присоединюсь к поездке в Альпы, даты... 30 Марта 2024 - 10 Мая 2024 Австрия, Италия, Франция
Aiguille du Midi 21 Марта 2024 - 26 Марта 2024 Франция, Шамони
Вокруг монблана (либо частично )... 26 Июня 2024 - 6 Июля 2024 Франция, Шамони
+10

Сказка о дареном коне (часть 4)

SIV Лента автора 14 Мая 2012 (02:01) Просмотров: 1872 18

Канатки и канатчики

В Трех Долинах властвует «Poma». «Doppelmayr» и «Leitner» начали появляться в регионе относительно недавно, и на общем фоне почти незаметны.

С продукцией «Poma», чисто французского производства, до этого стыкаться не приходилось. Единственная знакомая мне канатка чешского предприятия «TatraPoma» претерпела, как я убедился, конструкционные и технологические изменения не в лучшую сторону по сравнению с французским оригиналом.

Канатки, как и девушки, бывают разные. Французских наименований с приставкой «теле-» я почему-то категорически не воспринимаю, возможно, из-за навязчивой ассоциации с телепузиками, что неприемлемо для столь серьезной техники. Буду их классифицировать так, как привык. Опустив мелкие подробности, имеем канатки, sorry, пасажирские подвесные канатные дороги (ППКД) следующих типов:

1. Маятниковые.
 
Маятниковая ППКД «Saulire»


2. Кольцевые, которые, в свою очередь подразделяются на:

2.1. Кресельные с фиксированными и кресельные с отцепляемыми канатными зажимами.
 

Кольцевая кресельная ППКД «Cretes» c фиксированными канатными зажимами

 

2.2. Комбинированные.

2.3. Гондольные одноканатные, двухканатные (система 2-S), трехканатные (система 3-S).

Кольцевая одноканатная гондольная ППКД «Verdons» c отцепляемыми канатными зажимами

 
2.4. Фунители.

Отдельно выведем:
  1. Канатные дороги с импульсным движением.
  2. Буксирные подъемники опорные и безопорные (бугеля).
  3. Фунифоры.
И уж совершенно особо обозначим транспорт канатный и пассажирский, но не подвесной:
  1. Фуникулеры.
  2. Канатное метро и шаттлы.
В Трех Долинах представлено большинство из указанных типов канатных дорог. Очень сожалею, что не побывал на фунителях — кольцевых канатных дорогах, в которых гондола закреплена на двух ветвях несуще-тягового каната, движущихся параллельно. В станах СНГ таких пока нет. Интересная система, которую я давно хотел изучить, но слишком поздно заметил по карте, что в Валь Торансе построены три таких дороги — du Bouquetin, du Peclet, du Grand Fond. Если б узнал об этом хоть на день раньше – поехал бы обязательно.

Остальные типы дорог были мне хорошо знакомы, хоть иногда их конструкция была довольно экзотична.

Те, кто критикует канатные дороги Трех Долин, сильно кривят душой или же не очень разбираются в канатном транспорте. Состояние техники нормальное, чувствуется, что за ней следят. Есть канатки разных лет выпуска, есть подуставшие, как на Куршевеле 1300, но убитых не встречал.
 
 Гондольная ППКД на Куршевеле 1300

 
Я вообще убежден, что «железо» дает только 50% надежности работы пассажирской подвесной канатной дороги, 50% — работа персонала. Помните незабвенное: «кадры решают все»? Для канатной дороги утверждение более чем справедливо. И французы это понимают.

За время путешествия сложилось впечатление, что в регионе налажена стройная система подготовки кадров и действует единая программа развития, всячески поддерживаемая властями всех уровней. Упор сделан на туризм и экологическое сельское хозяйство. Вредные и разрушающие экологию предприятия закрываются. Учебные заведения специализированы и готовят работников инфраструктуры – канатчиков, водителей ратраков, инструкторов и персонал отелей.

Учебный центр для подготовки персонала канатных дорог

 
У нас же, в большинстве своем, еще пока не готовы к такому масштабному мышлению и руководствуются сиюминутной выгодой. И персонал квалифицированный не ценят. Потому и катаюсь я кое-где с веревкой в рюкзаке и полным спаскомплектом в багажнике. В случае чего себя и семью с кресел стащу. И не только их. Имею некоторый опыт.

Часто наблюдал за работой их канатчиков со стороны. Регламент делают. Выкаты и заходы на посадку готовят идеально, несколько приемов взял на вооружение. Площадки для подхода чистят и выравнивают. Ограждения, знаки, информация для пассажиров в наличии, в достаточном количестве и правильно размещена. Очень понравились часы на каждой нижней станции и на крупных верхних и промежуточных – помогают ориентироваться во времени в таком обширном регионе катания. На указателях указывали еще и время, необходимое, чтобы добраться к тому или иному пункту.
 
Верхняя станция с подготовленным выкатом

 
Кресла и кабинки периодически убирают. Только никак не могу понять, зачем в снегопад чистить все кресла на линии при пустой дороге, притормозив пассажиров на посадке, и совершенно не чистить их непосредственно перед посадкой пассажиров. Сами пассажиры смахнуть снег с седалищ не успевают, и наши с женой жопы, плюхнувшись в десятисантиметровый сугроб на кресле были, скажем так, неприятно удивлены. Я в таких случаях всегда ставил дежурного с веником, который быстро смахивал снег непосредственно перед посадкой пассажиров. Традиция сохранилась и доведена уже дежурными до автоматизма.

Кстати, о седалищах. Подозреваю, что сидения во французских кабинках, лавочки из перфорированного железа на Киевском вокзале в Москве и Киевском вокзале, собственно, в Киеве проектировал один и тот же чудила. Если поймаете этого «дизайнера», то посадите голым гузном на его же творение, свяжите и оставьте в таком состоянии, скажем, на сутки, мы ж не садисты какие-нибудь! Мы просто считаем, что если чудиле не доходит через голову, то через иное место дойти должно! Пассажиры дальнего следования меня поймут.

Но я и к этому был готов – захватил с собой две пенополиуретановых сидушки от списанного со старой канатки кресла. Мощные. В палец толщиной. Буржуйские задницы соседей по кабинке нашим пятым опорным точкам безмерно завидовали. И правильно! Должны ж они хоть в чем-то нам завидовать!

Кресла на креселках нормальные, мягкие и не холодные. Только в крайнее кресло с наружной стороны по ходу движения лучше не садиться. На большинстве канаток там установлены детские магнитные замки. Работают они так: мелкого облачают в специальный яркий и прочный жилет с магнитным диском на спине, при посадке дитёнка этим диском прилепучивают к магнитному замку на спинке кресла, снижая тем самым его нежелательную гиперактивность в поездке – отличная штука для молодых мам, прилепил ребенка к стеночке и занимайся неотложными делами – мечта просто. Но как его отлеплять на верхней станции, я так и не разобрался. По идее, процесс должен проходить как-то автоматизировано. Не будет же оператор стоять и каждого дитёнка ломом от кресла отковыривать!

Детские магнитные жилеты

 
Среди канатчиков часто встречаются женщины. Для меня такое пока в диковинку. У нас такая работа – прерогатива грубых и суровых мужчин. Канат натянуть, балансир снять и разобрать, кресло передвинуть – работа не для нежных женских ручек. А динамические испытания каждый год, когда на обычную четырехкреселку вручную грузится в среднем 15-20 тонн балласта. В быстром темпе, на ходу. И выгружается так же. А если еще по два испытания в день проводим — здоровые мужики не выдерживают! Я на склонах часто встречал гондолки, вместимостью 15 человек. Надо по тонне двести на половину подвижного состава грузить. Это ж с ума сойти какой тоннаж таскать! А в гондолу грузить намного труднее и дольше, чем в кресло. А маятник на Солире? 142 человека грузоподъемности на вагон. Считаем: 142х80х2=22720 кг.! И это я еще десятипроцентный перевес не считал! Я спрашивал. Там тоже механизация минимальная. Таскают все руками. Видимо, галантных мужиков во Франции пока хватает, или же служба у них совсем по-другому налажена.

О службе ихней тоже напишу. Хотите верьте, хотите – нет, а у меня, порой, на канатках просыпается странное тревожное чувство – будто что-то не так. Вроде бы и ход плавный, и лязга с вибрацией нет, а чувство не проходит и все тут! Начинаешь приглядываться – точно! Или концевики безопасности на опоре закорочены, или канат на входе в балансир уже на реборду набегает, или сам балансир доской подпертый, или сигнализация проезда снята! Или все вышеперечисленное в одном флаконе! Хорошо, что не похуже. А то иногда такие кренделя умудряются выкинуть – диву даешься!   А тут, во Франции, ничего чувствую – не срабатывают мои жопные датчики. Я уж думал, квалификацию теряю. Начал специально присматриваться. И не нашел тех «косяков», которые обычно, бросаются в глаза – все датчики и концевики на месте, кнопки и приборы работоспособны, канат набегает правильно, анемометры вертятся, наглядная агитация для пассажиров присутствует. И придраться не к чему!
 
Концевик безопасности на верхней станции бугеля

 
Тогда я набрался наглости и пошел к канатчикам в первую же попавшуюся аппаратную, где на ломаном английском внушил присутствующим, что, дескать, сей наглый дядька «из директор бай ски-лифт», и что ему «вэри интрестинг» сей процесс, и что он не прочь тут пофоткать. А уважаемые коллеги вместо того, чтобы взять нахала за шкирку и выставить пинками под зад, вдруг все разом встали и вышли из аппаратной, предоставляя мне полную свободу действий. А чего им, собственно, стесняться – чистенько, ничего лишнего, ни мусора, ни вонючих «бычков» в консервной банке, ни дыма коромыслом, ни остатков еды, ни водочных бутылок под столом. Приборы-кнопки на пультах целые и работоспособные, хоть канатка не первой молодости. Короче, выразил я слегка офигевшим месье свои искренние комплименты и удалился довольный, ибо лучшую ситуацию наблюдал только в Зёльдене на 3-S, но там вообще была чистота операционная и фрау в тапках.
 
В аппаратной

 
«Было бы интересно посмотреть на их действия в непредвиденных ситуациях», — думал я.

Своих любил частенько напрягать, вырубая тихонечко на ходу какой-нибудь датчик. Но тут не решился. При всей их толерантности могут и навалять традиционно, а в мои планы это не входило. Впрочем, случай вскоре представился.

Засмотревшись на симпатичных англичаночек, я проехал зону высадки, неловко спрыгнул, запутался в собственных лыжах, и, к своему огромному стыду, растянулся под креслом неуклюжей жабой. Но я ж не первый день на канатках, людей учу, что в подобных ситуациях делать. Распластался на площадке, изображая камбалу Глосса (или глоську, как говорят в Одессе), пропуская кресло над собой и ожидая, что оператор врубит аварийное торможение, давая мне возможность привстать и отползти. Но креселка продолжала работать. Временной интервал между креслами порядка восьми секунд. Две секунды ушло на то, чтобы перевернуться на спину, еще шесть – отстегнуть одну лыжу. Страшно мешал рюкзак. Следующее кресло просвистело уже возле самого носа. Тогда меня уже любопытство одолело. Мне тут не так уж плохо и лежится, но когда ж ты, чувак, хоть как-то среагируешь? Я и перестал дергаться. Пронеслось еще одно крес
ло. Наконец канатка остановилась и на сцену, как черт из табакерки, выбежал канатчик. Я поднялся и откланялся.

Вы уж извините, ребята, но при всех вам похвалах, мои индейцы быстрее и проворнее!  

 
 
Постижение Европы

Экскурсия в формате «галопом по Европам» — последнее, на что согласится человек, уже бывавший в этом регионе. Искушенный путешественник следует собственному плану. Но мы были чистым листом бумаги. К тому же цены на общественный транспорт отбивали всякую охоту путешествовать самостоятельно. 95 евро с человека за обзорную экскурсию в Аннеси и Женеву – тоже сумма немаленькая, но, по подсчетам, почти вдвое дешевле диких вылазок. Так что в этом случае каждый получил то, что хотел: турфирма – деньги, мы – теплый комфортабельный бусик, приятную компанию и веселого гида-шофера, отработавшего деньги на все сто процентов. Прекрасная возможность с чего-то начать, даже если это будет стандартным набором достопримечательностей для ступидо-туристо.  

Рано утром, аккурат после завтрака, бусик был подан к отелю, и мы отправились исследовать неведомые дали. Гид Альберт лихо вел машину горными серпантинами. Успевая при этом выдавать горы информации по региону.
Поездка условно делилась на три части – экскурсия по сыроварне, заезд в Аннеси, экскурсия по Женеве.
 
 Странный отельчик в Аннеси. В такой отель я не хочу

 
Аннеси проскакали со скоростью бегущего стада бизонов. Оно и понятно, основная цель – Женева. Милый городок на берегу озера. Французская Венеция. Всегда мечтал иметь квартирку с лодочным причалом. Вода чистая, прозрачная, на дне ползают раки. И это у самого порога!
 

 
Женева встретила хмуро. Было холодно, сыро и ветрено. В свинцовых водах женевского озера качалась драга, портя пейзаж. Экскаватор на драге мрачно выковыривал грунт из пучины.

 
        
— А здесь должен быть знаменитый женевский фонтан! — изрек всезнающий гид.

Мы поверили ему на слово. Фонтан бережливые женевцы заглушили по случаю холодов.

А гид уже вел группу по набережной навстречу другим достопримечательностям. Двигаться надо было быстро, чтобы согреться. Особенно страдал сам гид, опрометчиво одетый в легкую курточку.

После осмотра гробницы герцога брауншвейнского, при жизни страдавшего клаустрофобией, группа остановилась у следующего пункта – памятника двум вооруженным дамам с весьма приличными сиськами. Дамы, несомненно, символизировали что-то очень важное в жизни Женевы и окрестностей, но из-за холодрыги мы не упомнили ничего из того, что так подробно растолковывал гид. Посему были рады убраться с открытого места, отметив хороший вкус местных жителей в выборе символов.
 

 
— А это – знаменитые на весь мир цветочные часы! — продолжил гид, указав на торчащую из снега металлоконструкцию, издалека напоминающую законсервированную нефтескважину. Вместо цветов на «циферблате» покоился слой серого снега, вульгарно потоптанного чьими-то непросвещенными ногами.
 

 
Странно, но «нефтескважина» еще работала и время показывала. Сверил со своими часами. Мои на минуту отставали. Швейцария!

Наконец мы убрались с холодной набережной и организованной толпой  отправились осматривать город. В числе осмотренных памятников культуры значились протестантский собор, Женевская мэрия, дом Тавель и Женевский университет, в библиотеке которого дедушка Ленин писал свои бессмертные статьи, которые потом заставлял студентов конспектировать нехороший и злой дядька-парторг, читавший на факультете «Историю КПСС» и пытавшийся выгнать меня из института за крамольное ношение джинсов на комсомольском собрании.
В университетском сквере я увидел палаточный городок.
 

 
— А это зачем? — спрашиваю у гида.

— Студенты протестуют…

— Против чего?

— Да против жадности! — ответил гид прочитав плакаты.

Нам бы их проблемы!

После организованной экскурсии оставалась пара часов свободного времени для прогулки городом. К  тому времени мы уже были в курсе, что признаком культурного швейцарского общества являются дорогая жратва, но бесплатные музеи.

Удивительным образом швейцарцы сумели все организовать так, что после посещения их хранилищ истории не остается ощущения пыльного запустения и недофинансированной безнадюги. Там кипит жизнь. И не только за счет туристов. Во многом картину оживляют живописные стайки молодых людей весьма хипповатого вида, сидящих на полу и рисующих какие-то эскизы.

Мне нравятся вещи, имеющие собственную историю. Интересно было ощутить разницу в исторически сложившихся жизненных укладах даже на примере простой кухонной утвари и средств производства. Показательный пример: если у нас во главу угла музейной экспозиции всегда ставилась сельскохозяйственная утварь, средства обработки земли, приспособления для ткачества, то у швейцарцев почетные места занимают приборы для измерения денег и товара. Навевает на мысли.  
 
  
Краеведческий музей находится в доме Тавеля и значительную часть времени мы провели там. Потом вспомнили, что в Женеве есть православная церковь, в которой венчался великий художник Михаил Врубель. Пошли ее искать. Церковь нашли, но внутрь не попали.
 

 
Зато в процессе поисков набрели на Музей истории и искусства. У нас оставался примерно час. Часа там явно недостаточно. По экспозиции мы в буквальном смысле пробежались. Особенно сожалею, что мало времени осталось на коллекцию оружия и картины старых мастеров. Но, как говорил Козьма Прутков, нельзя объять необъятное.
 
«В греческом зале, в греческом зале…» Исскуство вечное…
 
 
...и современное. Валиком накатаю минут за 15!
 
Уже стемнело, когда мы, бросив прощальный взгляд на Женевское озеро, отправились в обратный путь.

Диетологи советуют вставать из-за стола с легким чувством голода. Именно так вышло и у нас. Но в том есть своя прелесть. Непресыщенность впечатлениями оставляет непаханое поле для построения новых планов и сбычи новых мечт.   
 
Продолжение следует...

Сказка о дареном коне (часть 3).

Сказка о дареном коне (часть 2).

Сказка о дареном коне (часть 1).


+10
0  
Валерий Палыч    14 Мая 2012 (10:05)   #
А что значит "комбинированная ППКД" ?
Кресельно-гондольная ?
  • 2
  • 1
  • 2
0  
SIV    14 Мая 2012 (11:06)   #
Да, кресельно-гондольная. Она всегда идет с отцепляемыми зажимами. Отличие от обычных кресельных или гондольных ППКД в устройстве площадок для посадки и высадки. А так механика та же. 
0  
Валерий Палыч    14 Мая 2012 (12:31)   #
Означает ли это , что на одном, грубо говоря, канате ,  чередуются и кресла , и гондолы ?
И если "да" , то для чего это делается ?
Или просто имеется возможность цеплять на него или те, или другие подвески ?
  • 2
  • 1
  • 2
0  
SIV    14 Мая 2012 (13:05)   #
Подвижной состав чередуется. Такую дорогу ставят если она используется как для перевозки лыжников с лыжами на ногах. Так и пеших пассажиров.
0  
Валерий Палыч    14 Мая 2012 (13:17)   #
Понял, спасибо !
А как согласуется время посадкивысадки -  ведь на эти операции в случае гондолы требуется однозначно больше времени , чем на посадкусоскок с креселки ?
  • 2
  • 1
  • 2
0  
SIV    14 Мая 2012 (13:26)   #
Скорость на посадке/высадке одинакова. И для отцепляшек незначительна. Просто посадка/высадка делится на зоны для кресел и для гондол. С кресел сходят чуть раньше, на выкате, а с гондол дальше на площадке. Для удобства ставят одинаковую вместимость кресел и гондол, например 8 и 8.  
0  
Валерий Палыч    14 Мая 2012 (16:29)   #
Класс! Как бы мне хотелось посмотреть на процесс выгрузки такой прелести ! :-)
  • 2
  • 1
  • 2
0  
SIV    14 Мая 2012 (16:56)   #
Тут есть немного

http://www.doppelmayr.com/index.php?id=2609&L=3

0  
Валерий Палыч    14 Мая 2012 (17:03)   #
Одуреть !
Впечатляет....
Честно говоря, на трезвую голову я бы и представить такого не смог !
  • 20
  • 7
  • 7
0  
sister_ksa    14 Мая 2012 (11:34)   #

Фунители.
Фунифоры.

а это что за звери такие?


  • 2
  • 1
  • 2
0  
SIV    14 Мая 2012 (12:10)   #





Это фунифор. Чем-то похож на маятниковую дорогу, но существенно отличается от нее устройством и принципом работы. На маятниковой обязательны два вагона, движушиеся синхронно навстречу друг другу. И строго посредине трассы они встречаются. У фунифора может быть только один вагон на линии. Или два совершенно не связаны между собой механически. Такой себе канатный автобус, движущийся по расписанию. По сравнению с маятниковыми более устойчив к ветровым нагрузкам, менее энергоемок и позволяет устроить промежуточные станции в любом месте на линии, а не только строго посредине. Но запасовка канатов сложнее. 

Фунители относятся к кольцевым дорогам.
http://www.doppelmayr.com/index.php?id=2567&L=3

В отличие от остальных типов кольцевых канатных дорог вагончик фунителя закреплен на двух ветвях несуще-тягового каната, движущихся параллельно.
Стойки к ветровым нагрузкам, позволяет увеличить скорость движения подвижного состава, но привод и запасовка сложнее обычных гондолок и более энергоемок.
0  
Валерий Палыч    14 Мая 2012 (12:46)   #
Вопрос снят.
  • 2
  • 1
  • 2
0  
SIV    14 Мая 2012 (13:17)   #
Если честно, первый раз стыкаюсь с таким техническим термином. Но если предположить, что бремс - это тормоз, а берг - это верх, получается верхний тормоз. А немцы все четко называют, если в меню "томатопастозуппе" - то что читаем, то и принесут. Я склонен думать, что это мог быть узел канатки, ловитель. Он действибельно устанавливается на большинстве маятниковых дорог, но не название типа дороги.


Маятниковые

http://www.doppelmayr.com/index.php?id=2579&L=3  
0  
Валерий Палыч    14 Мая 2012 (13:26)   #
Прошу прощения, это я накосячил - начитался гладковского "Цемента" !
"Бремсберг"- это таки да канатная дорога , принцип тяги которой основан на противоходе груженых и пустых , но ВАГОНЕТОК !
Ещё раз прошу прощения за дурной вопрос.
  • 2
  • 1
  • 2
0  
SIV    14 Мая 2012 (13:32)   #
Для меня тоже это было интересно. Я не спец по грузовых. Вполне возможно, что такие системы еще бегают, только я не в курсе. Система вполне работоспособна. Видно, тормоза там, все-таки, на верху ставили. 

Подобным образом можно любую пассажирскую разогнать.Один из способов аварийной эвакуации, но опасный. 
0  
Валерий Палыч    14 Мая 2012 (16:24)   #
Точно. Бегают. И даже пассажирские.
Гора Нероберг в Висбадене.
У нас на Урале грузовые работали до пятидесятых годов в районе Исетска.
А что опасно - так на то и фронт... :-(
0  
KON    5 Августа 2013 (09:57)   #
Добрый день! Вижу вы в курсе принципа работы гондольных канаток. Очень интересует следущее: судя по зажиму с помощью которого крепится кабинка к канату, зажимается к канату она как бы сверху как прещепка. Разве надёжно такое крепление, вдруг порыв ветра или дисбаланс кабинки, разве не может соскочить такой зажим с каната? Насколько он надёжен? Ведь он не приварен к канату а просто канат зажат как тисками, причём эти тиски маленькие, а кабинка висит сбоку создавая давление на них дополнительное. С виду очень ненадёжно смотрится.
  • 2
  • 1
  • 2
0  
SIV    5 Августа 2013 (15:32)   #
Я бы больше переживал, если б зажим был приварен к тросу (на такую канатку я б вообще не садился). Усилия зажима четко просчитываются для каждой канатки так чтобы обеспечить необходимое усилие сдвига плюс запас. Если усилие недостаточно, то кабина или кресло будут проскальзывать, чрезмерные усилия ведут к повреждению каната. Так что тут соблюдается принцип золотой середины. Более того, неотцепляемые зажимы периодически передвигаются на  40-50см вверх по канату, чтобы сменить место установки и предупредить возможные повреждения каната в точке зажима. Все это дегается строго под динамометрический ключ. В бугелях используются простые винтовые зажимы. В креселках-неотцепляшках прижимная сила действует на шток через блок предварительно сжатых тарельчатых пружин, что обеспечивает постоянство усилия при незначительных изменениях диаметра каната вследствии удлиннения при растяжении или температурных деформаций.
В "отцепляшках" перестановку не делают, место фиксации зажима и так постоянно меняется. Эти зажимы более близки по конструкции к "прищепкам", только у Ляйтнеров используются калиброванные винтовые пружины, а у Доппелей - торсионы. Прижимное усилие таких зажимов автоматически контролируется датчиками всякий раз, когда кресло заходит на станцию. Если усилие меньше номинального, дорога автоматически останавливается с наложением аварийных тормозов. Неисправное кресло в таком случае удаляется с линии.
Если за зажимами следить и систему безопасности не отключать, то данные конструкции очень надежны.
На моей памяти только раз кресло проскользнуло по канату и то на грузовых испытаниях. Причина - неправильная установка тарельчатых пружин после ремонта. Тогда я заставил перебрать все кресла на канатке заново под роспись. Теперь нормально.