+5

О катании в Банско

Reports Лента автора 7 Апреля 2011 (20:02) Просмотров: 5016 15

Хочу поделиться впечатлениями от посещения Банско в феврале-марте 2011 г.

В этом году на выбор места зимнего отпуска повлияли повсеместное отсутствие снега, горнолыжная активность высшего руководства РФ и совсем уже мрачный беспредел в Приэльбрусье.
К снегу - претензий быть не может. Эмпирическим путём вычислил, что лучший катальный сезон - конец февраля и начало марта.
Руководству государства - много не предъявишь, т.к. оно пропагандирует здоровый образ жизни и обустраивает новые олимпийские трассы, но лично мне - обидно за отсутствие среди членов правительства сноубордистов. Представьте себе очередное выездное заседание на Красной Поляне, проведённое посередине склона и трёхцветные сноуборды со всеми атрибутами!.. Одним словом, ситуация вокруг олимпийского курорта освещается достаточно широко и есть возможность подумать заранее.

О грустном напишу совсем кратко. Силы, (?) контролирующие (?) Приэльбрусье и прилегающий регион, отреагировали на фразу про «туристический кластер (?)» по самому худшему сценарию.

Поэтому после изучения ситуации на курортах Андорры и Словакии, было принято решение в пользу Банско, Болгария. Замечу, что глобус – круглый и есть другие варианты, но уложиться в желаемый бюджет - не получалось.

А вот как выглядит поездка в Банско «внутри» бюджета на 1 человека в 20 000 руб. (без стоимости ски-пассов и др. расходов на месте):
Отель «3+ звезды» в 10 реальных минутах пешком от подъёмника, 8 дней /7 ночей. По факту – приятный персонал, бесплатное пользование хорошим бассейном и сауной, работающий интернет;
Питание – нормальный завтрак / ужин (за эти деньги в др. отелях предлагали только завтрак);
Доплата за номер «люкс» (эркер, большая площадь, ванная комната с окном, постоянное отопление) составила 750 руб. на человека за всё время (!) пребывания;
Трансфер из аэропорта и ежедневный до подъёмника, медицинская страховка – входит в любой стандартный пакет услуг;
В указанной сумме есть болгарская виза (где-то 2700 руб.) и страховка от невыезда (где-то 750 руб., по желанию);
Авиакомпания - «Аэрофлот».

Мы – «доскеры» и брали с собой полный комплект собственного оборудования. Всё имущество поместилось в 1 чемодан и чехол с 2–мя сноубордами и снаряжением. В качестве ручной клади, 2 небольших рюкзака (с встроенной защитой спины для катания), приняли в себя всю тяжёлую спортивную одежду, что позволило сэкономить не менее 8 кг., в части основного багажа. На обратной дороге, недогруз был частично компенсирован провозом алкогольных напитков. В нормы провоза мы уложились без дополнительных доплат.

Для новичков, планирующих будущий горнолыжный отпуск, – мой следующий абзац. В Банско (и не только), проходить обучение желательно на оборудовании начального уровня и лучше если из проката. На полный пакет услуг (прокат, обучение и ски–пасс (проездной)- предоставляется скидка. Напишу своё мнение о приобретении остального снаряжения и одежды. На главной улице - много специализированных магазинов, работающих допоздна. Цены уж точно ниже, а ассортимент уж точно не меньше, чем в Москве, но все покупки реально сделать за один вечер, т.к. все торговые точки расположены компактно. В подборе оборудования много неочевидных тонкостей. Поэтому, перед поездкой, рекомендую посетить несколько родных спортивных магазинов и прицениться, или изучить вопрос в интернете. Если заранее проясните для себя, что такое параметры мембраны и что покупается в первую очередь – шлем или маска, можете ставить себе зачёт. (Правильный ответ – шлем и маска покупаются, исключительно, в паре! Вот так-то! А почему? Чтобы по цвету подходили. Ну и так далее…

Про «Кабинков лифт» и ски-пасс. К нижним станциям трасс проложена подвесная гондольная дорога «Кабинков Лифт» длиной более 6 км, с одной промежуточной станцией на горе Чалин Валог (она же – дополнительная катальная зона). Маршрутки из отелей начинают прибывать в 8-30, в момент официального открытия гондолы. Есть сведения, что фактическая работа подъёмника начинается раньше. Поэтому, есть возможность успевать уезжать раньше основной очереди, если позволяет месторасположение отеля. Для посадки на гондолу надо отстоять в любой из 2-х равнозначных очередей (по числу входов в здание). Очереди соединяются у турникета, но организация всего процесса – хорошая и неудобств не испытываешь. Электроника фильтрует количество пассажиров, проходящих единовременно на посадочную площадку. Дополнительно, работник за турникетом пропускает ровно по 8 человек к подъезжающей кабинке гондолы. Единственный раз, когда мы стояли долго (15 минут!) очередь начиналась от внешних входных дверей в здание. Несколько раз видели очередь ещё метров на пятьдесят длиннее. Думается, что за 30-40 минут она проходится. Сами мы не пробовали, т.к. в течение 10 минут (максимум) реально уехать на бесплатной (при наличии ски-пасса) маршрутке, остановка которой рядом со станцией. Найти просто - надо повернуться к зданию спиной и внимательно оглядеться. Если кому то такая информация по прохождению очереди покажется неправдоподобной, то специально сообщаю время 8-30 – 8-45 утра. 26–27 февраля проводился этап чемпионата мира, а 3 марта отмечался национальный праздник с выходным днём, т.е. народу хватало. Считаю, что хотя нам повезло, но и холодный расчёт присутствовал. С 3 по 5 марта в Болгарии – национальные праздники и с 10 по 25 февраля – европейские студенческие каникулы, а это – «зона риска». А мы «вписались» - посредине. На Новый Год будут очереди (1-3 часа), однозначно. Если ещё и со снегом проблема, то может сильно не понравиться.

Обратную дорогу (с горы до Банско) можно совершить по «парковой» трассе. Пишут про неё всякое страшное, имея в виду травматизм и загруженность. В общем, пишут - всё верно, если проецировать ситуацию на меняющиеся погодные условия. Например, факт, что на этой трассе часть бордеров выстёгивается на пологих участках, а лыжники активно помогают себе руками. Перепад высоты составляет 600 метров на 7 км протяжённости и приходится преимущественно на первую половину трассы. Ехать в верхней части – огромное удовольствие. Поверхность почти идеально ровная с небольшим постоянным уклоном. Кроме пары мест, вся остальная трасса просматривается, поэтому можно позволить себе набрать приличную скорость. Зато вторая часть проходится на полной плоскости доски, с небольшим переменным давлением на канты. После более крутых склонов линия спуска воспринимается почти горизонтальной, доска еле едет, но всё равно получается быстрее лыжников, активно работающих палками (Да простят меня лыжники!). Последние и самые медленные 800 метров прокатываются со скоростью идущей над тобой кабинки, но доезжаешь до городских улиц - не выстёгиваясь. Отношение к трассе становится резко негативным, если есть основания предполагать обледенение отдельных нижних участков трассы.

Единственный раз, когда я попал на километр плоского обледенелого участка, то упал не менее 5 раз и надеюсь, рядом не было детей, понимающих русские выражения. Итак, если есть подозрение на обледенение, то мой совет бордерам - возвращаться на гондоле. Ибо, глупо получать травму на ровном месте, в буквальном смысле. Для позитива хочу упомянуть освещение по всей длине трассы и общую протяжённость спуска более чем в 7 км!

Цены на ски-пассы выложены на сайтах. В нашем случае, 6 дней катания обошлись в эквивалент 155 евро на человека. Это – общеизвестно, а информация – доступна. Хочу добавить кое-что более важное, с моей точки зрения! Ски–пасс выдаётся под конкретную фамилию и служит дополнительным документом для оформления (тьфу, тьфу) происшествия на склоне. Я содрал микроскопический кусочек кожи на пальце об кант сноуборда и решил проверить действие медицинской страховки. Мне добросовестно обработали палец спецсредствами (перекись и зелёнка) и заклеили пластырем. За услугу с меня попросили 2 лева (40 руб.). Мне бы и не жалко, но я сослался на страховку (Ингосстрах, зимний спорт). Доставать общую страховку даже не пришлось. Меня тут же попросили предъявить ски-пасс. (Странно… думали что-ли, что я вот так просто расстанусь с 40 рублями? Не в обиду «братушкам», но «нажулить» на пару левов – это нормально. Ещё раз, не в обиду, но в Болгарии - я не в первый раз). Ещё примерно 5 минут заполнялись бумаги, т.к. любые медицинские операции с тушкой лыжебордера в зоне катания осуществляются на основании страхового покрытия, включённого в стоимость ски-пасса. А вот в стационаре потребуется уже общая страховка. Тьфу-тьфу-тьфу. Поэтому, есть ли смысл рассматривать «серые схемы» - думайте сами.

Я уже упоминал промежуточную станцию «Кабинкова Лифта» , расположенную на горе Чалин Валог. Прокатать там трассы - не сложилось, но те участки, которые можно разглядеть из кабинки - выглядят достойно.

Т.к. фотографии не передают крутизну склона, то предлагаю провести небольшой эксперимент. Возьмите лист бумаги и поместите его параллельно линии склона на фото (по 2 выбранным точкам). Не меняя угол наклона, разверните лист так, что бы верх находился у лица, а низ – был развёрнут в сторону пола. Получилось?

Верхняя станция «Кабинкова Лифта» находится на поляне Бандеришка. Если присмотреться, то правее виден ещё один склон (гора) с неработающим подъёмником. Очень напоминает известное культовое место. Снизу лес, сверху «пупырь» с крутыми склонами и даже перепады высот сопоставимы! Закрыто из-за лавинной опасности и, по моему мнению, не совсем удачного названия - «Цырна Могила».

Предлагаю подумать о совместном выкупе этой трассы и переименовании, например, в «New Чегеварско», копирайт. Налево от подъёмника там имеется Южный Цирк, со следами схода лавин. Направо – Севера на много, много километров. Всё как полагается! На поляне Бандеришка, было замечено продвинутое сооружение по типу траволатора (бегущая вверх дорожка). Очень полезное приспособление для начинающих обучение!

Рядом находится учебный бугель. На официальном сайте Банско его длина заявлена в 400 м. с перепадом высоты в 50 м. Здесь я позволю себе усомниться (визуально - меньше), но с линейкой лично там не лазил. Во «взрослые» зоны катания доставляют правый 4-х кресельный и левый 6 кресельный подъёмник. Замечена следующая случайная закономерность. На обеих полянах (Бандеришка и Шилигарник) – правый подъёмник это относительно сложные трассы, а левый – относительно простые. Рекомендую руководствоваться этим правилом в первое время. С Бандеришки, левый подъёмник (800 метров, перепад высоты 500) ведёт на действительно простую трассу, по которой мимо поляны Шилигарник можно вернуться на исходную точку (Бандеришка). Весь маршрут оценивается примерно в 2 км. и может служить разминкой перед более серьёзными спусками.

Комментарий. Вся трасса от Шилигарника до Бандеришки может быть «пройдена» без торможения и хороша для утренней разминки. Есть ещё один вариант разминки - пивом на поляне Шилигарник. Рекомендую механу «Бла-Бла» с камином в левом зале и приятным обслуживанием. Но, если к процессу подойти серьёзно, то могут быть проблемы при наступлении страхового случая. Лично я до вечера – ни-ни.

Правый 4-х кресельный подъёмник с одной станцией пересадки имеет общую длину примерно 3000 метров с перепадом высоты примерно 1040 метров. (Отдельно и ниже будет написано, откуда взяты цифры и почему «примерно»). Верхняя станция этого подъёмника - является самой высокой разрешённой зоной катания. Выше неё расположен гребень горы, с которого стартуют любители острых ощущений. Свой поход по этому гребню хорошо описал автор предыдущего отчёта «Светлая и темная стороны Банско». Склон цирка, был основательно расписан английскими фрирайдерами. Понаблюдав в толпе зрителей спуск группы, мне подумалось, что всё увиденное (кроме дропов) – было технически исполнимо даже с моим средним уровнем катания. С другой стороны, ребята проходили склон по достаточно вертикальной траектории и моя попытка (как обычно) струсить и заложить более широкую дугу - могла бы привести к подрезанию склона. Рассмотрев ситуацию со всех сторон, я как бы мысленно присоединился к их успехам и с удовлетворением поехал кататься по официальным трассам. Ещё я подумал, что с точки зрения фрирайда, вся эта затея выглядела логичной только с учётом производившейся по соседству видеосъёмки их спусков. Лезть туда – не менее 30 минут, «выковыриваться» из цирка по густому лесу – столько же, сам спуск – секунд 20 , при вертикальном перепаде высоты примерно в 270 метров.

Проехать по Плато (верхняя часть горы, «пупырь») от середины и вниз - не получится, т.к. есть ещё и центральный цирк (по виду, как большая воронка) и все трассы идут в объезд. Удовольствие спуститься по нему представляется сомнительным, т.к. верхние кулуары визуально лавиноопасны, но при этом короткие, до 100 метров. Ниже - уже начинается густой лес на приличном по крутизне склоне. По хорошей погоде были замечены следы спуска и 2 задумчивые фигуры внутри леса в нижней части цирка. Своим видом они как бы олицетворяли пословицу, что «лыжник – белке не товарищ». Есть ещё «заход» под опорами, но это уже не фрирайд, а могул.

Классическая зона фрирайдинга начинается вдоль верхней части трассы Балканиада-Томба. Если при подъёме на гору занять крайнее правое место в кресле подъёмника, то удаётся неплохо разглядеть свал в ущелье. Сам свал представляет собой плавный перегиб рельефа через 100 метров переходящий 45 градусный склон, рассеченный кулуарами с лесом в нижней части. Где-то на этой стороне горы накануне нашего приезда попала под лавину финская группа. Поэтому, немногочисленные следы спусков за пару дней были занесены снегом и других признаков активности - замечено не было. Надеюсь, и вам туда не надо. Народ активно раскатывал просеки под опорами.

Есть ещё одно обстоятельство. В силу официального запрета на внетрассовое катание – очень мало доступной информации, даже предостерегающего характера. Можно ожидать очевидные проблемы со страховкой и предложение оплатить спасательные работы. Поэтому, если уж и нарушать, то в составе группы и изучив местные правила, а мне это было без надобности.

Про фрирайд - всё! Хотя, может быть, в конце отчёта попробую провести параллели. Уже писал, что фотографии не передают реальных ощущений от личного присутствия на месте фотосъёмки.

Поэтому показалось интересным не просто поделиться впечатлениями, но и попробовать сравнить параметры трасс у них и у нас. С этой целью я вооружился блокнотом и начал выписывать информацию с официальных ресурсов. Не могу удержаться от комментария про официальный ресурс ККД «Чегет». Общее впечатление – в детском саду провели конкурс рисунка и все варианты выложили на сайт одновременно. Что очень характеризует «сами знаете чего». Угадайте, где было потрачено больше денег – там или на разработку сайта «Роза Хутор», Красная Поляна? Не факт, что угадали! Официальный ресурс курорта Банско – как раз посередине. Здесь всё портит небрежность в заполнении информации в разделе «Състояние на съоръженията».Только данные с сайта «Роза Хутор», я смог использовать без собственного толкования и дополнительных неточных расчётов, остальное - с вероятной погрешностью 10-20% .

Итак, начнём сравнивать. Если с поляны Бандеришка по правому подъёмнику подняться до верхней станции (с одной пересадкой), то оттуда вниз уходят спортивная «красно-чёрная» трасса Балканиада – Томба и замечательнейший параллельный ей кулуарчик ( до километра, «типа чёрный», Томба 9А) под опорами с пеньками и сугробами. Отсюда можно также уйти на «красную» трассу «Тодорка». Траектория трасс - совпадает с траекторией подъёма, т.е. трассы проложены строго вниз по линии падения склона. Могу предположить, что линия спуска Балканиада-Томба имеет длину примерно 3000-3200 м. с перепадом по высоте примерно 1000 – 1100 м.

Комментарий. Вид от промежуточной станции на поляну Бандеришка. Отсюда до выката – 1750 м. с перепадом по высоте в 637 м. Правее – проходит трасса Балканиада –Томба. По центру и левее – проходит Томба 9а.

И вот чем мы с Вами можем ответить государству, участнику блока НАТО:

1. Чегетом, где при протяжённости официального спуска (маркированная трасса) оцениваемого мной примерно в 3000 м имеем перепад по высоте в 1140 м.

2. Приэльбрусьем, где трассы Мир - Старый Кругозор с 2000/ 500 м и Старый Кругозор–Азау с 2500/580 м дают в сумме общую протяжённость спуска в 4500 м. с перепадом по высоте в 1080 м.

Понятно, что есть ещё креселка от Мира до Гарабаши, а дальше – ратраком (Ратрак в Приэльбрусье – это такой гусеничный ишак с двигателем, на котором зачем то стоят всякие лишние механизмы).

Но, думаю, что есть смысл рассматривать только гарантированное катание, а то непатриотично прибавлю в пользу Болгарии нижние 7 км «трассы», т.к. от верха горы до улиц Банско можно доехать не выстёгиваясь.

3. Новыми спортивными трассами «Розы Хутор» в Красной Поляне, которые имеют показатели – мужская 3800 м и женская 4250 м с перепадом высоты в 1360 м. Не могу не съязвить, что ответ г-на Потанина известному любителю Куршавеля - получился весьма достойный. Даже руководители государства приняли участие в обсуждении трассы и сделали выводы, что любой продвинутый лыжник здесь «развивает соточку и больше». Поэтому, проект горнолыжного курорта (с ценами Куршевеля) легко побеждает загадочный «Ё-мобиль», который пока ничего развивает.

Если подвести итог занимательной арифметики, то получится, что зона катания в Банско - соответствует по основным параметрам приведённым показателям официальных отечественных трасс.

При равных погодных условиях, подготовка трасс в Банско будет лучше, чем в Приэльбрусье и это при меньшем количестве помех на трассе. Но если уж сравнивать Банско, как курорт, то именно с Красной Поляной, а не с Приэльбрусьем или Домбаем, где принимающей стороне ещё только предстоит серьёзная работа по улучшению «менеджмента» и «гостеприимства». (Хочу заметить, что «гостеприимство» - это такой раздел знаний в сфере туризма, а не то, чему бабушка с детства учит).

А как быть с новыми трассами в Красной Поляне, если там пока мало кто катался, но многие успели оценить новинку по телевизору? Так вот! На трассах Балканиада-Томба и Тодорка загруженность меньше, чем при спуске первых лиц государства в окружении свиты. А что будет, когда трассы «Розы Хутор» откроют для всех желающих? Кстати, при проведении этапа чемпионата мира в Банско 26-27 февраля была закрыта только одна трасса (Балканиада-Томба), на которой непосредственно проводились соревнования. И здесь – ставлю большой плюс курорту Банско, за разумную организацию мероприятия. А пишу об этом в связи с распространением практики перекрытия всего и вся на отечественных горнолыжных курортах, когда их неожиданно посещает высокое начальство. Я не идеалист и принимаю во внимание существующие реалии, но когда меня «перекрывают» на дороге или на трассе горнолыжного спуска – моя личная задача остаётся нереализованной.
Об этом - всё! И о Красной Поляне на этом тоже всё. До лучших времён.

Нам повезло со снегом и погодой. Сложилось покататься в солнечную погоду, в снегопад, в туман и в пургу.

Трассы Томба-Балканиада осваивал после проведения на них этапа чемпионата мира 26-27 февраля. Поражало полное отсутствие на них активных катальщиков. В хорошую погоду, когда всё просматривалось, можно было заметить до 10 человек на всём протяжении спуска, из которых половина – местные спортсмены.

Комментарий. Местный спортсмен заканчивает спуск по нижнему участку трассы Томба.

Среди отдыхающих, добровольцев пройти трассу в их темпе – не наблюдалось. Хотя, из-за отсутствия явных «скребков» спортивная часть трассы долго оставалась днём в приличном состоянии. Когда я решил попробовать себя как бы в роли участника чемпионата, то у меня получилось развить кпд 50% (в скорости) и потом пролететь вниз метров 30 , после потери равновесия. По приезду в Москву стало интересно посмотреть в записи трансляции соревнований. Возможно ли, что спортивный комментатор, решил для себя, что склон там «весьма пологий» именно находясь в Москве? Иначе единственное объяснение для спортсменов, сошедших с дистанции в «суперкомбинации» - их излишне расслабленное состояние. Мне склон пологим не показался и на твёрдую «красную» трассу с учётом его спортивной направленности – он тянет, но если «добавить льда» – то имеем уже «чёрную», т.к. греметь вниз по идеально плоскому уклону можно будет долго. Трасса понравилась возможностью оценить предельные уровни собственной техники катания.

Больше всего понравился небольшой кулуар под опорами с официальным обозначением Томба 9а. Езда по сугробам и стенкам помогла поднять технику и чувствовать себя увереннее на других склонах. Единственная сложность – держать в голове во время пурги местонахождение здоровенного пенька и останков снеговика. Особенно умилила покраска работниками трассы замёрших останков снеговика в синий цвет, дабы не страдала безопасность!

Комментарий. Автор статьи спускается по верхнему участку трассы Томба 9а под опорами канатной дороги. На тот момент – сверху сильно мело, а ниже находилось облако тумана. Чёрная точка на 2-м фрагменте – выступающая скальная порода, а сразу за кустами – свал в ущелье. Я наклонил голову и пытаюсь понять траекторию спуска. Фотографии сделаны с кресла канатной дороги.

Добавлю, что здесь, как и полагается на «настоящих чёрных трассах», склон принципиально не обрабатывается и по касаниям кантов с «подснежниками» можно предположить, что скрытых сюрпризов на этом участке хватает. Пара градусов цельсия вверх и сотня катальщиков вниз уже сделает критичным получение удовольствия от спуска по этому участку.

Трасса «Тодорка» стартующая с Плато до выката на поляну Шилигарник имеет постоянную крутизну по всей длине. Длина трассы в крутой части оценивается в 2100 м. с перепадом по высоте в 700 м, при этом 200 м. пологого выката к Шилигарнику - я не считаю. Ни разу не получилось проехать «по вельвету», т.к. уклон трассы заставляет многих «скрестись» по склону. Техника скоростного спуска заключалась в попытке угадать на скорости оптимальную траекторию между сугробами и буграми. Сами по себе препятствия по высоте небольшие, но равновесие на них теряешь. Для меня личным достижением после пары дней катания стала возможность съехать по трассе Тодорка без падений, остановок и боли в мышцах ног к концу спуска. Трасса понравилась.

Комментарий. Очень известный вид с Шилигарника на Плато (верхняя часть горы) и трассу Тодорка. Все «синие» трассы проходят левее.

От Шилигарника левый подъёмник ведёт на «синие» трассы. Если от верхней станции этого подъёмника спуститься немного вниз, то будет ещё один подъёмник через Плато до верхней точки катания. Про это место я уже писал, т.к. с одной пересадкой туда же поднимает правый подъёмник с Бандеришки (быстрее). Верхняя часть Плато в направлении на Шилигарник имеет умеренно крутой склон, переходящий в длинный выкат в самом конце Плато. Там расположены 3 промежуточные станции и зона отдыха с кафе. Дальше есть выбор из 2-х синих трасс, одна из которых ведёт на Шилигарник, а другая на тупиковую нижнюю станцию «Моста» (рядом - мост), где кроме подъёмника наверх – нет ничего.

xОт самой верхней станции до Шилигарника длину спуска можно оценить в 4 с лишним километра с перепадом высот в 900 м. и добавить сюда ещё дополнительный 1 километр от Шилигарника до Бандеришки. Если ехать по этому маршруту, то в зависимости от уровня катания, бордеру придётся выстёгиваться от 1 до 3-х раз, т.к. некоторые пологие места «проходятся» только накатом, а Шилигарник не «проходится» в принципе и метров 50 все идут пешком. Но это не значит, что остальные участки этой трассы предназначены для расслабленного катания.

«Синяя» трасса до «Мосты» или «Моста»(?) –имеет меньшее количество плоских выкатов. Ещё есть «красный» аппендикс в нижней части, но он был «забранен» и я там не катался. С другой стороны, все желающие могли проехать за ограждение и без гонений со стороны работников курорта попрыгать по кочкам вдоль ручья.

Все трассы в этой части имеют «синию» категорию сложности с переменным рельефом, поэтому где-то 70% всех отдыхающих активно «скребут» склоны именно здесь. Даже с учётом устойчивого снежного покрова местами наблюдался мелкий гравий. Что бывает в худших условиях можно судить по негативным отчётам в сети. При ухудшении погодных условий, часть «крутых» (по уклону) трасс может оказаться закрытыми и нагрузка на «синие» трассы возрастает. Поэтому, если склоны «поплыли», то нормально покататься получится только в утренние часы. Солнце здесь очень даже южное и, начиная с полудня, всё начинает таять.

Комментарий. Наиболее «правильный синий» участок «синих» трасс проходит чуть ниже и мимо Шилигарника. Но если присмотреться, то в верхнем правом углу фотографии видна треугольная «проплешина». Это крутой участок той же трассы примерно с километр. Вот это место я и имею в виду, когда пишу, что по «синим» трассам народ «соскрёбывается».

Что касается личного «метафизического» ощущения, то у меня на этих трассах «второе дыхание» при спуске – не приходило. Большая часть катальщиков - откровенно «зависает» на крутых участках и это накладывает дополнительное бремя личной ответственности.

В качестве приятной опции, между всеми трассами, есть переходы (спуски). В первый день катания, пока «токсикоз» не прошёл, всё это выглядит забавным лабиринтом, изучение которого приносит удовольствие. А так – всё устроено понятным образом и даже женщины на 3-й день катания начинают ориентироваться. Наши попытки согласовать маршрут и место встречи - всегда приводили к положительному результату в конце пути, что является неплохим показателем для моей «прекрасной половины».

И напоследок - про сервис и обеспечение безопасности на склонах.

По непроверенным данным, у курорта австрийские инвесторы. По этой причине все счёта за электроэнергию своевременно оплачиваются, а персонал не проявляет личную коммерческую инициативу… (...а в это время, в Приэльбрусье – разводят руками, мол нечем платить, нас вообще «того хотят» и верните туристов. Вот тут бы и разобраться, а куда собственно всё делось- то? Может, есть смысл при помощи веб-камеры «Нальчик онлайн» (так и набивается в Яндексе) посчитать количество катальщиков вниз на Старом Кругозоре и сравнить с представленной отчётностью? Мне, конечно, не отчётность покажут, но знаю одного человека с «I Padом», кому станется. Если окажется, что съехало с горы вдвое больше, чем поднялось, то вопрос либо к канатчикам, либо к пограничникам).

Соглашусь с автором статьи «Светлая и темная стороны Банско» лишь наполовину. По вечерам небо над горой озаряется фарами ратраков, но трассы на утро остаются с теми же чуть сглаженными кочками, под «шубой из вельвета». Большинство катальщиков устроит подобная экономичная подготовка склонов, за исключением любителей на скорости «карвинг порезать». С этим я согласен. А вот леность канатчиков – не была мной замечена. Неоднократно видел работников подъёмников, отряхивающих снег с кресел перед посадкой пассажиров (!). Наверное, показухой занимались. У меня как раз сноуборд австрийского производстваJ. А может быть - просто приняли меры.

Ещё на горе можно выпить чай по 40 руб. (так себе, лучше иметь собственный термос), большой стакан «капучинно» по 70 руб. (приличный, из автомата), глинтвейн по 140 руб., и съесть «пилешко суп» по 120 руб. К приводимым в любых отчётах расценкам общепита следует прибавлять 10% чаевых. Бесплатные тёплые туалеты на полянах Бандеришка и Шилигарник по чистоте и размерам - как в аэропорту Шереметьево. В очереди на подъёмники больше 1,5 минут не стоял. В общественных зонах – много персонала и спасателей. Неоднократно наблюдал оказание помощи на склонах, один раз с применением спасательного вертолёта (на Плато).

Травматизм в Банско мне показался высоким и, кажется, что в этом есть доля вины проектировщиков трасс. На всю основную зону катания - всего одна ровно-несложная трасса (с левого подъёмника Бандеришки), но и она упирается в пологий длинный выкат на Шилигарнике, который добавляет хлопот местным медикам (видел конкретные примеры). Для начинающих всё же желателен ровный уклон, не переходящий в пологие или крутые участки. Впрочем, наличие инструктора – уже половина дела, а в Банско с этим всё нормально.

Нам (для барышни) инструктор обошёлся в 600 руб. за 2 часа занятий, в составе группы из 4-5 человек. Визуально и по секундомеру техника пилотирования улучшилась после 2-х занятий, потому что со мной - принято спорить, а инструктор - это инструктор. На большее время занятий – стоимость уменьшается в 1,5 раза. Если брать несколько дней – то существенно.

Обстановка везде – благожелательная, включая местных собак, которые с удовольствием общаются с курортниками и от голода не страдают. На горе (в смысле места) на радость четвероногим процветает фаст-фуд и народ недоедает :).

Хочу подвести итоги. По моему личному мнению:
Ехать в Банско категорически не стоит на новогодние праздники, если в планах задача именно кататься (т.к. спальная инфраструктура превышает катальную).
Не стоит ехать в Банско в составе организованной группы опытных товарищей (Абсолютно все трассы во всех зонах катания проезжаются за неполный день).
Фрирайд в Банско может быть сопряжён с рисками - большими, чем в том же Приэльбрусье, где внетрассовое катание культивируется и сопровождается сервисом для всех финансово-состоятельных желающих.
Банско - именно курорт и предназначен для расслабленного проведения зимнего отпуска и обучения новичков.
Если очень хочется кататься, но есть основания предполагать (насколько это вообще возможно) отсутствие устойчивого снежного покрова и плюсовые температуры – думать, думать, думать. Камни и лёд на трассах будут с вероятностью 99%. И уж лучше тогда поднакопить до уровня Андорры.
А тем, кто продолжает «есть кактус» исключительно российского производства – могу порекомендовать озадачиться оформлением загранпаспорта. Тогда и захочется потратить столько же или чуть больше, чтобы получить «принципиально другое».

Если получится, то на следующий год думаем повторить поездку – будем работать над техникой. В целом – всё понравилось и оказалось даже лучше ожиданий.

Писал отчёт в несколько подходов, в общей тональности, что везде есть свои недостатки и давайте отнесёмся к ним по-философски (кроме совсем уж вопиющих случаев хамства и воровства). Были планы написать про отель, про болгарскую кухню, которую все хвалят и про своё отдельное и особое мнение о местной кулинарии.

А заканчивать приходится по-другому. Когда я пишу эти строки – в телевизоре над японской АЭС вертолёт поливает водой реактор. Ещё неделю назад граждане Японии даже и не поняли бы наши проблемы, а сегодня Россия отправляет в Японию одеяла и матрасы. Обычно, я позволяю себе иронию, но не в данном случае. Съехать с горы – не предмет первой необходимости, но какое всё-таки счастье - отрешиться от повседневных проблем и уехать в горы, поэтому, я не стал ничего переписывать. По этой же причине пропало настроение обсуждать местный сервис. Информации об этом много и в целом – всё ОК.

И чтобы не сложилось превратного впечатления, что меня в Приэльбрусье обидели лично, напишу ещё вот о чём. Банско – это курорт, а Кавказкие горы – это стихия. Для меня магия Приэльбрусья – в первом движении вниз по склону (горы - другие) и в эмоциях на финише. Я - за возможность сделать осознанный выбор и за преодоление всех рукотворных обстоятельств, мешающих нашему увлечению горами, да и вообще... Всем удачи.

Даты поездки: 25.02.11-4.03.11

Автор: Денис В.

+5
0  
LaRUS    7 Апреля 2011 (22:37)   #
"Т.к. фотографии не передают крутизну склона, то предлагаю провести небольшой эксперимент. Возьмите лист бумаги и поместите его параллельно линии склона на фото (по 2 выбранным точкам). Не меняя угол наклона, разверните лист так, что бы верх находился у лица, а низ – был развёрнут в сторону пола. Получилось?"
И что должно произойти?????
0  
BaBaH    3 Августа 2012 (16:58)   #
У тебя должны были зашевелиться волосы на ж... :)))))))))
Не, правда - тот кусочен на Чалине реально крут :))

Мне понравился отзыв и очень понравился Банско. Был уже два раза и вернусь в этом сезоне. Катался еще в стране сиест - Италии (Валь-ди-Фасса), Андорре, Боровце. Скучаю больше всего по Банско - значит тут больше всего понравилось ;)
0  
Валерий Палыч    20 Декабря 2013 (17:39)   #
Ага ! Как 22А в Буковеле.
0  
DimaZ43    16 Декабря 2011 (16:05)   #
хороший отзыв
0  
Stag    16 Декабря 2011 (22:21)   #
Это не отзыв, а статья из научно-популярного журнала. Закончил читать после снеговика, дальше пробежался по диагонали. Итог - 2
+1  
AWolf    17 Декабря 2011 (13:17)   #
Не пойму, что в этой статье обсуждать... Написано вроде все правильно, если только впечатления о катании в Банско других людей?
0  
северный странник    3 Августа 2012 (20:33)   #
Я вообще смутно понимаю для чего пишут подобные отчеты, они же субъективны и не более. Но самое главное, это же цивилизованный курорт, да и каждый день катания, он в корне не похож на предыдущий, я понимаю когда чел на Полюс сходил или в спортивный поход, там действительно стоит многие моменты зафиксировать, дабы в будущем спасти жизнь людей, если понадобиться, а на курорте, непонятно unsure.gif Я недавно был в гипермаркете под названием Лента, тоже что ли отчет написать rolleyes.gif
0  
Саша Ру    4 Августа 2012 (13:08)   #
Цитата(BaBaH @ 3.8.2012, 15:58)
У тебя должны были зашевелиться волосы на ж... icon_smile.gif))))))))

Не, правда - тот кусочен на Чалине реально крут icon_smile.gif)


Мне понравился отзыв и очень понравился Банско. Был уже два раза и вернусь в этом сезоне. Катался еще в стране сиест - Италии (Валь-ди-Фасса), Андорре, Боровце. Скучаю больше всего по Банско - значит тут больше всего понравилось icon_wink.gif
Обычно после Италий-Австрий в Болгарию не хотят. Чем берёт Банско? Был там(Банско) в этом году и в Грузии разок, сравнивать не с чем, вот и задаю такой вопрос
0  
paulwhite    4 Августа 2012 (16:14)   #
Цитата(Саша Ру @ 4.8.2012, 13:08)
Обычно после Италий-Австрий в Болгарию не хотят. Чем берёт Банско? Был там(Банско) в этом году и в Грузии разок, сравнивать не с чем, вот и задаю такой вопрос


Видимо это чисто субъективное восприятие на интуитивном уровне. icon_smile.gif
Проехав, БЕЗ преувеличения, более половины мира, пожив не мало на его "вершинах", типа ГонКонга, как-то так вот "прирос" к Банско, что остался в нём жить. icon_smile.gif
И каталка тут совсем не причём!
Стараясь быть, на сколько это возможно, конечно, объективным, необходимо признать, что ПОКА Банско ещё очень далеко до уровня Альпийских курортов по количеству и разнообразию трасс. Да и подготовка трасс не регулярно бывает достаточно качественной...
Но если не вырывать это из общего контекста, то по совокупности показателей, отражающих общую картину комфортности нахождения в данном конкретном месте, Банско в полной мере может конкурировать с местами, тиба Бад Гоштайна...
Но, опять же, полагаю, что это очень индивидуально.
Как говориться - на вкус и цвет все фломастеры разные... icon_wink.gif
0  
paulwhite    7 Августа 2012 (16:50)   #
Хочу добавить ещё одну, может и не большую бочку мёда в ложку дёгтя любителей сравнивать Банско с Альпийскими курортами.
Одним, из основных достоинств Альп считается именно небольшая географическая удалённость различных, подчас не очень больших по протяжённости трасс, зон катания.
Что'ж, в таком разрезе считаю вполне логичным включить в число доступных в Банско зон катания Боровец, до которого от Банско, по утверждению Гугла, 1,5 часа дороги: https://maps.google.com/maps?saddr=ulitsa+N...mp;t=m&z=11
... А так же Пампорово, до которого, судя по тому же Гуглу, 2,5 часа пути: https://maps.google.com/maps?saddr=ulitsa+N...mp;t=m&z=10

Стоит добавить к этому трассы в Разлоге и Добринище, непосредственно к Банско примыкающих.
Худо - бедно, но это в совокупности увеличивает возможную зону катания почти в три раза!
А, уж, если к этому присовокупить горнолыжные зоны расположенные возле Софии, то думаю, та же Андорра останется нервно курить в сторонке, по общей протяжённости трасс доступных для катания...
Так, что в дальнейшем предлагаю желающим подискутировать на тему разнообразия трасс учитывать вышеизложенные факты при сравнении Болгарии с Альпийскими, Пиринейскими и иными горнолыжными местами.

0  
vlasenkoy1    7 Августа 2012 (23:24)   #
Цитата(paulwhite @ 7.8.2012, 16:50)
Хочу добавить ещё одну, может и не большую бочку мёда в ложку дёгтя любителей сравнивать Банско с Альпийскими курортами.
Одним, из основных достоинств Альп считается именно небольшая географическая удалённость различных, подчас не очень больших по протяжённости трасс, зон катания.
Что'ж, в таком разрезе считаю вполне логичным включить в число доступных в Банско зон катания Боровец, до которого от Банско, по утверждению Гугла, 1,5 часа дороги: https://maps.google.com/maps?saddr=ulitsa+N...mp;t=m&z=11
... А так же Пампорово, до которого, судя по тому же Гуглу, 2,5 часа пути: https://maps.google.com/maps?saddr=ulitsa+N...mp;t=m&z=10

Стоит добавить к этому трассы в Разлоге и Добринище, непосредственно к Банско примыкающих.
Худо - бедно, но это в совокупности увеличивает возможную зону катания почти в три раза!
А, уж, если к этому присовокупить горнолыжные зоны расположенные возле Софии, то думаю, та же Андорра останется нервно курить в сторонке, по общей протяжённости трасс доступных для катания...
Так, что в дальнейшем предлагаю желающим подискутировать на тему разнообразия трасс учитывать вышеизложенные факты при сравнении Болгарии с Альпийскими, Пиринейскими и иными горнолыжными местами.

По моему, если почитать ветки за прошлые годы, там не мало об этом написано, в прочем, как и о многом другом, что обсуждается на данный момент.... для каждого, это свое! люблю Банско, ценовую доступность, за душевность и отношение коренного населения в 70% говорящего по русски... ни кому не навязываю, самим места мало!!!! icon_wink.gif
0  
Фаберлекс    9 Августа 2012 (09:10)   #
Цитата(paulwhite @ 7.8.2012, 16:50)
Хочу добавить ещё одну, может и не большую бочку мёда в ложку дёгтя любителей сравнивать Банско с Альпийскими курортами.
Одним, из основных достоинств Альп считается именно небольшая географическая удалённость различных, подчас не очень больших по протяжённости трасс, зон катания.
Что'ж, в таком разрезе считаю вполне логичным включить в число доступных в Банско зон катания Боровец, до которого от Банско, по утверждению Гугла, 1,5 часа дороги: https://maps.google.com/maps?saddr=ulitsa+N...mp;t=m&z=11
... А так же Пампорово, до которого, судя по тому же Гуглу, 2,5 часа пути: https://maps.google.com/maps?saddr=ulitsa+N...mp;t=m&z=10

Стоит добавить к этому трассы в Разлоге и Добринище, непосредственно к Банско примыкающих.
Худо - бедно, но это в совокупности увеличивает возможную зону катания почти в три раза!
А, уж, если к этому присовокупить горнолыжные зоны расположенные возле Софии, то думаю, та же Андорра останется нервно курить в сторонке, по общей протяжённости трасс доступных для катания...
Так, что в дальнейшем предлагаю желающим подискутировать на тему разнообразия трасс учитывать вышеизложенные факты при сравнении Болгарии с Альпийскими, Пиринейскими и иными горнолыжными местами.


В Андорре, я могу проехать всю Грандвалиру не снимая лыж или добраться до Валльнорда на авто за 40 (сорок) минут. Из Валь Гардены в моем распоряжении около 270 км трасс Селла Ронды и примыкающих к ней, в пешеходной доступности (10 минут пешком) еще 175 км трасс Альп де Суизи, Весь Ишгль (около 230 км трасс) я могу проехать на лыжах, или 10 (десять) минут на авто до Гальтюра и прочих).
Так, что в дальнейшем предлагаю желающим подискутировать на тему разнообразия трасс учитывать вышеизложенные факты при сравнении Болгарии с Альпийскими, Пиринейскими и иными горнолыжными местами.
0  
paulwhite    9 Августа 2012 (11:56)   #
Цитата(Фаберлекс @ 9.8.2012, 9:10)
В Андорре, я могу проехать всю Грандвалиру не снимая лыж или добраться до Валльнорда на авто за 40 (сорок) минут. Из Валь Гардены в моем распоряжении около 270 км трасс Селла Ронды и примыкающих к ней, в пешеходной доступности (10 минут пешком) еще 175 км трасс Альп де Суизи, Весь Ишгль (около 230 км трасс) я могу проехать на лыжах, или 10 (десять) минут на авто до Гальтюра и прочих).
Так, что в дальнейшем предлагаю желающим подискутировать на тему разнообразия трасс учитывать вышеизложенные факты при сравнении Болгарии с Альпийскими, Пиринейскими и иными горнолыжными местами.


Спасибо!
Только, что бы уж совсем всё выглядело адекватно, и вот это сообщение прокомментируйте, пожалуйста?... icon_wink.gif
  • 22
  • 10
  • 5
0  
serge fly    9 Августа 2012 (12:32)   #
Банско сезона 2003-2004.
https://www.ski.ru/static/205/2_33940.html
Только гондолу пустили
0  
Фаберлекс    10 Августа 2012 (09:26)   #
Цитата(paulwhite @ 9.8.2012, 11:56)
Спасибо!
Только, что бы уж совсем всё выглядело адекватно, и вот это сообщение прокомментируйте, пожалуйста?... icon_wink.gif


Мой комментарий будет точно таким же как, как и ранее. Сайт называется ski.ru, а не zhrachka.ru. Меня механы не интересуют и цена ужина с пивом для меня не является определяющим фактором в выборе курорта.