ничем не омрачала нашей радости — сияло солнце, облака были высоки и прозрачны, все работало. И с самого утра сладкое слово «обратка» не сходило с наших уст. Вот так выглядит обратная сторона 25-го километра.

Сходили к снегоходчикам, которые буксируют народ с обратной стороны склона, но тут не повезло, их в этот день не было. Кто уехал, кто лег в больницу, в общем, увы. Поговорили с местным гидом — Игорем Загвоздиным — он подсказал, что можно пойти под конец дня в Средний и Южный цирки, откуда, в отличие от Гидронапорки — вполне реально выбраться к дороге пешком. Правда, попугал нас, что там жестко, круто, каменисто и вообще никакого кайфа, проход «для галочки» (хехе). Но охота пуще неволи, решили в полшестого подняться наверх и пройти подсказанный маршрут (да здравствует полярный день! smiley).

День катали левые кулуары и правые пролески в поисках вчерашней утерянной снаряжки — увы.

Великолепный машрут из-под третьей опоры, народ почему-то его катает мало (это по краю гребня, по карте между 41 и 42 лавинным очагом), вверху камушки, правда, надо лавировать, зато внизу волшебный мягкий снег и выкат без пеших путешествий прямо к подъемнику, что для бордеров — экономия времени существенная.

И вот, за 15 минут до остановки подъемников взбираемся наверх. Там стоит куча лыжников, человек 10 — они тоже собираются идти обратку — но, во-первых, по лайтовому мягкому кулуару прямо от подъемника, к Гидронапорке, что для нас неприемлемо — бордеру 7 км. выположки — это до полуночи по пояс в снегу. Во-вторых, 13 человек на склоне, да еще нескатанных — это гарантированный бардак и галдеж в эфире. Желаем доброго пути и уходим на машрут, подсказанный Игорем.

Не с первой попытки нашли нормальный заход в цирк — везде камни, большие опасные наддувы. Но в итоге сообразили. Вот так выглядит начало пути. Сапер пошел.

Я сижу и внимательно наблюдаю за его траекторией. А нечеловеческой красоты вид на озеро с плывущими кораблями-облаками слева заставляет меня отвлекаться. Внизу дорога, на которую нам нужно выйти.

Пройдя крутой каменистый участок, сапер кричит нам в рацию: «Идите справа аккуратно — а дальше нас ждет награда!» . Сердце подпрыгивает в груди. Снег нежесткий, оттаял на солнце,  доска держит хорошо даже на  крутых верхних участках. А потом справа начинается большое роскошное мягкое поле. И еще правее - поле поменьше. И еще поляна снега, летящего из-под копыт! И еще!...

На фотке, кстати,  хорошо видно недельной давности лавинный вынос в середине и место отрыва. Под камнями, т. е. самый крутой участок как раз не сошел, камни держат. Сошла середина.

Доезжаем до леса, лавируем между деревьями, в конце-концов теряем скорость и выползаем на снегоходную тропу. Обернувшись, немедленно начинаем гордиться собой — уклончики и правда некислые))

Полчаса тропежки по колено в снегу, и мы на дороге. Еще через час (дали крюк в первый раз по глупости) вылезли на асфальт.

Усталые, но атомно довольные.

4 мая у меня с самого утра был эмоциональный раздрай. То ли настал крайний день сезона, и до слез не хотелось уезжать, то ли элементарная усталость от бессонных ночей — спали реально по 4 часа в сутки, все время какие-то предприятия по вечерам образовывались.

Поэтому я своих ребят мучить не стала, поберегла — ушла катать с теми, с кем давно хотела катнуть.

MaltManiac — готовая аватарка, первый цирк.

А вечерком уболтала Диму megaloh-a составить мне компанию на обратку еще разок. Тот же кулуар прошли, я в роли гида еще слаба весьма, вести по новым местам человека не рискнула. К тому же за ночь насыпало сантиметров 10 снега, т. е. шли опять по свежаку.

Вот на этой фотке хорошо видно, сколько звериных следов на снегу! Мы пытались следопытствовать, но увы — охотников среди нас не было и все осталось на уровне версий.

На выкате я еще раз осознала — какие полезные люди лыжники. На выположке Димка взял не только борд, но и меня сзади ставил на лыжи и мы довольно быстро доехали до цивилизации.
Вот как выглядит зверь «лыжебордер» laugh

Все. Сборы и в дорогу. Парни на самолет, девчонки в поезд. Стараемся не реветь.

Следующей весной — обязательно!

izverg1a    8 Мая 2012 (07:57)   #
Цитата(цаца @ 8.5.2012, 2:59)
<strong>"Кукис" глазами первопроходцаicon_smile.gif</strong>

Так сложилось, что на 25-й километр я попала впервые. В прошлый приезд мой в Кировск он был закрыт. Поэтому краткий рассказ пишу фактически с точки зрения новичка - может быть старожилам Хибин описания покажутся наивными, но тем, кто поедет туда на следующий...<BR /><BR />Читать далее в блоге >>

А Вы в курсе, что на указанной схеме 25-го обозначено циферками с 39 до 43 ?
цаца    8 Мая 2012 (15:58)   #
<strong>izverg1a</strong>

Я, кстати, не знаю, по каким принципам лавинным очагам присваиваются номера. Полагала доселе, что случайно, вернее, по порядку географического расположения.

Буду благодарна за разъяснения regular_smile.gif

GEORG-FC

Офигеть. Километровый вынос! А как погода была 6 и 7 на городском?

На 25-м все хорошо стояло, сходили сопли кое-где после метели, но в общем и целом - я даже удивлена, почему с таких уклонов ничего не сошло (тьфу-тьфу-тьфу).
Может до снегопадов укатали, конечно, в бетон, я не знаю.
Snowman_pro    16 Июня 2012 (19:55)   #
Про километр - это чистый бред. и "приукрас". Там и семисот метров не набрать.
GEORG-FC    8 Мая 2012 (13:19)   #
Свежая запись, от 8.05-- http://manull.livejournal.com/262076.html#cutid1

Paul    8 Мая 2012 (19:00)   #
Свет, Маньяк 6-го мая уже к Москве подъезжал..да и ты сним вместе, не?.. icon_wink.gif

Ну, вы реально мазохисты! (в хорошем смысле этого слова) - всю дорогу на 25-м проторчали! У мну синяки от его бугелей до сих по не сошли..
цаца    8 Мая 2012 (19:35)   #
Да, точно. Четвертого был крайний день, поправила icon_smile.gif

На 25-м мне гораздо больше понравилось, чем на городском. Там и уклон покруче и как-то... атмосфера другая. В один из дней я подняла панику по поводу двух лыжников, пропавших в молоке. Народ поднялся как один - начали узнавать кто, чьи, позвонили спасам, чтоб на снегоходе проехались под обраткой. Паника оказалась напрасна - лыжники выбрались сами, их нашли на склоне - но сам факт народного единения меня порадовал.

По поводу бугелей - у меня только парный подъем на швабре вызывал затруднения - наверху сносит вправо сильно и встречкой норовит двинуть по голове icon_biggrin.gif Так что на второй очереди я категорически отказывалась заниматься невинным кокетством на подъемнике и поднималась однаicon_smile.gif)

А так никаких трудностей и синяков, не знаю, отчего народ жалуется. Бугели как бугели.
Paul    8 Мая 2012 (20:01)   #
Ну да, про атмосферу это ты точно заметила.. там как то более..как бы это сказать?.. по-домашнему.."Туристов" меньше. icon_smile.gif

К бугелям конешно привыкли в процессе. Когда первый раз поднялся на второй очереди, да еще и в молоко - подумал, что наверно врядли ченить заставит меня о5 туда полезть. К тому же это было после продолжения маевки..Все короче наложилось...Конешно сил тратиццо немеряно на это...

Yac    8 Мая 2012 (20:25)   #
кресты - это вроде для замера толщины снежного покрова.
цаца    8 Мая 2012 (20:44)   #
Да, кстати, может быть. Почему тогда только в одном месте он стоит на хребте?
Snowman_pro    8 Мая 2012 (23:01)   #
Потому, что это не тот "крест" icon_wink.gif
цаца    8 Мая 2012 (23:24)   #
Ну, я тоже сразу это заподозрила)) А для чего же тот, что сфоткан?
tochkaru    8 Мая 2012 (23:24)   #
Света, здорово написала! Про каталку очень живо. Воспоминания прям нахлынули... :)
Правда было очень хорошо!
цаца    9 Мая 2012 (00:34)   #
Да, кстати, на удивление. Я думала в это время года уже будет все течь и каталка будет чисто развлекательной. Но нет - вполне техничная каталка получилась, я очень довольнаicon_smile.gif
izverg1a    9 Мая 2012 (01:03)   #
Цитата(цаца @ 8.5.2012, 23:34)

А сейчас за бортом -2 ...затра на городском обещано солнце и жесткий склон до обеда..
sondre    9 Мая 2012 (02:20)   #
крест поставлен фанатами РПЦ,был пару лет назад спилен варварами,воткнут обратно силами местных райдеров(мной и с.шестихиным) ....
цаца    9 Мая 2012 (09:58)   #
Цитата(izverg1a @ 9.5.2012, 1:03)

Эх, эх. Рано уехали, надо было еще на несколько дней остаться - все равно тут, в городе, праздники, работы нет - сижу, вздыхаю о горахicon_smile.gif
izverg1a    9 Мая 2012 (11:14)   #
Цитата(цаца @ 9.5.2012, 8:58)

Можно еще вернуться! Впереди выходные с неплохим прогнозом.
цаца    10 Мая 2012 (00:59)   #
Ну, за две тыщи километров на выходные - я еще не дозрела до таких подвигов)) Летали бы самолеты прямо в Кировск - можно было бы безумствовать. А так - одна дорога занимает не меньше суток, как ни крути.
МАУГЛИ    9 Мая 2012 (13:44)   #
Даааа, с такой тусовкой в хлам не укушаться невозможно))) Пока со всеми поздоровался, ходить разучился))))
tulenius    9 Мая 2012 (14:17)   #
Цитата
Пока со всеми поздоровался, ходить разучился))))
во-воicon_smile.gif)) только если в лыжахicon_smile.gif
terminator    10 Мая 2012 (03:33)   #
Цитата(цаца @ 8.5.2012, 19:35)

И чо, они проехались, да?
Sandro    10 Мая 2012 (11:24)   #
Цитата(izverg1a @ 8.5.2012, 7:57)
А Вы в курсе, что на указанной схеме 25-го обозначено циферками с 39 до 43 ?

попробую угадать.... размер обуви??? biggrin.gif
Цаца, отличный отчёт, спасибо!!!
цаца    10 Мая 2012 (12:28)   #
Цитата(terminator @ 10.5.2012, 3:33)
И чо, они проехались, да?

Мне позвонили из МЧС Кировска, спросили подробнее, кто где потерялся, какой обрыв и сказали, что сейчас проедутся там, глянут. Но буквально через 15 минут мы увидели ребят на склоне и поняли, что беспокоились зря - они тоже оказались не идиотами и вылезли сами к своим следам. Отзвонились МЧС-овсцам и дали отбой.
terminator    10 Мая 2012 (12:59)   #
Душераздирающая история.
tulenius    10 Мая 2012 (13:01)   #
Цитата
Летали бы самолеты прямо в Кировск

дык, летали ж еще не так давно в апатиты. считай, прям на место. таперича хренушки.
цаца    10 Мая 2012 (14:53)   #
Цитата(terminator @ 10.5.2012, 12:59)
Душераздирающая история.

Нормальная история, я считаю. Да, мои страхи оказались напрасны. Но лучше перебдеть, чем недобдеть - опять же, протестили работу спасов - небыстро, но реагируютicon_smile.gif)
terminator    10 Мая 2012 (15:35)   #
Цитата(цаца @ 10.5.2012, 14:53)
Нормальная история, я считаю. Да, мои страхи оказались напрасны. Но лучше перебдеть, чем недобдеть - опять же, протестили работу спасов - небыстро, но реагируют icon_smile.gif )
А сказочку про мальчика, который кричал "волки" в детстве не читала?
sondre    10 Мая 2012 (15:43)   #
Цитата(цаца @ 10.5.2012, 11:28)

там вроде больше 15 мин прошло....а МЧС даже за 15мин не тронулись с места ? там от их штаба до "прокатица посмотреть"-езды мин 10-15 всего icon_smile.gif
цаца    10 Мая 2012 (18:01)   #
Да? Я не знала, сколько им ехать. Ну, шевельнулись - и то слава Богу. Учитывая то, что на горе вообще нет поста спасателей - сам факт шевеления меня порадовал)

terminator
Сказку про мальчика читала и аналогий не вижу ровным счетом никаких. Я не вызывала спасов по подозрению - просто попросила на снегоходе прокатиться на всякий случай. Поэтому никто и не торопился, думаю. Внизу было светло - убиться можно было только в верхней части горы.

Сама сколько раз ходила на помощь лежащему неподвижно под камнем, кикером и т.п. - и выяснялось, что это переводит дух уморившийся первогодок, влезший по глупости на сложную трассу icon_biggrin.gif
Плюешься, конечно и ворчишь на него. Но останавливаться все равно надо - ибо один раз из 10 действительно можешь помочь в нужное время.

Ну, впрочем, с вами-то этого никогда не может случиться, правда? icon_biggrin.gif
terminator    10 Мая 2012 (18:16)   #
Цаца.

Случицца-то может что угодно и с каждым. Речь не о том.

Я какбэ не о том. Вот некий персонаж ползет себе спокойненько по горке , неспешно втыкает на красоты и даже писает за камнем. Но между тобой и им пролетело ужасное облако и ты потеряла этого неизвестного из вида. И ты так переживаешь за этого неизвестного, что вызываешь для его поисков волшебников в голубом вертолете, чипидейлов на снегопёре и они таки сдуру едут. И спасают его в самой грубой форме. Как ты думаешь, не захочет ли спасенный разыскать тебя, чтобы вежливо, но твердо сказать тебе что-нибудь непечатное спасибобольшое. Я бы вот захотел бы, честно.
цаца    10 Мая 2012 (18:36)   #
Глупости говорите. Никто спасов не вызывал. Я просто попросила - если есть возможность, проехаться и глянуть, ибо беспокоилась. Уж наверное, местные бы не дернулись, если б реально все было безопасно в горах в этот день, правда?

Напрасно беспокоилась - отлично - я назвала себя паникершей , мы посмеялись и дали всем отбой.

Хуже было бы, если бы я забила на незнакомых блуждальцев и ребят так же сорвало бы, как меня.
shin    19 Сентября 2012 (10:12)   #
  Все правильно сделала, все сказали, даже спасы тогда сказали что лучше перессать чем недоссать))))
 А этого барана никто никогда не спасет...
цаца    19 Сентября 2012 (16:24)   #
По мере сил боремся с воинствующим индивидуализмом на горе:))
terminator    10 Мая 2012 (18:53)   #
Цитата(цаца @ 10.5.2012, 18:36)
Глупости говорите. ....

Разумеется, глупости. Продолжайте в том же духе. eusa_whistle.gif
цаца    10 Мая 2012 (20:47)   #
Благословение принято icon_biggrin.gif
terminator    11 Мая 2012 (08:51)   #
мы хотели вам спеть песню про то как мы с митькой ходили в горы и упали
Goblin76    11 Мая 2012 (15:11)   #
Эх eusa_clap.gif
Спасибо за отличный отчет icon_smile.gif
цаца    11 Мая 2012 (16:29)   #
terminator    16 Июня 2012 (13:48)   #
ТФ(twenty five)=25й км
Snowman_pro    16 Июня 2012 (19:54)   #
Вообще-то, twenty five = двадцать пять, а двадцать пятЫЙ = twenty fifth
цаца    16 Июня 2012 (14:50)   #
У всех свои мемыicon_smile.gif Ну - признак популярности места)
terminator    16 Июня 2012 (22:20)   #
Цитата(Snowman_pro @ 16.6.2012, 19:54)
Вообще-то, twenty five = двадцать пять, а двадцать пятЫЙ = twenty <strong>fifth </strong>
тот кто так назвал, уже не с нами. так что поправить трудно.