+3

Обзор новых креплений Dynafit Beast, часть 2. Практический опыт

Intacto Лента автора 4 Февраля 2014 (18:00) Просмотров: 1568 0

Часть 2 – Практический опыт

Общий обзор можно посмотреть в первой части
Судя по заявлениям производителя и первым обзорам, Dynafit Beast станут первыми туринговыми креплениями, максимально приближенными по характеристикам и возможностям к хорошим райдовым вариантам. На общем фоне ложкой дегтя могут стать только цена ($1000) и вес (порядка 1900 грамм за пару), что делает эту модель самой тяжелой среди туринговых вариантов.
В первой части уже приводился общий обзор и были рассмотрены решения, предлагаемые Dynafit. В этой части постараемся посмотреть так ли хорошо это все работает на самом деле и с чем придется столкнуться будущим счастливым обладателям данного крепления.
 

Установка и настройка креплений
Как уже отмечалось в первой части обзора, база Beast шире типичных креплений и это стоит учесть при установке (особенно на уже сверленные лыжи)

Схема крепежа базы – некоторые закладные все же совпадают с типовыми.

Сравнение базы Radical (черная с красным контуром) и Beast.
Сравнение базы Radical (черная с красным контуром) и Beast – разница до 17 мм.
 
Beast не требуется такой же зазор между ботинком и креплением, который используется в других tech-креплениях (порядка 5 мм). Зазор в данных креплениях составляет всего лишь толщину листа бумаги (по данной характеристики и делается настройка креплений). Beast позволяет защелкивать пины на пятке на максимальную длину, надежнее фиксируя ботинок (снижается вероятность выстегивания при продольных воздействиях, когда лыжа слишком сильно прогибается в обратную сторону – увеличение «кемберности»).
Полная фиксация ботинка задними пинами.
Настройка крепления под ботинок
Настройка крепления под ботинок довольно простая. Для начала с помощью винта на задней части (передняя не регулируется) крепление настраивается таким образом, чтобы ботинок входил в крепление без усилий. Далее крепление подгоняется таким образом, чтобы между ним и ботинком оставался зазор, в который проходил бы лист бумаги (фото ниже). Крепление зажимается таким образом, чтобы лист можно было еще вытащить, но при этом на грани его разрыва. В отличии от классических tech-креплений такой минимальный зазор будет компенсироваться эластичностью самого крепления (об этом далее).
При правильной настройке в свободном положении крепление не оказывает продольного давления на ботинок, сохраняя минимально возможный зазор. Но уже при спуске лыжа гнется и задняя часть креплений начинает двигаться под воздействием смещающегося относительно нее ботинка, при этом возникает продольное возвращающее давление. Данная технология, вообще говоря, изначально взята от некоторых типов туринговых и классических, райдовых, креплений, но в них такое давление на ботинок существует даже в свободном положении. Без дополнительной нагрузки.
Техничная настройка крепления при помощи полоски бумаги :)
Возможная проблема при настройке связана с тем, что теоретически, ботинки из одной пары могут немного различаться (из-за допусков при их производстве), а подгонка должна быть довольно плотной. Получается, что нужно будет проверять каждую лыжу на оба ботинка и в случае заметных расхождений различать правую и левую лыжи.
 

«Допиливаем» ботинки

Не все ботинки подходят под новый интерфейс крепления и нужно будет провести их некоторую..эээ… модернизацию :)
Пятка большинства туринговых tech-ботинок легко адаптируется под новые крепления.
 
Имея в наличии классические туринговые ботинки, нужно сначала выкрутить шуруп, удерживающий заднюю пластину, после этого примеряем пластину от Beast и подгоняем ее молотком (да-да, это не инструкция от Жигулей - так и рекомендует производитель J).  После это прикручиваем всю конструкцию центральным винтом, не пережимая его. Намечаем отверстия в ботинке под боковые крепления пластины и прикручиваем ее.
Делаем раз – выкручиваем старый шуруп и подгоняем новую пластину.
Делаем два – усаживаем новую пластину на место, предварительно залив старые отверстия с помощью эпоксидки.

Намечаем отверстия под дополнительные шурупы.
 
Добавление боковых шурупов усиливает конструктив крепления ботинка, при этом обновленная пластина не мешает установки ботинок в крепления типа Fritschi или Marker.
 

Эластичность креплений

Тут постараюсь описать главную особенность данных креплений – их эластичность. Для начала общая теория что же это такое и зачем нужно.
Вообще эластичность – это основная характеристика креплений, которая характеризует как долго (при какой нагрузке) крепления будут держать ботинок или наоборот – высвобождать их. Эластичность, иначе говоря, - допустимый предел, до которого элементы крепления могут смещаться до момента отстегивания ботинка. Например, если эластичность крепления составляет 38 мм, то ботинок может сместиться относительно крепления на 37 мм и все еще останется в нем. Дополнительно должны учитываться возможные вектора смещения ботинка, то есть система получается довольно хитрой и с ней связаны некоторые особенности креплений, когда они могут не выстрелить при довольно сильных ударах, потому что данные удары направлены по «неправильным» (непредусмотренным) векторам.
Обычно настройка креплений на силу воздействия для отстегивания выставляется с помощью так называемых DIN, но стоит отметить, что не всегда эти цифры (8, 10, 12) соответствуют DIN, так как не все крепления сертифицированы по данному стандарту. По сути эта настройка – задание пресжатия имеющейся пружине, отвечающей за передачу усилия. Больше коэффициент – больше пресжатие – больше усилия нужно для смещения механизма (пружина становится более упругой).
В креплениях с небольшой эластичностью необходимо устанавливать больший коэффициент срабатывания креплений, иначе они будут отстегиваться даже при небольшом усилии, которого будет достаточно для смещения ботинка на это небольшое значение эластичности. Установка большей жесткости удерживает от нежелательного отстегивания, но при этом увеличивается риск травмироваться. Не самый приятный компромисс.
Крепления с большой эластичностью позволяют использовать меньшие коэффициенты для срабатывания крепления, так как допустимое отклонение ботинка увеличивается. Но в случае действительно сильных нагрузок механизм все равно сработает и нет необходимости «затягивать» крепление на максимум. Такая система получается более надежной и безопасной. Вообще, «идеальное крепление» представляет собой максимально эластичное крепление с небольшим усилием на срабатывание – оно будет позволять ботинку смещаться как угодно, но в рамках естественного положения, а в случае травмоопасных ударов и скручиваний срабатывать моментально.
Попробуем рассмотреть отличие Dynafit Beast от классического Dynafit Vertical ST:
Классическое tech-крепление типа  Dynafit Radical или Dynafit Vertical заметно отличается от обычных креплений – между ботинком и креплением используется жесткая связь, как легко заметить, крепление простое и без каких-то пружин.
В обычном туринговом креплении эластичность передней части крепления минимальна – всего пара миллиметров.
Таким образом, получается жесткая связь между металлическими частями крепления и ботинка, при этом обеспечивается довольно точная и быстрая передача усилия, но и неровности склона также сильно передаются райдеру – демпфирование обеспечивает по сути только лыжа и ноги. Такой вариант сильно напоминает езду на велосипеде без амортизаторов.
В связи с такой ситуацией некоторые райдеры предпочитают ездить с заблокированным носком или сильно «затянутой» задней частью крепления. Оба варианта препятствует срабатыванию в соответствии с настройками производителя, повышая риск травмы.
Так что же происходит на горе?
Разумеется, далеко не все райдеры могут мочить на туринговых креплениях одинаково хорошо во всех условиях, включая кислый снег или бетон. При этом, данный класс креплений требует большей внимательности или меньшей агрессивности при езде в сложных условиях, так как у райдера меньше шанс ошибки – крепления не смогут проглотить все неровности так, как это делают райдовые аналоги.
По сути своей туринговые крепления разрабатывались для поиска свежего нетронутого снега, то есть для очень хороших условий и там ошибки вполне простительны. Но не все ведь имеют возможность менять крепления/лыжи в поездке под сложившиеся условия и часто оказывается, что приходится катать кисляк или бетон в туринговом комплекте.
Вот тут-то и приходят на помощь Beast. Данные крепления имеют заметно большую эластичность, чем другие туринговые крепления благодаря своей передней части с пружинным механизмом. Он не настраивается по жесткости, но придает необходимые характеристики:

https://www.youtube.com/watch?v=VOIdsGgEru0


В случае поперечного смещения носка база начинает поворачиваться под его воздействием (а заряженная пружина стремится вернуть его на изначальную ось). Также отрабатывает и механизм в задней части – после воздействия ботинок балансируется в нормальном положении и связь сохраняется. При такой реакции появляется недостающее демпфирование и пропадает необходимость затягивать крепления.
Красные стрелки показывают вращение базы, а синяя указывает на паз, который используется системой блокирования при «закрытии» носка.

Задняя часть работает схожим образом. Обычные туринговые крепления отрабатывают только продольные воздействия, а Beast улучшает поглощение ударов за счет осевой подвижности и улучшенного поглощения воздействий.
Дополнительно стоит отметить увеличение размера и, соответственно, жесткости задней пружины – это позволяет выдерживать большие нагрузки и не выстреливать райдера спонтанно, как это встречалось у ранних моделей.
Довольно подробный технический обзор можно посмотреть тут:
https://www.youtube.com/watch?v=PNlnPiretzw
 

Использование и итоги

 В общем и целом ничего необычного в плане использования: почти классический step-in, сначала носок, потом пятка (как уже писалось в первой части, усилие меньше обычного). Передняя часть открывается с помощью лыжной палки (см фото), после вставляется носок ботинка и подгоняется к пинам. После нужно «наступить» на носок, чтобы опустить рычаг, который закрывает крепление. Далее также наступаем на пятку и готово! Если нужно переключиться в режим туринга, то сначала нужно откинуть рычаг на задней части – таким образом закрепленным останется только носок.

http://vimeo.com/63545427
 
В целом, в туринговом режиме крепления очень похожи на своих собратьев. Немного увеличенный вес сказывается разве что на кик-терны на крутом уклоне. Также стоит отметить, что из-за конструкции у креплений практически нет «плоского» режима ходьбы – пятка сразу немного поднята, но в реальности это не так уж сильно заметно.
Гораздо интереснее рассмотреть что же дает крепление при спуске.
Райдеры, которые уже пробовали Beast, отмечают, что по сравнению с классическими  креплениями все еще ощущается небольшой недостаток жесткости связи в пятке, но лишь при очень больших нагрузках на хвост лыжи (приводятся примеры 10-метровых дропов и райда по 40-градусным стенкам), но при этом отмечается, что на туринговых креплениях они о таком даже не подумали бы из-за недостаточной фиксации последних.
Приводить все отзывы и ситуации смысла нет, но рассматривались и варианты катания в пухлом лесу и вертикальные кулуары и ледяные стенки с приличными дропами. Общие впечатления можно описать вместительной фразой «Beast работают практически как очень хорошие райдовые крепления», то есть они реально дают ответ многим недостаткам типичных туринговых креплений. Как предложения для комплектов был сделан вывод, что эти крепления являют собой идеальную альтернативу Duke/Guardian, а в паре с ботинками Vulcan и лыжами типа Lhasa Pow представляют собой тот самый «философский камень» - практически идеальный вариант для всех случаев.
Скорее всего фанаты легкого скитура и не слишком «мочильного» стиля катания не уйдут на более тяжелый вариант, любители катать «офпист» с подъемника не будут серьезно смотреть на туринговые крепы. И те и другие также выскажут пару «лестных» слов о цене креплений (а за эти деньги можно взять 2 пары креплений под оба варианта). Все верно, но расчет производителя именно на тех райдеров, которые хотят кататься с одни комплектом, при этом имея возможность подъема со всеми преимуществами хороших скитурных креплений, а после – спуститься, имея характеристики и надежность «мочильного» (ну почти) комплекта.

 

Обзор подготовлен по материалам и отзывам с порталов www.wildsnow.com и www.tetongravity.com

+3