Тема, конечно, специфическая и не для всех интересная. Но рассказывать про путешествие на Кипр и обойти ее, совершенно невозможно. Потому как Кипр один из важнейших центров православия. И исторически, и в наше время. Достаточно сказать, что на Кипре в настоящее время более 30 монастырей и 500 православных храмов. Тут даже сложно понять, с чего лучше начать. Но, как говорят, если не знаешь с чего начать, начни сначала. Тем более, что это необходимо для какого-то понимания значимости тех мест, которые мы посетили.
Итак, первый век. После распятия Христа его ученики и последователи начинают проповедовать христианство в других странах. В числе таких миссионеров оказываются апостолы Павел и Варнава. Непосредственными учениками Иисуса они не были. Более того, апостол Павел (в миру Саул или Савл) был ревностным приверженцем иудаизма и участвовал в гонениях на первых христиан. Но на пути в Дамаск ему явился Иисус Христос, после чего он принял христианство и посвятил свою жизнь проповеди Евангелия.
Варнава (в миру Иосия или Иосиф) родился на Кипре в состоятельной еврейской семье. Предположительно в возрасте 30 лет он приехал в Иерусалим, продал свое имущество, пожертвовал средства на нужды христианской общины и стал ее активным членом. Именно Варнава представил Павла членам общины и убедил их в искреннем желании Павла стать христианином. Что было не просто, учитывая участие Павла в гонениях на христиан.
В 45-46 годах н.э. Варнава и Павел отправляются в миссионерскую поездку на Кипр. Миссия оказывается успешной. В частности, им удается обратить в христианство римского проконсула Сергия Павла в Пафосе. Это был первый случай в Римской империи, когда правитель такого уровня принял христианство. История эта изложена в Деяниях святых Апостолов. На встрече проконсула и Павла присутствовал придворный волхв по имени Елима, который всячески препятствовал апостолам. Но Павел обличил Елиму, назвав его "сыном дьявола" и "врагом всякой правды" и предсказал, что Елима временно ослепнет, что тут же и произошло. Ну и, сами понимаете, выбор проконсула в такой ситуации был предсказуем.
В последующем Варнава вернулся на Кипр самостоятельно и продолжил свою деятельность по организации христианских общин. Это вызвало недовольство среди местных иудеев. Варнава был схвачен, сожжен, а его тело выброшено в море. По преданию его ученики нашли и похоронили его останки в пещере в окрестностях Саламина (сейчас это территория Северного Кипра).
В 478 году Варнава явился во сне архиепископу Кипрской церкви Анфиму и указал место своего захоронения. Действительно, в этом месте были найдены его останки, а на груди по преданию лежало Евангелие от Матфея, написанное рукой Варнавы. После этого события Византийский император Зенон своим решением закрепил автокефалию Кипрской церкви, ранее установленную в 431 году Эфесским собором, и предоставил государственные привилегии архиепископу.
Мощи святого Варнавы в настоящее время продолжают храниться в монастыре, носящем его имя, близ Саламина на северо-восточном побережье Кипра. Но сейчас монастырь превращен в музей, так что богослужения там не проводятся. За исключением 11 июня, в день памяти Святого Варнавы.
Этот экскурс в историю был совершенно необходим, поскольку посещения святых мест Кипра будет так или иначе перекликаться с описанными событиями.
Ну а теперь расскажу про наши поездки по святым местам. . Ближайшим монастырем к Пиле и Ларнаке был монастырь св. Георгия Мавровуни. В переводе это означает Черная гора. Название связано с тем, что монастырь расположен на возвышенности. Точная дата его создания неизвестна. Вроде бы он упоминается еще в записях св. Неофита Затворника в 1134 году. В 1821 году настоятель монастыря был казнен турками за поддержку национально-освободительного движения. После чего жизнь монастыря пришла в упадок и возродилась только в 1994 году.
Честно говоря, я не очень представляю, как лучше подступиться к этой теме. Кипр один из важнейших центров православия. И исторически, и в наше время. Достаточно сказать, что на Кипре в настоящее время более 30 монастырей и 500 православных храмов.
Но, как говорят, если не знаешь с чего начать, начни сначала. Первый век. После распятия Христа его ученики и последователи начинают проповедовать христианство в других странах. В числе таких миссионеров оказываются апостолы Павел и Варнава. Непосредственными учениками Иисуса они не были. Более того, апостол Павел (в миру Саул или Савл) был ревностным приверженцем иудаизма и участвовал в гонениях на первых христиан. Но на пути в Дамаск ему явился Иисус Христос, после чего он принял христианство и посвятил свою жизнь проповеди Евангелия.
Варнава (в миру Иосия или Иосиф) родился на Кипре в состоятельной еврейской семье. Предположительно в возрасте 30 лет он приехал в Иерусалим, продал свое имущество, пожертвовал средства на нужды христианской общины и стал ее активным членом. Именно Варнава представил Павла членам общины и убедил их в искреннем желании Павла стать христианином. Что было не просто, учитывая участие Павла в гонениях на христиан.
В 45-46 годах н.э. Варнава и Павел отправляются в миссионерскую поездку на Кипр. Миссия оказывается успешной. В частности, им удается обратить в христианство римского проконсула Сергия Павла в Пафосе. Это был первый случай в Римской империи, когда правитель такого уровня принял христианство. История эта изложена в Деяниях святых Апостолов. На встрече проконсула и Павла присутствовал придворный волхв по имени Елима, который всячески препятствовал апостолам. Но Павел обличил Елиму, назвав его "сыном дьявола" и "врагом всякой правды" и предсказал, что Елима временно ослепнет, что тут же и произошло. Ну и, сами понимаете, выбор проконсула в такой ситуации был предсказуем.
В последующем Варнава вернулся на Кипр самостоятельно и продолжил свою деятельность по организации христианских общин. Это вызвало недовольство среди местных иудеев. Варнава был схвачен, сожжен, а его тело выброшено в море. По преданию его ученики нашли и похоронили его останки в пещере в окрестностях Саламина (сейчас это территория Северного Кипра).
В 478 году Варнава явился во сне архиепископу Кипрской церкви Анфиму и указал место своего захоронения. Действительно, в этом месте были найдены его останки, а на груди по преданию лежало Евангелие от Матфея, написанное рукой Варнавы. После этого события Византийский император Зенон своим решением закрепил автокефалию Кипрской церкви, ранее установленную в 431 году Эфесским собором, и предоставил государственные привилегии архиепископу.
Мощи святого Варнавы в настоящее время продолжают храниться в монастыре, носящем его имя, близ Саламина на северо-восточном побережье Кипра. Но сейчас монастырь превращен в музей, так что богослужения там не проводятся. За исключением 11 июня, в день памяти Святого Варнавы.
Этот экскурс в историю был совершенно необходим, поскольку посещения святых мест Кипра будет так или иначе перекликаться с описанными событиями.
Ну а теперь расскажу про наши поездки по святым местам. . Ближайшим монастырем к Пиле и Ларнаке был монастырь св. Георгия Мавровуни. В переводе это означает Черная гора. Название связано с тем, что монастырь расположен на возвышенности. Точная дата его создания неизвестна. Вроде бы он упоминается еще в записях св. Неофита Затворника в 1134 году. В 1821 году настоятель монастыря был казнен турками за поддержку национально-освободительного движения. После чего жизнь монастыря пришла в упадок и возродилась только в 1994 году.
Мы приехали туда как-раз к вечерней службе. В храме было тихо, спокойно и царил полумрак. На службе было несколько монахов и мирян. Как и в большинстве других храмов в греческих и кипрских монастырях, его внутренне убранство было не броским. Темные тона, нет позолоты и каких-то особенных украшений. Да и зачем они? Ничто не должно отвлекать человека от молитвы. «Дом Мой домом молитвы наречется». Единственное, что немного отвлекало мое внимание – это пение птиц, хорошо слышимое через открытые окна храма. Но потом подумалось, что пение птиц никак не должно мешать молитвенному состоянию души. Более того, можно считать, что даже птицы небесные славят Господа и творения рук его.
Во время службы по храму ходил мальчик лет пяти. Иногда шумел, вскрикивал, потом подошел к алтарю. Но его никто не одергивал. Потом я заметил, что у него синдром Дауна. Ну и как-то он в таком свободном движении находился во время всей службы. Когда она закончилась, подошла мама, взяла его за руку и пошла на выход. Когда она проходила мимо жены, то жена чихнула. А надо сказать, что стояли мы с женой, как полагается, в разных частях храма. Я в мужской – справа, она в женской - слева. Ну т.е. мы никак не общались во время службы. В храме, как я писал, полумрак, так что лиц особо не было видно. Но, тем не менее, проходящая мама обратилась к жене по-русски: «Будьте здоровы!»
Вышли на улицу. Познакомились. Маму зовут Алена, человек она вполне взрослый и состоявшийся. В России работала в фармацевтике в иностранной компании. Связи в этой сфере помогли перебраться на Кипр, где они живут несколько лет. В монастырь приехали вместе с мамой, которая живет в Краснодаре, а сейчас гостит на Кипре. Разговор оказался долгим. Про жизнь в России, на Кипре. Про отношения детей и родителей, которые оказались в разных странах. Про сложности привыкания к кипрской жизни и разности ментальности киприотов и россиян. Но вот что Алена обозначала, как однозначное и крайне важное для нее обстоятельство – это отношение к таким детям, как ее сын. И со стороны государства, и со стороны окружающих. Мама тоже участвовала в нашем разговоре и сказала, что уговаривает вернуться дочь в Россию. Но та отказывается. Говоря, что таких возможностей, как здесь, в плане образования, отношения, социальной поддержки в России у них не будет и зовет маму переехать на Кипр. Но та не готова сменить привычный образ жизни. Что тоже понятно.
Но вернемся к теме православия. Следующим местом посещения у нас был запланирован монастырь Ставровуни. Его история тесно связана с распространением христианства на Кипре, поскольку основан он был матерью императора Константина Еленой. А именно император Константин Великий подписал в 313 году Миланский эдикт, разрешив христианам свободно исповедовать свою веру по всей Римской империи. А поскольку Кипр входил в её состав, это решение автоматически распространялось и на остров. Так что эту дату можно считать датой принятия или установления на Кипре христианства, как государственной религии.
В 326 году, уже в возрасте около 80 лет, Елена отправилась в Палестину искать реликвии, связанные с Христом. В результате раскопок были обнаружены три креста – крест, на котором был распят Христос, и два других, на которых казнили разбойников. При возвращении домой корабль Елены попал в шторм и остановился у берегов Кипра. По преданию, на одной из гор ей явилось знамение, и именно там она оставила часть найденного Креста. Так и появился монастырь Ставровуни. Расположен он на вершине горы в 750 метрах над уровнем моря, а название переводится как «Гора Креста». Частица Креста Господня является одной из главных святынь монастыря.
Дорога к монастырю идет по серпантину, но не сложному. При подъезде к монастырю есть смотровая площадка, откуда открывается потрясающий вид на монастырь. Там же стоит небольшая часовня святой Елены. Если немного удалится по дорожке от смотровой площадки, то попадете на площадку вертолетную. Тоже интересное место, чтобы оглядеться и сделать фото.
Монастырь мужской и живет по строгому Афонскому уставу. Так что женщинам вход внутрь запрещён. На входе посетителей просят оставить личные вещи и телефоны, так что сделать фото внутри монастыря не получилось. Но, собственно, монастырь — это прежде всего место для успокоения души и обретения благодати, так что сокрушаться по этому поводу я не стал. Тем более что посетить монастырь и приложится к святыне мне-то удалось, а вот жене пришлось дожидаться меня у ворот.
Монастырь кроме всего прочего известен тем, что тамошние монахи занимаются производством ладана по древним рецептам. Наш знакомый батюшка заранее попросил нас купить несколько видов, что мы и сделали. Так что если будете в монастыре и захотите сделать подарок своему духовному наставнику, то будьте уверены, что он будет принят с радостью.
На площади перед монастырем также есть красивый храм «Всех святых Кипра», а рядом с ней установлен памятный крест в честь 900-летия посещения монастыря игуменом Даниилом, который останавливался на Кипре по дороге в Святую землю. Известен он детальным описанием своего путешествия в книге «Житие и хождение Даниила Русской земли игумена». Ну и считается, что он был первым посланцем Киевской Руси, посетившим Кипр.
У подножия Кретовой горы расположен еще один мужской монастырь – святой Варвары. Он является подворьем монастыря Ставровуни и выполнял в том числе вспомогательные функции: обслуживал паломников, там хранились запасы воды и пищи. Но и, конечно, имеет и самостоятельной духовное значение. Как понятно из названия, посвящен он Сятой Варваре и там хранятся ее мощи. Св. Варвара, жившая в III веке в городе Илиополе Финикийском, известна тем, что отказалась отречься от христианства, за что была обезглавлена своим отцом язычником Диоскуром. Злодеяние не осталось безнаказанным, Диоскур и правитель города Мартиан, отдавший Диоскуру право суда над дочерью, были сожжены молнией.
Монастырь также живет по строгому уставу, но на территорию можно было свободно зайти и я не встретил ни одного монаха, либо кого-нибудь из работников. Он, конечно, более скромный, чем монастырь Ставровуни, но здесь есть довольно большое количество икон. В том числе, конечно, и икона св. Варвары, написанная настоятелем монастыря Дионисием в 1898 году.
И еще один исторический факт, отражающий духовную и историческую связь России и Кипра. В 1735 году во время своего путешествия по Кипру Василий Григорович-Барский, один из самых известных русских паломников XVIII века, посетил оба монастыря и описал их в своей книге «Странствия по святым местам Востока с 1723 по 1747 год».
А в 1840 году монастырь Ставровуни и св. Варвары посетила русская монахиня Варвара Катаева. Тронутая бедностью монастырей она по возвращению на родину организовала сбор пожертвований на восстановление монастыря. Была собрана значительная сумма в 50 тысяч пиастров, , которая была потрачена на реставрацию монастырского подворья св. Варвары.
Желающие более подробно познакомиться с историей пребывания российских паломников могут прочитать об этом в книге Н.В. Зыковой, «Русский след на Кипрском берегу», изданной Русским образовательным православным центром на Кипре. И я упоминал, что когда готовился к поездке, то встречал ссылки на еще одну книгу Натальи Владимировны Зыковой «Паломничество на Кипр православный (по стопам Василия Григоровича-Барского). Но в продаже эту книгу я не нашел и рассчитывал, что может удастся приобрести ее на Кипре. Но до этого мы скоро дойдем.
После монастыря Ставровуни и св.Варвары мы отправились в монастырь Махерас. Правда навигатор Google, когда мы забили маршрут, сообщил, что монастырь может быть сегодня закрыт, но решили попробовать на удачу. Увы, удача от нас отвернулась. На воротах монастыря висело объявление, что по средам он закрыт. Вообще, потом мы взяли за правило заранее смотреть информацию в Google и доверять сообщениям в навигаторе о времени работы монастырей. Информация всегда была точная.
Так что пришлось ограничится внешним осмотром монастыря. Но, тем не менее, поделюсь с вами коротким рассказом о его истории. Монастырь Махерас (Μονή Μαχαιρά) — один из самых известных и почитаемых православных монастырей на Кипре. Он расположен в живописной горной местности в юго-восточной части хребта Троодос на высоте около 870 метров над уровнем моря. Монастырь посвящён Божией Матери и входит в число наиболее важных монастырей Кипра. Согласно преданию, монастырь был основан в XII веке, во времена византийского правления. Легенда гласит, что два отшельника, Неофит и Игнатий, нашли в пещере икону Божией Матери, которую, как считается, написал апостол Лука. Икона была спрятана в пещере во времена иконоборчества, чтобы её не уничтожили. Отшельники расчистили путь к пещере с помощью ножа (по-гречески "махери"), отсюда и название монастыря.
Но, как вы понимаете, монастырь построить – не поле перейти. Здесь не обошлось без поддержки светских властей. А если точнее, то помощь оказал Император Мануил I Комнин, правивший Византией в XII веке, который выделил деньги на его строительство. Император также предоставил монастырю защиту и привилегии, что способствовало его дальнейшему развитию. Монастырь до настоящего времени имеет статус ставропигиального, т.е. подчиняется не местному епископу, а Архиепископу Кипрской православной церкви.
И еще одна история, непосредственно связанная с монастырем. Не могу, в связи с этим не обозначить одну вроде очевидную мысль – к поездкам по всяким интересующим местам надо готовиться. Вот хорошо я в данном случае почитал на сайте cyprisiansa.ru про Орла Махера и про установленный ему рядом с монастырем памятник, а так бы либо не попал в это место, либо не придал какого-то значения. А место для киприотов знаковое.
«Орел Махера» — это прозвище Григориса Афксентиу, который был заместителем лидера ЭОКА- Национальной организации кипрских борцов, которая в 1955–1959 годах вела вооружённую борьбу против британских колониальных властей за объединение Кипра с Грецией (энозис).
Прозвище «Орел Махера» он получил за свою храбрость, стратегические навыки и связь с монастырём Махерас, который служил убежищем для него и других борцов ЭОКА. Монахи, сочувствовавшие делу борьбы за свободу, предоставляли помощь в виде продовольствия, укрытия и информации. Григорис Афксентиу часто скрывался в районе монастыря, а близлежащие пещеры служили базой для его партизанских операций. Однако в марте 1957 года британским войскам удалось обнаружить его местонахождение.
Григорис Афксентиу часто скрывался в районе монастыря, а близлежащие пещеры служили базой для его партизанских операций. Однако в марте 1957 года британским войскам удалось обнаружить его местонахождение. Он приказал своим спутникам сдаться, но сам отказался покинуть убежище, решив сражаться до конца. После нескольких часов осады британцы подожгли пещеру с помощью бензина. Афксентиу погиб в огне, став символом кипрской борьбы за свободу. Вот такая история, которая, согласитесь, как-то по-другому заставляет взглянуть на историю кипрского православия.
В этот день мы допустили еще одну ошибку, не доехали до монастыря святой Феклы, который находился совсем рядом. Так что пришлось возвращаться сюда на следующий день. Ну а после монастыря Махера мы двинулись домой. Дорога шла среди холмов и полей. Удивительно, что на полях уже колосилась созревшая пшеница, а где-то поля вообще уже были убранными. А ведь апрель месяц на дворе. Пряма Чунга-Чанга какой-то. Ну это я вспомнил песню из мультика про чудо-остров «Чунга-Чанга, синий небосвод, Чунга-Чанга, лето круглый год…»
Ну вот едем мы по дороге и вдруг впереди неожиданно возникает храм с золотыми куполами совершенно не стили кипрских храмов. Прямо классический храм в русской стилистике. Естественно, останавливаемся. Большая территория. Кроме храма на ней еще большое красивое здание, как потом выяснилось, это центр Тамасосской и Оринийской митрополии, зона для проведения праздников и общественных мероприятий включая кафе, амфитеатр, сад с фонтанами и беседками, детская площадка.
Что совсем необычно, здесь же мы увидели планетарий. Почему необычно? Ну люди старшего поколения помнят аргумент, который в советское время любили приводить атеисты в подтверждение отсутствия Бога. Мол, космонавты во время полета никакого Бога на небе не увидели. Ну а собственно, результаты разглядывания неба в телескоп вполне можно трактовать в том же ключе. Впрочем, наблюдение за устройством вселенной может свидетельствовать и об обратном. На чем основывается теологическое доказательство существования Бога: сложность и гармония Вселенной никак не может быть следствием случайных процессов и свидетельствует о наличии Творца. На эту тему, например, в XVIII веке Уильям Пейли высказался. Мол, если вы найдете в поле часы, вы же решите, что их часовщик создал, а не сам они каким-то образом сорганизовались в действующий механизм. Вот и вселенная настолько сложна и тонко настроена в части законов гравитации, электромагнетизма, ядерных взаимодействий, что без участия Творца тут никак не могло бы обойтись. Эт, кстати, так и называют «принцип тонкой настройки». В общем, поразмыслив, мы пришли к выводу, что наличие планетария — это не происки атеистов. И оказались правы. Как я прочитал позднее, планетарий был построен по инициативе митрополита Лимассольского Афанасия, дабы посетители могли с ознакомиться с устройством Вселенной и, одновременно, почувствовать величие Творения. Ну и здесь был заложен такой посыл, что наука и религия не противоречат друг другу, а взаимодополняют. Но это мы узнали уже потом, так что в планетарий не пошли, посчитав, что это в тематику нашей поездки по святым местам этот визит не вписывается.
Ну а тем временем мы шли по алее с изображениями русских святых и все больше убеждаясь в том, что «здесь русский дух, здесь Русью пахнет». А когда зашли внутрь, то убедились в этом окончательно. Все в золоте, на стенах росписи в русском стиле. Все дорого и богато. Совсем не так, как в кипрских храмах, которые мы посещали. Между прочим, обратили внимание на одну картину на стене храма, где солидный мужчина в белом костюме вручает храм иерарху. Подумали, что, по всей видимости, спонсор. Походили, посмотрели. Все наше, родное.
Ну а тем временем мы шли по алее с изображениями русских святых и все больше убеждаясь в том, что «здесь русский дух, здесь Русью пахнет». А когда зашли внутрь, то убедились в этом окончательно. Все в золоте, на стенах росписи в русском стиле. Все дорого и богато. Совсем не так, как в кипрских храмах, которые мы посещали. Между прочим, обратили внимание на одну картину на стене храма, где солидный мужчина в белом костюме вручает храм иерарху. Подумали, что, по всей видимости, спонсор.
Пошли на выход. Поздоровались с приятной молодой женщиной на выходе, которая на свечном ящике стоит. Оказалась русская, Алена. Спрашиваем, кому принадлежит храм, наверное, Русской православной церкви? «Нет,-отвечает Алена,- мы к РПЦ никакого отношения не имеем. У нас своя митрополия». Мы удивились чрезвычайно. «А как-то, - говорим, - все в российском стиле. И сам храм, и изображения русских святых на территории». Она поясняет, что спонсором строительства комплекса выступил россиянин Вячеслав Заренков. Поэтому все в русском стиле и сделано. «А это он на картине, которая на стене в храме нарисована?» «Да, он». Еще сказала, что родом он из Белоруссии, потом всякими строительными проектами занимался в Санкт-Петербурге. Ну я, грешным дело подумал, что дело понятное. Куда еще состоятельному человеку деньги вкладывать, как не в благотворительность на Кипре.
Но потом почитал немного про Валерия Адамовича и был немало удивлен. Родился он в простой семье – отец плотник, мать бригадир в колхозе. Начинал арматурщиком на стройке, а потом дошел до президента холдинга Etalon Group, которую вывел на Лондонскую фондовую биржу. Вошел в число 200 богатейших людей России по версии Forbes. «Ну это ладно, - скажите вы, - то, что щедра земля российская на миллиардеров мы знаем. У нас они плодятся и размножаются так, что только успевай считать. В 2023 году было 100 человек, в 2024 – 125, а 2025 еще, считай, только начался, а уже 146.
Но тут все-таки дело другое. Валерий Заренков мало того, что денег заработал, так еще и кандидат технических наук, архитектуры, доктор экономических наук, автор 200 запатентованных изобретений. Кроме того, член Союза писателей Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургского союза художников. Книги пишет, картины рисует, собственный театр «Килизэ» основал и вообще театральной деятельностью увлекается. Ну и благотворительностью занимается. Основал фонд «Созидающий мир». Православные храмы восстанавливает в России, Беларуси, Сербии, Болгарии, ну и вот на Кипре. Ну и прочую благотворительную помощь оказывает. В общем, прямо Савва Морозов нашего времени. Так что не смог удержаться, чтобы не поделиться с вами рассказом об этом незаурядном человеке.
Поинтересовались у Алены, нет ли у них в продаже книги Н.В. Зыковой. Нет, отвечает. Ну ладно, поговорили еще немного, контактами обменялись и попрощались. Идем по территории, а там еще одна церковная лавка, но уже закрывается. Решили и там спросить. А женщина в лавке говорит: «Книги нет, но если вы рядом с Ларнакой живете, то там находится Русский православный образовательный центр, который создали Наталья Владимировна и ее муж. Так что можете туда обратиться и там, наверняка, книжка есть». Поблагодарили, попрощались.
А у нас на завтра последний день был в Ларнаке. Вечером планировали встретить в аэропорту дочь и отправиться в Пафос. Стали искать контакты центра и что-то не можем найти. Написали Алене. Она не сразу, но разыскала. Написали. Так и так. Очень бы хотели книгу Натальи Владимировны приобрести и, может, немного пообщаться. Как это можно сделать? И получаем ответ: «Готовы встретиться завтра у храма св. Лазаря. Подойдем и принесем книжку». Вот это удача, ну или, скорее, прямо Божий промысел.
Приехали мы заранее, так что у нас было время посетить собор. Вообще-то, это было второе посещение, но прошлый раз мы не спускались вниз, в склеп под алтарем, где был обнаружен саркофаг с надписью «Лазарь, друг Христов».
Про историю воскрешения Лазаря Христом на четвертый день после смерти, описанную в Евангелии, вы, полагаю, знаете. Событие это в христианстве имеет особое значение, как подтверждение вечной жизни после смерти и проявление божественной силы Христа, а празднование Лазаревой субботы предшествует празднику Входа Господня в Иерусалим. Менее известен тот факт, что после воскрешения Лазарь вынужден был покинуть Иудею из-за опасений за свою жизнь со стороны фарисеев, которые хотели его убить. Он отправился на Кипр, где начал проповедовать христианства и стал первым епископом города Китий (сейчас это Ларнака). На Кипре он прожил 30 лет и умер естественной смертью. Около 890 года в Китии были обнаружены его мощи и там по распоряжению императора Льва VI был построен собор. При этом часть мощей была перенесена в Константинополь.
В период франкского и венецианского владычества (1191-1571) собор был передан католической церкви, после завоевания Кипра османами в 1571 году был превращен в мечеть, однако в 1589 году османские власти продали его христианской общине за 3000 дукатов, так что он вернулся в лоно православной церкви и является одним из важнейших храмов не только Кипра, но и всего христианского мира.
В прошлое наше пребывания в соборе мы стали свидетелями венчания. Удивительно, конечно, венчаться в соборе, которому более тысячи лет. В этот раз в нем постоянно шли экскурсии. Гости спускались в склеп, потом проходили по собору, рассаживались и слушали рассказ экскурсовода. Ну и так постоянно. Были, кстати, много школьников. Как нам рассказывали, православие — это очень важная составляющая жизни киприотов. Потому посещение храмов, будь то познавательные экскурсии или присутствие на службах, это обычное дело для кипрских детей и подростков.
В назначенное время мы вышли из храма и встретились с Зыковыми. Они предложили пойти в храм и там побеседовать. Сначала мы смутились, но Наталья Владимировна сказала, что мы никому мешать не будем и это совершенно нормально поговорить о православии и истории Кипра именно в храме. Так что мы расположились в задней части храма и стали беседовать. Проговорили мы часа два. Разговаривали о Кипре, о православии, о том, как Зыковы оказались на Кипре, о Русском православном образовательном центре, который был ими организован в 1997 году. Удивительные, конечно, люди. Оказалось, что Наталья Владимировна автор не только книги «Паломничество на Кипр православный» (По стопам Василия Григоровича-Барского), а еще более 20 книг о Кипре. В том числе и книги о св. Лазаре «Друг Христа и его Кипрская обитель». Два часа пролетели как несколько минут. Попрощались, на память о встрече остались две книги Натальи Владимировны, ну и, конечно, теплые воспоминания о таком замечательном знакомстве. И, конечно, мысли о том, как много еще интересных мест на Кипре, которые следовало бы посетить.
Одним из таких мест на нашем маршруте была Церковь Панагии Ангелоктисти в деревне Кити, неподалеку от Ларнаки. Это одна из самых старых и почитаемых на Кипре церквей, включенная в список памятников культурного наследия Юнеско. Название «Ангелоктисти» переводится, как «Построенная ангелами». Связано это с легендой, что ангелы приходили по ночам и помогали в строительстве церкви. Есть даже версия, что церковь была полностью построена ангелами по просьбе Девы Марии. Церковь была построена примерно в V-VI веке и некоторые части потом еще были достроены в XI и XIII веках.
Церковь знаменита своей уникальной мозаикой VI-VII века в апсиде, на которой изображена Богородица с младенцем Христом в окружении архангелов Михаила и Гавриила. Уникальность связана, в частности с тем, что период иконоборчества была уничтожена значительная часть раннехристианских мозаик и икон. Эта же уцелела потому, что была замазана слоем штукатурки. И была обнаружена в 1952 году при проведении реставрационных работ, что стало настоящей сенсацией.
Кроме мозаики особо почитаемыми святынями в храме является древняя икона «Богородицы Ангелоктисти», а также мощи «Череп святого Луки Стирита», который был известным монахом и отшельником, жившим в X веке и основавшим монастырь Осиос Лукас в Греции. В православной церкви он почитается как святой, обладавший даром исцеления. Так что если будете в храме, то можете приложиться к этим святыням и попросить о помощи в трудной жизненной ситуации или исцелении.
Ну и если вы окажитесь в Кити, то советую доехать до мыса Кити и расположенного на нем маяка маяка. Отсюда открываются красивые виды, можно перекусить в ресторане или искупаться. Когда мы были там, то море штормило и купаться мы не решились, поскольку заход в воду выглядел каменистым. И в этом плане, наверное, стоит доехать до расположенного неподалеку пляжу Фарос. Но у нас уже не было времени на эту остановку, поскольку еще нужно было попасть в монастырь святой Феклы.
Я уже упоминал, что мы сделали ошибку и не заехали в него, когда ездили в монастырь Махерас. Так что пришлось ехать опять той же дорогой. Но сразу скажу, что мы не пожалели.
Истрия святой Феклы опять обращает нас к временам раннего христианства. История святой Феклы и её встречи с апостолом Павлом описана в древнем апокрифическом тексте «Деяния Павла и Феклы», который датируется II веком. В нем рассказывается, что Фекла была молодой женщиной из города Икония (современная Турция), происходила из богатой и знатной языческой семьи. Она была обручена с молодым человеком по имени Фамирис. Когда апостол Павел прибыл в Иконию и начал там проповедовать, Фекла была чрезвычайно впечатлена его проповедями. Но ее мать и жених были другого мнения по этому поводу, посчитав, что Павел развращает умы молодежи. Они обратились к городским властям, Павла арестовали и заключили в тюрьму. Узнав об этом, Фекла подкупила стражников, и проникла в тюрьму, чтобы послушать его наставления. В результате чего решила отказаться от брака и посвятить себя христианской вере.
Когда мать Феклы и её жених узнали, что она посетила Павла в тюрьме, они пришли в ярость. Мать даже потребовала, чтобы её дочь была сожжена на костре за нарушение общественных норм и отказ от замужества. Феклу осудили на казнь. Однако, согласно преданию, Бог чудесным образом спас её: когда Феклу привязали к костру, огонь не коснулся её, а внезапный дождь потушил пламя. После этого она покинула Иконию и продолжила следовать за Павлом, став его ученицей и спутницей. В конце жизни она удалилась в пещеру, где вела аскетическую жизнь, проповедуя Евангелие и исцеляя больных. Умерла она в районе города нынешнего города Силифке в Турции.
Так что непосредственно расположение монастыря с каким-то местом захоронения св.Феклы не связано. А построен он был в месте, где святая Фекла явилась местным жителям. Кроме всего прочего, он известен своим источником с чудотворной водой, которая помогает при различных болезнях, особенно кожных. О чем свидетельствуют фотографии на входе в монастырь людей с кожными заболеваниями до и без них после посещения монастыря.
Название источник довольно условное. Это скорее небольшое углубление в полу в подвале, куда надо спуститься по ступеням и войти через малоприметную дверь сбоку храма. И там можно зачерпнуть ковшиком смеси немного целебной глины и воды. Ну и потом использовать в лечебных целях. И надо сказать, что мы на себе убедились в ее целебных свойствах. Помните, я упоминал про то, как у нас с женой разболелась голова при посещении мечети? Здесь была обратная ситуация. У жены, по всей видимости, подскочило давление, и голова была, как чугунная. Да и я чувствовал себя неважно. Ну и мы смочили лоб вот этой смесью из источника. И через некоторое время жена сказала, что тяжесть в голове полностью исчезла, да и у меня появился ощутимый заряд бодрости. В общем, как говорят, хотите верьте, хотите проверьте.
Ну и еще отмечу, что монастырь женский и очень ухоженный. Много зелени, цветов. Так что кроме духовной поддержки и оздоровления получаешь еще и большое эстетическое удовольствие. Что тоже, согласитесь, имеет значение.
И последним монастырем, который мы посетили перед тем, как отправиться в Пафос, был монастырь святого Ираклидия. Тоже такое интересное совпадение. Дело в том, что когда апостолы Павел и Варнава прибыли в 45-ом году на Кипр, то к ним присоединился Ираклий - сын местного языческого жреца, который взялся сопровождать их в Пафос. Как вы помните, в Пафосе апостол Павел смог обратить в христианство римского проконсула Сергия Павла. По дороге в Пафос Ираклий решил принять христианство и был крещен в реке Сетрахос в районе деревни Калопанайотис. Вот так Ираклидий стал проповедником христианства. А во время своего второго посещения Кипра Варнава рукоположил Ираклидия в епископы города Тамассоса.
Св. Ираклидий известен своей подвижнической жизнью, многочисленными чудесами, которые он совершал и мученической смертью, которую он принял от рук язычников. По преданию он был обезглавлен, а на месте его гибели позже и возник монастырь. Первоначально монастырь был мужским, но в 806 году был разрушен и восстановлен уже в 1180-м, и уже стал функционировать, как женский. Сейчас, кстати, он является самым большим монастырем Кипра.
К сожалению, оказалось, что в монастыре идут восстановительные работы и часть территории недоступна для посещения. Так что мы не смогли попасть в пещеру, где жил св. Ираклидий и где первоначально хранились его мощи, которые впоследствии были перевезены в Константинополь.
Но монастырский храм мы посетили. И обращу ваше внимание на одну необычную икону Божией Матери Млекопитательницы, расположенной в иконостасе, которая считается чудотворной.
Кроме всего прочего, зашли в монастырскую лавку, где большое количество в том числе всякой продукции, приготовленной, как я понимаю, с участием монастырских обитателей: сладости, печенье, оливки. Так что запаслись этими дарами.
На этом,пожалуй, рассказ о нашем путешествии по Кипру закончу. Хотя у нас потом была еще поездка в Пафос, где мы пробыли пять дней. Так что много чего еще посмотрели. И Археологический парк с замечательными античными мозаиками, и Царские гробницы, и в деревню Лемба съездили, где были обнаружены поселения, относящиеся к раннему энеолиту (а это, между прочим, 3800-3500 до н.э.), и по православным монастырям, конечно, и еще на знаменитом пляже Coral Bay покупались и позагорали... В общем, тут еще рассказов на несколько серий. Но, полагаю, общий вывод понятен. Много чего есть на Кипре посмотреть и как провести время. И душу, и тело порадовать. Так что если соберетесь попутешествовать, то будет чем заняться.