Прямой эфир

Новости Приэльбрусья: новая трасса, ремонт моста, даты открытия курорта для туристов
Корректно в расчетах учитывать равные условия. Я в расчете по Приэльбрусью учитывал авиасообщение,...
Gebor 04.06.2020
Вирус вирусом, а летнее катание никто не отменял
Понятно что доехать пока не сможем, говорят об открытии Шенгена в середине июля. А так да, начинается...
edgarsr 04.06.2020
+5

Носилки-волокуши для фрирайда и бэккантри. Пособие по изготовлению

mintgreg Лента автора 20 Декабря 2012 (06:44) Просмотров: 2573 2
Фрирайд и бэккантри все популярнее в нашей стране. Мы стремимся уходить все дальше от трасс и подъемников, в поисках нетронутой целины и прочих радостей жизни. Но чем дальше мы от людей, тем дальше от нас помощь, если вдруг что случится. Потихоньку приходит культура лавинной безопасности, почти у всех фрирайдеров есть бипер, щуп и лопата (и, надеюсь, знания и умения, как это все использовать). А вот что вы будете делать, если ваш товарищ по катанию повредит колено, сломает ногу, получит травму спины? Не дай бог конечно, тьфу три раза, но такие ситуации не так уж и редки. Звонить в лыжный патруль, МЧС, спасателям Малибу? А если на этой части горы нет сотовой связи? А если спасатели смогут прибыть только через 3-4 часа (или вообще завтра утром)? И погода портится, сгущаются сумерки. Более чем реальная ситуация, и таких неприятных вариантов может быть не один десяток.

Если вы думаете, что зимой, в глубоком пухляке (вы ведь его и искали, не правда ли?), вы сможете на руках или на спине довезти вашего товарища до людей и врачебной помощи, то попробуйте сделать это на досуге, потренируйтесь. Теоретически это возможно. А вот на практике чаще всего нет. А если у товарища травма спины или шеи? Его можно транспортировать только в лежачем и хорошо зафиксированном положении.

Впрочем, хватит страшилок, лучше поделюсь своим опытом и идеями.

Картинка для привлечения внимания.

 

Вариантов импровизированных носилок и санок для эвакуации множество, я расскажу лишь об одном, возможно — самом простом. Конечно, можно просто купить готовые варианты таких носилок-саней, но точно не в России. Да и денег они стоят приличных. Поэтому попробуем сделать сами. Швейная машинка нам в помощь. Кто не умеет шить сам (например, я), всегда может привлечь сестру, маму, подругу, жену, тещу, швейное ателье и так далее.

Итак, у меня имелся бивачный мешок Pieps, вот такой. Конечно, можно взять любой другой бивачный мешок (Salewa, Ortovox), они встречаются в магазинах. Разрезаем его переднюю часть вдоль, посредине. Немного наращиваем в ширину и вшиваем по всей длине липучку-велкро. Наращиваем, чтобы не терять в ширине. Если мешок изначально широкий, например на двух человек (что лучше), то в этом, конечно, нет смысла.






Теперь мы имеем свободный доступ внутрь мешка. Согласитесь, что положить пострадавшего внутрь такого мешка (или просунуть мешок снизу) гораздо проще, нежели пытаться надеть его через голову. Кроме того, бивачный мешок в таком варианте можно использовать как небольшой тент.

Следующий шаг. Покупаем прочную ленту (в моем случае это лента для ремней), и вшиваем ее с обратной стороны мешка (только «спинка»). Оставляем длинные концы, сантиметров по 40, и делаем из них петли, качественно пришив концы у края мешка.  Для чего нужна лента? Если пытаться транспортировать пострадавшего просто в мешке (у Пипса, кстати, есть специальные отверстия под карабины), то это чревато быстрым разрывом ткани, все-таки она на это не рассчитана. А вшив ленту, мы качественно укрепляем «днище», создаем каркас жесткости и делаем удобные «ручки», за которые можно ухватиться и нести носилки. Количество полосок и расстояние между ними определяем индивидуально, исходя из размеров мешка. В моем случае понадобилось 4. Не забудьте про хорошие нитки, достаточно прочные, чтобы не рвались руками.






Что получилось в итоге? Бивачный мешок потяжелел граммов на 100 максимум, но приобрел совершенно другой функционал. Теперь это уже не только мешок, но и мягкие носилки с ручками и небольшой тент.


Но проблема транспортировки все равно осталась, особенно в мягком снегу. Вариант — на дно мешка, под пострадавшего, кладем все имеющиеся мягкие вещи, рюкзаки и т. п. Важно, чтобы не было ничего острого, что может порвать мешок. Этим мы создаем некое «днище», благодаря которому носилки можно использовать как волокуши. Другой вариант — легкий надувающийся коврик (например, Therm-a-Rest ). Места в рюкзаке занимает немного, весит 350-400 граммов. Но если такой коврик положить на дно носилок, это уже и достаточно твердое днище для волокуш, и термоизоляция, и хорошая поддержка спины. Главное — как следует «упаковать» пострадавшего, чтобы он был как в коконе.


Вариант, требующий больше времени и умений, но дающий несомненные преимущества — сделать волокуши из пары лыж, скрепив их палками и черенком/совком лавинной лопаты. Если теперь сверху закрепить бивачный мешок с ковриком, таким образом можно транспортировать  даже пострадавшего с серьезными травмами спины, на дальнее расстояние.

Как это все выглядит и работает на практике, я расскажу в следующий раз.

Григорий Минцев, лыжный гид.

Работаю в России, Франции, Японии и далее везде. Скитур, фрирайд, хелиски, лавинные курсы и другие виды активности, связанные со снегом и лыжами.

Мой сайт — MountainAdventure.
+5
0  
ROROS    26 Декабря 2012 (03:15)   #
Скажите, как можно к Вам записаться на лавинный курс?
  • 9
  • 2
0  
mintgreg    28 Декабря 2012 (06:15)   #
Можно. Информация и контакты здесь - http://www.mountainadventure.ru/main/winter/avalanche