Прямой эфир

Есть ли на форуме люди, которые вернулись на лыжи после разрыва ПКС и не прошли пластику?
почему-то в профессиональном велоспорте они помогают) Быстрее восстановиться они не помогают. Может...
cheshire 21.08.2019
Есть ли на форуме люди, которые вернулись на лыжи после разрыва ПКС и не прошли пластику?
Уколы не помогут. Никого не встречал из спорта и около, кому бы помогло.почему-то в профессиональном...
rzuev 21.08.2019
+29

Первый советский ратрак

spec Лента автора 13 Октября 2015 (12:22) Просмотров: 5763 26

Ратрак, или снегоуплотнительная машина - незаменимый помощник при подготовке горнолыжных склонов и трасс для беговых лыж. В настоящее время абсолютное большинство техники, используемой на территории бывшего СССР - импортного производства.  Мало кто знает, что 30 лет назад в нашей стране уже делали свои собственные ратраки. Эти практически уже утраченные страницы нашей истории я и хочу вам показать.

 

 


Все началось в городе Львов в семидесятых годах прошлого века с человека по имени Валерий Дмитриевич Сырцов. Работая конструктором и увлекаясь горными лыжами, инженер начал у себя дома самостоятельно проектировать снегоуплотнительную машину, которая позволила бы готовить склоны не только в его родных Карпатах, но и по всему союзу - на Кавказе, за Уралом...


Но одних эскизов и даже чертежей было недостаточно. Как запустить производство? В советское время это было возможно только по решению правительства. Сырцову удалось донести информацию о своих разработках до руководства Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР (Спорткомитет СССР).


В те годы эта организация полностью контролировала все, связанное со спортом в стране - от руководства физическим воспитанием в стране, до проведения соревнований, от координации планов производства спортивных товаров до строительства спортивных сооружений. Другими словами, ни один товар спортивного назначения не мог бы появиться на свет без одобрения Спорткомитета.


В Спорткомитете идея и напор конструктора понравились. Львовскому ГСКБ по автопогрузчикам, в котором работал Сырцов, было предложено внести эту тему в производственный план. Но руководителям ГСКБ эта идея не понравилась. Усилия Сырцова позволили преодолеть и эту стену.


В 1979 году по указанию Спорткомитета в Львове был открыт конструкторский отдел московского института ВИСТИ - Всесоюзного проектно-технологического и экспериментально-конструкторского института по спортивным и туристским изделиям. Сырцов получил реальное поле для реализации своих идей, хотя на первых порах за красивой вывеской скрывался простой подвал. Впрочем, скоро Сырцов и команда добились строительства опытного производства и инженерного корпуса. Так было создано СКБ "Спортмаш", амбициозной целью которого было разработать и построить советский ратрак, не уступающий лучшим мировым аналогам.


Это была непростая задача. Неправ тот, кто считает, что ратрак - это просто снежный трактор. Чтобы понять это, достаточно просто прочесть эту заметку из журнала "Техника молодежи" за 1979 год, в которой описан ратрак Pisten Bully.

Резинометаллические гусеницы с широкими алюминиевыми лезвиями, гидростатическая трансмиссия с двумя насосами, снежная фреза... И все это - при сохранении относительно небольшого веса самой машины. Но все эти трудности не пугали советских инженеров.


Пресса поддерживала команду Сырцова. "Ждем советский ратрак!" - пишет "Техника молодежи" в 1980 году. Но до реального воплощения идеи было далеко...

"Прежде чем начать общее проектирование, мы совместно с рядом НИИ разработали специальные шины, алюминиевые грунтозацепы, специальные резино-тканевые ленты для гусениц, с заводом КАМАЗ доработали двигатель." - говорит Сырцов. "Разработали гидростатическую трансмиссию, технологию изготовления кабины из стеклопластика, применили сварку трением и многое другое."
В своей работе инженеры столкнулись с очевидными трудностями, характерными для любого опытного производства в советское время. Комплектующие отпускались только по разнарядкам, отсутствовала возможность выбора двигателей, гидроузлов и так далее.

Поэтому первый ратрак из Львова (и первый в СССР!) был не очень похож на красивые западные ратраки. Но, несмотря на кабину от "головастика" "УАЗ", начинка была по тем временам современной - гидравлическая трансмиссия, дизельный двигатель, резинометаллические гусеницы, разработан отвал и фреза с гидроприводом.


В течение восьмидесятых годов львовскими инженерами были разработаны три типа ратраков.


Тяжёлая машина -  для подготовки горных трасс со специальным двигателем КАМАЗ, развивающим 220 л.с. Все узлы машины были отечественного производства. Средняя - универсальная, с двигателем Д-80 минского завода (80-100 л.с.) и легкая - для прокладки трасс для беговых лыж, с 60-ти сильным двигателем "Дойц".

 

11.jpg


Сырцов не скрывает, что при создании своих машин он изучал опыт зарубежных фирм, в частности "Кассборер". Поэтому неудивительно, что львовские машины напоминали Pisten Bully даже внешне. Но только команде советских инженеров было известно, каких усилий стоило создать подобную машину в Советском союзе, да еще малыми силами...

Тем временем в СКБ разрабатывались новые перспективные модели ратраков ПБ-100 и ПБ-200.

 


Более современные конструкции были выполнены в объёме дизайнерских проработок.

5.jpg

6.jpg

7.jpg


За время работы СКБ СПОРТМАШ было изготовлено до 40 снегоуплотнительных машин разных типов, кроме лёгкой.


Также планировалось создание на базе ратраков транспортных средств для нужд народного хозяйства, особенно для северных районов, для строительства ЛЭП, прокладки трубопроводов и так далее.  Эти работы были выполнены в объёме эскизных проектов.

12.jpg

13.jpg

Интерес к данной технике со стороны нефтяников, пожарных, и т.д. был огромен, и выражался в сотнях машин. Примечательно, что большинство узнало о ратраке из уже упомянутого номера "Техники молодежи" за март 1982 года..

 

16.jpg

17.jpg

Идею поддерживало и министерство геологии, отмечающее отсуствие отечественных аналогов разработок Сырцова.

Казалось бы, это прекрасный шанс! Но увы, этим планам не суждено было сбыться...


Наступили девяностые годы. Организация была продана, коллектив уволен, оборудование ликвидировано, конструкторско-технологическая документация - опыт тяжелейшей десятилетней работы - оказалась никому не нужна. Из четырех десятков выпущенных машин, на ходу осталось всего несколько единиц. Например, одна из машин работает в Карпатах, еще одна - на Камчатке.


Однако 76-ти летний Валерий Дмитриевич не теряет веры в дело всей своей жизни.

"Возобновление вышеуказанной тематики возможно и полезно как Украине, так и России. Особенно при политике импортозамещения. " - говорит Сырцов.  "Для этого необходимо решить вопрос финансирования и определения организации - разработчика техдокументации и предприятие-производитель. При этом можно воспользоваться поддержкой высоких руководителей, катающихся на лыжах.  


По словам инженера, у него сохранилась и часть документации по ратракам, и команда единомышленников. А это значит, что у группы энтузиастов еще есть хоть и призрачный, но шанс, что их многолетний опыт проектирования снегоуплотнительной техники еще будет востребован.

Текст: Артем Ачкасов, фото из личного архива В.Д. Сырцова. Автор выражает благодарность Алексею Миронову из компании Supersnow за предоставленные материалы и возможность создания этого материала.

+29
+1  
Руш    13 Октября 2015 (12:34)   #

Успехов автору, пусть будет современный российский ратрак!

  • 9
+1  
Minkin    13 Октября 2015 (12:43)   #

Поездил я на Львовцах :) 

0  
Alexey Mironov    14 Октября 2015 (11:33)   #
А можете рассказать поподробнее про этот опыт? Может быть где в личном архиве фотографии какие остались?
0  
Korabl    13 Октября 2015 (13:43)   #
Перестройка. Пришло время КОНВЕРСИИ!!!
Мы прям ждали и верили во ВНИИТРАНСМАШе (Горелово, СПб), что нам доверят. Были готовы...
Фигвам!!!!
На институт повесили ОСНОВОВЯЗАЛЬНУЮ МАШИНУ (для трикотажаного полотна)...
Блин. Луноходы делать умеем, танки и прочие - пожалуйста. Головной институт отрасли, а дали фигню.
А теперь - .................. :-(
 
+1  
capdim    13 Октября 2015 (13:50)   #

Первые советские ратраки-это бульдозеры КАМАЦУ, которыми утюжили горки во многих ГЛК, например в Междуреченске, так там после 200 номера ям практически не было...

  • 9
0  
Minkin    13 Октября 2015 (13:59)   #

Еще в Челябинске ратраки делали, на базе БМП

0  
zamzam    13 Октября 2015 (14:07)   #

В Тольятти в НТЦ при ВАЗе тоже делали, в Самаре до сих пор один работает по немногу

0  
indritis    23 Октября 2015 (10:49)   #
вроде в Жигулевске один такой чудоагрегат на основе Нивы был. По словам эксплуатирующих, замучились с расходом  топлива и постоянными поломками.
  • 1
  • 1
  • 1
+3  
medoparic    13 Октября 2015 (14:23)   #

Ещё был "Онежец" на базе трелёвочника.

 

А теперь и на Урале вот чо делают.

  • 9
+1  
Minkin    14 Октября 2015 (12:04)   #

А можете рассказать поподробнее про этот опыт? Может быть где в личном архиве фотографии какие остались?

Фото, наверное не остались. Были у нас в Новокузнецке, в  90-X два, маленький, для беголыжных трасс и побольше. Больше ремонтировали, чем ездили :) Но другого не было. 

0  
Ильинское66    14 Октября 2015 (14:32)   #
под братском в 89-м видел самодельный ратрак.
+1  
Alexey Mironov    14 Октября 2015 (17:13)   #
Ещё был "Онежец" на базе трелёвочника.
Не был, а есть! В новосибирском академгородке его недавно купили, восстановили и он теперь успешно прокладывает лыжню на местной лыжной базе
  • 1
  • 1
  • 1
+1  
medoparic    14 Октября 2015 (18:59)   #

Ещё был "Онежец" на базе трелёвочника.
Не был, а есть! В новосибирском академгородке его недавно купили, восстановили и он теперь успешно прокладывает лыжню на местной лыжной базе
105561_1444832007.jpg

 

Это не со старой Таштагольской ли спортшколы на Буланже хороняка? Я при него и говорил.

Вроде он. Я думал, его на металлолом сдали, гляди-ка нищие академовские лыжники выкупили.biggrin.png

На Буланже он стабильно раз в день разувался. Не любит он боковых уклонов.

0  
Alexey Mironov    14 Октября 2015 (19:46)   #
Не знаю, возможно. Но главное что он работает и выполняет свою задачу :)
0  
Alexey Mironov    15 Октября 2015 (11:33)   #
В начале 90-х челябинским филиалом НАТИ во главе с главным конструктором Юрием Чирихиным в Красной Поляне были отремонтированы и модернизированы львовские ратраки СМ-210. На этих машинах полностью развалились бортовые редукторы скопированные с Pisten Bully (но сделанные по технологии оборонного завода в старом Осколе), были порваны гусеницы и расколоты грунтозацепы и бугеля, опорные катки были разбиты вдребезги и перегревалась гидротрансмиссия. Челябинцы переделали всё: бортредукторы сделали по типу Caterpillar D9G, заменили редуктор привода насосов, часть гидросистемы в круге охлаждения, гусеницы, катки, приводную звёздочку. В итоге оба отремонтированных львовских ратрака проходили более 14000 (четырнадцать тысяч, Карл!) моточасов каждый, а увеличенная тяга позволяла им забираться на уклоны, которые Kassbohrer PB 200 не мог преодолеть.
0  
Alexey Mironov    16 Октября 2015 (10:27)   #
Комментарий от Сырцова В.Д.: Меня эти заявления не удивляют. Ещё на стадии становления кое-кто нас обливал грязью. Я слыхал о челябинском ратраке и меня в своё время удивило: почему имея такие возможности и производственные мощности, они не организовали серийное производство? А о поломках -- у нас в Карпатах на спортбазе ТЫСОВЕЦ были на испытаниях одновременно 4 наших ратрака и один РОЛЬБА для сравнительных испытаний. Мы готовили трассы в Славском, в Закарпатье на базе КРАСИЯ. Были незначительные поломки. Но ни разу не выходили из строя РАЗДАТОЧНЫЕ РЕДУКТОРЫ, БОРТОВЫЕ РЕДУКТОРА, ГРУНТОЗАЦЕПЫ. Никогда не грелась гидротрансмиссия. Опорные катки -шины мы совместно с НИИ шинной промышленности доработали, усилив боковины. Ленты никогда не рвались. Мы провели сравнительные испытания грунтозацепов с КАСБОРЕР. Наши грунтозацепы были не хуже. Слабое место - алюминиевый диск ведущей звёздочки-- поломки имели место из-за некачественного литья. Конструкция диска была доработана. Многое зависит от культуры эксплуатации. Знаю случаи, когда летом на наших ратраках сено возили, дрова, ездили за водкой Кстати, через 6 лет у РОЛЬБЫ тоже разрушился бортовой редуктор. Но, безусловно, опыт челябинцев представляет интерес и должен быть востребован.
+1  
Эмма Забелина    15 Октября 2015 (14:57)   #

божественная фотка! я прям вдохновилась)

0  
Alexey Mironov    16 Октября 2015 (10:20)   #
Нашёлся ещё один львовский ратрак, 1989 года выпуска. Почти 15 лет проработал на стадионе в Сыктывкаре, потом его списали. Энтузиасты выкупили его, восстановили и 2 года назад продали за 700 тысяч рублей (примерно 16000 евро тогда). Этот ратрак сейчас где-то в Печоре, попробую связаться с его новым хозяином чтобы выяснить как и что

+1  
Alexey Mironov    20 Октября 2015 (14:33)   #
Вот такой комментарий я получил от Алексея Бриля, главного конструктора челябинского СКБ "СнежМа": 
Удивительно, что Вы только сейчас узнали про СКБ СнежМа. Производство было начато в 1987 году и живо еще пока.
Прилагаю свою историю. Если интересно.
Более чем 20-летний опыт разработки, изготовления и эксплуатации снегоуплотняющих машин позволяет квалифицированно сделать главный вывод - качественные машины отечественного производства делать можно. Объективности ради стоит отметить, что по техническому уровню наша техника уступает западной, даже б/у. В основном это касается системы управления, где нормой стал компьютер плюс великолепные исполнительные механизмы. Здесь мы пока не конкуренты. 
Конкуренты мы в вопросе «цена-качество». Да, РАТРАК фирмы Prinoth типа Everest можно считать шедевром во всех отношениях, но и стоит этот шедевр около 500 000 $ . Наша машина значительно проще, без наворотов и электроники, однако функции свои выполняет и стоит на порядок меньше. Понятно, что заказчика, имеющего деньги на новый западный аппарат, убедить купить наш почти невозможно. Но здесь есть одна особенность России. Самая лучшая техника в нашей стране почему-то быстро выходит из строя по различным причинам. Опыт показывает, что основная беда - безграмотное отношение к технике и отсутствие качественного сервиса. В современном западном РАТРАКе есть места, куда «дядя Вася» даже с десятью пядями во лбу не должен соваться. Следовательно необходимо качественное сервисное обслуживание, чего у нас к сожалению нет. Значит надежда на «дядю Васю». 
Как выглядит эксплуатация по-Российски? 
РАТРАК как правило весь год стоит под открытым небом и перед пуском зимой не прогревается. Здесь ведь важен ресурс не столько двигателя, сколько гидравлики. Он в хороших-то условиях ограничен, а при холодном пуске тем более. Наши механики почему-то забывают сменить масло, фильтры, гидрожидкость, а если сменят, то норовят плеснуть неведомо чего. А РАТРАК не Жигули и требует очень нежного отношения, теплый бокс, например. В результате машина работает максимум 2 сезона, после чего раздается стон о ее плохом качестве. Кстати, это относится и к импортным машинам. Есть масса примеров, когда эти прекрасные изделия умирали за 1-2 сезона по причине безжалостного к ним отношения.
Еще один довод в нашу пользу - очень дорогие запчасти к импортным машинам и трудности с их оперативной доставкой. Многие по причине ограниченных финансов вынуждены покупать импортную б/у технику. Внешне она выглядит великолепно, может быть проведен ремонт, но никто не знает истинного ресурса трансмиссии. А гидромотор, например, стоит 5000$. И таких узлов там много.
Вот по этим причинам СКБ СнежМа в своих машинах старается:
1.    Максимально использовать отечественные узлы, которые широко применяются в дорожных машинах. Тот же гидромотор отечественного производства стоит 800$ и с доставкой нет проблем.
2.    Применять такие конструкторские решения, чтобы с ними справился наш «дядя Вася» без всяких пядей во лбу.

Историю создания челябинского ратрака можно почитать на сайте СКБ СнежМа.

Ратрак СМ-210Б


Ратрак СМ-210М

Рабочее место ратратчика


Приборный щиток


Отвал


Гидронасосы


Ведущее колесо

 
0  
zamzam    23 Октября 2015 (11:20)   #

вроде в Жигулевске один такой чудоагрегат на основе Нивы был. По словам эксплуатирующих, замучились с расходом  топлива и постоянными поломками.

Дык писал уже про него. Но что интересно в Самаре на гб "чайка" до сих пор трудится. Да поломок до фига было.Если следить и во время ремонтировать, то уж точно лучше чем ничего

0  
Alexey Mironov    26 Ноября 2015 (11:18)   #
Мой коллега Юрий Бондаренко из Supersnow обнаружил ещё один раритет в живом состоянии:

Этот уникальный трассопрокладчик ТС-1, выпущенный под маркой "Онежец" на дочернем предприятии ООО "Энерголестрак" Онежского тракторного завода, был отправлен школе олимпийского резерва в Минск весной 2003 года. Перед отправкой ратрак прошел испытания на трассах Петрозаводска.

"Аналогов этой машине среди выпускаемых в России нет, - рассказывал тогда корреспонденту ИТАР-ТАСС директор ООО "Энерголестрак" Александр Лосев. - "Онежец" выиграл тендер несмотря на серьезного конкурента - аналогичную машину производства Германии.  Безусловно, немецкая машина имеет лучший дизайн, но по техническим характеристикам, а главное - по цене, ТС-1 гораздо привлекательнее. Он стоит в два с половиной раза дешевле немецкого ратрака".

По словам Лосева, ратрак был разработан на предприятии несколько лет назад. За это время было реализовано несколько десятков образцов машины, которую, помимо прокладки лыжных трасс, можно было использовать для работы в тундре или тайге зимой. Подобная машина в СНГ не производилась, поэтому руководство ООО "Энерголестрак" считало целесообразным дальнейшее усовершенствование трассопрокладчика и дальнейшее ее продвижение на рынке.

"ТС-1 имеет резиново-стальные гусеницы метровой ширины, которые позволяют ему не проваливаться в рыхлый и глубокий снег", - отметил тогда директор ООО "Энерголестрак". В настоящее время предприятие может уверенно вести переговоры о продаже таких машин в разных регионах России и ближнего зарубежья”. 
0  
avluk    13 Августа 2017 (07:53)   #
Тот факт, что конкурентного импортному российского ратрака нет до сих пор, говорит о том, что не создаются предприятия, подобные Лейтнеру или Рольбе в России также, как в Швейцарии или Италии. Экономический климат не позволяет. Представьте, что есть деньги от Абрамовича, есть коллектив конструкторов и испытателей в тракторном институте, есть связи с производителями всех узлов ратрака, как в России, так и за рубежом. Будет создан наш ратрак? Нет! Это знает и Абрамович, поэтому денег не даст, это знают и в тракторном институте, потому, что прошли этот путь и развалили предприятие из-за российского менталитета. А объективно: конкурентноспособный ратрак будет дороже импортного! Посмотрите на АвтоВАЗ - не может он при такой индустриальной мощи сделать Форд-Фокус по той же цене. Бывают исключения: фирма Formatic, но ее поглотила фирма Kassborer, понимая, что они могут начать завоевывать скандинавский и российский рынок. Китай может делать ратрак. У него все есть, но он не делает этих машин - слишком сложно и рискованно.
Таким образом, очень интересный и актуальный вопрос: каким образом может быть создано такое предприятие в России? Вопрос актуален потому, что он универсален - он о создании любого промышленного предприятия в России инженерами-энтузиастами и творческими личностями в бизнесе.
  • 2
  • 5
  • 1
0  
skibars22    13 Августа 2017 (08:36)   #
Такое предприятие может быть только в промышленно развитой стране, а Россия сейчас отсталая , включая научный сектор. Также надо иметь большую и современную ГЛК индустрию, чего у нас тоже нет. Проще говоря, надо быть альпийской страной или иметь мощный альпийский сегмент. Вкатывать технику надо на своих территориях, имея высокий запрос, так как малыми сериями такое дорогое производство не выживет. Только после можно выходить на мировой рынок. Таким образом, я не вижу основы для создания пром предприятия полного цикла. Только кустарника или крупноузловая сборка.
0  
OldGuy    13 Августа 2017 (08:49)   #

Такое предприятие может быть только в промышленно развитой стране, а Россия сейчас отсталая , включая научный сектор. Также надо иметь большую и современную ГЛК индустрию, чего у нас тоже нет. Проще говоря, надо быть альпийской страной или иметь мощный альпийский сегмент. Вкатывать технику надо на своих территориях, имея высокий запрос, так как малыми сериями такое дорогое производство не выживет. Только после можно выходить на мировой рынок. Таким образом, я не вижу основы для создания пром предприятия полного цикла. Только кустарника или крупноузловая сборка.

Если будет поставлена задача создать ратрак для "высокогорно-космических войск" и выделено соответствующее финансирование, то создадут. С ресурсом ходовой части на два подъема и по центе десятка Пистен Булли. Вездеходы для Антарктиды ведь были созданы. Просто потребности в технике для развлечения тонкого слоя населения нет.

0  
selfit57    13 Августа 2017 (08:58)   #
Да есть же всякие секторы газа, Африка, там еще хуже с технологиями. Лишь бы под санкции не попали. Пальмовый сыр можно и игнорить, а вот без ратраков пупырчатым лыжникам просто трындец и полный :(
  • 2
  • 5
  • 1
0  
skibars22    13 Августа 2017 (10:20)   #

 Просто потребности в технике для развлечения тонкого слоя населения нет.

   Вот именно. sad.png