Прямой эфир

В Авориазе погиб 50-летний сноубордист
Лыжники ездят успешно и после 50, а бордисты уже не так быстры как надо. Попробуй борд ?
rst 22.04.2019
Бельгийский "король спидскиинга" упал на скорости 170 км/ч
Можно подумать классические горные лыжи или санки или бобслей не тоска зеленая для зрителя.
Volk1 22.04.2019
+2

Основы лавинной безопасности

Reports Лента автора вт. 24 Апреля 2012 (16:40) Просмотров: 2920 5
 
Накануне закрытия горнолыжного сезона мы продолжаем печатать материалы по лавинной безопасности.
Сегодня мы предлагаем выдержки из новой, еще не опубликованной книги Сергея Веденина.
Хочется повторить старую избитую истину: «Лучший способ выжить в лавине – это в нее не попадать».
Хорошего настроения и отличной каталки!
Александр Курбангалеев

 

 

Признаки высокой лавин ной опасности

1. Недавний сход лавин: если на окрестных склонах след ы множества свежих лавин, это значит, что склоны перегружены и лавины сходят самостоятельно. Выход на такие склоны очень опасен.

Совет: подождать день или два.

2. Недавний снегопад с ветром (метель).

Сове т: подождать день или два.

3. Глухие звуки: при движении по склону возникает ощущение, что «идешь по барабану». Это значит, что под жестким, уплотненным слоем снега есть значительные слои с низкой плотностью и прочностью.

Совет: прекратить движение. Если движение должно быть продолжено, постараться сменить маршрут, экспозицию и найти маршрут по склону с меньшим уклоном.

4. «Бухающие» шумы: при движении по снегу слышны низкочастотные «бухающие» или «ухающие» звуки. Это происходит разрушение слабых слоев и микропросадки снежной доски.

Совет: прекратить движение. Если дви жение должно быть продолжено, постараться сменить маршрут, экспозицию и найти маршрут по склону с меньшим уклоном.

5. Растрескивание и про садка снега – образование трещин, оконтуривание трещинами идущей группы и просадки снега с незначительными подвижками. Если у вас под ногами «ухнуло», снег покрылся трещинами и просел, это гов орит об общей нестабильности снежного покрова и практически гарантируе т, что через несколько десятков или сотен метров вы попадете в лавину.

Совет: вернуться в точку старта по своим следам и отказаться от про хождения маршрута. Если это невозможно, постараться сменить экспозицию склона и двигаться с максимальной осторожностью.

6. Прогнозирование лавинной опасности, если снег мокрый (при сжатии из комка течет вода) , практически невозможно. По умолчанию мокрый снег на уклоне больше 15 ° лавиноопасен.

Важно! Все эти знания и навыки должны быть по лучены не только в теории, но и изучены на практических занятиях под р уководством опытного преподавателя. Вы должны постоянно тренироваться в определении лавинной опасности.

Если вы хотите уметь прогнозиров ать лавинные риски, вы должны непрерывно и постоянно наблюдать и учить ся.

Выбор безопасного маршрута и организация движения по лавиноопас ному склону

Важно! Согласно первому постулату о том, что «л учший способ выжить в лавине – это в нее не попадать», выб ор безопасного маршрута является самым важным навыком в борьбе с лавин ной опасностью. Именно выработке этого навыка нужно посвятить максимум времени на занятиях по лавинной безопасности.

Принятие решения

М ожно ли ехать по склону? Можем ли мы продолжать или лучше вернуться се йчас?

Каждая группа отвечает на эти вопросы и принимает решения по-с воему, и далеко не всегда эти решения основаны на оценке лавинной опас ности.

Свежий снег, отличная погода, чистое небо, желание вырваться на склон после нескольких дней снегопада – все эти факторы знач ительно притупляют ощущение опасности и провоцируют группу на принятие необдуманных решений.

Группы, где участники равны, вырабатывают соб ственные нормы поведения и принятия решений. Всегда есть энтузиасты, к оторые хотят достичь цели, даже если это может быть несколько опасно, и есть люди более осторожные, готовые повернуть назад при ощущении опа сности.

Обычно лидерство в группе захватывают более активные и решит ельные участники, они принимают решения, которым следует вся группа. Б олее осторожным участникам часто не удается ни высказать свои опасения , ни настоять на необходимости повернуть назад. Им часто приходится ид ти за остальными, хотя они и не чувствуют себя в безопасности (возможн о, небезосновательно).

Очень опасна ситуация, когда каждый думает: & laquo;Никто ничего не сказал, значит, должно быть безопасно». Пр и этом формируется группа без лидера, часто это выглядит как «эф фект леммингов». Соответственно, такие группы подвергаются больш ему риску, чем человек-одиночка.

Группы, где руководителем является профессионал, (например, горный гид, инструктор, лидер лыжного патруля , специалист по лавинам), имеют четкую иерархию. Но даже в таких групп ах на принятие решения влияет множество нетехнических факторов. Гид ил и инструктор понимают желание участников и ощущают давление с их сторо ны. Важно понимать это и при принятии решения стараться разделять псих ологические, социальные и технические факторы. Участники и лидер должн ы знать и учитывать эти факторы, чтобы оставаться объективными. Кроме того, для принятия верных решений необходимо учитывать изменения погод ы и состояния снега, уметь объединять различные факторы, быть гибкими, чтобы корректировать планы в зависимости от условий и потребностей гр уппы. Одним из самых важных умений является способность отказаться от движения по маршруту.

Последними словами многих опытных путешественн иков были: «Все будет хорошо» или «Со мной этого не случится». Не принимайте смелых решений под влиянием чувств или желаний.

Холодный расчет, использование объективной информации &ndas h; это путь к принятию обоснованного и безопасного решения в горах.

Вся информация доступна, нужно только выделить время и приложить усили я, чтобы ее собрать и обработать!

Как выбрать безопасный маршрут?

Даже движение по бесснежному склону не дает гарантии безопасности: выш е или за перегибом может быть снежное поле, на нем может образоваться лавина, которая с легкостью преодолеет несколько сотен метров бесснежн ого склона, поднимется на выступающий рельеф или даже на противоположн ый склон. Поэтому важно контролировать не только состояние снега под н огами, но и оценивать опасность склонов, расположенных выше и в сторон е.

Эта оценка выполняется в несколько этапов.

Этап 1. Оценка снега непосредственно на маршруте движения.

Этап 2. Оценка снега и опасно сти в 20-40 м. в стороны от маршрута.

Этап 3. Оценка всего склона, п рилегающего к маршруту (на расстояние в 300-400 м. в стороны от маршру та).

Этап 4. Оценка общей лавиноопасности всех прилегающих склонов.


Этапы оценки лавинной опасности

Лучший, но не всегда возможный вариант – двигаться не по снегу, а по скалам. Если есть возможно сть двигаться вдоль скал, то нужно двигаться не далее 1 м. от них, в о собо опасных условиях необходимо двигаться в связках, организуя страхо вку за скалы.

В любом случае лучше двигаться по выступающим формам р ельефа – ребра, гребни (пусть и не ярко выраженные), даже несмот ря на большую вероятность вызвать лавину, двигаясь практически по конт уру напряжений. В этой ситуации лавина, скорее всего, уйдет «из- под» группы, и в этой ситуации группа оказывается выше линии отр ыва лавины и в безопасности.

Важно! При движении по гребню/ребру группа должна двигаться с небольшими интервалами (не растягиваться), ч тобы лавина, вызванная первыми участниками, не накрыла отставших участ ников. Альтернатива – движение с безопасными интервалами, что во зможно при движении траверсом и очень сложно при движении вверх или вн из по склону.

Безопасный интервал при движении вверх или вниз по ск лону – это несколько сот метров, тогда при сходе лавины идущий с зади имеет шанс убежать с ее пути.


Траектория движения по сложному рельефу


Если в силу каких-то причин приходится двигаться по снежн ому полю, то лучше выбирать для движения отрицательные (вогнутые) форм ы рельефа. На таких формах рельефа устойчивость снежного покрова макси мальна.

Лучше выбирать маршрут движения над выступами, скальными вы ходами, кустами или перегибами. В этом случае снежный пласт «упи рается» в них, поэтому он гораздо более стабилен.

Важно! От рицательные формы рельефа – это не овраги и кулуары! Движение по ним очень опасно, так как это естественные пути схода лавин, и самопр оизвольный сход даже небольшой лавины при движении по кулуару может им еть трагические последствия.

Движение траверсом и поперек кулуаров до лжно выполняться с увеличеннымиинтервалами, чтобы даже при сходе лавин ы в ней оказался только один человек, аостальные смогли оказать ему по мощь.


Переход кулуара со страховкой

В условиях высокой лавинной оп асности кулуары пересекаются первым со страховкой, а остальная группа проходит по перилам.

Аналогичным образом можно организовать спуск по лавиноопасному склону: в безопасном месте организуется станция, первы й уходит вниз со страховкой, во время движения он старается как можно сильнее нагрузить склон, чтобы вызвать сход лавины и проверить склон, а остальная группа спускается по его следам с помощью перил.

В любом случае по лавиноопасному склону группа движется организованно, соблюд ая тишину и наблюдая и за склонами, и друг за другом. Очень важно слуш ать звуки, издаваемые снегом. Обычно любой громкий крик при движении п о снегу сигнализирует либо о лавине, либо о срыве.

Внимание! Край не опасно двигаться по лавиноопасному склону в темноте, тумане и в усл овиях недостаточной или ограниченной видимости. В этих условиях очень легко ошибиться и выйти на зоны высоких напряжений или на опасный рель еф (скальные сбросы, кулуары и т. д.).


Тактика движения вниз по с клону на лыжах/сноубордах

Тактика движения вниз по склону на лыжах/с ноубордах значительно отличается от тактики, используемой альпинистами . Группа собирается в безопасном месте (над или под крупной скалой или на холме вне зоны высоких напряжений) и выбирает самый безопасный мар шрут до следующего безопасного места. В условиях высокой лавинной опас ности движение осуществляется по одному с наблюдением за участником, о существляющим движение. После сбора всей группы в безопасном месте про цесс повторяется.

Важно! Если вы хотите безопасно ходить или ката ться по снежным склонам, помните, что лавиноопасен любой склон, если н а нем есть снег, и ведите себя соответственно.

Перед началом движен ия следует проверить работоспособность лавинных датчиков и договоритьс я о порядке и тактике движения.

Правила лавинной безопасности

&bul l; Следуйте указаниям профессиональных лавинщиков, спасателей и гидов.

• Следите за изменением погоды и температуры как минимум за 5- 7 дней до выхода на маршрут.

• Выбирайте безопасный маршрут дви жения.

• Останавливайтесь только в безопасных местах.

• Имейте волю отказаться от прохождения маршрута.

• Двигайтесь в опасных местах со страховкой.

• При движении по опасному месту с большим рюкзаком расстегните поясной ремень рюкзака, удлините лямки рюкзака, снимите с рук темляки палок, чтобы иметь возможность при необ ходимости их сбросить.

• Двигайтесь по одному, наблюдая за идущ им человеком.

• Имейте на каждого комплект лавинного снаряжения .

• Умейте пользоваться лавинным снаряжением и оказывать первую помощь.

Поведение человека, попавшего в лавину

• Если вы поп али в лавину, кричите, чтобы члены вашей группы поняли, что вы попали в лавину и могли наблюдать, куда вас несет по склону.

• Главная задача – уберечь дыхательные органы от снежной пыли. Используйт е шарф, воротник, капюшон, шапку, рукавицы, просто ладони для того, чт обы прикрыть нос и рот.

• Когда лавина отрывается невдалеке и у йти от нее уже невозможно, закрепитесь на месте с помощью ледоруба, па лки или любым другим способом. Расположитесь по отношению к лавинному телу так, чтобы создать наименьшее сопротивление и попытайтесь пропуст ить снег вокруг себя и над собой.

• Если это возможно, попытайт есь освободиться от тяжелого снаряжения, такого как лыжи, лыжные палки и рюкзак.

• Если лавина оторвалась высоко и есть некоторый зап ас времени, попытайтесь с максимальной скоростью уйти с пути лавины к ближайшему безопасному месту и там закрепиться.

• Используйте п лавательные движения и перекатывайтесь, чтобы остаться на поверхности снега, и старайтесь выбраться к краю лавины. Боритесь изо всех сил!

• Когда почувствуете, что снег замедляет движение, высуньте руку или другую часть тела, чтобы ее заметили другие.

• Когда снег о сядет, руками постарайтесь сделать воздушный мешок перед лицом.

&bul l; Не кричите: из-под снега вас практически не слышно (если только спа сатели не прямо над вами).

• Если вы погребены, расслабьтесь и экономьте кислород. Не паникуйте!

+2
  • 1
  0  
danilovmy    вт. 24 Апреля 2012 (01:15)   #
ну а я в свою очередь порекомендую читать вышеприведенную информацию сверяясь с текстами и иллюстрациями уже вышедшей книги Лавины – распознавание 10 решающих признаков  эта рекомендация основана на эффективных фото и графических материалах приведенных в уже выпушенной книжке.
  0  
Ski_Baby    чт. 26 Апреля 2012 (17:37)   #
Наверное рекомендации должны быть более радикальными. Прочитать вышеприведенную информацию и идти к живому специалисту, изучать на практике. В Приэльбрусье и в Хибинах такая возможность есть и она легко осуществима.
  • 1
  • 1
  0  
Карина Ремезова    16 Августа 2012 (13:24)   #
.
  0  
Lifetime    6 Октября 2012 (16:13)   #
Чет ссылка на книжку в никуда frown
А ее где нить мона скачать?
  0  
NatusikChajnica    29 Апреля 2013 (17:24)   #

 Нaглядное изображение, доходчиво:
Instructional video that explains how to behave in the mountain environment using a funny and entertaining way.

 

http://vimeo.com/35007727#at=0